Правовое обеспечение финансовых отношений.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· Надлежащее выполнение субъектами управления финансами сво­их полномочий (функций, прав и обязанностей), успешное проведе­ние финансовой политики и ее реализация через финансовый механизм невозможны без соответствующего финансово-правового обеспечения функционирования государственного, муниципального и частного финансового хозяйства. Такие финансовые правила игры задаются и фиксируются в нормах финансового права.

· Финансовое право представляет собой упорядоченную совокуп­ность правовых законодательных и нормативных актов, норм и пра­вил, регламентирующих основы построения финансов, финансовой системы и финансового механизма, а также полномочия органов уп­равления финансами.

· В соответствии с движением финансовых ресурсов в двух формах — пуб­лично-правовой и частноправовой финансовое право можно раз­делить на две отрасли — публичное и частнохозяйственное финансовое право.

· Публичное финансовое право регламентирует:

· 1. Правоотношения в области формирования и использования финансовых ресурсов и до­ходов органов государственной власти и местного самоуправления;

· 2. Основы построения публичных финансов;

· 3. Функции, права и обязанно­сти органов публичной власти и управления;

· 4. Финансовые формы, ме­тоды и инструменты;

· 5. Финансовые взаимоотношения с организациями и физическими лицами,

· 6.Иные публичные финансовые правоотноше­ния, включая государственный финансовый контроль.

· Публичное фи­нансовое право включает в себя следующие отрасли: валютное право, правовые основы денежной системы, бюджетное право, внебюджетное право, таможенное право и налоговое право, а также отдельные нормы конституционного, гражданского, хозяйственного, трудового, админи­стративного права, правовые нормы местного самоуправления (в части, касающейся публичных финансовых отношений) и правовые основы банковской системы (в части, касающейся Банка России и банковского регулирования).

· Публичное финансовое право носит исключительно императивный (принудительно-властный) характер, нормы которого обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений. За их неисполнение (не должное исполнение) последние несут финансовую (в виде штрафов), административную (в виде административных штра­фов и лишения руководящих лиц должностей) и уголовную (в виде лишения свободы) ответственность.

· Частнохозяйственное финансовое право регламентирует опре­деленные правоотношения в области: - формирования и использования финансовых ресурсов и доходов организаций (коммерческих, некоммер­ческих) и домашних хозяйств, - основы построения финансов организа­ций различных форм собственности, включая профессиональных участ­ников финансового рынка, - отдельные полномочия органов управления ими, - основы семейных финансовых отношений, - финансовые формы, методы и инструменты, - финансовые взаимоотношения организаций и до­машних хозяйств с органами государственной власти (местного самоуп­равления) и участниками финансового рынка, - иные частнохозяйствен­ные финансовые правоотношения.

· Частнохозяйственное финансовое право включает в себя соответствующие нормы: конституционного, гражданского, хозяйственного, административного, трудового и семей­ного права, а также нормы отраслей публичного финансового права, касающиеся частнохозяйственных финансовых правоотношений.

· В отличие от публичного частнохозяйственное финансовое право, кроме жестких императивных, обязательных к исполнению законодательных правовых норм, в значительной мере строится на более мягких реко­мендательных нормах или нормах с широкими правами альтернатив­ного выбора при решении вопросов о правоприменения. Например, Положение бухгалтерского учета, Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), банковские инструкции, нормы, регламен-шрующие деятельность на финансовом рынке, применение организа­циями финансовых форм, методов и инструментов и т.д.).

· Таким образом, предметом финансового права выступают денеж­ные отношения, в которые вступают как субъекты финансового права органы государственной и муниципальной власти, организации (юри­дические лица) и домашние хозяйства (физические лица) и которые требуют правовой регламентации в виде правовых законодательных п нормативных актов.

· Финансово-правовое обеспечение процесса управления финансами осуществляется в форме правовых актов, в которых заключены финансовые правовые нормы. По степени императивности или юри­дической силе финансовые правовые акты подразделяются: - на законы (кодексы) или правовые законодательные акты и - подзаконные или правовые нормативные акты (указы президента, постановления пра­вительства, министерские и ведомственные приказы, указания, инст­рукции, положения и т.п.).

· Законодательные акты (на уровне местного самоуправления — решения) принимаются законодательными (пред­ставительными) органами государственной власти (местного самоуп­равления).

· Одни правовые акты регламентируют финансовые отноше­ния во всех звеньях системы финансов, например Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее БК РФ), Налоговый кодекс Российской Федерации и т.д., но большая их часть регулирует финансовые отношения в отдельных звеньях и элементах системы финансов.

· К финансовым правовым нормам можно отнести также правовые акты, выходящие за рамки одной страны, например международные договоры о внешнем государственном заимствовании (условиях полу­чения и погашения с процентами), о предотвращении двойного налогообложения между странами, Система Национальных Счетов, МСФО и др.

