Философия пространства и времени.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пространственно-временная структура природы в свете совре-менных концепций естествознания и математики. Субстанциальнаяи реляционная концепции пространства и времени.


Пространство и время, как категории современной культуры, деятельности, входят в компетенцию различных специальностей. В БНТУ речь идет об архитекторах, строителях, дизайнерах. Про- странство является важной экономической категорией с точки зре- ния логистики, транзитных функций территории, ее транзитивно- сти. Специалисты таможенного дела включены в пространствен- ные экономические возможности Беларуси, поскольку они обеспе- чивают важное направление налоговой деятельности государства. Время содержит огромный потенциал исторической памяти, кото- рый позволяет консолидировать нацию в рамках решения задач устойчивого развития. Фактор исторической памяти является осно- вой подготовки инженеров военно-технических специальностей. На этом факторе основана идеология региональной евразийской системы безопасности.

Пространство это материальное бытие с определенными физи- ческими, химическими, биологическими, социальными свойства- ми. В масштабах Вселенной именно оно выступает как основное место формирования объектных, системных структур с определен- ной динамикой и энергетикой. В философии пространство опреде- ляется как объективная реальность, данная нам в ощущениях, су- ществующая независимо от сознания человека. Отраженные созна- нием образы пространства обозначаются как перцептуальные (уро- вень психики) и концептуальные (уровень мышления).

Пространство энергетически и информационно насыщено. Оно генерирует частицы, которые образуют строительный материал для макро- и мега- тел. Основу генерирующей способности простран- ства как динамической среды формируют четыре взаимодействия - гравитационное, электромагнитное, слабое ядерное, сильное ядер- ное Материальная пространственная среда является объективной реальностью, предметом отображения и изучения с точки зрения топологических и метрических свойств.

Перцептуальная форма отображения пространства функцио- нально проявляется в сознании человека на уровне психо- эмоционального отражения. Концептуальная форма реализуется сознанием человека на уровне логико-понятийного мышления и имеет результат в виде научных концепций пространства и време- ни. Пространственная среда характеризуется динамикой, опреде- ленной насыщенностью событий и информации. Процессы, проис- ходящие в пространстве, имеют длительность, которая обозначает-


ся как время. В русле динамики время направленно и необратимо. Длительность пространственных процессов в сочетании с их объ- емностью обозначается как пространственно-временной континиум (3 пространственных и 1 временная координата). В масштабах Все- ленной в качестве исходной точки принимается сингулярная точка, в которой произошел Большой взрыв, и динамика приобрела зако- номерную основу, фиксируемую астрофизикой, физикой, химией.

Метрические и топологические свойства пространства описы- ваются неевклидовыми геометриями. В земных условиях простран- ственной среды применима евклидова геометрия. С учетом физи- ческих свойств реальное пространство и время описываются общей теорией относительности (ОТО), квантовой и ньютоновской меха- никой, термодинамикой, оптикой. Разработкой концептуальных представлений о пространстве и времени занимались Евклид, Нью- тон, Лобачевский, Риман, Эйнштейн, Максвелл, Шредингер, Бор, Планк, Минковский, Фридман.

В классической философии длительное время конкурировали субстанциональный и релятивистский подходы к пространству. Субстанциальный подход вводит представление о пространстве как самостоятельной сущности, условии существования материальных объектов. Этой позиции придерживались атомисты, И.Ньютон. Ре- ляционный подход свойства пространства и времени ставит в пря- мую зависимость от материальных объектов, детерминирующих метрику пространства, а также от скорости их движения. Эти пред- ставления развивали Лейбниц и Эйнштейн.

Социальное пространство фиксируется предметными особенно- стями деятельности человечества и обозначается как геополитиче- ское, экономическое, архитектурно-строительное, архитектурно- ландшафтное, производственная зона, городская черта, регион, аг- рарная зона, зона отдыха, санаторно-курортная зона и т.д. Соци- альное время – хронологическими параметрами.

Особенности социального пространства играют ключевую роль в развитии страны. Так, в случае Беларуси речь идет о выгодном геополитическом положении, которое создает экономические ре- сурсы транзита, логистики, таможенной деятельности. Для архи- текторов и строителей социальное и природное пространство - это объект проектирования, творчества, промышленной деятельности, эстетики, дизайна. Существуют богатые традиции освоения куль- турного пространства, его эстетической интерпретации в виде


определенных стилей. В социальном пространстве визуализируют- ся актуальные философские размышления архитекторов об эколо- гии, эргономике, системной методологии, истории, духовной жиз- ни общества. Экстенсивное социальное пространство задает стра- тегию деятельности в малонасыщенной людьми, инфраструктурой, коммуникациями географической среде. Беларусь относится к по- добному типу пространств, поскольку плотность населения на квадратный километр не превышает 50 человек. Большие неурба- низированные пространства являются зонами лесов, болот, сель- скохозяйственной деятельности. В Беларуси многое делается для равномерного распределения антропогенного давления на биосфе- ру. Одновременно предпринимаются усилия для интенсификации сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, агроту- ризма с тем, чтобы повысить эффективное использование террито- риальных комплексов.

Социальное время отображается категориями, задающими зна- чимость настоящего, прошлого и будущего. Хронологические тра- диции задают цельность и преемственность культурной динамики. Например, для Беларуси и всего христианского мира, важную роль выполняет летоисчисление от Рождества Христова. Им фиксирует- ся не только история, сущность бытия, но и регламентируется настоящая деятельность людей. Кроме духовного содержания со- циальное время предполагает аспект исторической памяти, истори- ческого сознания, исторического мышления. Для Беларуси эти ка- тегории актуальны памятью о жертвах, понесенных, в тяжелых войнах, особенно в годы Великой Отечественной войны. Одновре- менно речь идет о героизме, мужестве белорусского народа, исто- рическом единстве Беларуси и России, как важнейшем факторе геополитической безопасности в евразийском регионе. Социальное время фиксирует единство национальной культуры. Это единство складывается из знаковых исторических событий, памятных мест, национальных реликвий, выдающихся творческих личностей, ду- ховных просветителей, традиционной народной мудрости, образа жизни, художественного творчества, фольклора. На богатой куль- турной и патриотической основе социальное время настраивается на конструктивное будущее нации. У Беларуси большие планы мо- дернизации экономики. Для их реализации необходима духовная консолидированность народа, что белорусский народ и демонстри- рует в нелегкий период финансовых потрясений мировых структур


деятельности. Социальное время в его исторической ипостаси ви- зуализируется архитекторами, скульпторами в виде мемориальных комплексов. В Беларуси этому направлению культурной деятель- ности придается большое значение.

