· Надлежащее выполнение субъектами управления финансами своих полномочий (функций, прав и обязанностей), успешное проведение финансовой политики и ее реализация через финансовый механизм невозможны без соответствующего финансово-правового обеспечения функционирования государственного, муниципального и частного финансового хозяйства. Такие финансовые правила игры задаются и фиксируются в нормах финансового права.
· Финансовое право представляет собой упорядоченную совокупность правовых законодательных и нормативных актов, норм и правил, регламентирующих основы построения финансов, финансовой системы и финансового механизма, а также полномочия органов управления финансами.
· В соответствии с движением финансовых ресурсов в двух формах — публично-правовой и частноправовой финансовое право можно разделить на две отрасли — публичное и частнохозяйственное финансовое право.
· Публичное финансовое право регламентирует:
· 1. Правоотношения в области формирования и использования финансовых ресурсов и доходов органов государственной власти и местного самоуправления;
· 2. Основы построения публичных финансов;
· 3. Функции, права и обязанности органов публичной власти и управления;
· 4. Финансовые формы, методы и инструменты;
· 5. Финансовые взаимоотношения с организациями и физическими лицами,
· 6.Иные публичные финансовые правоотношения, включая государственный финансовый контроль.
· Публичное финансовое право включает в себя следующие отрасли: валютное право, правовые основы денежной системы, бюджетное право, внебюджетное право, таможенное право и налоговое право, а также отдельные нормы конституционного, гражданского, хозяйственного, трудового, административного права, правовые нормы местного самоуправления (в части, касающейся публичных финансовых отношений) и правовые основы банковской системы (в части, касающейся Банка России и банковского регулирования).
· Публичное финансовое право носит исключительно императивный (принудительно-властный) характер, нормы которого обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений. За их неисполнение (не должное исполнение) последние несут финансовую (в виде штрафов), административную (в виде административных штрафов и лишения руководящих лиц должностей) и уголовную (в виде лишения свободы) ответственность.
· Частнохозяйственное финансовое право регламентирует определенные правоотношения в области: - формирования и использования финансовых ресурсов и доходов организаций (коммерческих, некоммерческих) и домашних хозяйств, - основы построения финансов организаций различных форм собственности, включая профессиональных участников финансового рынка, - отдельные полномочия органов управления ими, - основы семейных финансовых отношений, - финансовые формы, методы и инструменты, - финансовые взаимоотношения организаций и домашних хозяйств с органами государственной власти (местного самоуправления) и участниками финансового рынка, - иные частнохозяйственные финансовые правоотношения.
· Частнохозяйственное финансовое право включает в себя соответствующие нормы: конституционного, гражданского, хозяйственного, административного, трудового и семейного права, а также нормы отраслей публичного финансового права, касающиеся частнохозяйственных финансовых правоотношений.
· В отличие от публичного частнохозяйственное финансовое право, кроме жестких императивных, обязательных к исполнению законодательных правовых норм, в значительной мере строится на более мягких рекомендательных нормах или нормах с широкими правами альтернативного выбора при решении вопросов о правоприменения. Например, Положение бухгалтерского учета, Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), банковские инструкции, нормы, регламен-шрующие деятельность на финансовом рынке, применение организациями финансовых форм, методов и инструментов и т.д.).
· Таким образом, предметом финансового права выступают денежные отношения, в которые вступают как субъекты финансового права органы государственной и муниципальной власти, организации (юридические лица) и домашние хозяйства (физические лица) и которые требуют правовой регламентации в виде правовых законодательных п нормативных актов.
· Финансово-правовое обеспечение процесса управления финансами осуществляется в форме правовых актов, в которых заключены финансовые правовые нормы. По степени императивности или юридической силе финансовые правовые акты подразделяются: - на законы (кодексы) или правовые законодательные акты и - подзаконные или правовые нормативные акты (указы президента, постановления правительства, министерские и ведомственные приказы, указания, инструкции, положения и т.п.).
· Законодательные акты (на уровне местного самоуправления — решения) принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти (местного самоуправления).
· Одни правовые акты регламентируют финансовые отношения во всех звеньях системы финансов, например Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее БК РФ), Налоговый кодекс Российской Федерации и т.д., но большая их часть регулирует финансовые отношения в отдельных звеньях и элементах системы финансов.
