Одной из самых влиятельных идейных течений XX в стал психоанализ, или фрейдизм Основателем психоанализа в его классической форме был австрийский психолог, невропатолог, психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) Он обратился к анализу психики в целом На этой оснований и у Фрейда формируются представления о субъективной реальности человека В работе \"Я и Оно\" он развертывает структурную концепцию психики, определяя в ней такие сферы:
а) бессознательное (\"Оно\") - это определяющий глубинный план человеческой психики Он функционирует на основе врожденных, естественных, генетически первичных влечений;
б) сознательное (\"Я\") - это ум человека, или \"его\" Оно выступает посредником между бессознательным и внешним миром \"Я\", стремится сделать \"Оно\" приемлемым для мира и привести мир в соответствие с желаниями \"В Оно \"
в) подсознательное (\"Сверх-Я\") - это внутренняя личная совесть Она образуется под влиянием системы общественных запретов Если \"Оно\" обусловлено генетически, \"Я\" - индивидуальным опытом, то \"Сверх-Я\" является результатом м влияния других людид-Я"
Важным составляющим элементом учения Фрейда было представление о существовании в недрах \"Оно\", вечных бессознательных инстинктов сексуального наслаждения (либидо) Они вступают в конфликт с сознанием, ориентированной на принцип реальности, то есть на социально приемлемые формы поведения и способы удовлетворения желаний Сознательное \"Я\" и подсознательное \"Сверх-Я\" стремятся покорить сферу бессознательного \"Оно\" При этом происходит я только мысленное решение конфликта, поскольку вытесненные в бессознательное сексуальные желания в любое время могут вырваться на поверхность и стать причиной новых конфликтов Поиск их реального решения достигался путем сознательного овладения желаниями, их непосредственным удовольствием или сублимацией (от лат sublimatio - высоко поднимаю,
Сублимация - это особый вид отклонения инстинктов (либидо) от присущей им направленности и переключение их энергии на достижение социальных и культурных целей сублимации объясняет Фрейд возникнет ния религии, искусства, общественных институтов Сублимация, по Фрейду, проявляется в творчестве С позиции сексуальных взглядов Фрейд анализирует творчество Леонардо да Винчи, Гете, Шекспира, Достоевскогого.
Неофрейдизм
известными последователь Фрейда были основатели аналитической психологии швейцарский психолог, философ и культуролог Карл Густав Юнг (1875-1961),основатель сексуально-экономической теории австро-американский врач Вильгельм Рейх (1879-1957), немецкий философ, психолог и социолог Эрих Фромм (1900-1980), идеолог \"новых левых\" Герберт Маркузе (1898-1979) и др. Эти философы уточнили исходные положения психоанализа, обновили их, и поэтому их концепция получила название неофрейдизм.
Основатели неофрейдизма указали на несостоятельность ортодоксального фрейдизма решить проблему взаимодействия личности и общества Например, основного представителя неофрейдизма Эриха Фромма не удовлетворяли биологизм и социальный пессимизм Фрейда, поэтому он сконцентрировал внимание на преобразовании психоанализа на социальную философию С этой целью он обратился к предшествующей философской мысли, а именно к взгляд ей Л Фейербаха и особенно к трудам К Маркса, что позволило ему критически переосмыслить фрейдовскую точку зрения на природу бессознательных влечений и роль социальных факторов в становлении личности Однако считая, что социальная теория К Маркса недостаточно учитывает роль психологического фактора, Фромм поставил цель дополнить марксизм психоанализомализом.
Еще одним представителем неофрейдизма по праву называют американского психолога и философа Э. Фромма (1900-1980).
Естественно, что идеями психоанализа Фромм увлекся прежде всего под влиянием З. Фрейда. Его творчеству он посвятил много работ: «Биография З. Фрейда» (1959). «Психоанализ З. Фрейда — достоинства и недостатки'' (1979).
Психоанализ Фромма носит антропологический и гуманистический характер. Человек — это та отправная точка, от которой начинает все исследования философ. Но человека Фромм, в отличие от Фрейда, рассматривает не односторонне, а в совокупности биологического и социального начал. Все идеи о необходимости преобразования общества начинаются у ученого с идей о необходимости формирования новой личности. В основе становления человека будущего лежат любовь, альтруизм и добро как внутренняя потребность души.
Эти принципы, с точки зрения Э. Фромма, являются основополагающими в учении так называемого «радикального гуманизма», основателем которого он считал К. Маркса.
Именно исследование Фроммом американского индустриального общества помогло ученому сделать вывод о том, что изменения в психике современных людей не определяются только биологическими факторами, они выступают отражением социальных процессов. Но под влиянием учения З. Фрейда Э. Фромм, тем не менее, опирается на установки психоанализа в объяснении становления личности.
Так, Фромм утверждает, что в психике человека есть два начала: любовь к жизни и любовь к смерти (Эрос и Танатос у Фрейда). Одни люди склоняются к первому началу, другие — ко второму. Отсюда возникают два основных психологических типа: биофилы — желающие жить и некрофилы — стремящиеся к смерти. Поведение многих политиков, сыгравших отрицательную роль в обществе, в том числе и Гитлера, Э. Фромм объясняет тем, что они относятся к типу некрофилов, тех, кого привлекает все темное, негативное, злое.
Поскольку вся социально-философская концепция Фромма пронизана любовью к человеку, ученый не оставляет без внимания и саму проблему любви.
По Фромму, любовь дана не каждому, это подарок судьбы, который открывает человеку путь к самовыражению и свободе. С понятием любви тесно связано у Фромма понятие ответственности, которое он определяет как готовность человека к Поступкам.
Но идея будущего общества, предлагаемая Э. Фроммом, направлена не на создание нового социального строя, а на образование небольших общин со своей культурой, языком и моралью в рамках прежней формации.
Леворадикальная социология, являющаяся преемницей франкфуртской школы (Marcuse G., Fromm E., и др.), рассматривает социальный мир с точки зрения возможности, желательности его радикального изменения. Основной темой исследований являются анализ доминирования авторитарной личности с ее антидемократическими методами руководства и попытки с помощью социологических исследований постичь соответствующую человеческую реальность. Отрицание традиционной науки связано с тем, что она рассматривается как инструмент эксплуатации и угнетения, воплощение буржуазной идеологии. По мнению Маркузе, культура носит репрессивный характер, устранение которого ведет к высвобождению эротических влечений человека и уничтожению социальных норм и запретов. В качестве средства революционного преобразования общества он предлагал насильственные методы борьбы. Эти идеи оказали влияние на формирование философии «новых левых». Концепция Маркузе легла в основу антипсихиатрии, рассматривающей государственную систему здравоохранения, в частности психиатрию, как механизм насилия, подавления личности, а болезнь — как вид протеста против семейных и социальных норм.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 277.