 





Философия природы.

Природа как предмет философского и научного познания. Био-сфера. Ноосфера. Техносфера. Коэволюционизм.

В рамках рассмотрения этого вопроса необходимо дать: катего- риальные определения природы; выделить концепции природы, оказавшие большое воздействие на мировоззрение и науку.

Категориальные определения природы связаны с понятиями природы, натуры, природной среды, географической среды, нежи- вой, живой природы (биосферы), ноосферы, техносферы, экологии, коэволюции.

Природа – это существующее независимо от сознания человека материальное бытиѐ, характеризующееся внутренне присущими ему закономерностями возникновения, функционирования и разви- тия. Фюсис – это природа, находящаяся вне сознания человека, со- держащая в себе естественнонаучный аспект исследования. Пред- мет изучения физики. Натура – это природа, находящаяся вне со- знания человека, содержащая в себе аспекты первозданности, не- освоенности, эстетической привлекательности, естественности. Объект искусства. Природная среда – это пространственная со- ставляющая природы, характеризующаяся объемностью, трехмер- ностью, неоднородностью, упорядоченностью. С учетом конкрет- ных свойств природная среда представлена космическим простран- ством и географической средой.

Географическая среда – это природное пространство в пределах планеты Земля. Оно характеризуется особенностями физического, химического, биологического состава и обозначается как атмосфе- ра, гидросфера, литосфера, биосфера.

Биосфера – это пространство Земли, сформированное активно- стью живых организмов. Термин был введен в научный оборот ав- стрийским палеонтологом Зюссом. В ХХ веке, с позиций естество- знания, его проанализировал Н. Вернадский. Он доказал на кон- кретных примерах из химии, геологии, что живые организмы рас- пространили свою активность на всю планету и стали геологиче- ской силой. К живым организмам добавилась еще одна геологиче-


ская сила в лице человечества. Она создала собственное простран- ство деятельности и включила в него биосферу. Это новое про- странство обозначается как ноосфера. В этом пространстве благо- даря конструкторской деятельности человечества планетарную роль стала играть техника и промышленные технологии, что дало основание говорить о техносфере. Экология – это наука о доме, каковым для людей является планета Земля с еѐ биосферным ком- плексом. В концепциях природы отражаются приоритеты еѐ изуче- ния, обусловленные социальной деятельностью людей. Это кон- цепции космизма; атомизма; натурализма; механицизма; энерге- тизма; инвайронментализма; синергии; бионики.

Концепция космизма разработана античными мыслителями и первоначально выполняла мировоззренческую функцию. Космос в ней трактовался как определенная область географического бытия, ограниченная сферой неподвижных звезд и имеющая духовное ос- нование в форме Логоса. В ХІХ веке эта концепция получила новое истолкование в российской православной религиозной традиции благодаря работам Н. Федорова. Космос стал трактоваться как ис- тинно духовный мир – цель человечества. Для реализации этой це- ли необходима была наука космических полетов и возрождение всех умерших, для того, чтобы они могли присоединиться к жи- вым. Благодаря усилиям К. Циолковского и Н. Королева космиче- ская техника стала реальностью, а Россия первой космической державой, располагающей большим опытом реализации космиче- ских программ. В ХХ веке советский ученый Н. Чижевский обна- ружил ещѐ одну важнейшую составляющую космизма – коэволю-ционную. Это стало возможным после того как он сопоставил гра- фики солнечной активности по определенным временным циклам и графики, дающие картину динамики эпидемий в Европе по годам. Оказалось, что пикам солнечной активности соответствовали пики эпидемий на Земле. Вывод был очевиден в пользу тезиса того, что Солнце является важнейшим регулятором жизненных процессов на Земле. Коэволюционные тенденции стали доминирующими в раз- витии междисциплинарных связей. В результате в ХХ веке офор- мились астрофизика, космология, космическая геология, космиче- ская химия, космическая биология. Физики стали рассматривать космос с точки зрения основных теоретических разделов. Он стал для них необходимым эмпирическим основанием.


Концепция атомизма была разработана античными мыслителя- ми, в рамках онтологического проекта бытия как пустоты и запол- няющих еѐ атомов. Атомам характерна тенденция к объектной концентрации и механическому движению в пустоте. Атомы стали своеобразной границей макромира, за которой ничего не предпола- галось. Однако в конце ХІХ века физика подошла к необходимости изучения природы на микроуровне. Была разработана квантовая теория атома, появилась физика элементарных частиц. Место чисто механического дуализма пустоты и атомов занял квантово- волновой дуализм. Концепция натурализма разработана античны- ми мыслителями. Представляет природу как объект эстетического восприятия и освоения. В эпоху Возрождения натурализм стал ас- социироваться с антропонатурализмом. В ХІХ веке сформулирова- лась естественнонаучная модификация натурализма как эмпириче- ского изучения природы. В конце ХІХ века эстетика модерна ото- шла от принципов натурализма. Этим самым закончился классиче- ский период эстетического восприятия природы.

Концепция механицизма имеет амбивалентный характер, по- скольку трактует природу как жестко детерминированную систему, в основе динамики которой лежат законы самой простой формы движения – механической. Эти законы были сформулированы Ньютоном. В рамках такого научного раздела физики как механика они объективны и применимы. Это в значительной степени отно- сится и к технической деятельности людей. Однако трудности начинаются сразу же как только механицизм объявляется универ- сальной теорией способной объяснить любую форму движения в природе.

Механистическая картина природы господствовала в науке до ХІХ века, когда появились новые концепции, в частности, энерге- тизма. В ХІХ веке человечество в лице европейцев и американцев остро ощущало потребность в дополнительных источниках энергии и движения. Поэтому это столетие стало веком физики, разнообра- зившей свою структуру такими разделами как термодинамика, электричество и магнетизм. Энергия стала ключевым понятием. Вскоре учеными был сформулирован закон сохранения и превра- щения энергии. Из него следовало, что количество энергии в мире неизменно. Одновременно встал вопрос о модификациях энергии и энергоемкой природе в виде полезных ископаемых органического и неорганического происхождения. В результате начался техноло-


гический переход человечества на использование электрической и тепловой энергии в промышленных объемах.