· К финансовым правовым нормам можно отнести также правовые акты, выходящие за рамки одной страны, например международные договоры о внешнем государственном заимствовании (условиях получения и погашения с процентами), о предотвращении двойного налогообложения между странами, Система Национальных Счетов, МСФО и др.
· Отдельные финансовые правоотношения могут регулироваться постановлениями Конституционного суда РФ (ими могут отменять или изменять спорные правовые акты или нормы федерального законодательства), а также постановлениями или решениями арбитражного суда и суда общей юрисдикции по спорным финансовым вопросам, включая наложение финансовых санкций.
· Следует отметить ряд существенных недостатков, присущих современному российскому финансовому праву, к числу которых специалисты относят следующие:
· ■ противоречия между федеральным и территориальным (региональным, муниципальным) законодательством, приводящие к ущемлению интересов субъектов РФ и муниципальных образований, несовершенству механизма разграничения доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы (в частности, к передаче вышестоящим уровнем нижестоящему расходов, не обеспеченных адекватным объемом доходных источников);
· ■ противоречия между отдельными законами и ведомственными правовыми финансовыми актами, вызывающие их различное толкование;
· ■ слабая экспертиза проектов финансовых законодательных и нормативных актов;
· ■ наличие ряда законов и правительственных программ, реализация которых затруднена в силу необеспеченности финансовыми ресурсами;
· ■ нечеткость формулировок отдельных законов и нормативных актов, вызывающая необходимость их уточнения, дополнения и изменения, что порождает нестабильность финансового правового поля;
· • языковая сложность формулировок положений законодательных и нормативных актов;
· ■ несвоевременное принятие и опубликование отдельных финансовых правовых актов.
· Отсюда — необходимость постоянного совершенствования российского финансового права.
Финансовая система.
· Финансовая система – совокупность сфер функционирования финансовых отношений и обслуживающих их финансовых учреждений (форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению СОП)
· Финансовая система — организованная совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
· В финансовую систему включают следующие сферы:
·
· Первая сфера , где необходимы финансы — государство. Система, с помощью которой государство собирает и расходует средства называется государственные финансы (Publik Finance).
· Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфера называется финансы предприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие собирает средства (Corporate Finance).
· Третья сфера — прочие финансы (в том числе финансы страхования, которые могут быть частично отнесены к централизованным финансам (в части обязательного страхования), а частью к децентрализованным (в части коммерческих страховых компаний, существующих как хоз.субъекты)).
· Т.о. финансы, которые аккумулирует государство, называются централизованными. Они формируются за счет налогов, доходов от внешнеэкономической деятельности, таможенных пошлин и т. д. Те финансы, которые остаются в распоряжении предприятий, называются децентрализованными. Они формируются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
· 1. Децентрализованные финансы - это совокупность экономич-х отношений по формированию и использ-ю денежн.фондов орг-ций, предпринимателей, физ.лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизв-ва. Ониявляются основой фин.системы, поскольку именно здесь, в сфере мат.произв-ва формируется преобладающая часть фин.ресурсов страны. Гл.источником производственного и социалього развития трудовых коллективов становится прибыль. От состояния децентрализованных фондов зависит общее положение страны. Финансы дом.хоз-ва недавно включены как звено фин.системы. Фин.отношения населения по формированию семейного бюджета и его использованию имеют важное значение по регулированию платежеспособного спроса страны. Чем выше доходы общ-ва, тем выше его спрос на производимые мат.ценности, тем устойчивее экономическое положение п/п.
· Различают след.виды децентрализованных финансов:
· 1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;
· 2) финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую деятельность;
· 3) финансы общественных объединений (профсоюзов, политических партий, общественных фондов);
· 2. Централизованная сфера (гос.финансы)- денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально – культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.
· Государственные финансы включают в себя:
· 1). Бюджет – экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально – культурных нужд, нужд обороны и государственного управления. Действующая бюджетная система состоит из 3-х звеньев:
· Каждый бюджет функц-ет автономно, т.е. нижестоящий бюджет свооими доходами и расходами не включается в вышестоящий. Для целей планирования составляется консолидированный бюджет- статистический, сводный бюджет, который объединяет фин.ресурсы всех уровней бюджетной системы.
· 2). Внебюджетные фонды — специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов.
· Источники формирования
· а). специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно вещевых лотерей;
· б). субсидии из бюджета;
· в). дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы
· г). добровольные взносы и пожертвования.
· Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления и своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий; они выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают государственные власти в случае финансовых затруднений.
· Внебюджетные фонды имеют строго целевое значение- расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей социальной инфраструктуры.
· Т.о. состав государственных финансов России по функциональному назначению:
· 3). Государственный кредит — денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.
· Формы государственного кредита:
· – государственные займы;
· – казначейские ссуды.
· находится в собственности гос-ва, включает бюджетную систему и внебюджетные социальные фонды.
· Основой единой фин.системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе мат.произв-ва.
· Общегосударственным финансам принадлежит вед.роль – 1) в обеспечении опред.темпов развития всех отраслей народн.хоз-ва; 2) перераспределении фин.ресурсов м/д отраслями экономики и регионами, сферами проз-ва (произв-ой, непроизв-ой), слями населения.
· Страхование — специфическая сфера, под которой понимается – совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектом хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.
· Страхование имеет свои звенья:
· 1) Социальное страхование (все методы);
· 2) Личное страхование;
· 3) Имущественное страхование;
· 4) Страхование ответственности;
· 5) Страхование предпринимательских рисков.
· Вывод Т.о. через фин.систему государство воздействует на формирование централизованных и децентразиз-х денежных фондов, используя для этого налоги, расходы гос.бюджета, гос.кредит.
Содержание и структура финансового механизма
· Финансовый механизм - активный элемент в системе управления, экономикой и финансами в обществе.
· В любом государстве для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется, как элемент управления и регулятор экономических отношений, финансовый механизм. Он, представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемые обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.
· Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. Финансовый механизм рассматривается в действии, он активен и включает сложные элементы, имеет подсистему.
· Финансовый механизм, как и хозяйственный механизм в целом, имеет внутреннюю, присущую ему структуру. Чтобы ее охарактеризовать, целесообразно использовать такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент.
· Подсистема (часть) финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма -финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы,организационную структуру, правовой режим финансовой системы, финансовый контроль. Если имеется логическая взаимосвязь между планированием финансовых ресурсов на основе выработки четких ориентиров при высокой организации финансовой работы и контроля, то финансовый механизм проявляет себя в рамках объективных требований.
· Блок (звено) финансового механизма - это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединенных по признаку общей долевой направленности.
· В блок включаются: финансовые прогнозы, планы и балансы, финансовые показатели, фонды финансового обеспечения воспроизводства и стимулирования, законодательные и нормативные акты, регулирующие финансовые отношения. Составных блоков только шире объясняют понятие финансового механизма. Однако прогнозы и планы, если они необоснованны, приводят к искаженным финансовым показателям, а это приводит к спешному принятию решений, различным поправкам.
· Элемент финансового механизма - это хозяйственная простейшая форма, через которую специфическим образом проявляются интересы участников общественного производства. Интересы государства направлены на формирование государственных финансов, на финансовое обеспечениегосударственных программ в сфере экономики и социальной сфере, а интересы хозяйствующих субъектов - на сохранение финансовой устойчивости и экономической стабильности. Обоюдные встречные интересы участников удовлетворяются с помощью финансового механизма.
· Характерными особенностями финансового механизма являются его динамичность, постоянное совершенствование, тесное взаимодействие со звеньями хозяйственного механизма.
· Действие составляющих финансового механизма необходимо рассматривать с сопряженными составляющими других экономических механизмов, при их взаимодействии в конкретных условиях с учетом сочетания интересов общества,' первичного хозрасчетного звена, отдельных работников.
· Сложная система экономического механизма, его звеньев, рычагов, элементов находится в постоянном изменении, взаимодействии в соответствии с выдвигаемыми и решаемыми задачами определенного этапа развития общества, его производственных отношений, или части этих отношений,связанных с развитием той или иной сферы, отрасли народного хозяйства.
· В условиях рыночной экономики и углубления рыночных отношений в практику входят такие понятия, как акционирование, дивиденды, лицензии, валютные фонды, утверждаются новые видыналогов, целевых отчислений' денежных средств. Финансовый механизм приобретает усложненный характер, усиливаются взаимные требования и обязательства в сфере платежей налогов, дивидендов и др. Названные выше компоненты экономического механизма, применяемые в практике хозяйствования и управления экономикой, призваны активизировать деятельность предприятий, фирм не углублять противоречия в обществе, а удовлетворять общие интересы всех участников рыночных отношений.