· Отдельные финансовые правоотношения могут регулироваться постановлениями Конституционного суда РФ (ими могут отменять или изменять спорные правовые акты или нормы федерального законода­тельства), а также постановлениями или решениями арбитражного суда и суда общей юрисдикции по спорным финансовым вопросам, вклю­чая наложение финансовых санкций.

· Следует отметить ряд существенных недостатков, присущих современ­ному российскому финансовому праву, к числу которых специалисты относят следующие:

· ■ противоречия между федеральным и территориальным (реги­ональным, муниципальным) законодательством, приводящие к ущемлению интересов субъектов РФ и муниципальных об­разований, несовершенству механизма разграничения доход­ных и расходных полномочий между уровнями бюджетной си­стемы (в частности, к передаче вышестоящим уровнем ниже­стоящему расходов, не обеспеченных адекватным объемом до­ходных источников);

· ■ противоречия между отдельными законами и ведомственны­ми правовыми финансовыми актами, вызывающие их различ­ное толкование;

· ■ слабая экспертиза проектов финансовых законодательных и нормативных актов;

· ■ наличие ряда законов и правительственных программ, реали­зация которых затруднена в силу необеспеченности финансо­выми ресурсами;

· ■ нечеткость формулировок отдельных законов и нормативных актов, вызывающая необходимость их уточнения, дополнения и изменения, что порождает нестабильность финансового пра­вового поля;

· • языковая сложность формулировок положений законодатель­ных и нормативных актов;

· ■ несвоевременное принятие и опубликование отдельных финан­совых правовых актов.

· Отсюда — необходимость постоянного совершенствования российского финансового права.

 

Финансовая система.

· Финансовая система – совокупность сфер функционирования финансовых отношений и обслуживающих их финансовых учреждений (форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению СОП)

· Финансовая система организованная совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов де­нежных средств государства и предприятий.

· В финансовую систему включают следующие сферы:

  • финансы предприятий, организаций, учреждений;
  • финансы страхования;
  • государственные финансы.

·

· Первая сфера , где необходимы финансы — государство. Система, с помощью которой государство собирает и расходует средства называется государственные финансы (Publik Finance).

· Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфера называется финансы предприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие собирает средства (Corporate Finance).

· Третья сфера — прочие финансы (в том числе финансы страхования, которые могут быть частично отнесены к централизованным финансам (в части обязательного страхования), а частью к децентрализованным (в части коммерческих страховых компаний, существующих как хоз.субъекты)).

· Т.о. финансы, которые аккумулирует государство, называются централизованными. Они формируются за счет налогов, дохо­дов от внешнеэкономической деятельности, таможенных по­шлин и т. д. Те финансы, которые остаются в распоряжении пред­приятий, называются децентрализованными. Они формируются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

· 1. Децентрализованные финансы - это совокупность экономич-х отношений по формированию и использ-ю денежн.фондов орг-ций, предпринимателей, физ.лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизв-ва. Ониявляются основой фин.системы, поскольку именно здесь, в сфере мат.произв-ва формируется преобладающая часть фин.ресурсов страны. Гл.источником производственного и социалього развития трудовых коллективов становится прибыль. От состояния децентрализованных фондов зависит общее положение страны. Финансы дом.хоз-ва недавно включены как звено фин.системы. Фин.отношения населения по формированию семейного бюджета и его использованию имеют важное значение по регулированию платежеспособного спроса страны. Чем выше доходы общ-ва, тем выше его спрос на производимые мат.ценности, тем устойчивее экономическое положение п/п.

· Различают след.виды децентрализованных финансов:

· 1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;

· 2) финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую деятельность;

· 3) финансы общественных объединений (профсоюзов, политических партий, общественных фондов);

· 2. Централизованная сфера (гос.финансы)- денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально – культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

· Государственные финансы включают в себя:

· 1). Бюджет – экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально – культурных нужд, нужд обороны и государственного управления. Действующая бюджетная система состоит из 3-х звеньев:

  • федеральный бюджет
  • региональные бюджеты
  • местные бюджеты

· Каждый бюджет функц-ет автономно, т.е. нижестоящий бюджет свооими доходами и расходами не включается в вышестоящий. Для целей планирования составляется консолидированный бюджет- статистический, сводный бюджет, который объединяет фин.ресурсы всех уровней бюджетной системы.

· 2). Внебюджетные фонды — специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов.

· Источники формирования

· а). специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно вещевых лотерей;

· б). субсидии из бюджета;

· в). дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы

· г). добровольные взносы и пожертвования.

· Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления и своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий; они выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают государственные власти в случае финансовых затруднений.

· Внебюджетные фонды имеют строго целевое значение- расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей социальной инфраструктуры.

· Т.о. состав государственных финансов России по функциональному назначению:

  • федеральный бюджет
  • муниципальные финансы
  • государственные внебюджетные фонды
  • бюджеты субъектов РФ

· 3). Государственный кредит — денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.

