Деятельностные методы работы в группе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2.4.1. Начало проработки стандартных проблем

 

       Задание 30. Снежный ком (или пирамида).

 

Это техника, поощряющая всех членов группы принимать активное участие в работе и вносить в нее свой вклад. Участникам предлагается поработать над какой-либо темой или задачей, проходя последовательно четыре стадии:

Стадия 1: Индивидуальная работа. Участникам предлагается отвести некоторое время на индивидуальное продумывание и фиксирование вопросов/проблем, которые они хотели бы рассмотреть в связи с предложенной темой ______________________________________________.

Стадия 2: В парах. Участники делятся друг с другом своими индивидуальными наработками, сделанными на предыдущей стадии.

Стадия 3: В четверках. Участники обмениваются своими наработками, сделанными на предыдущих стадиях, и формируют единый групповой список.

Стадия 4: В большой группе. Каждая четверка представляет результаты своей работы.

       Эта техника может быть использована для работы с самыми разнообразными темами и задачами. К ее достоинствам можно отнести гибкость, так как при необходимости некоторые стадии могут быть опущены, например, можно опустить индивидуальную стадию и работу в четверках и перейти от пар сразу к большой группе. Если же используется полный вариант этой техники, то имеет смысл каждой из четверок дать особое задание (например, конкретный аспект обсуждаемой темы), а не просто требовать от всех групп одного и того же ответа. И конечно же, в случае использования полного варианта техники желательно предлагать для рассмотрения более сложную и многогранную задачу/вопрос, чем в случае редуцированного варианта.

       К первой стадии — индивидуальной работе — следует подходить с осторожностью. Во многих случаях, действительно имеет смысл предоставить участникам возможность индивидуальных размышлений перед обменом мнениями с коллегами. Однако если задача имеет «правильный» ответ, то предпочтительней начинать сразу с работы в парах. Это означает, что те студенты, которые не сумели решить задачу или получили «неправильный» ответ, не будут «выставлены на показ» перед своими коллегами.

       Обсуждение в парах также хороший способ вовлечения всех участников в активную работу, поскольку большинство людей достаточно свободно беседует с одним человеком, хотя и может чувствовать себя несколько стесненно при обмене мнениями в большой группе. При обсуждении в большой группе полезно предложить каждой подгруппе по очереди назвать по одному пункту из своего списка, до тех пор, пока все пункты не будут исчерпаны. В качестве альтернативы устному представлению итогов работы подгруппы могут изложить свои идеи на плакатах и продемонстрировать их всей группе.

 

       Задание 31. «Жужжащие» группы

 

Эта техника заключается в разбиении большой группы на несколько малых для работы над определенными проблемами или вопросами. Обсуждение в этих малых группах создают в аудитории звук, напоминающий жужжание роя пчел, отсюда и название этой техники. Когда шум прекратится, Вы можете считать, что группы готовы обсуждать результаты своей работы. При использовании этой техники обычно предполагаются следующие шаги:

1. Решите, на сколько малых групп Вы собираетесь разбить Вашу основную группу.

2. Решите, какую проблему/вопрос будет рассматривать каждая группа и как долго она будет этим заниматься _______________________________ _______________________________________________________________.

3. Разбейте участников на группы и распределите между ними проблемы, которыми они будут заниматься___________________________________ _______________________________________________________________.

4. Четко объясните, сколько времени отводится на работу каждой группе и какие именно результаты своей работы и в какой форме каждая группа должна сообщить остальным.

5. С наступлением оговоренного времени происходит представление результатов работы всех малых групп.

Эта техника особенно полезна в тех случаях, когда Вы хотите вовлечь Ваших студентов в активную работу. Ее применение может быть особенно актуально на ранних стадиях изучения курса, когда Ваши студенты могут быть еще не готовы к открытому выражению себя перед большой группой. «Жужжащие» группы позволяют участникам поделиться своими мыслями и идеями с узким кругом коллег, которые могут поддержать и тем самым придать их мнению больший вес, что представляется более безопасным, чем индивидуальное выступление перед всей группой. Результаты работы представляются от лица всей малой группы, но отдельные ее члены имеют возможность, если пожелают, дополнить или высказать свое особое мнение.