· Задачи совершенствования финансового механизма на современном этапе развития экономики РК с учетом мирового опыта связаны с широкой демократизацией производства, углублением коммерческого расчета, рыночного регулирования, усиления экономической заинтересованности в результатах хозяйствования. Совмещение частной и государственнойсобственности, присутствие частного бизнеса регулируются активностью финансового механизма в масштабе страны.
· Через рациональное использование денежных доходов, накоплений и фондов происходит воздействие финансового механизма на конечные результаты производства, на формированиефинансовых ресурсов, функционирование финансового рынка.
· Финансовый механизм пронизывает все стороны производственных отношений общества. Поэтому с помощью действенного, хорошо отлаженного финансового механизма можно активно воздействовать на объем и качество производства, повышать его эффективность и обеспечивать экономику финансовыми ресурсами для ее роста, а государство собственными государственными финансами, централизованными для выполнения социально-экономических программ.
· В финансовом механизме проявляется усложнение отношений, если неправильно используются его рычаги и стимулы. К примеру, неприемлемые ставки налогов, многочисленность и громоздкостьналогообложения, невыплата дивидендов из-за низкого дохода, введение ограничений в сфере финансовой заинтересованности хозяйствующих субъектов, приводят к отрицанию активной ролифинансового механизма в обществе, и наоборот, финансовый механизм становится тормозом. Только объективная экономическая, финансовая, государственная политика, опирающаяся на правовые нормы способны правильно реализовать возможности финансового механизма. Финансовая политика выступает проводником финансового механизма, а финансовое право - основой для выработкидействий финансового механизма.
10.Финансовое планирование и прогнозирование.
· Финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику.
· Цель финансового планирования — обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития.
· К основным задачам финансового планирования можно отнести:
1. определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;
2. определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;
3. обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;
4. создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
· Финансовое планирование охватывает ряд этапов:
1. анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах;
· На первом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности использования финансовых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.
· В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, факторный анализ.
2. расчет плановых показателей;
· На втором этапе финансового планирования осуществляется растет плановых показателей — числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.
· В практике финансового планирования используются следующие методы расчета показателей финансовых планов:
3. составление финансового плана как документа
· На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.
· На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, бизнес-плана, уставных документов; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам доходы и расходы.
· Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный.
· Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу.
· К основной цели финансового прогнозирования, осуществляемого для научного обоснования показателей финансовых планов и способствующего выработке концепции развития финансов на прогнозируемый период, можно отнести оценку предполагаемого объема финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления.
· Задачами финансового прогнозирования являются:
1. увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;
2. определение источников формирования и объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;
3. обоснование направлений использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов
4. определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений.
· В процессе финансового прогнозирования для расчета финансовых показателей используются такие специфические методы,как математическое моделирование, эконометрическое прогнозирование, экспертные оценки, построение трендов и составление сценариев, стохастические методы.
· Математическое моделирование позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели финансового прогноза, выбрать из нескольких вариантов проекта прогноза наиболее соответствующий принятой концепции производственного, социально-экономического развития и целям финансовой политики.
· Эконометрическое прогнозирование основано на принципах экономической теории и статистики: расчет показателей прогноза осуществляется на основе статистических оценочных коэффициентов при одной или нескольких экономических переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов; позволяет рассмотреть одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза. Эконометрические модели описывают с определенной степенью вероятности динамику показателей в зависимости от изменения факторов, влияющих на финансовые процессы. При построении эконометрических моделей используется математический аппарат регрессионного анализа, который дает количественные оценки усредненных взаимосвязей и пропорций, сложившихся в экономике в течение базисного периода. Для получения наиболее надежных результатов экономико-математические методы дополняются экспертными оценками.
· Метод экспертных оценок предполагает обобщение и математическую обработку оценок специалистов-экспертов по определенному вопросу. Эффективность этого метода зависит от профессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозирование может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер, зависят от «ощущений» эксперта и не всегда поддаются рациональному объяснению.
· Трендовый метод, предполагающий зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоянных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста) или постоянных абсолютных изменений (линейный временной тренд). Недостатком данного метода является игнорирование экономических, демографических и других факторов.
