Наука и тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рациональность есть разумность и в этом смысле - одно из самых существенных определений, связанных с человеческой деятельностью. В самом общем виде можно понимать рациональность как способность упорядочивать восприятие мира, способность давать миру определения, правила, законы. Нередко встречается понятие рационального действия. Это означает действие сообразно с установленными в мире законами, правилами, определениями. Так как в разные исторические эпохи эта способность видоизменяется, принято говорить об исторических типах рациональности. Но прежде нужно определить, что представляет собой наука как тип рациональности, возможны ли иные типы рациональности, кроме науки.

Существует представление о том, что и мифологическая, и практическая деятельность есть определенный способ "приводить мир в порядок" и, соответственно, ориентироваться в этом мире; потому миф - специфическая рациональность. Однако существует другая точка зрения. Она подчеркивает радикальную смену установки при переходе от мифопрактического к теоретическому способу отношения к миру, который предполагает возникновение европейских философии и науки. Чтобы в самых общих чертах охарактеризовать различие этих типов отношения человека к миру, отметим, что в первом случае имеет место "погруженность" человека в мир, направленность на конечные практические цели, а во втором - "выделение" человека, направленного на непрерывное обновление и бесконечные цели. У человека появляется возможность созерцания, свободного от практических интересов, возможность оставаться на позиции "незаинтересованного наблюдателя", возможность теоретической деятельности.

Наука оказывается системой, которая не включает в себя условия своего обоснования (непротиворечивой, но всегда неполной системой), не обосновывает язык, на котором сама говорит, а философия существует как полная "система", как выход в пространство самообоснования

Теперь необходимо сказать об исторических типах рациональности. Эту тему не раскроешь, просто описывая события перехода. Если не придерживаться концепции непрерывности истории, то это должны быть "революционные" события. Также недостаточно указать на то, что есть некоторая "общая рациональность", свойственный всем без различия людям способ упорядочивания мира. Здесь необходимо понять, что разумность человека (как социального существа) заключается не в том, что он живет и действует совместно с другими людьми, а в том, что его рациональность открыта признанию Другого в качестве рационального существа. И чем больше эта открытость, тем больше вероятность понимания как другой культуры (типа рациональности), так и самого себя.

Определения типов рациональности можно соотнести с тем, что известный французский философ М. Фуко называет "эпистемами", специфическими эпистемологическими пространствами порядка, в соответствии с которыми конструировались знания в каждую эпоху (совокупность правил и отношений в конкретных месте и времени). Таких "эпистем" в европейской культуре нового времени Фуко выделяет три: ренессансную (XVI в.), классическую (рационализм XVII-XVIII вв.) и последнюю, современную.

Необходимо отметить, что проблема определения исторических типов рациональности широко разрабатывается в отечественной философской традиции.

Отечественный философ В. С. Швырев: Предметом рационального сознания становится, тем самым, деятельность по выработке рационального знания на основе имеющихся познавательных средств и предпосылок". В самом общем виде мир классической рациональности - это мир целостности и единства, единства, которое может быть познано, а познающий - автономный независимый субъект.

Уверенность в том, что возможно универсальное познание мира (создание единой системы, объясняющей мир), обнаружение единого порядка изменчивости мира, связана с осознанием права и на изменение этого мира в соответствии с известным ходом истории.

Современная рациональность возникает тогда, когда человек сталкивается с тем, что единое универсальное объяснение мира перестает "работать", единый порядок оказывается внутренне противоречивым, мир как объект нашей упорядочивающей деятельности (деятельности философского разума, научного рассудка или здравомыслия) "вырывается из-под его контроля". Примером этому могут служить как общественные события такого масштаба, которых раньше не знало человечество, катастрофические для человеческого разума (мировые войны, революции), так и результаты научных исследований, в которых обнаруживаются противоречивость классических схем (естествознание) или невозможность взгляда на мир как на внеличностную конструкцию (социально-гуманитарное познание). Тогда возникает необходимость изменить свой взгляд на мир, свою "привычную схему"; тогда становится заметным, что то, что мы видим, зависит и от того, как мы смотрим, и потому не учитывать этого нельзя. Это осознание постепенно проникает во все сферы теоретической и практической деятельности.

Что можно сказать о типах собственно научной рациональности? Наиболее отчетливую формулировку различия этих типов дает академик В. С. Степин: "Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями".

Научные революции в науке в целом знаменуют смену типов научной рациональности.

В современной науке существуют два основных типа научной рациональности и, соответственно, два крупных этапа эволюции науки в последние столетия. Первый – это классическая наука (XVII–XIX вв.), со своей специфической, как говорят, классической, научной рациональностью, второй – неклассическая наука, начавшая складываться в XX в. и выработавшая новый, свой собственный неклассический тип рациональности. Этот неклассический тип рациональности господствует в науке и сейчас.

Классическая наука исходила из предположения, что познающий субъект и познаваемый объект существуют отдельно и независимо друг от друга и что субъект будто со стороны взирает на мир. Объективность научного знания ставилась в зависимость от исключения из описания и объяснения мира всего, что относится к познающему субъекту и его деятельности.

Неклассическая наука стала непосредственно соотносить познаваемые объекты со средствами и операциями по их познанию. Уточнение используемых исследователем средств и операций считалось условием получения истинного знания об объекте. Образцом такого подхода является квантово-релятивистическая физика.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 225.