Механизм функционирования системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

       Задание 108. Проведите дискуссию на тему «Структура и функции системы – это статика и динамика ее состояния». Объясните элементы механизма функционирования системы в контуре управления (рис. 25). Конкретизируя элементы, используйте результаты выполнения заданий 56, 57, 105.

 

 

Рис. 25. Контур управления механизмами функционирования организации

 

       Задание 109. Охарактеризуйте инструменты измерения выходов (результатов) на рис. 14, 15, 17, 23 и входов (затрат) и их назначение. Органы управления обычно используют следующий инструментарий (приведите примеры):

 

· норма – предельно допустимый расход ресурса на единицу продукции _ _______________________________________________________________

· норматив – относительный показатель степени использования ресурсов, характеристика продукции _______________________________________ _______________________________________________________________

· нормирование (задачи): _________________________________________ _______________________________________________________________

· нормативы, учитывающие государственные требования ___________ _______________________________________________________________

· общие по предприятию __________________________________________ _______________________________________________________________

· цеховые нормативы _____________________________________________ _______________________________________________________________

· предметные, кооперационные нормативы __________________________ _______________________________________________________________

· расчетно-аналитический метод нормирования _____________________ _______________________________________________________________

· опытный метод нормирования ___________________________________ _______________________________________________________________

· отчетно-статистический метод нормирования ____________________ _______________________________________________________________

· комбинированный метод _______________________________________ _______________________________________________________________

· нормы и нормативы оперативно-календарного планирования _______ _______________________________________________________________

· нормы и нормативы среднесрочного планирования ________________ _______________________________________________________________

 

 

Задание 110. Определите примерный состав показателей упрощенного механизма управления (рис. 26), необходимых для качественной и количественной оценки результатов процессов деятельности и управлению:

 

Рис. 26. Место показателей в системе управления

· содержательные (натуральные ___________________________________ _______________________________________________________________ стоимостные __________________________________________________ социально-трудовые ___________________________________________ смешанные (технико-экономические) _____________________________ _____________________________________________________________);

· функциональные (оценочные ____________________________________ _______________________________________________________________ плановые _____________________________________________________ расчетно-аналитические ______________________________________);

· ранжированные по уровням управления (общие для организации _____ _______________________________________________________________ общие по подразделению организации ____________________________ индивидуальные _____________________________________________);

· пообъектные (агрегатные _____________________________________ _______________________________________________________________ подетальные __________________________________________________ пооперационные ______________________________________________).

 

Задание 111. Постройте иерархическую систему показателей одной из указанных категорий, обеспечивающую понимание места каждого работника (подразделения) в системе управления (рис. 27):

 

 

Рис. 27. «Дерево» показателей организации (дополните схему).

 

 

       Задание 112. Раскрывая содержание системы планов организации, прокомментируйте российский (в общем) либо опыт Вашей организации (табл. 20).

Таблица 20

 

Показатели по видам планов

Ответственные
  Стратегическ.   Долгосрочные   Текущие   Оперативно-календарные Испол-нители разра-ботчики
1 2 3 4 5
Важнейшие виды продукции ________________________ Укрупненная номенклатура ____________________________________ Полная номенклатура ____________________________________ Подетальный перечень ____ ____________________________________ ___________________________________
Объем финансиро-вания _______ ____________ Затраты на ресурсы _____ ________________________ Затраты на ресурсы _____ ________________________ Нормы расхода ресурсов ____ ____________ ____________________________
Затраты _____ ________________________ Календарные сроки _______ ____________ Точные сроки ________________________ Суточные и почасовые графики _____ _____________________
Эффектив-ность _______ ________________________ Прибыль ____ ____________________________________ Прибыль ____ ____________________________________ Выполнение планов ______ ________________________ ____________________________

 

 

Ключевые выводы

       Цели, поставленные в разделе, достигаются использованием следующих инструментов эффективного менеджмента:

· принципов управления системой менеджмента и построения ее структуры;

· конкретных функций элементов в структуре организаций (статический и динамический подходы);

· методов нормирования, планирования и учета деятельности организации, как динамической системы управления, на основе норм, нормативов и показателей.

 

Заключение

       Завершающей частью по дисциплине «Менеджмент» являются групповые презентации докладов двух учебных подгрупп на их общем собрании. Содержание докладов образуется из результатов выполненных заданий (в период аудиторных и внеаудиторных занятий). Докладывая избранные разделы дисциплин, следует показать умение общаться, использовать понятийный аппарат и инструментарий теории и практики, приводить примеры. Каждый член подгруппы выступает с пятиминутным сообщением как частью общего доклада. Желательно использование иллюстрированных материалов (на листах, ватманах и на доске) В докладах важно демонстрировать принципы и методы публичных выступлений.

