Вопрос 69. Стратегия развития предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Целью разработки стратегии развития предприятия является выявление основных направлений его эффективного функционирования на основании максимальной реализации существующего научно-технического потенциала во взаимосвязи с внутрипроизводственными резервами и внешней окружающей средой. Основными задачами формирования стратегии предприятия являются:

· выбор эффективных направлений хозяйственной деятельности, которые необходимо развивать;

· определение размера капитальных вложений и других ресурсов, необходимых для осуществления выбранных направлений хозяйственной деятельности;

· оценка результатов отдачи.

Стратегический план предприятия составляется:

1. Анализ деловой окружающей внешней и внутренней среды.

2. Определение хозяйственной политики предприятия.

3. Формулировка базовой стратегии и выбор стратегической альтернативы.

4. Формулировка функциональных стратегий: маркетинга, НИОКР, производства, организационных изменений и др.

Стратегический план предприятия состоит из следующих разделов:

1) Цели и направления деятельности;

2) Текущие и долгосрочные задачи;

3) Базовая стратегия;

4) Функциональные стратегии;

5) Описание наиболее важных программ;

6) Описание внешних операций;

7) Объем капитальных вложений и распределение ресурсов;

8) Формулировка резервных стратегий.

При составлении стратегического плана используется следующая информация: объем годовых продаж по группам товаров; годовая прибыль и убытки по структурным подразделениям; объем ежегодных капитальных вложений; финансовый план. Стратегия предприятия разрабатывается на различные периоды времени. Существуют следующие разновидности базовых стратегий:

· стратегия роста, обосновывающая намерения предприятия увеличивать объем производства, продаж, и т.п.;

· стратегия стабилизации - это план деятельности предприятия в условиях нестабильности объемов продаж и доходов;

· стратегия выживания - это оборонительная стратегия, применяемая в условиях глубокого кризиса деятельности предприятия.

Одной из важнейших составных частей стратегии предприятия является планирование риска. Сущность этого плана заключается в достижении высокого уровня противодействия возмущениям внешней среды и уменьшение потерь от этих возмущений.

Методы выбора стратегии:

· метод PIMS - моделирование влияния стратегических факторов на показатели эффективности предприятия (рентабельность, прибыль);

· метод кривых освоения - строится на зависимости размеров затрат на производство от его объема;

· метод жизненного цикла товара, т.е. для каждой стадии (освоение, рост, зрелость, спад) определяются приоритетные стратегические направления и действия;

· метод Бостонской консультативной группы (матричный). Показателями, формирующими оценочную матрицу, являются темп роста производства и контролируемая данным предприятием доля рынка;

· метод "мак-кинси" (матричный), основными оценочными показателями служат конкурентная позиция предприятия (слабая, средняя, сильная) и привлекательность рынка (аналогичные три оценки).


Вопрос 70. Содержание средне и краткосрочных планов

 

Планы предприятия включают следующие основные разделы:

· Маркетинговая программа (планы маркетинга для основных видов продукции и в целом по всей продукции)

· Производственные программы (задание по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении.)

· Планы развития науки и техники (это мероприятия по созданию и освоению новых изделий и технологий)

· Планы по труду и кадрам (это рост производительности труда, численности персонала по категориям, средняя зарплата, расчет потребностей рабочих и служащих)

· Планы капитального строительства (это объемы капитальных вложений, строительства и строительных работ, техническое перевооружение предприятия, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей)

· Планы материально-технического обеспечения (они определяют потребности в материально-технических ресурсах и источниках с расчетами по сни-ению удельных норм расходов сырья, материалов, топлива и энергии)

· План по издержкам производства, прибыли и рентабельности (это себестоимость основных видов продукции: валовой, товарной, реализованной, прибыль и рентабельность по выдам деятельности в целом по предприятию)

· Финансовый план (потребность в соответствующих оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости, баланс доходов и расходов, взаимоотношения с бюджетом и кредитными организациями)

· План социального развития коллектива (мероприятия по улучшению условий труда, отдыха и быта)

План мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов (включает охрану и рациональное использование водных и минеральных ресурсов).

Вопрос 71. Оперативное планирование

 

Оперативное планирование – это детальная разработка планов предприятия и его подразделений. Состоит:

1. Календарное планирование, включает детализацию текущего плана и доведение заданий до каждого цеха, отдела, участка, бригады и рабочего. Планы и графики при этом составляются на месяц, декаду, сутки, смену, час.

2. Диспетчеризация, обеспечивает сплошной контроль за ходом производственного процесса и оперативного устранения неполадок и сбоев в работе на каждом рабочем месте; обеспечивает организацию доставок на рабочие места сырья, материалов, заготовок, инструментов, вывоз готовой продукции, отходов производства, контроль исправности оборудования, подача энергии, топлива, организация контроля качества.

Виды оперативного планирования:

1. Межцеховое планирование – это обеспечение скоординированной деятельности и необходимых производственных пропорций между цехами в соответствии с последовательностью технологических процессов и с учетом функций основных, вспомогательных, побочных, обслуживающих цехов.

2. Внутрицеховое планирование обеспечивает распределение работ по участкам и рабочим местам. Основная задача распределения – обеспечение полного и четкого выполнения заданий производственной программы и сохранение ритмичной работы предприятия, его цехов, участков, бригад, рабочих.


Вопрос 72. Бизнес-план предприятия

 

Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой неопределенной конкурентной хозяйственной среде. Структура и содержание бизнес–плана строго не регламентированы. Основные элементы бизнес–плана:

1. Резюме – краткое описание содержание бизнес–плана

2. Место нахождения предприятия

3. Цель деятельности

4. Описание вида деятельности

5. Характеристика продукции или услуг

6. Оценка рыка сбыта

7. Конкуренция и конкурентные преимущества предприятия

8. Внешняя экономическая деятельность предприятия

9. Стратегия маркетинга

10. Прогнозирование продаж

11. План технической доработки продукта

12. План производства

13. Управление предприятием

14. Характеристика персонала

15. Материально-техническое обеспечение

16. Оценка риска

17. Финансовый план

18. Эффективность проекта

На практике для обоснования бизнес–плана применяется несколько обобщающих показателей:

· Чистая текущая стоимость

· Внутренний коэффициент эффективности

· Период возврата капиталовложений (срок окупаемости)

· Норма безубыточности и т.д.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 179.