· Разработка сценариев не всегда исходит из научности и объективности, в них всегда ощущается влияние политических предпочтений, предпочтений отдельных должностных лиц, инвесторов, собственников, но это позволяет оценить последствия реализации тех или иных политических обещаний.
· Стохастические методы предполагают вероятностный характер как прогноза, так и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями. Вероятность расчета точного финансового прогноза определяется объемом эмпирических данных, используемых при прогнозировании.
· Результатом финансового прогнозирования является составление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений.
Финансовое регулирование.
· Основным субъектом финансового регулирования выступает государство. Финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.
· Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Так, до середины 90-х гг. российским налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были предусмотрены более низкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров.
· Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:
· • налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);
· • амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);
· • различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии);
· • с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.
· 2. Направления государственного финансового регулирования в РФ на современном этапе.
· Государственное регулирование экономических процессов в целом, и в том числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание. Это направление наиболее актуально для стран, осуществляющих крупные системные преобразования. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование связано также с ее достижением.
· Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.
· Так, одной из важнейших задач, определенных Правительством Российской Федерации на среднесрочную перспективу, является изменение отраслевой структуры экономики: увеличение доли перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная финансовая поддержка малого бизнеса. Развитие малого бизнеса, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру экономики.
· 3. Развитие методов финансового регулирования (прямых и косвенных).
· Можно выделить две группы методов государственного регулирования: прямые и косвенные. Границы между ними часто носят условный характер и поэтому некоторые методы являются методами смешанного типа. Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые методы шире используются в управлении государственной и муниципальной собственностью. Косвенные методы применяются в основном к объектам негосударственных форм собственности. Методы прямого государственного регулирования. К прямым методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Примером административных прямых методов регулирования была социалистическая система хозяйствования. В условиях рыночной экономики возможности применения прямых методов регулирования резко сокращается.
· Методы прямого государственного регулирования включают в себя:
· • финансовую поддержку (субсидии) государства отдельным фирмам, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые последствия для экономики страны;
· • проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и финансирование научно- технических, экономических и других государственных программ;
· • финансирование социальной сферы: образования, здравоохранения, бирж труда, переподготовки высвобождаемых работников и т.д.;
· • введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Это, в основном, стандарты социального характера: экономические, санитарные и др.;
· • антимонопольные меры, направленные на предупреждение образования новых и контроль за деятельностью и ликвидация уже существующих мо-нополий; государственные закупки и заказы, которые влияют на распределение дохода и ресурсов; государственное предпринимательство в областях, в которых требуются огромные инвестиции и риск, а будущая норма прибыли носит неопределенный характер.
· К косвенным методам относятся налогово-бюджетное и кредитно- денежное регулирование.
Финансовый контроль.
Финансовый контроль - это регламентированная нормами права дея тельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
Виды финансового контроля
По контролирующим субъектам финансовый контроль может быть государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов, общественным и независимым (аудиторским).
По направлениям (объектам) финансового контроля он подразделяется на: бюджетный, налоговый, страховой, банковский, инвестиционный, таможенный, валютный и др.
Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств, определять целенаправленность и эффективность использования фондов финансовых ресурсов.
Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от степени организации контрольно-ревизионной работы.
Под формой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля - предварительный, текущий и последующий, которые осуществляются в соответствующих формах.
Предварительный финансовый контроль производится до совершения финансово-хозяйственных операций в форме: проверки финансово-плановых документов, проверки приходно-расходных документов при их подписании руководителем и главным бухгалтером (оформления 1 и 2 подписи), регистрации и утверждения штатных расписаний, проверки и визирования договоров, проверки авансовых отчетов и др. Кроме того, предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии лимитов бюджетных назначений и перечислении бюджетных средств, оплаты расходных документов через территориальные органы федерального казначейства.
Последующий контроль проводится после совершения финансово-хозяйственных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности, целесообразности и экономической эффективности. Эта форма контроля осуществляется в форме: ревизии, разнообразных проверок (тематических, оперативных, углубленных, кустовых и др.), анализа отчетов и балансов, а также с использованием других форм непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств, является разновидностью управленческого финансового контроля, осуществляемого на всех стадиях управленческого решения, связанного с образованием, распределением и использованием фондов финансовых ресурсов и осуществляется форме мониторинга (наблюдения). На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски, обеспечивает достижение целей управления. Объектом текущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств, исполнением бюджетов и смет. Фактические затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений.
Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществления. Основные методы финансового контроля объединяются в 4 группы:
Методы документального контроля, которые основываются на проверке документов, подтверждающих совершение финансово-хозяйственных операций (проверка существа операции, ее счетная проверка и др.).
Методы фактического контроля основываются на проверке фактического наличия денежных, материальных и иных средств (активов), установления их соответствия данным бухгалтерского учета (инвентаризация, контрольная закупка, контрольный обмер или вскрытие и др.).
Расчетно-аналитические методы, которые основываются на причинно-следственных взаимосвязях между событиями и явлениями, а также плановыми, учетными и отчетными данными (логическая оценка сведений, анализ бухгалтерской отчетности, выборка и группировка данных и др.)
Информативные методы - получение дополнительной информации, подтверждающей вид и размер финансового нарушения, причины и виновных лиц, обстоятельства и иные факты его совершений (письменные объяснения, справки и др.).
Основным методом финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности, целесообразности и экономической эффективности каждой финансовой операции и деятельности должностных лиц по их совершению, оценке состояния финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизий. Они проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами:
Ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах: министерствах, федеральных службах и агентствах. Плановые ревизии организаций, совершающих кассовые операции, проводятся не реже одного раза в год, а - не совершающих кассовые операции, - не реже двух раз в год.
Содержание и классификация финансовой политики.
· Финансовая политика является еще одним структурным элементом системы управления финансами. От нее зависит эффективность использования финансовых отношений в экономике. В учебной литературе финансовую политику, как правило, сводят лишь к финансовой политике государства. Финансовая же политика организаций вообще не рассматривается, что противоречит реальной действительности.
· Финансовая политика призвана обеспечивать реализацию целей и задач политики развития экономики и социальной сферы, отдельных отраслей и хозяйствующих субъектов. Изменение этих целей и задач требует разработки адекватной им финансовой политики в области формирования и использования публичных и частнохозяйственных финансовых ресурсов и доходов. Несмотря на то, что финансовая политика является категорией управления, в ее основе лежат объективные финансовые (денежные) отношения. Поэтому от степени объективности (адекватности экономическим реалиям) финансовой политики зависит, будет она способствовать развитию экономики страны и хозяйствующих субъектов или сдерживать его, иными словами, речь идет
· о ее эффективности.
· Таким образом, финансовая политикапредставляет собой систему мер органов публичной власти и хозяйствующих субъектов в области формирования и использования публичных и частнохозяйственных финансовых ресурсов и доходов, обеспечивающую реализацию целей и задач политики экономического и социального развития страны, территорий и субъектов хозяйствования.
· Финансовая политика — это особая сфера управленческой деятельности, находящаяся на стыке науки и практики. Будучи подсистемой общей системы управления финансами, финансовая политика имеет свои структурные элементы: объекты, субъекты и концепцию развития финансов; приоритетные направления; конкретные меры, формы и методы реализации (инструментарий); классификационную структуру.
· Объектами финансовой политики являются публичные и частнохозяйственные финансовые ресурсы, доходы и расходы субъектов фи нансовых отношений.
· Субъектами финансовой политики выступают органы законодательной и исполнительной публичной власти (в отношении государственной и муниципальной финансовой политики), собственники (участники) и органы
· управления хозяйствующих субъектов (в отношении частнохозяйственной финансовой политики).
· Концепция финансовой политики — это совокупность основополагающих целей, задач, приоритетов и способов управления финансами, составляющих методологию финансового обеспечения концепции экономической политики государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов. Разработка финансовой концепции — область прикладной науки, поэтому важным критерием эффективности финансовой политики является ее научная обоснованность. Последняя проверяется результатами практической реализации приоритетов финансовой политики. Концепция финансовой политики, как правило, носит долгосрочный характер, но она в значительной степени зависит от стадии экономического цикла (цикла развития), на которой находится экономика страны (территории, отрасли) и хозяйствующего субъекта. Концепция финансовой политики конкретизируется путем определения финансовых форм и методов ее реализации.
· Основные приоритетные направления финансовой политики разрабатываются исходя из целей, задач и приоритетов экономической и социальной политики органов публичной власти и организаций. При этом учитываются такие факторы и условия, как принятые долгосрочные программы развития экономики и социальной сферы, их отраслей и видов деятельности, конъюнктура рынка, доходные и расходные полномочия органов публичной власти, положение организаций на рынке и др. Правильное определение приоритетных направлений финансовой политики позволяет обеспечить адекватность последней приоритетам социально-экономической политики государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов.