Философов привлекает несколько аспектов, связанных с энерги- ей: во-первых, это еѐ материальность; во-вторых, это связанные с ней вопросы социальной безопасности и устойчивости; в-третьих, экология. Философы всегда напоминают человечеству о том, что неисчерпаемость материи одновременно означает неисчерпаемость энергии как таковой, а также еѐ модификаций.

В условиях начала ХХІ века человечество пользуется лишь ма- лой долей энергетического разнообразия природы, делая акцент на наиболее доступные и дешевые ресурсы, представленные нефтью и газом. По мере роста мировых цен на них мотивируется примене- ние других источников энергии. Однако не всякая экономическая система способна адаптироваться безболезненно к подобным тен- денциям. Поэтому энергетизм ассоциируется с целым комплексом социально-экономических и технико-технологических проблем.

Синергии концепция трактует природу как объективную реаль- ность, находящуюся в динамике порядка (упорядоченности) и хао- са. Хаос является важнейшим условием эволюции, поскольку поз- воляет освободившимся от системы элементам самоорганизоваться соответственно изменившимся условиям внешней среды. При этом изменения затрагивают и сами элементы.

Бионика – это концепция трактующая живую природу как обра- зец в процессе конструирования артефактов, с учетом придания им функций живых систем. Бионика стала частью инженерной дея- тельности. Эта методология позволяет использовать при конструи- ровании природные материалы, их функции, системные преимуще- ства.

Инвайронментализм - это охрана окружающей среды, воздуш- ного, водного пространства, природных комплексов, биологиче- ского разнообразия планеты. Нормативная часть включает показа- тели химического, радиоактивного состояния среды, температур- ный фон. Стандарты экологической безопасности утверждаются каждой страной. На международном уровне мониторинг состояния окружающей среды связывается с решениями регулирующего ха- рактера в форме специальных протоколов, соглашений, конвенций, решений. Киотский протокол является реализацией методологии квот, регулирующей объемы промышленных выбросов, устанавли- ваемые для каждой страны в отдельности. Если страна не выбирает


установленную ей квоту по выбросам, то она может на коммерче- ской основе предложить ее тем странам, которые не укладываются в устовленные для них объемы промышленных выбросов. Беларусь активно реализует стратегию охраны окружающей среды, сохране- ния биологического разнообразия планеты, устойчивого развития. Министерство природных ресурсов, МЧС, Министерство внутрен- них дел активно включены в формирование природоохранной ме- тодологии. Этим структурам выделяются необходимые финансо- вые, материальные ресурсы, новейшие технологии, ведется подго- товка специалистов в высших учебных и средних специальных за- ведениях. Крупные социальные и природоохранные программы реализованы на территориях, загрязненных радиоактивными эле- ментами после техногенной аварии на Чернобыльской АЭС. На территории Беларуси действуют заповедники, национальные пар- ки, реализуются мероприятия по улучшению условий для ком- плексного использования Беловежской пущи, Припятского Поле- сья. Природная среда становится дополнительным ресурсом при- влекательности Беларуси в сфере туризма.

Коэволюционизм - это методология деятельности на основе воспроизводящихся местных биологических ресурсов. Наибольшие перспективы в данном случае имеют сельскохозяйственное произ- водство и лесное хозяйство. Растущий на мировом рынке дефицит продовольствия просто обязывает белорусских аграриев повышать эффективность производства с тем, чтобы они могли участвовать в международном разделении труда на продовольственном рынке. Спрос на этом рынке существует на все виды растениеводческой и животноводческой продукции. Коэволюция является важнейшим ресурсом экспортной деятельности предприятий, компаний, важ- ным источником валютных поступлений. Термин «коэволюция» введен в науку биологами во второй половине ХХ века для обозна- чения взаимодополняемого существования, на условиях биологи- ческой кооперации, видов, например, птиц и растений. Исследова- ния в микробиологии позволили обнаружить эффективные биотех- нологии, которые используются в косметике, фармакологии, пище- вой промышленности, городских коммунальных хозяйствах. гор- нодобывающей промышленности, во время ликвидации крупных утечек нефти и нефтепродуктов.


3.1.6. Философия человека.

Философские концепции человека: социал-дарвинистская, марк-систская, психоаналитическая, экзистенциальная. Многомерностьфеномена человека. Проблема сущности существования человека.Экзистенциально-феноменологическая, социокультурная и психо-аналитическая традиции исследования сознания. Личностный вы-бор, самоактуализация и проблема смысла жизни. Личность и цен-ности массовой культуры.

Человек является предметом изучения антропологии. Эта наука исследует исторические, культурные, криминалистические, психо- логические аспеты деятельности, поведения, внутреннего мира лю- дей. Историческая антропология связана с археологией. Культур- ная антропология изучает сообщества людей в тесной связи с этно- графией, социологией, демографией. Криминалистическая антро- пология акцентирована на поведении людей с точки зрения права. Она располагает мощной исследовательской базой в виде специ- альных лабораторий, правоохранительных структур. Главная зада- ча этих структур заключается в профилактике правонарушений, а также в оперативных действиях расследования фактов преступле- ний, формировании объективной картины действий конкретных людей. Психология изучает внутренний мир человека, его психику и сознание. Это способствует лучшему пониманию особенностей эмоциональной, чувственной, рациональной, духовной жизни че- ловека. Социальная психология раскрывает особенности динамики общественного сознания на уровне малых социальных групп, дей- ствующих в соответствии с определенной культурной программой, или же формирующиеся стихийно в форме толпы. Безопасность населения в урбанизированном пространстве, в условиях проведе- ния праздников, фестивалей, спортивных мероприятий, с учетом трагических последствий проявления механизма толпы, является одной из ключевых задач правоохранительных органов. Опасность для окружающих может формулироваться отдельными людьми и планироваться как деструктивное действие с тяжелыми послед- ствиями для жизни. Мотивация проистекает из особенностей де- виантного поведения, агрессивного отношения к социальной среде. Поэтому борьба с терроризмом является важным условием обеспе- чения общественной безопасности.