       После каждого выступления остальными участниками группы и преподавателем предоставляется обратная связь. Если она объективна, конструктивна и конкретна, то может служить основой зачета или оценки по курсу. В ходе собрания каждый должен уяснить задание по контрольной работе или курсовому проекту основные методы его выполнения. Во внеаудиторной обстановке участникам образовательного процесса предлагается более подробно, конкретно и реалистично выполнить в контрольной или курсовой работе решения, начатые во время выполнения заданий в аудитории.

       После докладов осуществляется обзор проведенных занятий по дисциплине. Для этого участники процесса обучения оценивают следующее:

· результативность занятий (достигнуты ли их индивидуальные цели, которые они ставили в начале курса?);

· подтвердились ли опасения, которые Вы высказывали в начале курса?

· каковы положительные и отрицательные результаты занятий (информация, организация, качество учебных материалов, разъяснение трудных моментов преподавателем, доходчивость, готовность к дискуссиям, доброжелательность и т.д.)?

· Ваши предположения по изменениям содержания дисциплины, раздаточных материалов, способа обучения и т.д.;

· какие темы оказались особенно полезными или понравились, а какие — нет?

· изменилась ли что-либо у Вас лично в результате обучения? (ничего, лучше стал учиться или работать, получил стипендию или повышение зарплаты(по службе), сменил работу или место учебы и т.д.).

 

вопросы для повторения и подготовки

к экзамену (зачету)

 

1. Расширенный состав ролей менеджера.

2. Адаптивно-родственный и творчески-генеративный подходы к обучению.

3. Структурно-логическая схема дисциплины «менеджмент» и гипертексты.

4. Уровни изучения дисциплины. Дидактика, педагогика и андрагогия.

5. Заочное и дистанционное образование. Методы обратной связи и параметры оценок письменных работ.

6. Традиционные и интерактивные методы изучения дисциплины: суть, значение.

7. Понимание терминов «результативность», «эффективность» и «экономичность» системы управления и самого менеджера.

8. Понятие компетентности менеджера: эффективный и преуспевающий менеджер, оценка и отбор персонала.

9. Значение баланса (гармонии) времени и энергии менеджера, затрачиваемого на работе и дома.

10.Методы согласования целей обучаемых, дисциплины и учебного плана. Управление различиями (конфликтами) в группе.

11.Функции управления в модели Файоля.

12.Методы группового изучения дисциплины «менеджмент». Мотивация деятельности (в том числе образовательной).

13.Роли менеджера в модели Минцберга.

14.Интуитивно-практический подход анализа конкретных ситуаций управления.

15.Модель Стюарт и «золотое правило» менеджмента.

16.Значение и методы деятельностного обучения в повышении компетентности менеджера.

17.Анализ и планирование рабочего дня менеджера.

18.Методы сравнения и анализа теорий менеджмента.

19.Значение делегирования полномочий менеджерам.

20.Значимость ролевых и деловых игр в овладении умениями и навыками эффективного менеджера.

21.Диагностика проблем взаимоотношений с менеджером: суть, методы.

22.Систематический подход анализа конкретных ситуаций управления.

23.Система властных полномочий в организации. Стили лидерства (основные понятия).

24.Структура дисциплин общего менеджмента: состав, место и значение каждой дисциплины в обучении и развитии менеджмента.

25.Основные понятия теории организации, стратегического менеджмента и управления персоналом в методологии менеджмента.

26.Типы стратегий влияния на окружающих в организации.

27.Необходимость учета факторов окружения в процессах принятия управленческих решений.

28.Системный подход и формы организации системы менеджмента. Контур управления деятельностью.

 

       Вопросы 3, 4, 6, 11, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 26, 28 могут быть выбраны в качестве одной из тем внеаудиторной контрольной работы в форме реферата. Как иной вариант, выполняется одно из заданий курса «Эффективный менеджер» (обычно первое) МЦДО «ЛИНК» Открытой школы бизнеса Лондонского открытого университета (Великобритания).

       Реферат представляет собой четко структурированный анализ теоретических предложений ряда авторов по избранной теме. Для этого следует использовать необходимые литературные источники (см. нижеприводимый список литературы). Могут использоваться и другие источники, доступные студенту.

