1) традиции, заложенные александрийской школой;
2) философские школы (платонизм, аристотелизм, атомизм и стоицизм), возникшие в Афинах и занимавшиеся - каждая по-своему - естественнонаучными вопросами.
Для александрийской науки эпистемологической моделью является математическое описание и обращение к математическим абстракциям. Александрийская наука устанавливает математические регулярности, в то время как афинская философия полагает совершеннейшим знанием каузальную модель, основа которой - теория первоначал. Иными словами, философия объясняет вещи, показывая, что они есть такие, как есть (или являются) в повседневной реальности, реальность же понимается как обусловленная одним уникальным основанием - бытием. Т.о., наследие античности можно обозначить двумя современными терминами - разработанное абстрактное математическое мышление и эмпиризм.
Целый ряд предпосылок обусловил постепенное отождествление "абстрактно-математической" и "реалистской" установок. Начало "научной революции" обычно связывается с появлением трактата Коперника "О вращении небесных сфер" (1543).
Космологию, основанную на точно указанном соответствии между физической реальностью и математической моделью, создает Кеплер, показавший, что в основе порядка и системы таких предельных объектов, как планеты, лежит математическая "гармония". Подобная теория четко выражена в учении Ньютона. Примеры этого - его отождествление пространства математического, реального и абсолютного или утверждение, что сила гравитации не нуждается в физическом объяснении (которое Ньютон, в сущности, и не предложил). Сила тяжести как математическая конструкция лежит в основе концепции Ньютона, поэтому достаточно, что притяжение "в действительности существует".
Если математизация не вызывает сомнений, то тезис о машинизации (идея тождества между механизмом и физическим бытием вообще и живым организмом в частности) представляется более сложным. Есть ряд высказываний (Кеплер, Декарт) об удобстве и предпочтительности механизмов. Действительно, механизм крайне удобен для получения математической модели или формулы. Так, Кеплер говорит, что моделью "небесной машины" служат часы, а не божественное бытие, обладающее душой, поскольку в такой машине все разнообразие движений следует из одной простой физической силы, так же как в часах все движения происходят из одного простого веса.
Однако нельзя не упомянуть и иную интерпретацию данной проблемы. Механистичность науки может быть объяснена влиянием инженеров и изменением в положении механиков (примером чего является венецианский арсенал и связанная с ним деятельность Галилея). Правда, деятельность механиков и инженеров, столь очевидно активная в ренессансных академиях (устройство машин, фейерверков, "масок", театральных представлений и т.д.), в XVII столетии подчиняется организующей активности профессиональных математиков.
Соотношение или "пересмотр" античных научных предпосылок в научной революции. Число исследований данной темы огромно, поэтому можно сказать о достаточно известной связи систем Коперника и Птолемея. В сущности, Коперник не столько отбрасывает теорию Птолемея, сколько пытается усовершенствовать ее, очистить от ошибочных допущений и истолкований посредством ясных и простых принципов. Коперник, как и Птолемей, полагает, что движения небесных тел просты, гармоничны, совершенны, точны и однообразны. То есть идею, что небесная система обладает максимальной гармонией, разделяют оба учёных. Различие между ними: для Птолемея математические, предельно совершенные конструкции остаются просто удобными моделями или гипотезами, не соотносимыми с соответствующей онтологией. Коперник же полагает, что программа Птолемея - "спасение явлений" - наиболее точно выполняется при условии, что математическое познание не отличается от каузальной модели.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 273.