Существует комплекс наук, изучающих человека как биологи- ческое существо. В первую очередь речь идет об анатомии, меди-


цине, эргономике, бионике, физиологии высшей нервной деятель- ности. Здоровье населения является важнейшим ресурсом государ- ства, нации. В Беларуси этому вопросу уделяется значительное внимание, поскольку нация нуждается в решении вопросов демо- графической безопасности. Равномерное соотношение поколений людей создает устойчивую основу работы дошкольной системы воспитания, образования, производства. У пенсионеров не возни- кает тревог по поводу пенсионного обеспечения. В нациях, состо- ящих из людей преклонного возраста, неизбежно возникают про- блемы не столько обеспечения пенсий, сколько самообеспечения пожилыми людьми собственной старости.

Философская антропология изучает человека в комплексе при- сущих ему понятий, а именно, как биологическое и социальное су- щество. Она учитывает достижения в изучении человека конкрет- ных наук, а также проблемы и смыслы, являющиеся предметом теологических осмыслений, размышлений людей о смысле жизни, смерти, Боге, вере.

Предметом философских размышлений являются вопросы про- исхождения, бытия, сущности человека. В вопросе происхождения человека философия исходит из данных современных наук. Для медицинских наук, генетики важной является закономерность, свя- занная с эволюционным происхождением видов, наследственно- стью. Это позволяет заниматься диагностикой, лечить наслед- ственные заболевания, решать важную проблему генной инжене- рии, связанную с производством донорских органов. Технологии клонирования вызывают неоднозначное отношение, поскольку они основаны на использовании стволовых клеток, предполагают вме- шательство в сферы, которые затрагивают важнейшие аспекты мо- рали и религиозной веры. У истоков теории эволюции стояли Ч. Дарвин, Г. Мендель. Для верующих людей ключевой является ис- тина о человеке как творении Божьем. Христиане с этой истиной знакомятся в Библии. С этой точки зрения вопросы жизни, смерти человека, смысла жизни находятся во власти Бога. Человек не во- лен принимать решения, которые не входят в его возможности. Осуждению подлежат аборты, самоубийство, лишение жизни дру- гого человека, разрушение брака и семьи, а также греховные дела, связанные со словоблудием, пьянством, наркоманией, гордыней, жестокостью, насилием, чревоугодием. Археологи в процессе рас- копок, антропологических исторических реконструкций практиче-


ски полностью проследили основные этапы эволюции человече- ства. Генетики эту эволюцию проследили на уровне генома челове- ка и выявили множество схожего в биологических системах чело- века и животных, что позволило повысить эффективность борьбы с переносчиками инфекций. При этом ученые не стремятся к миро- воззренческим обобщениям в вопросе взаимоотношений науки и религии, поскольку в вопросах спасения жизни, санэпидемиологи- ческой безопасности верующие демонстрируют полное понимание задач медицины. Кроме генетических, санэпидемиологических, хирургических проблем врачи сталкиваются со сложными вопро- сами, возникающими на границе жизни и смерти. Один из этих во- просов обозначается как проблема эвтаназии. Речь идет о праве пациента, если он способен в ситуации тяжелого заболевания при- нимать решения, на основании предоставленного ему вердикта врачей о безнадежности его состояния, принять решение о прекра- щении жизни с тем, чтобы избежать тяжелейших физических му- чений. Подобный механизм принятия решения регламентируется правовыми отношениями, ответственностью сторон, обществен- ным контролем, законодательством страны. Еще один аспект вра- чебной деятельности связан с понятием смерти на уровне психики, сознания. Это ситуация, когда организм человека является функци- ональным только на уровне биохимических обменных процессов. Обычно такое состояние обеспечивается питающими организм устройствами. Оно может длиться десятки лет. В данном случае тяжесть ответственности о пациенте врачи разделяют с его близ- кими родственниками. Временные состояния клинической смерти породили целое направление размышлений людей о мире после смерти, о переходе от жизни к смерти и от смерти к жизни. В ос- новном речь идет о механизмах сознания, сопровождающих эти переходы определенным содержанием впечатлений, образов.

Во взаимоотношении жизни и смерти функциональный и разно- образный смысл для человека несет ценность жизни, поскольку с ней связаны возможности выбора, любви, создания семьи, творче- ской реализации. На основе этих мотиваций формируется содержа- ние бытия человека. В этом содержании представлена деятель- ность, общение, духовность. Деятельность формирует социальную значимость индивида как личности, как человеческого капитала. Общение отражает многообразие социальных отношений лично- сти. Духовность выявляет гуманизм, человечность. Львиная доля


того, что представляет человека, формируется в общественном и индивидуальном сознании. Это внутренний мир личности, который сочетает общественные нормы морали, права с собственным виде- нием реальности. Посредством сознания индивид отражает инфор- мацию, обрабатывает ее, формирует знания и навыки деятельности, общения, поведения. Мозг напрямую влияет на динамику психиче- ских, мыслительных процессов индивида. В более широком смысле влияния организма на сознание необходимо учитывать половые особенности людей - мужчин и женщин, а также возрастные - де- тей и родителей.

Гендерная проблематика стала одной из ключевых в современ- ном обществе, поскольку в ней фиксируется комплекс вопросов, касающихся социального статуса мужчин и женщин. До последне- го времени женщины находились в более худшем социальном по- ложении, чем мужчины. Речь идет как о материальных доходах, так и политических, гражданских правах. Философия феминизма мно- гое сделала для восстановления социальной справедливости во взаимоотношениях мужчин и женщин. В Беларуси нет остроты в данном вопросе, поскольку деловые качества людей доминируют над половыми. Государство достаточно обстоятельно регламенти- ровало социальные аспекты жизни женщины как матери.

Человек настолько многогранен, что философы не могут охва- тить его особенности единым подходом. Поэтому существуют кон- цепции человека. Современная философская антропология пред- ставлена социал-дарвинистской, марксистской, психоаналитиче- ской, экзистенциональной концепциями человека.