· Конкретизация направлений финансовой политики сопровождается совокупностью мер, форм и методов формирования и использования публичных и частнохозяйственных финансовых ресурсов и доходов наполняет финансовую политику конкретным содержанием. Формы, методы и инструменты, составляющие содержание финансового механизма управления финансами и одновременно инструментарий реализации финансовой политики, подробно рассмотрены в теме 3.
· Финансовая политика имеет свою классификационную структуру. Классификация осуществляется по ряду общих признаков:
· 1. По отраслям системы финансов;
· 2. По функциональному признаку;
· 3. По характеру целей.
· 4.По срокам
· 1.По отраслям (сферам) системы финансов следует выделять
· -государственную (муниципальную)
· -частнохозяйственную (корпоративную)
· Объектами первой выступают публичные финансовые ресурсы и доходы, а субъектами — органы публичной власти. Объектом второй являются частнохозяйственные финансовые ресурсы и доходы, а субъектом — органы управления и собственники (участники) организаций. Более подробно содержание государственной (муниципальной) и частнохозяйственной (корпоративной) финансовой политики будет рассмотрено в следующем вопросе.
· 2. По функциональному признаку финансовая политика государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов делится на
· - доходную,
· - расходную
· - контрольную.
· Они связаны между собой так же, как и функции финансов, но вместе с тем имеют и относительно самостоятельное значение.
· Доходная политика представляет собой совокупность мер в области формирования доходов публично-правовых образований и частнохозяйственных доходов организаций. Этот тип финансовой политики предполагает методологическое обоснование и создание условий эффективного выполнения финансами функции формирования доходов в экономике. Концепция доходной политики предусматривает оценку и определение направлений развития доходного потенциала субъекта с учетом изменений внешней и внутренней среды.
· Несмотря на определенную общность подходов, существует ряд различий в целях и задачах государственной (муниципальной) и частнохозяйственной доходной политики.
· Цели государственной (муниципальной) политики в области доходов обусловлены функциями системы публичных доходов:фискальной и регулирующей.
· В этой связи следует выделять доходную фискальную и регулирующую политику.
· Основная цель фискальной политики выражается в полноценном обеспечении доходными источниками процесса производства общественных благ.
· Доходная политика является частью бюджетной политики, и в этом качестве, принимая форму налоговой политики, она направлена также на решение задач государственного регулирования экономики и социальной сферы.
· Инструментами государственной регулирующей политики выступают налоги, таможенные пошлины, трансферты, субсидии, субвенции, дотации, бюджетные кредиты. Единство фискальной и регулирующей целей, при приоритетности первой, является еще одной характерной особенностью государственной (муниципальной) доходной политики.
· В составе государственной (муниципальной) доходной политики следует выделять также ее относительно самостоятельные виды — по критерию видовых групп доходов: налоговую, таможенную, неналоговую, долговую, резервную политику.
· Политика в области неналоговых доходов должна строиться на концепции перехода от административного к менеджерскому управлению государственным (муниципальным) имуществом и собственностью, долговыми и другими доходными источниками, т.е. должна быть нацелена на принятие эффективных управленческих решений, учитывающих законы рынка, критерии экономической эффективности и другие методы финансового менеджмента. Основная цель политики неналоговых доходовот государственного имущества и собственности — поиск резервов их роста. Чем больше таких доходов, особенно долговременного характера (арендные платежи, дивиденды, доходы от долевого участия и др.), тем больше возможностей для снижения налогового бремени.
· При формировании политики долговых доходов применимы цели и критерии управления заемным капиталом субъектами частного сектора экономики с учетом специфики ее государственного сектора.
· Целью частнохозяйственной доходной политики является обеспечение стабильного роста выручки (доходов от реализации продукции, внереализационных доходов) и прибыли. В ее составе можно выделить:
· -ценовую и отчасти дивидендную политику,
· -политику управления прибылью и затратами,
· -политику оптимизации (минимизации) налоговых платежей,
· -политику, ориентированную на рост продаж,
· -политику инвестиционного дохода,
· -политику оплаты труда
· - некоторые другие разновидности частнохозяйственной финансовой политики, ориентированные на доходное обеспечение деятельности организаций.
