Рациональность - это способность мышления работать с идеальными объектами, способность отражать мир в разумно понятийной форме.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Античная рациональность базировалась на идее возможности умозрительного (интел­лектуального, рационального) постижения принципиально ненаблюдаемых объек­тов, таких как бытие (Парменид), идеи (Платон), атомы (Демокрит), Перводвигатель (Аристо­тель). Идеальный (т.е., мыслительный) план деятельности стал одной из главных характеристик рационального типа отношения к действительности и прежде всего научной рациональности. Опреде­лённость, точность, однозначность значений слов есть необходимое условие построения рацио­нального знания.

Классическая рациональность, возникшая в результате 1-й научной революции 17 века, бази­ровалась на механистической парадигме (Галилей, Ньютон). Её основные принципы:

1. Божест­венный космос греков был отождествлён с природой как единственной истинной реальностью, состоящей из статичных объектов, описываемых законами механики и находящихся в абсо­лютном пространстве и времени.

2. Объяснение сводилось к поиску механических причин и субстанций, а обоснование - к редукции знания о природе к принципам механики.

3. Признава­ла правомерность только тех идеальных, мыслительных конструкций, которые можно контролируемо воспроизвести бесконечное количество раз в эксперименте.

4. Признавалась возмож­ность отыскать такую одну-единственную идеальную конструкцию, которая полностью соот­ветствовала бы изучаемому объекту, обеспечивая тем самым однозначность содержания истин­ного знания.

5. В отличии от античной, научная рациональность 17-го века отказалась от идеи цели как причины развития природы и мира в целом, а все явления объясняла только путём ус­тановления между ними механической причинно-следственной связи.

Вторая научная революция конца 18 - первой половины 19 века (признаваемая не всеми исследователями) базировалась прежде всего на объектах геологии и биологии, что привело к идее развития и, соответственно, к постепенному отказу от простых механистических объяс­нений. Наглядные механические модели изучаемых объектов и явлений стали всё более вытес­няться их абстрактным но непротиворечивым математическим описанием.

Третья научная революция (конец 19 - первая половина 20 века) привела науку к про­никновению в микромир (теория относительности и квантовая теория в физике, генетика в био­логии, квантовая химия в химии и т.д.). Возникла неклассическая рациональность со следующими принципами:

1. Мышление изучает не объект как он есть, а то, как наблюдатель (учёный) воспринимает взаимодействие объекта с прибором (что было неважно в классической науке, где изучались только макрообъекты). Т.об., объяснение и описание невозможны без фиксации средств наблюдения.

2. Вносить искажения могут не только приборы, но и исследователи (незаметно для себя), о чём говорил ещё И.Кант.

3. Стала допускаться возможность истинности не одной, а нескольких объяснительных моделей одного и того же явления; соответственно, стала признаваться относительная истинность науч­ных теорий.

Четвёртая (по некоторым исследователям - третья) научная революция (последняя треть 20 века) привела к изучению исторически развивающихся явлений, объектов, систем.

Возникла постаклассическая научная рациональность:

1. Историческая реконструкция как тип теорети­ческого знания стала применяться не только в гуманитарных науках типа истории, или в эво­люционных теориях геологии и биологии, но и в космологии, астрофизике, физике элементар­ных частиц и т.д.

2. Ведущей методологической концепцией стала синергетика.

3. Субъект по­знания (исследователь) способен каждым своим воздействием видоизменить поле возможных состояний системы (изучаемого объекта). В первую очередь это касается экологических, био­сферных, медико-биологических и биотехнологических объектов, изучение которых сегодня особенно актуально.

4. При изучении сложных систем, включающих в себя человека с его пре­образовательной производственной деятельностью, идеал ценности о-нейтрального исследова­ния, важнейший в классической науке, оказывается неприемлемым. Объективно истинное объ­яснение и описание такого рода систем предполагает включение ценностей социального, этиче­ского и иного характера.

Таким образом, каждая научная революция приводила к формированию своего типа на­учной рациональности и важную роль в этих процессах играли социокультурные особенности той эпохи и того общества, в которые эти революции происходили.

http://wiki.pskovedu.ru/index.php/%D0%A2%D0%B8%D0%BF%D1%8B_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8


 


Дата: 2019-07-24, просмотров: 357.