· Первые крупные теоретические исследования в области финансов в России появляются в XIX в. В 1810 г. в связи с усиливающимся дефицитом бюджета Государственный Совет утвердил правила расходования государственных средств, подготовленные министром финансов графом М.М. Сперанским. Документ, названный им «План финансов». Многие идеи и положения «Плана финансов» М.М. Сперанского существенно повлияли на последующее развитие финансовой теории и практики в России, не потеряв своего значения и поныне. Его по праву можно считать одним из наиболее выдающихся разработчиков теории бюджета. Однако идеи Сперанского стали внедряться в России лишь в 80-х гг. XIX в.
· В 1818 г. выходит в свет работа декабриста Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов», где правильно проводится непосредственная связь налогов с государством как необходимого условия существования последнего. Уничтожение налогов, по мнению автора, означало бы уничтожение самого государства и общества. По существу, это первый в России труд по теории налогообложения, ставший классикой в науке о налогах.
· Другим крупнейшим экономистом начала XIX в. был известный государственный деятель Н.С. Мордвинов. В своей работе «Рассуждения о пользах, могущих последовать от учреждения частных по губерниям банков» (1813) он уделяет большое внимание обеспечению устойчивости государственных доходов и налогам, обосновывая необходимость изъятия с их помощью части богатства общества на общегосударственные нужды
· Важнейшей особенностью финансовой науки в России явилось то, что она формировалась на национальной почве, не копируя зарубежный опыт, а критически анализируя его и строя свои выводы и рекомендации с учетом специфики российской государственности и экономики. Особенности становления и развития российского общества и государства обусловили и особенности формирования его финансовой системы.
· Таким образом, можно выделить следующие основные закономерности и особенности развития финансов и финансовой науки в России в период феодализма:
· 1) национальная самобытность в силу относительной оторванности российского хозяйства от европейских рынков;
· 2) преемственность общемировых тенденций и опыта, адаптация всего самого ценного к российской специфике;
· 3) становление российской теории финансов, отличной от западноевропейской и послужившей основой для формирования в дальнейшем самобытной финансовой школы.
· Конец XIX — начало XX в. характеризуются крупными экономическими преобразованиями: реформа И.А. Вышнеградского — С.Ю. Витте и аграрная реформа П.А. Столыпина. В результате была достигнута экономическая стабильность в целом, произошло укрепление денежно-финансовой системы России, суммарный бюджет (обыкновенный и чрезвычайный) стал сводиться с превышением доходов над расходами1
· После Октябрьского переворота 1917 г. произошла смена общественно-политического устройства России. Несмотря на это, в первые годы Советской власти и в период НЭПа финансовую науку отличало многообразие идей и методологических подходов. Уже в 1919 г. выходит работа Я.Н. Таргулова «Финансовая наука», в которой он делает вывод о том, что «финансовая наука изучает государственное хозяйство, взятое в целом, рассматривает его доходы, способы их получения и форму их получения»2.
· Основоположниками теории советских (социалистических) финансов были В.П. Дьяченко и A.M. Александров. Ими заложены основы сущности финансов, их системы и функций. Родоначальником финансов отраслей народного хозяйства — особой отрасли социалистической финансовой науки — был A.M. Бирман. В отличие от российской (дореволюционной) финансовой школы советские ученые-финансисты в подавляющем большинстве распространяли сферу финансов и на уровень предприятий, выделяя два звена системы финансов: государственные финансы и финансы предприятий (отраслей).
2.Экономическое содержание финансов.
· Финансы — неотъемлемая часть рыночных отношений. Содержание финансов как экономической категории заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.
· Изучение финансов позволяет знать, куда и на что используются изымаемые в виде налогов и сборов у граждан и предприятий доходы, какова цена акций, облигаций, каковы отчисления на пенсии, какой размер налогов, следует ли реформировать налоговую систему, следует ли дальше дотировать убыточные предприятия или не препятствовать их банкротству, каковы причины бюджетного дефицита.
· Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязи между функциями макроуровня и финансами микроуровня. К финансам макроуровня относят государственный и муниципальный бюджет, которые образуются на финансовом потенциале предприятий.
· Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация. Поэтому важным фактором является:
· 1) определение принципов организации и функционирования финансов позволяет выявить направления воздействия финансов на развитие государственного сектора экономики и выработать критерии его функционирования;
· 2) финансы должны опираться на информационные потоки, потому что принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решений, так и в процессе контроля над ходом его выполнения. Эту информацию можно найти в:
· а) оперативной и статистической отчетности;
· б) договорах и соглашениях;
· в) расчетных документах и т. п.;
· 3)финансы должны иметь целевую ориентацию, потому что они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества, хотя во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.
· Финансы – экон. отношения, организованные гос-м и связанные с формированием, распределением, использованием централизованных и децентрализованных фондов ден. средств в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям: 1. Фин. обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет фин. ресурсов.
· 2. Фин. регулирование экон. и соц. процессов – осуществляется через перераспределение фин ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы – и темпы развития отрасли или региона ускоряются, и наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство. Различают три вида регулирования экономики. - Саморегулирование (приток капитала, рынок, спрос и предложение) – Гос-е регулирование эк-ки. фундаментальная
· наука финансируется за счет гос средств. То же самое можно сказать и о др проблемах, например, финансирование обороны, решение соц. вопросов. - Регулирование экономики через финансы самого п/п. В этом случае п/п само определяет пропорции м/у накоплением и потреблением и др пропорции. С помощью механизма налогообложения, предоставления налог. льгот и выделения бюдж. субсидий гос-во побуждает п/п осущ-ть такие варианты развития их деят-ти, которые удовлетворяют интересы и потребности общества. Фин. стимулирование эффективного использования всех экон. ресурсов осуществляется различными методами: - через эффективное вложение фин. ресурсов (примером может служить выделение бюджетных ссуд на конкурсной основе); - через создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы); - через использование бюдж. стимулов (предоставление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития); - через использование финансовых санкций (штрафы и пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредоставление налоговых деклараций и т.п.). Важнейшим элементом управления экон. и соц. процессами явл планирование и прогнозирование. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей. Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются эк-им строем общ-ва, природой и функциями гос-ва. Финансы – это определенные эк-ие отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным или безналичным путем.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 370.