Достижения научно-технического прогресса распространяются в производстве в форме инноваций. Понятие "инновация" (по-русски - "нововведение"). Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, новая продукция или технология, новое явление.
Процесс использования новшества, связанный с его получением, воспроизводством и реализацией в материальной сфере общества, представляет собой инновационный процесс. Инновации могут относиться как к технике и технологии, к формам организации производства и управления. Все они тесно взаимосвязаны и являются качественными ступенями в развитии производительных сил, повышения эффективности производства. С учетом предмета инноваций различают следующие их виды:
· технико-технологические инновации проявляются в форме новых продуктов, технологий их изготовления, средств производства;
· организационные нововведения - это процессы освоения новых форм и методов организации и регламентации производства и труда;
· управленческие нововведения - целенаправленное изменение состава функций, организационных структур, технологии и организации процесса управления с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных перед предприятием задач;
· экономические инновации на предприятии можно определить как положительные изменения в его финансовой, платежной, бухгалтерской сферах деятельности;
· социальные нововведения проявляются в форме активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики; системы вознаграждения и оценки результатов труда.
· юридические инновации - это новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности предприятий;
· экологические нововведения - изменения в технике, организационной структуре и управлении предприятием, которые улучшают или предотвращают его негативное воздействие на окружающую среду.
Вопрос 67. Общая характеристика планирования: сущность, принципы планирования
Планирование – это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Принципы планирования:
1. Принцип обоснованности целей и задач предприятия. При этом выделяют следующие цели:
· Хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства.
· Производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия.
· Научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс.
· Социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия.
· Экономические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду.
2. Принцип системности означает, что планирование представляет собой систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия.
3. Принцип научности требует учета перспектив научно-технического прогресса и применение научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов.
4. Принцип непрерывности означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования.
5. Принцип сбалансированности плана указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребителями в ресурсах и их наличием
6. Принцип директивности – в соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его у руководителя.
Вопрос 68. Виды планирования
В зависимости от продолжительности планируемого периода выделяют: перспективное (долгосрочное, среднесрочное), текущее (краткосрочное) планирование.
· Долгосрочное планирование охватывает периоды в 3-5 лет и определяет общую стратегию предприятия. При составлении плана изучается варианты расширения производства и снижения издержек, прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом плана является формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики предприятия.
· Среднесрочное планирование охватывает периоды от 2-3 лет, оно учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. В рамках среднесрочного планирования разрабатываются планы предприятия по маркетингу, планы производства, финансовые планы и др.
· Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и зарплате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости и т.д.
Методы планирования:
1. Нормативный метод – на основе прогрессивных норм использования ресурсов.
2. Балансовый метод – целенаправленное согласование направления использования ресурсов с источниками их образования по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов
3. Метод экстраполяции – это когда выполненные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период.
4. Метод интрополяции – метод, когда устанавливается цель в будущем и исходя из нее определяется промежуточные плановые показатели
5. Метод факторный – разрабатывается на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей
6. Матричный метод – путем построения моделей взаимосвязанных между производственными подразделениями и показателями
7. Экономическо-математическое моделирование
Дата: 2019-07-24, просмотров: 171.