· Формы государственного кредита:

· – государственные займы;

· – казначейские ссуды.

· находится в собственности гос-ва, включает бюджетную систему и внебюджетные социальные фонды.

· Основой единой фин.системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе мат.произв-ва.

· Общегосударственным финансам принадлежит вед.роль – 1) в обеспечении опред.темпов развития всех отраслей народн.хоз-ва; 2) перераспределении фин.ресурсов м/д отраслями экономики и регионами, сферами проз-ва (произв-ой, непроизв-ой), слями населения.

· Страхование — специфическая сфера, под которой понимается – совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектом хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.

· Страхование имеет свои звенья:

· 1) Социальное страхование (все методы);

· 2) Личное страхование;

· 3) Имущественное страхование;

· 4) Страхование ответственности;

· 5) Страхование предпринимательских рисков.

· Вывод Т.о. через фин.систему государство воздействует на формирование централизованных и децентразиз-х денежных фондов, используя для этого налоги, расходы гос.бюджета, гос.кредит.

 

Содержание и структура финансового механизма

· Финансовый механизм - активный элемент в системе управления, экономикой и финансами в обществе.

· В любом государстве для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется, как элемент управления и регулятор экономических отношений, финансовый механизм. Он, представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемые обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

· Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. Финансовый механизм рассматривается в действии, он активен и включает сложные элементы, имеет подсистему.

· Финансовый механизм, как и хозяйственный механизм в целом, имеет внутреннюю, присущую ему структуру. Чтобы ее охарактеризовать, целесообразно использовать такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент.

· Подсистема (часть) финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма -финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы,организационную структуру, правовой режим финансовой системы, финансовый контроль. Если имеется логическая взаимосвязь между планированием финансовых ресурсов на основе выработки четких ориентиров при высокой организации финансовой работы и контроля, то финансовый механизм проявляет себя в рамках объективных требований.

· Блок (звено) финансового механизма - это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединенных по признаку общей долевой направленности.

· В блок включаются: финансовые прогнозы, планы и балансы, финансовые показатели, фонды финансового обеспечения воспроизводства и стимулирования, законодательные и нормативные акты, регулирующие финансовые отношения. Составных блоков только шире объясняют понятие финансового механизма. Однако прогнозы и планы, если они необоснованны, приводят к искаженным финансовым показателям, а это приводит к спешному принятию решений, различным поправкам.

· Элемент финансового механизма - это хозяйственная простейшая форма, через которую специфическим образом проявляются интересы участников общественного производства. Интересы государства направлены на формирование государственных финансов, на финансовое обеспечениегосударственных программ в сфере экономики и социальной сфере, а интересы хозяйствующих субъектов - на сохранение финансовой устойчивости и экономической стабильности. Обоюдные встречные интересы участников удовлетворяются с помощью финансового механизма.

· Характерными особенностями финансового механизма являются его динамичность, постоянное совершенствование, тесное взаимодействие со звеньями хозяйственного механизма.

· Действие составляющих финансового механизма необходимо рассматривать с сопряженными составляющими других экономических механизмов, при их взаимодействии в конкретных условиях с учетом сочетания интересов общества,' первичного хозрасчетного звена, отдельных работников.

· Сложная система экономического механизма, его звеньев, рычагов, элементов находится в постоянном изменении, взаимодействии в соответствии с выдвигаемыми и решаемыми задачами определенного этапа развития общества, его производственных отношений, или части этих отношений,связанных с развитием той или иной сферы, отрасли народного хозяйства.

· В условиях рыночной экономики и углубления рыночных отношений в практику входят такие понятия, как акционирование, дивиденды, лицензии, валютные фонды, утверждаются новые видыналогов, целевых отчислений' денежных средств. Финансовый механизм приобретает усложненный характер, усиливаются взаимные требования и обязательства в сфере платежей налогов, дивидендов и др. Названные выше компоненты экономического механизма, применяемые в практике хозяйствования и управления экономикой, призваны активизировать деятельность предприятий, фирм не углублять противоречия в обществе, а удовлетворять общие интересы всех участников рыночных отношений.

· Задачи совершенствования финансового механизма на современном этапе развития экономики РК с учетом мирового опыта связаны с широкой демократизацией производства, углублением коммерческого расчета, рыночного регулирования, усиления экономической заинтересованности в результатах хозяйствования. Совмещение частной и государственнойсобственности, присутствие частного бизнеса регулируются активностью финансового механизма в масштабе страны.

· Через рациональное использование денежных доходов, накоплений и фондов происходит воздействие финансового механизма на конечные результаты производства, на формированиефинансовых ресурсов, функционирование финансового рынка.

