Чтение учебника (учебного пособия).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Необходимо помнить, что работа с учебником – только начальный этап изучения дисциплины.

1)Учебник ориентирует в основных понятиях и категориях дисциплины, даёт частичные сведения об истории их возникновения и включения в научный оборот.

2) Учебник очерчивает круг обязательных знаний по предмету, не претендуя на раскрытие и подробное доказательство логики их происхождения.

3) Учебник предназначен не для заучивания, а для ориентации в проблемном поле учебной дисциплины. Из-за краткости изложения в учебнике иногда может оказаться непонятным тот или иной раздел или пункт.

4) Отдельные пункты и даже разделы учебной программы могут отсутствовать в тексте учебника.

Особенностью изучения литературы по юридическим наукам является необходимость «сверки» нормативного материала на предмет изменений и дополнений. В связи с отмеченным необходимо обращаться к базам справочных правовых систем «КонсультантПлюс», «Гарант».

Чтение учебника может быть сплошным и выборочным (чтение отдельных глав или разделов). Чтение должно быть вдумчивым, внимательным, при чтении не следует торопиться. Эффективность учебного труда зависит от скорости чтения. Обычная скорость от 100 до 200 слов в минуту (книжная страница содержит 300 - 400 слов). Можно научиться читать до 1000 слов в минуту. Уместно обратить внимание на основные приемы скорочтения:

1) Не произносить про себя читаемые слова.

2) Не переводить взгляд вдоль строки с одной строки на другую.

3) Читая текст, сосредотачивать внимание на самом главном его содержании.

При чтении могут встретиться непонятные слова, термины и определения. В этих случаях следует обратиться к справочнику или соответствующему словарю. Не следует при чтении пропускать сноски и примечания, т.к. в них разъясняются отдельные места, дополняются сжато изложенные в тексте положения.

При чтении необходимо выделить основную мысль, представить прочитанное как единое целое. Это легче сделать, если студент при чтении каждого параграфа (раздела) сам себе ответит на вопросы, о чем говорится в данной части текста, чем сказанное подтверждается или поясняется.

Чтение рекомендованной дополнительной учебной и научной литературы одна из важных частей самостоятельной учебы студента, которая обеспечивает глубокое и прочное усвоение материала по юриспруденции. Некоторые соображения:

1) Самостоятельное изучение и конспектирование рекомендованной литературы обычно приводит к знанию ответов на все вопросы, выносимые на экзамен.

2) Чтение и конспектирование литературы осуществляется не по принципу «книга за книгой», а «вопрос за вопросом» в соответствии с программой курса, при этом выделяются различные подходы к освещению одного и того же вопроса у различных авторов.

3) Изучение научной литературы должно сопровождаться поиском и фиксацией примеров, иллюстрирующих то или иное теоретическое положение.

4) При изучении дополнительной научной литературы особое внимание нужно уделить проработке проблемно ориентированных заданий семинарских (практических) занятий, включенных в программу и/или в текст учебника или пособия.

Заключительным этапом изучения учебника, книги или статьи является запись, конспектирование прочитанного. Конспект позволяет быстро восстановить в памяти содержание прочитанной книги. Кроме того, процесс конспектирования организует мысль, которая побуждает читающего к обдумыванию, к активному мышлению, улучшает качество усвоения и запоминания. Запись способствует выработке ясно, чётко и лаконично формулировать и излагать мысль. Запись следует вести сжато и обязательно своими словами.

Существуют три основные формы записи прочитанного: план, тезисы, конспект.

План – самая короткая форма записи прочитанного. Различают план простой и развёрнутый. Простой план включает перечень заголовков или вопросов, о которых говорится в главе (параграфе или статье), расположенных в том же порядке, что и в книге. Развёрнутый план - это такой план, в котором каждый вопрос разбит на подвопросы.

Тезисы представляют собой запись основных положений и идей, изложенных в книге или статье, и являются более полным раскрытием плана.

Конспект – это сжатое логически связанное изложение прочитанного материала. В конспекте помещаются не только главные положения книги, но и аргументы (цифры, примеры, таблицы и т.д.).

Таким образом, самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий и она в значительной мере определяет успех обучения в институте. Самостоятельная работа способствует приобретению глубоких и прочных знаний по юриспруденции, вырабатывает умение ориентироваться в огромном потоке информации и дает навыки работы с учебной и научной литературой. Самостоятельная работа приучает делать обобщения и выводы, вырабатывает умение логично излагать изучаемый материал, формирует у студентов творческий подход, способствует использованию полученных знаний для разнообразных практических задач, развивает самостоятельность в принятии решений.

Поиск литературы можно осуществлять по электронным каталогам сайтов известных в России библиотек (перечень см. в Рабочей программе дисциплины). В свою очередь, тексты нормативных правовых актов, а также материалов судебной практики, которые рекомендуются в Рабочей программе дисциплины, следует проверять на сайте http://www.pravo.gov.ru/ (официальный Интернет-портал правовой информации), а также на сайтах «Консультанта Плюс» и «Гаранта».

3. Тестовые задания для самостоятельного контроля знаний при подготовке к практическим занятиям:

Рекомендации по выполнению тестовых заданий:

Целью выполнения тестовых заданий является формирование у студентов навыков самостоятельного выбора ответов из нескольких вариантов, определения соответствия, либо нахождения не обозначенного ответа, расположения по определенному порядку и обоснования их в соответствии со знанием системы категорий теории государства и права и при необходимости норм действующего законодательства.

