Постмодернизм в европейской философии( Деррида,Бодрийяр).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Постмодернизм — сложное, достаточно эклектичное и неоднородное явление, возникшее в западноевропейской культуре последней четверти XX века. Первые идеи постмодернистского толка актуализировались в конце 60-х годов и были связаны с критической рефлексией социокультурных и философских контекстов современной цивилизации. В буквальном смысле слова "постмодернизм" — это то, что следует за современной эпохой, за модернизмом, и связано с осмыслением стилевых изменений в европейской художественной культуре. Но только в 80-х годах термин "постмодернизм" укореняется и приобретает статус общеупотребимого понятия.
В рамках постмодернизма сегодня работают многие философы, социологи, лингвисты, филологи, искусствоведы. К наиболее известным представителям данного направления следует отнести Жана-Франсуа Лиотара (р. 1924), Жана Бодрийяра (р. 1929), Жиля Делеза (р. 1926), Жана Дерриду (р. 1930), Феликса Гваттари (р. 1930) и др.
Для становления постмодернистской проблематики большое значение имело глубокое и разностороннее осмысление ницшеанства, марксизма, фрейдизма.
В строгом смысле философии постмодернизма не существует: постмодернистская рефлексия направлена на доказательство невозможности философии как таковой, невозможности выработки нового философского стиля мышления, понимаемого как создание целостной объясняющей мировоззренчески теоретической системы. Постмодернизм принципиально не претендует на создание философской универсальной теории, уделяя пристальное внимание не прояснению Всеобщего, а описанию игры Частностями. Он связан с дезавуированном дискурса Всеобщего, с осмыслением ситуации fin de siecle ("конца веков"), для которой характерно сомнение в незыблемости мира и культуры, убежденность в том, что то, с чем имеет дело человек, по сути – иллюзия, а выбор, который он совершает, возможен лишь как предпочтение плохого перед еще более худшим.
Отсюда столь свойственные постмодернизму пессимизм, "потеря субъекта", игра со стилями и смыслами предшествующих эпох, стирание любых границ между определенностями, структурами, институтами, формами
Постмодернизм связан с претензией на смену философских парадигм, что сопрягается с глубокой и разносторонней критикой панлогизма, рационализма, объективизма и историзма, свойственных предшествующей западноевропейской традиции.

Одним из базовых терминов является différance, стоящее на границе между двумя французскими словами – difference (различие) и différe (отложить). Таким образом, смысл différance одновременно и устанавливание различия и отсрочка, откладывание. Различие становится главным для подлинной философии в противовес классической философии, для которой основным выступает тождество, единство, целостность. Однако сосредоточение на теме различий, вернее различаний, не должно привести к тому, чтобы единство было упущено из виду. Нельзя сводить одно явление или состояние к другому, уравнивать или сглаживать оттенки их непохожести и противостояния.

Для философа важно умение вести конструктивный спор, где на первый план выступают различия и умение собеседника принимать во внимание позицию другого.

В рамках «философии различания» на первый план выходит понятие «письмо» или «прото-письмо», которое представляет собой опровержение логоцентризма как тождества логоса и голоса в западной культуре. Устный знак – это знак вещи, а письмо – это знак знака. Письмо, таким образом, является следом, указывающим на присутствие содержания, требующего раскрытия и способного к раскрытию. Философскую дисциплину, особым образом исследующую письмо и раскрывающую следы, Деррида назвал грамматологией. Способом работы в грамматологии выступает деконструкция – разборка и сборка – западной философской традиции разума.