· Финансовый механизм пронизывает все стороны производственных отношений общества. Поэтому с помощью действенного, хорошо отлаженного финансового механизма можно активно воздействовать на объем и качество производства, повышать его эффективность и обеспечивать экономику финансовыми ресурсами для ее роста, а государство собственными государственными финансами, централизованными для выполнения социально-экономических программ.

· В финансовом механизме проявляется усложнение отношений, если неправильно используются его рычаги и стимулы. К примеру, неприемлемые ставки налогов, многочисленность и громоздкостьналогообложения, невыплата дивидендов из-за низкого дохода, введение ограничений в сфере финансовой заинтересованности хозяйствующих субъектов, приводят к отрицанию активной ролифинансового механизма в обществе, и наоборот, финансовый механизм становится тормозом. Только объективная экономическая, финансовая, государственная политика, опирающаяся на правовые нормы способны правильно реализовать возможности финансового механизма. Финансовая политика выступает проводником финансового механизма, а финансовое право - основой для выработкидействий финансового механизма.

 

10.Финансовое планирование и прогнозирование.

· Финансовое планирование представ­ляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соот­ветствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социаль­но-экономического развития, бизнес-планах, документах, определя­ющих финансовую политику.

· Цель финансового планирования — обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-плана­ми и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития.

· К основным задачам финансового планирования можно от­нести:

1. определение объема финансовых ресурсов по каждому ис­точнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;

2. определение объема и направлений использования финан­совых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;

3. обеспечение сбалансированности материальных и финан­совых ресурсов, экономного и эффективного использования фи­нансовых ресурсов;

4. создание условий для укрепления устойчивости организа­ций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

· Финансовое планирование охватывает ряд этапов:

1. анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах;

· На первом этапе финансового планирования применяется ме­тод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероп­риятий по повышению эффективности использования финансо­вых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.

· В рамках финансового планирования применяются следую­щие виды экономического анализа: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, факторный анализ.

2. расчет плановых показателей;

· На втором этапе финансового планирования осуществляется растет плановых показателей — числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых за­даний.

· В практике финансового планирования используются следу­ющие методы расчета показателей финансовых планов:

  • экстраполяции. Заключается в определении финансовых по­казателей на основе установления устойчивой динамики их раз­вития.
  • нормативный. Суть его состоит в том, что плановые показа­тели рассчитываются на основе установленных норм и финансо­во-бюджетных нормативов. Предполагает наличие прогрессив­ных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые явля­ются качественной основой для финансового планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии.
  • индексный. Предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых по­казателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов.
  • программно-целевой. Позволяет оценить и выбрать предпоч­тительные варианты производственного, социально-экономи­ческого развития в целевом, отраслевом и территориальном ас­пектах. Для программ характерно наличие цели, конкретизиру­емой в нескольких задачах, сочетание различных источников фи­нансирования ее реализации.

3. составление финан­сового плана как документа

· На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномочен­ным органом или должностным лицом.

· На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потреб­ностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономи­ческого развития, бизнес-плана, уставных документов; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам до­ходы и расходы.

· Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирова­ния в современных условиях широко применяется метод опти­мизации плановых решений, сущность которого заключается в раз­работке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный.

· Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйство­вания и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предполо­жение об объемах и направлениях использования финансовых ресур­сов на перспективу.

· К основной цели финансового прог­нозирования, осуществляемого для научного обоснования показа­телей финансовых планов и способствующего выработке кон­цепции развития финансов на прогнозируемый период, можно отнести оценку предполагаемого объема финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспе­чения деятельности субъектов хозяйствования, органов государ­ственной власти и местного самоуправления.

· Задачами финансового прогнозирования являются:

1. увязка материально-вещественных и финансово-стоимост­ных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;

2. определение источников формирования и объема финан­совых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;

3. обоснование направлений использования финансовых ре­сурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прог­нозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов

4. определение и оценка финансовых последствий принима­емых органами государственной власти и местного самоуправле­ния, субъектами хозяйствования решений.

· В процессе финансового прогнозирования для расчета фи­нансовых показателей используются такие специфические мето­ды,как математическое моделирование, эконометрическое прог­нозирование, экспертные оценки, построение трендов и состав­ление сценариев, стохастические методы.

· Математическое моделирование позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели финансо­вого прогноза, выбрать из нескольких вариантов проекта прогно­за наиболее соответствующий принятой концепции производственного, социально-экономического развития и целям финан­совой политики.

· Эконометрическое прогнозирование основано на принципах экономической теории и статистики: расчет показателей прогно­за осуществляется на основе статистических оценочных коэффи­циентов при одной или нескольких экономических переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов; позволяет рас­смотреть одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза. Эконометрические модели описывают с определенной степенью вероятности динамику показателей в зависимости от изменения факторов, влияющих на финансовые процессы. При построении эконометрических моделей используется математический аппарат регрессионного анализа, который дает количественные оценки усред­ненных взаимосвязей и пропорций, сложившихся в экономике в течение базисного периода. Для получения наиболее надежных результатов экономико-математические методы дополняются экспертными оценками.

