Частнохозяйственая финансовая политика представляет собой совокупность стратегических и тактических мер в области формирования и использования финансовых ресурсов и доходов хозяйствующих субъектов (преимущественно организаций). В отношении домашних хозяйств вряд ли можно говорить о финансовой политике в силу небольших объемов и незначительного количества осуществляемых ими финансовых операций, а также достаточной предсказуемости их финансовой деятельности.
Особенностью частнохозяйственной финансовой политики является ее тесная связь с экономической политикой организации. Концепцию, стратегию и тактику финансовой политики хозяйствующего субъекта трудно отделить от общеэкономической концепции, стратегии и тактики организации. Финансовая политика разрабатывается собственниками (участниками), советом директоров, администрацией (топ-менеджерами) организации. Отдельные блоки финансовой политики разрабатываются специализированными службами (управлениями, отделами) хозяйствующего субъекта. Выбор финансовой политики зависит от целей и задач организации на данном этапе ее развития.
Частнохозяйственную (корпоративную) финансовую политику структурно можно разделить на следующие виды:
1) Финансовая политика компании в целом и финансовая политика в отношении обособленных подразделений компании;
2) агрессивная, умеренная и сдерживающая финансовая политика;
3) политика поглощения, слияния и разделения;
4) политика финансового оздоровления путем восстановления платежеспособности и санации;
5) политика ориентации на рентабельность или на ликвидность;
6) финансовая политика по видам финансовой деятельности: ценовая, дивидендная, учетная, налоговая, инвестиционная, долговая и т.д.;
7) финансовая политика коммерческих, некоммерческих, кредитных организаций, страховых компаний и профессиональных участников рынка ценных бумаг.
1) Общефирменная финансовая политика предполагает формирование концепции, стратегии и тактики финансового поведения компании в целом, включая ее структурные подразделения. Такая политика обязательна для холдингов и других вертикально интегрированных структур. В ней на первый план выдвигаются финансовые интересы компании в целом и ее головного предприятия.
Финансовая политика в отношении обособленных структурных подразделений компании является в большей или меньшей степени подчиненной общефирменной (общехолдинговой) финансовой политике.
В составе структурной финансовой политики можно выделить политику относительной финансовой автономности обособленных подразделений, при которой они самостоятельно формируют свою финансовую стратегию и тактику, а также зависимую финансовую политику, при которой финансовые цели и задачи обособленного подразделения полностью подчинены стратегии и тактике головного предприятия, компании (холдинга) в целом (к примеру, допускается убыточная деятельность какого-либо подразделения для обеспечения прибыльного функционирования других подразделений компании).
2) Агрессивная финансовая политика организации связана с финансовым обеспечением агрессивного поведения предприятия, компании рынке финансовых капиталов, в области активной кредитной политики и, политики низких дивидендов и т.д.
- Умеренная финансовая политика не отличается от финансового поведения большинства организаций оделенного сегмента рынка.
- Сдерживающая финансовая политика направлена на свертывание деятельности на рынке потребительских товаров и услуг в связи с высокой конкуренцией, бесперспективностью данного направления и переориентацией на другую деятельность. Такая политика сопровождается снижением активности на финансовом рынке, расширением операций по продаже активов и т.д.
3) Финансовая политика поглощения, слияния и разделения.
Политика поглощения одной компанией другой (других) компаний и слияния двух или нескольких организаций является, с одной стороны, одним из направлений агрессивной финансовой политики, а с другой — имеет самостоятельное значение. Поглощение и слияние — это финансовые операции, имеющие далеко идущие стратегические последствия (не обязательно положительные) во всех сферах экономической и финансовой деятельности участников , меняются место новых образований на рынке, объемы и качество их финансовых потоков, хозяйственно-финансовых связей и пропорций). Поэтому основное требование к политике поглощения и слияния — ее всесторонняя взвешенность.
Политика разделения используется организациями, как правило, в критических ситуациях, когда прежняя организационная экономическая и финансовая структура компаний оказывается неэффективной или неуправляемой, предприятие стоит на гранибанкротства или объявлено банкротом и т.п. Поэтому политику разделения можно назвать одним из способов финансовой санации предприятий или вертикально интегрированных структур.
4) Важное место в системе управления финансами организации занимает политика финансового оздоровления1.
Под финансовым оздоровлением предприятия здесь следует понимать не только реабилитационную процедуру в процессе банкротства, но и в первую очередь допроцедурную, досудебную деятельность по укреплению и постоянному поддержанию устойчивости финансов предприятия.
В составе данной политики можно выделить: политику восстановления платежеспособности и политику санации.
Политика восстановления платежеспособности — это совокупность мер, направленных на обеспечение финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта путем допроцедурного восстановления утраченной им платежеспособности и поддержания ее на должном уровне с целью предотвращения банкротства.
Политика восстановления платежеспособности предприятия включает следующие направления: диагностику платежеспособности; меры по восстановлению текущей платежеспособности (улучшение финансового состояния); обновление основного капитала; оптимизацию структуры капитала. Такую политику должны проводить все организации, что обеспечит их финансово устойчивое функционирование в течение длительного периода времени. В случае если предприятию не удалось восстановить и сохранить платежеспособность и оно оказывается на грани банкротства или в судебном порядке объявлено банкротом, проводится политика финансовой санации.
Санация может осуществляться в разных формах и разными способами, в том числе предусмотренными в законодательстве о банкротстве (продажа непрофильных и излишних активов, продажа части профильных активов, перепрофилирование предприятия, приостановка нерентабельных видов деятельности и производств, сокращение персонала, слияние с другими предприятиями, разделение компании и др.). Важнейшей задачей такой финансовой политики является выбор наиболее эффективных для данного предприятия и на данном уровне его финансовой состоятельности форм и методов санации, позволяющих сохранить санируемое предприятие с достаточным запасом финансовой прочности.
5) Каждое коммерческое предприятие должно самостоятельно решать стратегическую дилемму финансового менеджмента — рентабельность или ликвидность. Политика, ориентированная на рентабельность, основана на стратегии обеспечения и поддержания на высоком уровне рентабельности как одного из важных качественных показателей эффективности предприятия. Акцент делается на стабильную высокую норму прибыльности продаж и цену акций, активную инновационную и агрессивную ценовую политику, освобождение от низкорентабельных активов и деятельности, перераспределение ресурсов в пользу высокорентабельных производств и видов деятельности и т.д.
Политика, ориентированная на ликвидность (на выручку), подразумевает рост массы прибыли и объема продаж за счет использования системы гибкого ценообразования и политики низких цен, расширения объемов производства и проведения активной политики на рынке финансовых ресурсов, повышение ликвидности ценных бумаг предприятия и т.д.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 306.