Социал-дарвинистская концепция человека сформировалась на основе эволюционного учения Дарвина о наследственности, борьбе за существование. Наибольший резонанс эти идеи получили через посредство работ О. Шпенглера, Ф. Ницше. В данном случае чело- век трактуется как биосоциальное существо, характеризующееся или стремлением к воли, или довольствующимся аморфными (не- лидерскими) качествами. Идеи социал-дарвинизма используются в форме политической идеологии нацизма и шовинизма.

Марксистская концепция человека разработана К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным. Она созвучна эволюционной теории Ч. Дарвина в части происхождения человека как биологического вида, но при этом решающую роль в переходе от обезьяны к человеку отводит труду. Работа Ф.Энгельса ―Роль труда в процессе превра-


щения обезьяны в человека‖ раскрывает этот подход. Человек трактуется как личность, центрирующая на себе совокупность об- щественных отношений.

Психоаналитическая концепция человека разработана З. Фрейдом, К. Г. Юнгом. Она сфокусирована на психике человека, сознании. Утверждается тезис о том, что психоэмоциональная сфера человечества имеет определенную структуру, связанную с наличием нерефлексируемой области в виде инстинктов, архетипов, комплексов, сновидений. Контролируемой сферы в виде Я, индивидуального мышления и Сверх-Я, норм общественного сознания. Между этими сферами существуют сложные взаимоотношения, которые являются предметом изучения психологии.

Экзистенциональная концепция человека изложена в работах С. Кьеркегора, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж. Сартра, А. Камю. Она акцентирована на изучении человека в обычных и экстремальных условиях техногенной действительности. Речь идет о существова- нии индивида с точки зрения таких категорий как «забота»,

«страх», «ничто», «пограничная ситуация»,  «ответственность»,

«свобода», «брошенность», «гуманизм». Экзистенциализм оказался близок мировой литературе, особенно России, Франции. В Белару- си категориальные структуры экзистенциализма просматриваются в произведениях В. Быкова, А. Адамовича, И. Шамякина.

Проблема человека является одной из самых древних в филосо- фии. Ею занимались Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, гума- нисты эпохи Возрождения. Современная антропологическая пере- ориентация обусловила новые подходы к изучению человека. Так, в символической концепции философа неокантианца Э. Кассирера было показано значение особой среды существования человека - знаково-символической реальности, из различных частей которой: языка, мифа, искусства, религии и сплетается "запутанная ткань человеческого опыта". В работах М. Мерло-Понти, Э. Мунье, Ж.-П. Сартра, Б. Вальденфельса, Г. Буркхардта разработана концепция о проективном бытии субъекта в мире (бытии-с-другими). Анализи- руя отношения человека и мира, М. Мерло-Понти отмечает, что человеческий опыт возможен только будучи в мире, на точках пе- ресечения опыта "моего" и опыта "других". Основу бытия человека создает его активная чувственность. Перцептивный опыт является типом первоначального опыта человека, в котором конституирует-


ся реальный мир в его специфичности, именно здесь порождаются смыслы, делающие возможным понимание человеком мира, других и себя самого. Феноменологическая традиция лежит в основе ме- тодов философской антропологии, в частности методов исследова- ния человеческой телесности, где преодолевается дуалистическое противопоставление телесного и духовного, раскрывается история телесности.

Характерная для экзистенциальной философии тенденция рас- сматривать человеческое бытие как уникальное, несводимое к ка- ким-либо всеобщим схемам и законам сложилась под влиянием М. Хайдеггера, М. Бубера, К. Ясперса. Человек для экзистенциалистов не является ни теоретическим объектом исследования, ни элемен- том класса наряду с другими элементами того или иного рода, – он есть то, чем решил быть. Его существование дано как возможность выхождения за пределы себя – к Богу, миру, свободе, самому себе. Сущностью человека является его способность обладать экзистен- цией как возможностью самосозидания.

Восходящая к "философии жизни" традиция рассматривать че- ловека как "несостоявшееся животное" нашла свое отражение в теории психоанализа. Соотношение биологического, "природного" и культурного начал в человеке наиболее полно раскрывается в из- вестном афоризме З. Фрейда "Культура есть насилие над приро- дой". Утверждение З. Фрейда о том, что в основании цивилизации лежит постоянное обуздание человеческих инстинктов, и потому свободное удовлетворение инстинктивных потребностей человека несовместимо с цивилизованным обществом, легло в основу его теории человека. Исследуя неврозы, Фрейд пришел к выводу о том, что причины их возникновения лежат не только в индивидуальных патологиях, но и в организации современного общества, которое подавляет влечения и потребности человека. Концепция человека, выдвинутая З. Фрейдом, разворачивается как история превращения человекообразного животного в человека посредством фундамен- тальной трансформации его природы. Несдерживаемый принцип удовольствия ведет к конфликту с природным и человеческим окружением, в котором происходит травматическое осознание то- го, что полное и безболезненное удовлетворение всех его потреб- ностей невозможно. С упрочением принципа реальности человече- ское существование изменяется: человек приобретает умение "ис- пытывать" реальность, развивает функции разума, такие как вни-


мание, память и способность к суждениям. Фактически человек – это существо, одновременно обитающее в двух мирах: в мире ор- ганизованного Я, стремящегося к тому, что полезно, и в мире бес- сознательного, которое управляет принципом удовольствия, охва- тывает более древние, первичные процессы.

Если марксистская философия исходила от рассмотрения чело- века через призму общественных отношений, то фрейдизм наобо- рот переходит от анализа влечений индивида к трактовке обще- ственных тенденций. Современный философ Г.Маркузе осуще- ствил органичный синтез идей марксизма и фрейдизма. Согласно его идеям именно свободная многомерная личность может изме- нить социальный порядок, созданный господством человека над природой и человека над человеком, радикально пересмотрев са- мовосприятие и мироотношение. В отличие от З. Фрейда Г. Марку- зе считал, что конфликт между цивилизацией и инстинктами не безысходен, а репрессивность принадлежит только специфически исторической организации человеческого существования.