· Метод экспертных оценок предполагает обобщение и матема­тическую обработку оценок специалистов-экспертов по опреде­ленному вопросу. Эффективность этого метода зависит от про­фессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозиро­вание может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер, зависят от «ощущений» эксперта и не всегда поддаются рациональному объяснению.

· Трендовый метод, предполагающий зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоянных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста) или постоянных абсолютных изменений (линейный временной тренд). Недостатком данного метода является игнорирование экономических, демографических и других факторов.

· Разработка сценариев не всегда исходит из научности и объек­тивности, в них всегда ощущается влияние политических пред­почтений, предпочтений отдельных должностных лиц, инвесто­ров, собственников, но это позволяет оценить последствия реа­лизации тех или иных политических обещаний.

· Стохастические методы предполагают вероятностный харак­тер как прогноза, так и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями. Вероятность расчета точного финансового прогноза определяется объемом эмпири­ческих данных, используемых при прогнозировании.

· Результатом финансового прогнозирования является состав­ление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях бу­дущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений.

 

Финансовое регулирование.

· Основным субъектом финансового регулирования выступает государство. Финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

· Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Так, до середины 90-х гг. российским налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были предусмотрены более низкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров.

· Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

· • налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);

· • амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);

· • различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии);

· • с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

· 2. Направления государственного финансового регулирования в РФ на современном этапе.

· Государственное регулирование экономических процессов в целом, и в том числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание. Это направление наиболее актуально для стран, осуществляющих крупные системные преобразования. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование связано также с ее достижением.

· Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

· Так, одной из важнейших задач, определенных Правительством Российской Федерации на среднесрочную перспективу, является изменение отраслевой структуры экономики: увеличение доли перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная финансовая поддержка малого бизнеса. Развитие малого бизнеса, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру экономики.

· 3. Развитие методов финансового регулирования (прямых и косвенных).

· Можно выделить две группы методов государственного регулирования: прямые и косвенные. Границы между ними часто носят условный характер и поэтому некоторые методы являются методами смешанного типа. Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые методы шире используются в управлении государственной и муниципальной собственностью. Косвенные методы применяются в основном к объектам негосударственных форм собственности. Методы прямого государственного регулирования. К прямым методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Примером административных прямых методов регулирования была социалистическая система хозяйствования. В условиях рыночной экономики возможности применения прямых методов регулирования резко сокращается.

· Методы прямого государственного регулирования включают в себя:

· • финансовую поддержку (субсидии) государства отдельным фирмам, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые последствия для экономики страны;

· • проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и финансирование научно- технических, экономических и других государственных программ;

· • финансирование социальной сферы: образования, здравоохранения, бирж труда, переподготовки высвобождаемых работников и т.д.;

· • введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Это, в основном, стандарты социального характера: экономические, санитарные и др.;

· • антимонопольные меры, направленные на предупреждение образования новых и контроль за деятельностью и ликвидация уже существующих мо-нополий; государственные закупки и заказы, которые влияют на распределение дохода и ресурсов; государственное предпринимательство в областях, в которых требуются огромные инвестиции и риск, а будущая норма прибыли носит неопределенный характер.

· К косвенным методам относятся налогово-бюджетное и кредитно- денежное регулирование.

 

Финансовый контроль.

Финансовый контроль - это регламентированная нормами права дея тельность государственных, муниципальных, общественных и иных хо­зяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности фи­нансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Виды финансового контроля

По контролирующим субъектам финансовый конт­роль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансо­во-кредитных органов, общественным и неза­висимым (аудиторским).

По направлениям (объектам) финансового контроля он подразделяется на: бюджетный, налоговый, страховой, банковский, инвестиционный, таможенный, валютный и др.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения за­конности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван пре­дупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денеж­ных средств, определять целенаправленность и эффективность использования фондов финансовых ресурсов.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от степени организации контрольно-ревизионной работы.

Под формой финансового контроля понимают способы конкретного вы­ражения и организации контрольных действий. В зависимости от време­ни совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля - предварительный, текущий и последующий, которые осуществляются в соответствующих формах.

Предварительный финансовый контроль производится до совершения финансово-хозяйственных операций в форме: проверки финансово-плановых документов, проверки приходно-расходных документов при их подписании руководителем и главным бухгалтером (оформления 1 и 2 подписи), регистрации и утверждения штатных расписаний, проверки и визирования договоров, проверки авансовых отчетов и др. Кроме того, предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной си­стемы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии лимитов бюджетных назначений и перечисле­нии бюджетных средств, оплаты расходных документов через территориальные органы федерального казначейства.