Выполнение тестовых заданий должно способствовать повышению теоретической и профессиональной подготовки студентов, лучшему освоению учебного материала, углубленному рассмотрению содержания тем дисциплины. При выполнении тестовых заданий студенты, должны показать умение работать с научной литературой, анализировать нормативно-правовые источники, делать обоснованные выводы.

При решении тестов ответ следует обосновать, опираясь на положения нормативно-правовых актов. При этом должна использоваться и иная специальная литература.

Приступая к выполнению тестовых заданий, студент должен, прежде всего, уяснить суть предложенного вопроса, внимательно прочитать предлагаемые ответы, проанализировать выбранный ответ с точки зрения действующего законодательства.

Ответы на поставленные вопросы должны быть обоснованы ссылками на конкретные правовые нормы.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы магистрантов

Цель самостоятельной работы магистрантов заключается в полном усвоении учебного материала, в развитии навыков научной и учебной работы, формировании потребности постоянного самообразования. Она является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования

Самостоятельная работа магистрантов включает несколько основных компонентов:

7) работа с различными видами текстов: учебников, учебных пособий, нормативно-правовых актов, дополнительной литературы по теме, официальных ресурсов Интернета, конспектов лекций;

8) подготовка и написание докладов, составление схем;

9) участие в работе на семинарских (практических) занятиях, на конференциях;

10) подготовка контрольного задания;

11) подготовка к зачёту;

12) подготовка к экзамену.

Большое значение в самостоятельной работе магистранта имеет повторение, оно играет роль не только воспроизведения изученного материала, но и организует дальнейший процесс обучения. Систематическое повторение помогает восприятию новых сведений, формированию ассоциативных связей и образов.

Важную роль в самостоятельной работе магистранта играют учебники и учебные пособия. Наряду с лекциями, они являются основным источником получения знаний.

Учебник является концентрированным выражением материала, который существует по данной дисциплине. В нем приводятся и объясняются основные понятия и факты, их интерпретация соответствует общепризнанной или доминирующей точке зрения в юридической науке.

Работа с учебниками и пособиями должна происходить в течение всего периода изучения дисциплины, а его материал - распределяться равномерно, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий. Рекомендуется читать учебник перед лекцией, так как в ее процессе, магистрант знакомый с материалом, лучше воспринимает её содержание. При подготовке к семинарам и экзаменам повторное чтение учебника позволяет акцентировать внимание на ключевых вопросах, выделить главное.

Знакомство с содержанием дисциплины происходит на лекциях, где от магистранта требуется внимательно слушать лектора и воспроизвести его выступление в форме конспекта. Через лекции магистрант знакомится с разнообразием научных, методологических и учебно-методических подходов к изучаемому предмету. В процессе лекции магистрант не только приобретает знания, в значительной степени происходит формирование мировоззрения и личности будущего юриста. Это требует от магистрантов не только внимания, но и умений конспектировать и при этом участвовать в диалоге, выделять главное, подводить итоги и т.д.

Самостоятельная работа магистранта включает подготовку к семинарским и практическим занятиям. Семинар - один из основных видов учебных практических занятий, направленных на углубление знаний магистрантов, полученных на лекциях, в результате изучения учебника, правовых актов и дополнительной литературы. На семинарских занятиях магистранты обсуждают предложенную заранее тему, а также сообщения, рефераты, доклады, выполненные самостоятельно или под руководством преподавателя.

Доклад посвящен определенной теме, включает её развернутый анализ, аргументацию и выводы, в которых подводятся итоги исследования проблемы, отмечаются спорные, решенные и не изученные вопросы.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.

Формой рубежного контроля по дисциплине «История суда России» для магистрантов очного отделения являются самостоятельные работы, которые представляются в письменном виде.

Темы самостоятельных работ соответствуют тематике Рабочей программы и согласовываются студентом с преподавателем.

Конкретика вопросов к самостоятельным работам соответствует расшифровке тем в Рабочей программе настоящего учебно-методического комплекса, однако, магистрант может предложить самостоятельный план.

Сроки выполнения самостоятельных работ соответствуют календарному плану. Самостоятельные работы представляются не позднее одной недели до начала экзаменационной сессии. Для выполнения самостоятельной работы магистранта предлагается литература из настоящего учебно-методического комплекса. Кроме этого, магистранты могут дополнительно использовать литературу научного характера, для углубленного изучения темы и формирования навыков исследовательской работы.

Примеры тестовых заданий

1. В древнерусском государстве человек, взявший в долг определенное имущество и отрабатывавший долг работой на господина, получил название:

1. закуп

2. смерд

3. холоп

4. челядь

 

2. По Русской правде денежное взыскание в пользу семьи убитого получило название:

1. урок

2. вира

3. головничество

4. продажа

3. В период феодальной раздробленности в Господине Великом Новгороде группа крестьян, отдававшая половину урожая феодалу, называлась:

1. кочетники

2. своеземцы

3. изорники

4. смерды

4. Ополчением в Господине Великом Новгороде руководил:

1. князь

2. тысяцкий

3. посадник

4. архиепископ

5. Согласно Псковской судной грамоте «доска» это:

1. вид наказания

2. вид преступления

3.документ, составленный по формальным требованиям и хранящийся в Софийском соборе.

4. письменный документ, составленный в произвольной форме.

6. Московский князь принявший титул Государя:

1. Иван Третий

2. Василий Второй

3. Юрий Даниилович

4. Иван Калита

 

7. В 1941 -1942 гг. во время Великой Отечественной Войны в каком количестве судей рассматривались дела Военным трибуналом?

А. один

Б. тремя военными судьями

В.пять

Г.двое судей

 

Дата: 2019-07-25, просмотров: 220.