Важную роль в человеке играет личностное начало, которое раскрывается через выбор социальных связей и отношений. Выбор

- это свобода, сопряженная с ответственностью. Через выбор инди- вид самоактуализируется. В самоактуализации отражается феномен личности, индивидуальности, творчества. Выбор индивидом кон- кретных способов самореализации является демонстрацией, сфор- мировавшегося в его сознании смысла жизни. Ценности конкрети- зируют жизненные позиции личности и позволяют индивиду соиз- мерять их с ценностями массовой культуры.

Личностное начало позволяет индивиду противостоять техноло- гиям манипулирования, активно применяемым в современном ин- формационном пространстве, социальных сетях.

 












Социальная философия.

Современные концепции исследования техногенной реальности.Специфика социальной реальности и структуры общества. Марк-систская концепция социума. Модели общества М. Вебера, Т. Пар-сонса, Ю. Хабермаса. Природа социальных противоречий, кон-фликтов, революций и реформ

Социальная реальность является продуктом исторической дея- тельности человечества. Она включает материально- производственную сферу, сферы экономических, социальных, по-


литических, духовных отношений. Специфика социальной реаль- ности заключается в том, что она является пространством жизнеде- ятельности людей. Это пространство включает компоненты нежи- вой и живой природы в виде биосферы, а также культуру. Человек является основным элементом социального пространства, посколь- ку он его активно формирует в соответствии с потребностями, цен- ностями, традициями, идеалами. Понятие человека в пространстве социальной реальности конкретизируется через структуру обще- ства.

В социальной реальности активно присутствует народонаселе- ние, обладающее демографическими, половыми, возрастными, эт- ническими, социальными, расовыми, религиозными признаками. Основную роль в современном обществе играют культурные, национальные признаки, которые формируют разнообразие соци- альных групп. Одни из них имеют территориальный признак нации, другие территориально не обусловлены. Они являются про- дуктом ценностных ориентаций, материального уровня жизни. С ХVІ века социальная реальность развивается в форме техногенной цивилизации, основанной на приоритетах научно-технического развития. Новая модификация социальной реальности стала пред- метом изучения философии. Результаты философских исследова- ний представлены формационной, веберовской, цивилизационной, технодетерминистской, пассионарной, коммуникативной концеп- циями.

Формационная концепция разработана К. Марксом, Ф. Энгель- сом, В.И. Лениным. Она рассматривает научно-технический про- гресс в тесной связи с критериями социальной справедливости. Для этих целей вводится исходное представление о формации как един- стве базиса и подстройки. Базис фиксирует специфику экономиче- ских отношений между социальными группами. Он первичен по воздействию на надстройку, связанную с социально- политическими, духовными отношениями между социальными группами (классами). В базисе кроется основное противоречие техногенного развития, связанное с несоответствием производ- ственных отношений характеру и уровню развития производитель- ных сил человечества. Несоответствие выливается в социальный конфликт и приводит к смене общественно-экономических форма- ций. Эта смена может осуществляться через социальную револю- цию.


Веберовская концепция представляет научно-технический про- гресс в контексте религиозно-культурных традиций экономическо- го прагматизма. Концепцию разработал М. Вебер. Влияние тради- ций на эффективность экономической деятельности и организации общества он обосновал на примере протестантской этики труда.

Методология цивилизационного подхода к техногенной реаль- ности обоснована в работах А. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Н. Бердяева, Ф. Хантингтона. Техногенная динамика ассо- циируется с живой системой с присущими еѐ элементам признака- ми рождения, вызревания, гибели, конкуренции. Аспект конкурен- ции доминирует в работах конца ХХ - начала ХХІ веков. Техноген- ные цивилизации характеризуются индустриальным, постинду- стриальным, информационным уровнями развития.

Технодетерминистская концепция разрабатывалась Э. Каппом, Т. Вебленом, Ф. Дессауэром, Дж. Гэлбрейтом, А. Ростоу, Д. Бел- лом. Она акцентирована на технике как самодостаточной сущно- сти, имеющей определяющее влияние на все аспекты жизнедея- тельности человечества. Подобное представление обозначается как технократизм. Эта позиция вызывает критику. В связи с этим А. Тоффлер анализирует шок от будущего, М. Мэмфорд – миф маши- ны, Римский клуб – экологическую угрозу, исходящую от техно- кратизма

Пассионарная концепция обогащает техногенную динамику си- нергетическими процессами демографических взрывов и демогра- фической экспансии, влиянием космических факторов на земной миропорядок. Она разработана Л. Н. Гумилевым.

Коммуникативная концепция системно изложена Ю. Хаберма- сом. Ф. Апель, М. Хайдеггер, М. Бахтин, Л. Витгенштейн, Н. Кри- стева внесли в нее лингвистический контекст. Коммуникация су- ществует как область социально обусловленной деятельности че- ловека и является открытой системой, включающей в себя разно- родные элементы. Первостепенной функцией форм и средств ком- муникации является регуляция сознательной практической дея- тельности индивидов. Пребывание в социуме заставляет человека общаться с внешним миром посредством знаков-медиаторов, по- этому его отношение к окружающей среде изначально опосредова- но знаковыми системами. Знаковые системы возникают в процессе обмена деятельностью, который конституирует и составляет необ- ходимое условие для реализации общественных отношений. В


дальнейшем в ходе социального взаимодействия и сопровождаю- щего его информационного обмена складываются и приобретают видимые устойчивые культурные формы социокультурные функ- ции и их структурное воплощение: образцы взаимодействия и по- ведения, ценности, нормы, институты. Подобные правила и стан- дарты обеспечивают стабильность общества и его воспроизвод- ство.

Философские изыскания в области коммуникации возникли в эпоху Нового времени, когда теория "общественного договора" Руссо связала проблемы происхождения языка и происхождения морали, права, социальных норм и самого государства. Второе направление исследования коммуникации получили свое развитие в контексте диалога. Изменения коммуникативных технологий в ХХ веке привели к значительному росту исследований в этой обла- сти. Лингвистическая концепция Ф. Соссюра, семиотическая тео- рия Ч. Пирса, У. Морриса послужили основой для исследований Б.Рассела и Л. Витгенштейна в рамках аналитической философии.