Последующий контроль проводится после совершения финансово-хозяйственных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности, целесообразности и экономической эффективности. Эта форма контроля осуществляется в форме: ревизии, разнообразных проверок (тематических, оперативных, углубленных, кустовых и др.), анализа отчетов и балансов, а также с использованием других форм непосредственно на местена пред­приятиях, в учреждениях и организациях.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в про­цессе операций по расходованию и поступлению денежных средств, является разновидностью управленческого финансового контроля, осуществляемого на всех стадиях управленческого решения, связанного с образованием, распределением и использованием фондов финансовых ресурсов и осуществляется форме мониторинга (наблюдения). На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совер­шение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски, обеспечивает достижение целей управления. Объектом текущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств, исполнением бюджетов и смет. Фактические затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расхо­дованию средств с целью оперативного выявления отклонений.

Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществле­ния. Основные методы финансового контроля объединяются в 4 группы:

Методы документального контроля, которые основываются на проверке документов, подтверждающих совершение финансово-хозяйственных операций (проверка существа операции, ее счетная проверка и др.).

Методы фактического контроля основываются на проверке фактического наличия денежных, материальных и иных средств (активов), установления их соответствия данным бухгалтерского учета (инвентаризация, контрольная закупка, контрольный обмер или вскрытие и др.).

Расчетно-аналитические методы, которые основываются на причинно-следственных взаимосвязях между событиями и явлениями, а также плановыми, учетными и отчетными данными (логическая оценка сведений, анализ бухгалтерской отчетности, выборка и группировка данных и др.)

Информативные методы - получение дополнительной информации, подтверждающей вид и размер финансового нарушения, причины и виновных лиц, обстоятельства и иные факты его совершений (письменные объяснения, справки и др.).

Основным методом финансового контроля является ревизия, которая про­водится с целью установления законности, целесообразности и экономической эффективности каждой финансовой операции и деятельности должностных лиц по их совершению, оценке состояния финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ре­визий. Они проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчет­ности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной про­граммы работы ревизоров, которые наделены широкими правами:

  • проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгал­терскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, цен­ных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;
  • проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать скла­ды, кассы, кладовые;
  • привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;
  • получать от должностных и материально-ответственных лиц письмен­ные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

Ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах: министерствах, федеральных службах и агентствах. Пла­новые ревизии организаций, совершающих кассовые операции, проводятся не реже одного раза в год, а - не совершающих кассовые операции, - не реже двух раз в год.

 

Содержание и классификация финансовой политики.

· Финансовая политика является еще одним структурным элемен­том системы управления финансами. От нее зависит эффективность использования финансовых отношений в экономике. В учебной лите­ратуре финансовую политику, как правило, сводят лишь к финансовой политике государства. Финансовая же политика организаций вообще не рассматривается, что противоречит реальной действительности.

· Финансовая политика призвана обеспечивать реализацию целей и задач политики развития экономики и социальной сферы, отдель­ных отраслей и хозяйствующих субъектов. Изменение этих целей и за­дач требует разработки адекватной им финансовой политики в области формирования и использования публичных и частнохозяйственных финансовых ресурсов и доходов. Несмотря на то, что финансовая поли­тика является категорией управления, в ее основе лежат объективные финансовые (денежные) отношения. Поэтому от степени объективно­сти (адекватности экономическим реалиям) финансовой политики зависит, будет она способствовать развитию экономики страны и хозяйствующих субъектов или сдерживать его, иными словами, речь идет

· о ее эффективности.

· Таким образом, финансовая политикапредставляет собой систему мер органов публичной власти и хозяйствующих субъектов в области формирования и использования публичных и частнохозяйственных финансовых ресурсов и доходов, обеспечивающую реализацию целей и задач политики экономического и социального развития стра­ны, территорий и субъектов хозяйствования.

· Финансовая политика — это особая сфера управленческой деятельности, находящаяся на стыке науки и практики. Будучи подсистемой общей системы управления финансами, финансовая политика имеет свои структурные элементы: объекты, субъекты и концепцию развития финансов; приоритетные направления; конкретные меры, формы и методы реализации (инструментарий); классификационную структуру.

· Объектами финансовой политики являются публичные и частнохозяйственные финансовые ресурсы, доходы и расходы субъектов фи нансовых отношений.

· Субъектами финансовой политики выступают органы законодательной и исполнительной публичной власти (в отношении государственной и муниципальной финансовой политики), соб­ственники (участники) и органы

· управления хозяйствующих субъек­тов (в отношении частнохозяйственной финансовой политики).

· Концепция финансовой политики — это совокупность основопо­лагающих целей, задач, приоритетов и способов управления финансами, составляющих методологию финансового обеспечения концепции экономической политики государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов. Разработка финансовой концепции — об­ласть прикладной науки, поэтому важным критерием эффективности финансовой политики является ее научная обоснованность. Последняя проверяется результатами практической реализации приоритетов фи­нансовой политики. Концепция финансовой политики, как правило, носит долгосрочный характер, но она в значительной степени зависит от стадии экономического цикла (цикла развития), на которой нахо­дится экономика страны (территории, отрасли) и хозяйствующего субъекта. Концепция финансовой политики конкретизируется путем определения финансовых форм и методов ее реализации.