Необходимость разработки нового способа работы в философии Деррида связывает с тем, что в ситуации усложнения жизни человека становится все сложнее дотянуться до истины. Язык становится все более и более усложняющимся посредником. Область данного и несомненного, «наличие» («наличие» - способ бытия всего, что существует), отодвигается все дальше и дальше. Между «наличием» и человеком выстраивается ряд ступеней, слишком длинный, чтобы добраться до «наличия». Ступени при этом оставляют человеку «следы» («след» - это главная форма «неналичия»). «След» от «следа» отличается «различанием» («различание» - противоположность наличию как тождеству и самодостаточности), способом осуществления которого является «письмо». Мир перед нами предстает в становлении, а не в бытии, что делает «следы» неполными. Каждая частица мира соотносится как с собой в прошлом и будущем, так и со своими соседями в синхронно-настоящем. Эта соотнесенность называется «восполнением»: единое и полное наличие недостижимо, оно растворилось во множественности следов. Бесконечность не может быть центрирована, иерархизирована, «логоцентрична» (Логоцентризм – это способ предъявленности наличия в рамках западной философии). Наличие центра для Деррида предполагает помехи в игре взаимозамен между элементами структуры. Таким образом, общий механизм функционирования указанных выше понятий заключается в логике восполнения, отличной от логики тождества.

Для Деррида важно вырваться из плена европоцентризма, для чего он проявляет интерес к неевропейским культурам. Им критикуется и стремление европейской философии к серьезному поиску принципа всех принципов, центра. Борьба против принципа «центрации» - это лишь один момент в рамках «деконструкции» метафизики.

Для реализации замысла деконструкции Деррида вводит оригинальные понятия, такие как след, рассеивание, царапина, вуаль, приложение, прививка, контрабанда и др. Он обращается к черновикам, конспектам, сноскам, маргиналиям. Используются метафоры, символы, словоупотребление вне обычного контекста.

Философия Деррида пользуется широким международным признанием, вокруг его творчества ведутся нескончаемые споры, его творчество многогранно и неоднозначно, несомненно то, что воздействие его идей на современную философию огромно.
Концепция Бодрийяра выстраивается на основе гиперкритицизма и по стилю его произведений ближе к интеллектуальной прозе, чем к академическим философским работам. К сфере его интересов относятся понятия и явления, которые ранее не относились к сфере рассмотрения философов и считались не столь важными. В частности, большое внимание уделяется сфере современного общественного быта – потребления товаров и вещей, что делается строгими научными методами.

По мнению Бодрийяра, потребление – это глубокий процесс выбора, организации и регулярного обновления бытовых вещей. Важную роль при этом играет реклама, внедряющая в сознание людей образ общества, «одаривающего» своих членов благами. В акте потребления потребляется не товар, а знаковая структура, товар – это прежде всего знак, и все, что нас окружает – это знаки. Получается, что мы покупаем прежде всего не товар, а знак – принадлежность какой-то фирме, модное течение, и т. д., эстетические знаки, окружающие нас, формируют в нас избыточные потребности, создавая прибавочную стоимость знака. Для закрепления знаков в человеческом восприятии служит реклама, переводящая воображаемое и бессознательное в реальность. Знаки начинают взаимодействовать между собой, отрываются от своих референтов и к концу XX в. получают полную автономность сигналов – «симулякров». Симулякры воспроизводят и транслируют смыслы, неадекватные происходящему и имеющие различные толкования. Нельзя быть уверенным, реальность ли это вокруг нас, либо симуляция.

В мире, наполненном симулякрами, происходит мутация реального в гиперреальное: симулякр порождает прозрачность окружающего, где ничто не может быть утаено или сокрыто. В таком мире все приобретает избыток реальности. Реальное как гиперреальное – это бесконечное воспроизведение, детализация объектов, превращение их в модельные серии. Прозрачность уничтожает расстояние между объектом и человеком, который живет в мире «после оргии» - все уже сбылось, все утопии реализованы, идеи и ценности утрачивают свой смысл, однако воспроизводятся и заполняют все вокруг. Все проникает во все: транссексуальность, трансэстетика, трансэкономика. Человеку остается только делать вид, что он создает что-то новое, притворяться, что этого еще не было.

Тенденция в развитии западного общества поставить все в зависимость от товара привела к эстетизации мира, к превращению мира в семиотическое пространство.

В общем и целом работы Бодрийяра довольно пессимистичны, однако в них затрагиваются многие важнейшие моменты, касающиеся культуры постмодерна, в частности, симуляция и симулякр, гиперреальность, переоценка ценностей и многие другие. Бодрийяр говорит о «смерти» метафизики, так как при исчезновении различия между симуляцией и реальным для нее не остается места.







Дата: 2019-07-24, просмотров: 207.