Эта техника также помогает студентам лучше запомнить обсуждаемое на тьюториале. Известно, что идеи, возникающие в ходе обсуждения и обмена мнениями в небольшой группе, как правило запоминаются лучше, чем просто воспринятые в режиме пассивного слушания.

Техника «жужжащих» групп лучше всего работает, когда:

· предлагаемые к обсуждению или рассмотрению темы/задачи достаточно просты, например, перечислить достоинства/недостатки чего-либо, перечислить основные методы и т.д.;

· на групповые обсуждения отводится немного времени, скажем, от десяти до пятнадцати минут (это время стоит увеличить, если группе предлагается предварительно ознакомиться с какими-либо материалами);

· группы просят в письменном виде зафиксировать результаты своей работы на плакатах для представления их в большой группе.;

· отводится время для особых мнений участников и обсуждения тех моментов, которые не были в нужной мере затронуты в ходе работы групп;

· вы сами подготовили свой собственный вариант или перечень ответов и можете добавить то, что было упущено группами.

 

2.4.2. Дискуссия как групповое творчество

 

       Задание 24. Мозговой штурм сложной проблемы инновационного типа

 

Мозговой штурм разработан для повышения вовлеченности членов группы в ее работу и более эффективного использования их творческого потенциала. Мозговой штурм поощряет людей предлагать новые и необычные идеи благодаря запрету на любую критику на стадии генерации идей, когда основной акцент делается скорее на количество идей, чем на их качество. После стадии первоначальной генерации предложенные участниками идеи могут быть сгруппированы, оценены, отложены для дальнейшего их изучения или отобраны как возможные решения рассматриваемой проблемы.

Мозговой штурм обычно используется для того, чтобы:

· выявить различные альтернативы, перед тем как принимать решение,

· рассмотреть различные аспекты проблемы, перед тем как попытаться решить ее,

· активизировать групповую дискуссию.

       Когда Вы собираетесь в ходе тьюториала использовать технику мозгового штурма, важно ответить на вопрос, почему именно эта техника может быть для Вас полезна и что Вы собираетесь затем делать со всеми предложенными на стадии генерации идеями. Сам по себе мозговой штурм имеет ограниченную ценность в том случае, если за ним не следует задание или задача, где наработанные студентами идеи находят свое приложение. Более того, следует учитывать, что в ходе рассмотрения этого задания/задачи будут отобраны только несколько идей, как наиболее уместные, а остальные будут отброшены. Это может привести к тому, что студенты сочтут, что их вклад в работу группы был бесполезным.

 

Как проводить мозговой штурм?

· Убедитесь в том, что все участники точно поняли проблему или тему обсуждения. Напишите ее на доске или на плакат так, чтобы все могли ее видеть _________________________________________________________ _______________________________________________________________.

· Предложите участникам высказывать любые идеи, которые им только приходят в голову _______________________________________________ _______________________________________________________________.

· Постарайтесь обеспечить, чтобы каждый имел возможность принять участие в процессе. Но не ставьте участников в затруднительное положение, обращаясь непосредственно к ним лично с предложением высказаться.

· Не допускайте обсуждения, критики или оценки идей. Помните, что Ваша основная цель на этой стадии — собрать как можно больше идей, а обсуждение и оценка идей могут помешать этому ____________________ _______________________________________________________________.

· В самом начале огласите правила проведения мозгового штурма. Гораздо легче предотвратить обсуждение и оценку идей, если группе заранее известно о том, что это недопустимо. Апеллируя к оглашенным заранее правилам, Вы сможете сделать студентам замечание, не задевая при этом их лично.

· Настоятельно побуждайте студентов к тому, чтобы были высказано максимально возможное количество идей __________________________ _______________________________________________________________.

· Поощряйте и не слишком привлекательные на первый взгляд идеи, в дальнейшим они могут привести к новым практическим решениям _____ _______________________________________________________________.

· Поощряйте группу высказывать самые разнообразные идеи ___________ _______________________________________________________________.