· Основные приоритетные направления финансовой политики раз­рабатываются исходя из целей, задач и приоритетов экономической и социальной политики органов публичной власти и организаций. При этом учитываются такие факторы и условия, как принятые долгосроч­ные программы развития экономики и социальной сферы, их отраслей и видов деятельности, конъюнктура рынка, доходные и расходные пол­номочия органов публичной власти, положение организаций на рынке и др. Правильное определение приоритетных направлений финансовой политики позволяет обеспечить адекватность последней приори­тетам социально-экономической политики государства (муниципаль­ных образований) и хозяйствующих субъектов.

· Конкретизация направлений финансовой политики сопровождается совокупно­стью мер, форм и методов формирования и использования публичных и частнохозяйственных финансовых ресурсов и доходов наполняет фи­нансовую политику конкретным содержанием. Формы, методы и инструменты, составляющие содержание финансового меха­низма управления финансами и одновременно инструментарий реали­зации финансовой политики, подробно рассмотрены в теме 3.

· Финансовая политика имеет свою классификационную структу­ру. Классификация осуществляется по ряду общих признаков:

· 1. По от­раслям системы финансов;

· 2. По функциональному признаку;

· 3. По харак­теру целей.

· 4.По срокам

· 1.По отраслям (сферам) системы финансов следует выделять

· -го­сударственную (муниципальную)

· -частнохозяйственную (корпоратив­ную)

· Объектами первой выступают публичные финансовые ресурсы и доходы, а субъектами — органы публичной вла­сти. Объектом второй являются частнохозяйственные финансовые ре­сурсы и доходы, а субъектом — органы управления и собственники (уча­стники) организаций. Более подробно содержание государственной (муниципальной) и частнохозяйственной (корпоративной) финансо­вой политики будет рассмотрено в следующем вопросе.

· 2. По функциональному признаку финансовая политика государ­ства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов делит­ся на

· - доходную,

· - расходную

· - контрольную.

· Они связаны между собой так же, как и функции финансов, но вместе с тем имеют и относитель­но самостоятельное значение.

· Доходная политика представляет собой совокупность мер в об­ласти формирования доходов публично-правовых образований и частнохозяйственных доходов организаций. Этот тип финансовой полити­ки предполагает методологическое обоснование и создание условий эффективного выполнения финансами функции формирования дохо­дов в экономике. Концепция доходной политики предусматривает оцен­ку и определение направлений развития доходного потенциала субъекта с учетом изменений внешней и внутренней среды.

· Несмотря на опре­деленную общность подходов, существует ряд различий в целях и за­дачах государственной (муниципальной) и частнохозяйственной до­ходной политики.

· Цели государственной (муниципальной) политики в области до­ходов обусловлены функциями системы публичных доходов:фискаль­ной и регулирующей.

· В этой связи следует выделять доходную фис­кальную и регулирующую политику.

· Основная цель фискальной политики выражается в полноценном обеспечении доходными источ­никами процесса производства общественных благ.

· Доходная поли­тика является частью бюджетной политики, и в этом качестве, принимая форму налоговой политики, она направлена также на решение задач государственного регулирования экономики и социальной сферы.

· Инструментами государственной регулирующей политики выступают налоги, таможенные пошлины, трансферты, субсидии, субвенции, до­тации, бюджетные кредиты. Единство фискальной и регулирующей целей, при приоритетности первой, является еще одной характерной особенностью государственной (муниципальной) доходной политики.

· В составе государственной (муниципальной) доходной политики сле­дует выделять также ее относительно самостоятельные виды — по кри­терию видовых групп доходов: налоговую, таможенную, неналоговую, долговую, резервную политику.

· Политика в области неналоговых доходов должна строиться на концепции перехода от административного к менеджерскому управлению государственным (муниципальным) имуществом и собственностью, долговыми и другими доходными источниками, т.е. должна быть наце­лена на принятие эффективных управленческих решений, учитывающих законы рынка, критерии экономической эффективности и другие мето­ды финансового менеджмента. Основная цель политики неналоговых доходовот государственного имущества и собственности — поиск ре­зервов их роста. Чем больше таких доходов, особенно долговременно­го характера (арендные платежи, дивиденды, доходы от долевого уча­стия и др.), тем больше возможностей для снижения налогового бремени.

· При формировании политики долговых доходов применимы цели и кри­терии управления заемным капиталом субъектами частного сектора экономики с учетом специфики ее государственного сектора.