· Расходная финансовая политика предполагает разработку концепции, стратегии и тактики использования публичных и частнохозяственных финансовых ресурсов и доходов.
· -Государственная (муниципальная) расходная политика связана с процессом непосредственного производства и распределения общественных благ органами публичной власти в соответствии с расходными полномочиями, установленными БК РФ и другими законодательными актами. В ее составе выделяются: бюджетная и внебюджетная расходная политика, текущая и инвестиционная политика, политика в области финансовых резервов и др.
· Важнейшими приоритетами государственной (муниципальной) финансовой политики в области расходов современной России являются:
· 1) переход на формирование и исполнение бюджетов по принципу от расходов (а не от доходов, как это имеет место сейчас);
· 2) переход на финансирование государственных (муниципальных) расходов по мере получения результатов на программно-целевой и нормативной основе, т.е. на результатирующее бюджетирование. Последнее позволит увязать доходную и расходную политику, повысить эффективность расходов и обеспечить их соответствие объему и качеству реально предоставленных общественных благ.
· - Частнохозяйственная расходная политика выступает стратегическим элементом корпоративного финансового менеджмента. Ее целью является определение эффективных направлений, форм и методов использования финансовых ресурсов (финансирования расходов), обеспечивающих максимальный рост доходов хозяйствующего субъекта, его собственников (акционеров, участников), инвесторов и работников. Расходная политика организаций включает текущую и инвестиционную политику, политику управления затратами и дивидендными выплатами, политику финансовых вложений и другие разновидности частнохозяйственной финансовой политики.
· Государственная и частнохозяйственная контрольная финансовая политика направлена на реализацию контрольной функции финансов, на обеспечение условий реализации доходной и расходной политики. Об этой политике достаточно подробно рассказывается в теме 4.
· 3. По характеру целей финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.
· Финансовая стратегия включает в себя крупномасштабные, долговременные цели и задачи финансовой политики, которым подчинены все структурные элементы последней и которые оказывают существенное влияние на развитие страны или хозяйствующего субъекта.
· Финансовая стратегия структурирована так же, как и финансовая политика. Например, государственная финансовая стратегия включает стратегию в области государственных доходов и расходов, стратегию организации финансов органов местного самоуправления, бюджетную и налоговую стратегию, стратегию управления государственным долгом и пенсионной реформой и т.д. Частнохозяйственная финансовая стратегия может выступать в форме стратегии роста, стратегии допроцедурного восстановления платежеспособности, стратегии управления прибылью, рентабельностью, капиталом, финансовыми потоками холдинга и т.д.
· Финансовую стратегию можно структурировать и по достижению целей:
· - финансовая защита. Стратегия создания денежных резервов для преодоления периодов резкого снижения доходов государства и частнохозяйственных объектов.
· - финансовая независимость. Политика формирования достаточного количества финансовых источников для нормального функционирования государства частнохозяйственных объектов.
· - финансовая свобода. Политика, позволяющая получать финансовые ресурсы не только на текущие, но и капитальные расходы государства частнохозяйственных объектов.
· Финансовая тактика (государственная и частнохозяйственная) конкретизирует финансовую стратегию и определяет конкретные пути и меры по реализации финансовой политики на определенном этапе развития страны и хозяйствующего субъекта. Финансовая тактика, как правило, рассчитана на кратковременный период (не более года). Это могут быть, например, разработка и принятие бюджета по доходам и расходам или внесение изменений в налоговое законодательство на очередной финансовой год в порядке реализации государственной бюджетной и налоговой политики; определение пропорций распределения прибыли на дивиденды и реинвестирование в порядке реализации стратегии управления прибылью и инвестиционной стратегии предприятия.
· Особо нужно отметить важность обеспечения преемственности и научной обоснованности финансовой тактики и финансовой стратегии. Синхронизированные и научно обоснованные финансовые стратегия и тактика составляют конкретное содержание финансовой концепции.
· 4.По срокам финансовая политика разделяется на : текущую, краткосрочную, среденсрочную и долгосрочную.
· Текущая(операционная) политика распространяется по срокам на период от недели до 1 месяца.
· Краткосрочная финансовая политика формируется в рамках одного года.
· Среднесрочная финансовая политика – от 1года до 3-х лет.
· Долгосрочная финансовая политика – это политика в рамках 5 и более лет.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 372.