Целью разработки стратегии развития предприятия является выявление основных направлений его эффективного функционирования на основании максимальной реализации существующего научно-технического потенциала во взаимосвязи с внутрипроизводственными резервами и внешней окружающей средой. Основными задачами формирования стратегии предприятия являются:
· выбор эффективных направлений хозяйственной деятельности, которые необходимо развивать;
· определение размера капитальных вложений и других ресурсов, необходимых для осуществления выбранных направлений хозяйственной деятельности;
· оценка результатов отдачи.
Стратегический план предприятия составляется:
1. Анализ деловой окружающей внешней и внутренней среды.
2. Определение хозяйственной политики предприятия.
3. Формулировка базовой стратегии и выбор стратегической альтернативы.
4. Формулировка функциональных стратегий: маркетинга, НИОКР, производства, организационных изменений и др.
Стратегический план предприятия состоит из следующих разделов:
1) Цели и направления деятельности;
2) Текущие и долгосрочные задачи;
3) Базовая стратегия;
4) Функциональные стратегии;
5) Описание наиболее важных программ;
6) Описание внешних операций;
7) Объем капитальных вложений и распределение ресурсов;
8) Формулировка резервных стратегий.
При составлении стратегического плана используется следующая информация: объем годовых продаж по группам товаров; годовая прибыль и убытки по структурным подразделениям; объем ежегодных капитальных вложений; финансовый план. Стратегия предприятия разрабатывается на различные периоды времени. Существуют следующие разновидности базовых стратегий:
· стратегия роста, обосновывающая намерения предприятия увеличивать объем производства, продаж, и т.п.;
· стратегия стабилизации - это план деятельности предприятия в условиях нестабильности объемов продаж и доходов;
· стратегия выживания - это оборонительная стратегия, применяемая в условиях глубокого кризиса деятельности предприятия.
Одной из важнейших составных частей стратегии предприятия является планирование риска. Сущность этого плана заключается в достижении высокого уровня противодействия возмущениям внешней среды и уменьшение потерь от этих возмущений.
Методы выбора стратегии:
· метод PIMS - моделирование влияния стратегических факторов на показатели эффективности предприятия (рентабельность, прибыль);
· метод кривых освоения - строится на зависимости размеров затрат на производство от его объема;
· метод жизненного цикла товара, т.е. для каждой стадии (освоение, рост, зрелость, спад) определяются приоритетные стратегические направления и действия;
· метод Бостонской консультативной группы (матричный). Показателями, формирующими оценочную матрицу, являются темп роста производства и контролируемая данным предприятием доля рынка;
· метод "мак-кинси" (матричный), основными оценочными показателями служат конкурентная позиция предприятия (слабая, средняя, сильная) и привлекательность рынка (аналогичные три оценки).
Вопрос 70. Содержание средне и краткосрочных планов
Планы предприятия включают следующие основные разделы:
· Маркетинговая программа (планы маркетинга для основных видов продукции и в целом по всей продукции)
· Производственные программы (задание по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении.)
· Планы развития науки и техники (это мероприятия по созданию и освоению новых изделий и технологий)
· Планы по труду и кадрам (это рост производительности труда, численности персонала по категориям, средняя зарплата, расчет потребностей рабочих и служащих)
· Планы капитального строительства (это объемы капитальных вложений, строительства и строительных работ, техническое перевооружение предприятия, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей)
· Планы материально-технического обеспечения (они определяют потребности в материально-технических ресурсах и источниках с расчетами по сни-ению удельных норм расходов сырья, материалов, топлива и энергии)
· План по издержкам производства, прибыли и рентабельности (это себестоимость основных видов продукции: валовой, товарной, реализованной, прибыль и рентабельность по выдам деятельности в целом по предприятию)
· Финансовый план (потребность в соответствующих оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости, баланс доходов и расходов, взаимоотношения с бюджетом и кредитными организациями)
· План социального развития коллектива (мероприятия по улучшению условий труда, отдыха и быта)
План мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов (включает охрану и рациональное использование водных и минеральных ресурсов).
Вопрос 71. Оперативное планирование
Оперативное планирование – это детальная разработка планов предприятия и его подразделений. Состоит:
1. Календарное планирование, включает детализацию текущего плана и доведение заданий до каждого цеха, отдела, участка, бригады и рабочего. Планы и графики при этом составляются на месяц, декаду, сутки, смену, час.
2. Диспетчеризация, обеспечивает сплошной контроль за ходом производственного процесса и оперативного устранения неполадок и сбоев в работе на каждом рабочем месте; обеспечивает организацию доставок на рабочие места сырья, материалов, заготовок, инструментов, вывоз готовой продукции, отходов производства, контроль исправности оборудования, подача энергии, топлива, организация контроля качества.
Виды оперативного планирования:
1. Межцеховое планирование – это обеспечение скоординированной деятельности и необходимых производственных пропорций между цехами в соответствии с последовательностью технологических процессов и с учетом функций основных, вспомогательных, побочных, обслуживающих цехов.
2. Внутрицеховое планирование обеспечивает распределение работ по участкам и рабочим местам. Основная задача распределения – обеспечение полного и четкого выполнения заданий производственной программы и сохранение ритмичной работы предприятия, его цехов, участков, бригад, рабочих.
Вопрос 72. Бизнес-план предприятия
Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой неопределенной конкурентной хозяйственной среде. Структура и содержание бизнес–плана строго не регламентированы. Основные элементы бизнес–плана:
1. Резюме – краткое описание содержание бизнес–плана
2. Место нахождения предприятия
3. Цель деятельности
4. Описание вида деятельности
5. Характеристика продукции или услуг
6. Оценка рыка сбыта
7. Конкуренция и конкурентные преимущества предприятия
8. Внешняя экономическая деятельность предприятия
9. Стратегия маркетинга
10. Прогнозирование продаж
11. План технической доработки продукта
12. План производства
13. Управление предприятием
14. Характеристика персонала
15. Материально-техническое обеспечение
16. Оценка риска
17. Финансовый план
18. Эффективность проекта
На практике для обоснования бизнес–плана применяется несколько обобщающих показателей:
· Чистая текущая стоимость
· Внутренний коэффициент эффективности
· Период возврата капиталовложений (срок окупаемости)
· Норма безубыточности и т.д.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 179.