· Целью частнохозяйственной доходной политики является обеспе­чение стабильного роста выручки (доходов от реализации продукции, внереализационных доходов) и прибыли. В ее составе можно выделить:

· -ценовую и отчасти дивидендную политику,

· -политику управления при­былью и затратами,

· -полити­ку оптимизации (минимизации) налоговых платежей,

· -политику, ори­ентированную на рост продаж,

· -политику инвестиционного дохода,

· -политику оплаты труда

· - некоторые другие разновидности частнохо­зяйственной финансовой политики, ориентированные на доходное обеспечение деятельности организаций.

· Расходная финансовая политика предполагает разработку концепции, стратегии и тактики использования публичных и частнохозяственных финансовых ресурсов и доходов.

· -Государственная (муниципальная) расходная политика связана с процессом непосредственного производства и распределения обще­ственных благ органами публичной власти в соответствии с расходны­ми полномочиями, установленными БК РФ и другими законодатель­ными актами. В ее составе выделяются: бюджетная и внебюджетная расходная политика, текущая и инвестиционная политика, политика в области финансовых резервов и др.

· Важнейшими приоритетами го­сударственной (муниципальной) финансовой политики в области рас­ходов современной России являются:

· 1) переход на формирование и исполнение бюджетов по принци­пу от расходов (а не от доходов, как это имеет место сейчас);

· 2) переход на финансирование государственных (муниципальных) расходов по мере получения результатов на программно-целевой и нор­мативной основе, т.е. на результатирующее бюджетирование. Последнее позволит увязать доходную и расходную политику, повысить эффективность расходов и обеспечить их соответствие объ­ему и качеству реально предоставленных общественных благ.

· - Частнохозяйственная расходная политика выступает стратегиче­ским элементом корпоративного финансового менеджмента. Ее целью является определение эффективных направлений, форм и методов ис­пользования финансовых ресурсов (финансирования расходов), обес­печивающих максимальный рост доходов хозяйствующего субъекта, его собственников (акционеров, участников), инвесторов и работников. Расходная политика организаций включает текущую и инвестицион­ную политику, политику управления затратами и дивидендными вы­платами, политику финансовых вложений и другие разновидности ча­стнохозяйственной финансовой политики.

· Государственная и частнохозяйственная контрольная финансо­вая политика направлена на реализацию контрольной функции финан­сов, на обеспечение условий реализации доходной и расходной поли­тики. Об этой политике достаточно подробно рассказывается в теме 4.

· 3. По характеру целей финансовая политика делится на финансо­вую стратегию и финансовую тактику.

· Финансовая стратегия включает в себя крупномасштабные, дол­говременные цели и задачи финансовой политики, которым подчине­ны все структурные элементы последней и которые оказывают суще­ственное влияние на развитие страны или хозяйствующего субъекта.

· Финансовая стратегия структурирована так же, как и финансовая политика. Например, государственная финансовая стратегия включает стратегию в области государственных доходов и расходов, стратегию организации финансов органов местного самоуправления, бюджетную и налоговую стратегию, стратегию управления государственным дол­гом и пенсионной реформой и т.д. Частнохозяйственная финансовая стратегия может выступать в форме стратегии роста, стратегии допроцедурного восстановления платежеспособности, стратегии управ­ления прибылью, рентабельностью, капиталом, финансовыми потока­ми холдинга и т.д.

· Финансовую стратегию можно структурировать и по достижению целей:

· - финансовая защита. Стратегия создания денежных резервов для преодоления периодов резкого снижения доходов государства и частнохозяйственных объектов.

· - финансовая независимость. Политика формирования достаточного количества финансовых источников для нормального функционирования государства частнохозяйственных объектов.

· - финансовая свобода. Политика, позволяющая получать финансовые ресурсы не только на текущие, но и капитальные расходы государства частнохозяйственных объектов.

· Финансовая тактика (государственная и частнохозяйственная) конкретизирует финансовую стратегию и определяет конкретные пути и меры по реализации финансовой политики на определенном этапе развития страны и хозяйствующего субъекта. Финансовая тактика, как правило, рассчитана на кратковременный период (не более года). Это могут быть, например, разработка и принятие бюджета по доходам и расходам или внесение изменений в налоговое законода­тельство на очередной финансовой год в порядке реализации государ­ственной бюджетной и налоговой политики; определение пропорций распределения прибыли на дивиденды и реинвестирование в порядке реализации стратегии управления прибылью и инвестиционной стра­тегии предприятия.

· Особо нужно отметить важность обеспечения преемственности и научной обоснованности финансовой тактики и финансовой страте­гии. Синхронизированные и научно обоснованные финансовые стра­тегия и тактика составляют конкретное содержание финансовой кон­цепции.

· 4.По срокам финансовая политика разделяется на : текущую, краткосрочную, среденсрочную и долгосрочную.

· Текущая(операционная) политика распространяется по срокам на период от недели до 1 месяца.

· Краткосрочная финансовая политика формируется в рамках одного года.

· Среднесрочная финансовая политика – от 1года до 3-х лет.

· Долгосрочная финансовая политика – это политика в рамках 5 и более лет.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 372.