Начало изучения массовой коммуникации как социального яв- ления связано с именем немецкого социолога М.Вебера. В 20-е гг. ХХ в. он методологически обосновал связь периодической печати с социальными структурами общества. В неомаркстистском подходе Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймера также отражена критиче- ская направленность. Ими доказывается влияние массовой культу- ры на изменение типов личности. Так, специализируясь на теории и социологии музыки, Т. Адорно показывает разрушительное воз- дейстиве СМИ на человека. Г.Маркузе обозначил масс-медиа как "посредника между хозяевами и теми, кто от них зависит". Скандал в Великобритании, связанный со средствами массовой информа- ции, разразившийся в 2011 году, показал, что в этой области суще- ствуют проблемы нравственного характера.

В исследованиях канадского социолога М. Маклюэна разраба- тывается типология исторически развивающихся и сменяющих друг друга типов культуры, основанных на устном, письменном и аудиовизуальном средствах общения. Согласно М. Маклюэну, каждая "коммуникативная технология" задает социальный мир – "галактику", которая, несмотря на возможность расширения или изменения конфигураций, наложения галактик друг на друга, имеет свой ареал и обладает четко фиксированными границами. Форми- рование новой коммуникативной технологии задает новый тип


мышления и восприятия, новый образ жизни и новые формы соци- альной организации. Во-первых, в связи с новыми кодами изменя- ется содержание многих социальных понятий. Во-вторых, измене- ние коммуникационных технологий вызывает разрушение устой- чивой прежде структуры социального пространства, потому что введенные коды, становясь носителями и одновременно продукта- ми объективированного сознания, неизбежно ограничивают соци- альный порядок в пространстве коммуникации.

В основе теорий "информационного общества" лежит утвер- ждение о том, что информация является главным источником, средством и продуктом производства, а изменения в обществе за- ложены в способах и средствах передачи информации. Информа- ция становится одной из главных ценностей общества. Для комму- никации это связано с качественно новым уровнем переработки и распространения информации, с созданием коммуникативных си- стем, способных обеспечить обмен информацией.

В современной культуре, по мнению Ж. Бодрийяра, развертыва- ется процесс "имплозии". Физический термин "имплозия", то есть,

– взрыв вовнутрь за счет стремительного сжатия пространства, времени и информации, используется им для описания современ- ной ситуации. Имплозия отнюдь не является катастрофой, она су- ществует и в контролируемой, направляемой форме. В отличие от линеарной направленности вовне, структура здесь сконцентриро- вана на цикле постоянных повторений. Такая позиция приводит к утрате онтологического значения бинаризма. Диспропорциональ- ное увеличение самой информации по отношению к числу воспри- нимающих ее людей приводит к освобождению информации от ее смысла: имеет значение только само сообщение, как носитель по- слания, а не его содержание. Высокая коммуникабельность совре- менного человека достигается путем исчезновения смысла инфор- мации при огромном количестве средств передачи этого смысла. Это приводит к исчезновению первоисточника информации, так как любой проводник массовой коммуникации выступает только как средство для другого способа связи. Информация не произво- дит никакого смысла, а лишь "разыгрывает" его, поскольку подме- няет коммуникацию симуляцией общения. В свою очередь, потеря смысла информации приводит к размыванию и деструкции каналов ее передачи. Поскольку современные информационные сети обра- зуют реальность другого уровня (здесь не существует четко задан-


ной формы, жесткой связи, определяющей ее структуру), то пере- конструируется и само устройство социального пространства. Раз- личные социальные модели оказываются проекциями внутренних формальных свойств медиа. В связи с этим изменяется содержание многих социальных понятий, в условиях электронного посредниче- ства позиции социальных групп оказываются незамкнутыми и сво- бодно варьирующимися. Все это приводит к тому, что в сознании современных людей постепенно разрушается идея объективного связующего порядка, концепты которого всегда были выкристал- лизованы в человеческом бытии как некий status quo. Исчезают традиционные иерархические институты, происходит процесс но- вой дифференциации социума, появляются и автономизируются специализированные сферы.

Компьютерные виртуальные технологии как новые коммуника- ционные возможности и способы управления на расстоянии по степени контроля и регулятивной возможности намного превосхо- дят все прежние способы. Особенности компьютера как средства коммуникации в том, что он наиболее полно реализует принципы обратной связи. С помощью средств массовой информации, кото- рые сегодня формируют когнитивные и нормативные определения реальности, происходит интернализация и плюрализация множе- ственности миров. В связи с этим изменяется содержание многих социальных понятий, в условиях электронного посредничества по- зиции социальных групп оказываются незамкнутыми и свободно варьирующимися. Увеличение возможных видов организаций (транснациональных, международных, национальных, муници- пальных, локальных), а также пересечение этих уровней функцио- нальными связями корпораций, международных и неправитель- ственных организаций, профессионалов и компьютерных пользо- вателей приводит к нелинейной структуре построения социума.

Нелинейности создают угрозу стабильности социальной реаль- ности, поэтому актуальной является концепция структурно- функционального анализа общества, разработанная Т. Парсонсом. В ней американский социолог сформулировал идею саморегулиро- вания социальной системы за счет структур гражданского обще- ства, представленных религиозными организациями, этническими общинами, создающими разнообразие мультикультурной среды. Государство опирается на эффективные механизмы саморегулиро- вания общества. В Беларуси этому направлению деятельности при-


дается все большее значение. Надежды государство возлагает на авторитет христианских конфессий - православной и католической. Большая работа по созданию конструктивной атмосферы прово- дится в информационном пространстве, в первую очередь, в соци- альных сетях. Эти сети стали основным инструментом для про- тестных движений, которые используют их не только в организа- ционных целях, но и инструкторских. На сайтах размещается ин- формация с подробным описанием технологий терроризма, созда- ния паники, повышенной агрессивности, идеологической ненави- сти. В противовес деструктивным действиям аморальных людей, общество предлагает правовые механизмы достижения соглаше- ний, проведения экономических, политических реформ, если они отражают интересы большинства населения, нации. Меньшинство должно считаться с мнением большинства и не навязывать свои представления через атмосферу угроз, террористических актов, по- скольку массовая гибель людей является демонстрацией противо- правной деятельности. Общество не может стабильно существо- вать в ситуации, когда конфликты начинают доминировать над конструктивным решением проблем. Поэтому социальные проти- воречия следует рассматривать не как признак раскола общества, а как стремление общества к непростому диалогу с теми, кто хотел бы найти свое конструктивное место в развертывающейся соци- альной реальности.