 

       Примерная структура реферата:

  Введение (актуальность избранной темы, цели реферата, значение и место темы в стратегическом менеджменте)
1. Обзор литературных источников по теме
  1.1. Существующее состояние (методы решения проблем соответствующих теме).
  1.2. Анализ достоинств и недостатков в методах решений проблемы (в обоснованиях теоретиков).
2. Обоснование мнения автора реферата о применимости рассмотреных методов в отечественной практике решения подобных проблем
  2.1. Особенности современной ситуации в России и/или предприятия (организации) - места работы (учебы) автора реферата (студента) в области рассматриваемой проблемы или темы).
  2.2. Выбор лучшего из теоретических методов решения проблемы в условиях отечественного объекта управления.
  2.3. Практическое применение метода в конкретных условиях (либо возможности этого) на отечественном объекте, либо примеры использования известные студенту.
  Заключение (выводы по результативности применения метода и рекомендации по дальнейшему применению)
  Литература (на которую имеются ссылки в реферате)

       Оглавление части 2 пособия используется как третий вариант контрольной работы и план курсовой работы, охватывающей основное содержание дисциплины. Во введении следует указать цели и задачи курсовой работы. В содержательной части необходимо подробнее раскрыть основные моменты дисциплины, изученные в период очного общения.

 

 

Литература

1. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учеб. для ВУЗов. - М.: Банки и биржи, «ЮНИТИ», 1997. - 447 с.

2. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для ВУЗов. - М.: Банки и биржи, "ЮНИТИ", 1997.-447с.

3. Фатхутдинов Р.А. Понятийный аппарат по менеджменту. - М.: ЗАО "Бухгалт. бюл.", 1997. - 106с.

4. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учеб. - практ. пособие. - М.: ЗАО "Бизнес - шк." Интел - Синтез", 1997. - 350 с.

5. Брэддик У. Менеджмент в организации. - М.: Инфра. - М. 1997. - 342 с.

6. Алабугин А.А. Теория и практика менеджмента: Учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1996 - 273 с.

7. Алабугин А.А., Алабугин Р.А. Производственный менеджмент в энергетике предприятия: Учеб. пособие. - Челябинск, Изд-во ЮУрГУ, 1998. - 70 с.

8. Алабугин А.А. Маркетинг: Теория и практика: Учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. - 225 с.

9. Алабугин А.А. Финансовый менеджмент: основы теории и практики: Учебное пособие. - Челябинск, Изд-во ЮУрГУ, 1997. - 177 с.

10.Молодчик А.В. Менеджмент: Стратегия, структура, персонал: пособие для препод. и слушателей системы повышения квалификации руководителя кадров и спец, 1997. - 207 с.

11.Менеджмент организации: Учебное пособие: Для спец. 061100 "Менеджмент"/Гос. акад. упр. им. С. Орджоникидзе; З.П. Румянцева; Н.А. Саломатин. - М.: Инфра - М, 1997. - 429 с.

12.Герчикова И.Н. Менеджмент: Учеб. для экон. спец. ВУЗов. - 3-е издание, перераб и доп. - М.: Банки и биржи: Изд. об-ние "ЮНИТИ", 1997. - 501 с.

13.Михалева Е.П. Основы менеджмента.: Учебник/Тул. гос. ун-т. - Тула, 1997. - 1008 с.

14.Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник/Ин-т международного права и экономики. - М.: Триада, 1996. -383 с.

15.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.: Учебник для экон. спец. ВУЗов. - М.: Высшая шк., 1994 - 222 с.

16.Развитие управленческой компетентности: Управление развитием и изменением // Г.Салиман, Д.Батслер. - М.: МЦДО «ЛИНК». - 54 с.

17.Управление развитием и изменением: Осмысление современного менеджмента//Д.Бэтсли и др. - М.: МЦДО «ЛИНК», 1995 - 57 с.

18.Тихомиров В.П. Анализ общих тенденций и возможностей интеграции российских университетов в мировое образовательное пространство: Материалы 6-й Международной конференции по дистанционному образованию. – М., 1998. – с. 467.

19.Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 224 с.

20.История менеджмента: Учеб. пособие/Под ред. Д.В. Валового. -М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.

21.Управление собой, Коммуникации, Принятие решений, Персонал: найм и отбор, Руководство и власть, Организация: структура и сети связей//Р. Томсон и др. Книги курса «Эффективный менеджер». – г. Жуковский, МЦДО «ЛИНК», 1996 г.

22.Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой., Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 669 с.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 176.