 







Феномен глобализации.

Глобализация как объект социально-философского осмысления Глобализация отражает ускоряющиеся процессы интенсифика-

ции общения человечества, кооперации техногенных структур, особенности социальной жизни в условиях Интернет - простран- ства. На уровне экономических представлений речь идет о форми- ровании системы транснационального производства и торговли. Основным субъектом этого процесса являются транснациональные корпорации. На уровне развития информационно-компьютерных технологий речь идет о возникновении на планете единого комму- никативного пространства. На уровне развития науки речь идет о формировании практики функционирования международных ис- следовательских центров инновационной деятельности, технопар- ков, кластерных структур. На уровне образования речь идет о со- здании образовательных услуг, соответствующих единым между-


народным стандартам. На уровне охраны окружающей среды (эко- логии) речь идет о стратегии коэволюции и устойчивого развития, начало которой было положено в рамках ООН в 1992 году в Рио- де-Жанейро.

Глобализация это комплексный процесс. Она является предме- том изучения философии, социологии, политологии, экономиче- ских, технических, педагогических, биологических наук. Глобали- зация способна сформировать консолидированную основу челове- чества для решения глобальных проблем. В глобализирующемся обществе транснациональные корпорации образуют звездно- сетевые структуры. Гигантские мегаполисы обслуживаются слож- ными коммунальными инфраструктурными сетями. Средства мас- совой информации создают "глобальную деревню". Благодаря раз- вертыванию сетевых структур в мировой экономике формируется новое транснациональное пространство, образуемое такими веду- щими международными политическими, экономическими и финан- совыми организациями как ОЭСР, ВТО, МВФ, Мировой банк, Ев- ропейский банк развития и т.д. В подобном пространстве происхо- дит виртуализация экономики, в которой непрерывно происходит сдвиг от производства товаров к производству услуг, "невеще- ственных" отраслей экономики.

Появление термина "глобализация" связывают с именем англо- американского социолога Р. Робертсона, который в 1983 г. исполь- зовал понятие globality в одной из своих статей, а в 1992 г. изложил основы своей концепции в системном виде. Социально- философское осмысление термина глобализации тесно связано с работами таких авторов как Д. Белл, П. Бурдье, Э. Гидденс, О. Тоффлер. Теория постиндустриального общества, предложенная Д. Беллом, описывает такие особенности его как создание нового класса интеллектуальной элиты, возникновение новых технологий, ослабление противоположности досуга и труда, отчужденность личности. Д. Белл также разработал концепцию относительности дефицита, согласно которой место устраненных техническим про- грессом дефицитов займут новые, такие как информационный де- фицит, дефицит времени и потребления. В работе "Бегство от сво- боды" Э. Фромм развивает тезис о том, что у современного челове- ка возникает стремление отказаться от своей индивидуальности и беспомощности в пользу свободы. Идеи Г. Маркузе и Э. Фромма помогают установить связь между процессами отчуждения челове-


ка, атомизации общества и процессами глобализации.

Глобализация - это не новое явление. В античной форме глоба- лизации Римская империя объединила достаточно обширную тер- риторию Евразии и Африки. В ХIХ веке колониальная цивилиза- ция охватила все континенты. Открывая новые земли и восприни- мая Землю как шар (global), европейцы активизировали процессы межнациональной и межрасовой миграции. Исследователями вы- деляется новый специфический тип глобальной культуры, который не имеет в отличие от других типов культур каких-либо жестких центров локализации. Ограниченность государственно- центристской модели управления в современных условиях подры- вают прежнюю устойчивую иерархию социокультурных ценно- стей. Еще одним следствием воздействия глобальных изменений на культурную сферу явилось существенное возрастание интереса к проблеме культурной идентичности. Многонациональные государ- ства пытаются формулировать свою самоидентификацию в терми- нах культуры и цивилизационных категориях. Носителем совре- менной глобальной культуры является транснациональная группа индивидов, занятых высокоинтеллектуальной творческой профес- сиональной деятельностью в сфере информационных технологий, науки, образования. Наука становится приоритетной перед техно- логией и производством. Подобные идеи были выдвинуты Т. де Шарденом и В.И. Вернадским. Используемое ими понятие ноосфе- ры, как сферы научного знания, позволило объяснить рост сферы научного знания и социальную эволюцию человечества.

Феномен глобализации требует осмысления в свете тенденции к экономическому и научно-техническому единству мира, которое угрожает цивилизационному многообразию. Это означает ослабле- ние значимости ценностей национально-государственного уровня, а также усиление фрагментации и сегментации всех сфер обще- ственной жизни. Два наиболее общих сценария развития мирового культурного пространства предполагают либо уменьшение соци- альной дифференциации и разделение всеми индивидами единых универсальных ценностей, либо рост внутреннего неравенства в развитых странах и подъем этнической идентичности. Развитие множества этнических культур, часто несовместимых с доминиру- ющей национальной культурой, может также привести к возрожде- нию культурного фундаментализма.


Глобализацию как процесс не нужно путать с глобализмом. Этот термин характеризует динамику процессов в современном геополитическом пространстве, где актуальной остается проблема мирового лидерства. На современном этапе эта проблема формули- руется как борьба двух геополитических стратегий. Одна формули- руется как стратегия однополярного мира. Эту стратегию пред- ставляют США и их союзники по НАТО. Другая геополитическая стратегия - многополярного мира акцентирована на сосуществова- нии в политическом пространстве нескольких центров силы. Пози- ция многополярности мира предпочтительнее, поскольку она со- здает механизм баланса интересов и снижает риски выхода геопо- литической ситуации из под контроля.

Глобализм и связанные с ним проблемы национальной безопас- ности предполагают постоянное внимание военно-промышленному комплексу, вооруженным силам, как сдерживающему фактору в условиях наличия потенциального противника. В Беларуси эти во- просы находятся в центре внимания государства. Страна участвует в региональной кооперации евразийских государств по вопросам военной безопасности. На территории Беларуси действует сов- местная с российскими вооруженными силами военная инфра- структура, которая уравновешивает геополитическую ситуацию в Европе.

 




Дата: 2019-07-24, просмотров: 309.