· Фиксируйте идеи в том виде, в каком они предлагаются, используя слова и выражения, максимально близкие к высказываемым авторами. Их значение, если понадобится может быть уточнено позднее ___________ _______________________________________________________________.

· Фиксируйте все идеи, даже те, которые кажутся не особенно пригодными. Отказ от них на этой стадии может быть преждевременным и обидеть их авторов, которые не захотят более вносить свой вклад в работу группы __________________________________________________ _______________________________________________________________.

· Если процесс иссякнет, отведите время на просмотр предложенных идей. Вы можете пройтись по всему списку, проверяя, не было ли что-нибудь пропущено. Такой повторный просмотр обычно способствует предложению дополнительных идей.

· Если пожелаете, то и сами предлагайте идеи, однако избегайте монополизации этого процесса.

       Проведите "штурм" по реальной либо учебной проблеме.

 

После проведения мозгового штурма

· Проведите сортировку перечисленных идей — попросите группу составить их них более короткий список ___________________________ _______________________________________________________________.

· Поощряйте выявление схожих идей и их объединение в группы. Отметьте те идеи, которые в наибольшей степени соответствует объявленной в начале обсуждения теме/проблеме ____________________ _______________________________________________________________.

· Поощряйте обсуждение основных идей и/или возможных решений проблемы ______________________________________________________ _______________________________________________________________.

· Поощряйте создание из идей, которые не могут быть использованы непосредственно для Вашей проблемы/темы, определенного «банка идей», к которому можно будет обращаться в дальнейшем ____________ _______________________________________________________________.

 

       Задание 33. Использование вопросников, анкет и листов для самооценки.

 

Анкеты, вопросники и листы для самооценки могут использоваться в качестве отправной точки группового обсуждения и способствовать его структурированию. Можно провести «анонимное анкетирование» на тему «качество занятий».

       В случае использования этих инструментов рекомендуется:

· раздать их студентам заранее, до тьюториала, чтоб они имели возможность их заполнить;

· объяснить, что эти инструменты не являются тестами, т.е. никого не собираются по ним оценивать, и что основная цель их использования — стимулирование индивидуальных тем размышлений над определенной темой/проблемой, которую предлагается обсудить в группе;

· дать участникам возможность сравнить и обсудить свои индивидуальные результаты в малых группах (например, из трех человек);

· При обсуждении в большой группе рассмотреть результаты, полученные в малых группах, выделить ключевые моменты обсуждаемой проблемы/темы и остановиться на уроках, которые можно извлечь из этого упражнения.

 

       Задание 34.  Групповая дискуссия

 

Дискуссия — это, вероятно, один из наиболее часто используемых методов групповой работы. Многие темы, проблемы, вопросы и утверждения сами по себе могут привести к возникновению дискуссии в группе. Дискуссии по стилю их проведения могут быть как свободными, так и четко структурированными и контролируемыми. Несмотря на то, что при проведении тьюториалов порой имеет смысл относительно свободное обсуждение какой-либо темы, тем не менее, большинство дискуссий в рамках тьюториала должны преследовать явно учебные цели. При этом очень важно соблюдать баланс между определенной гибкостью, позволяющий обмениваться творческими идеями и структурой обсуждения, которая дает возможность прийти к каким-то выводам и заключениям. Тьютор, по меньшей мере, должен открывать дискуссию, подводить итоги всему сказанному в ее ходе и демонстрировать участникам основные уроки, которые можно из нее вынести.

       Дискуссии редко проводятся в больших группах, особенно в тех случаях, когда участники плохо знакомы друг с другом, и создание необходимой для плодотворной дискуссии доверительной атмосферы затруднительно. Разбиение большой группы на подгруппы поможет студентам принимать более активное участие в групповой дискуссии.

       Хорошо продуманная и умело проведенная дискуссия дает следующие результаты:

· развивает группу как «учебную единицу»,

· поощряет студентов делиться своими идеями, мыслями, опытом,

· помогает студентам использовать учебный материал для личного развития,

· способствует эффективному обучению без доминирования тьютора,

· помогает Вам оценить знания/понимание Вашими студентами конкретных тем курса,

· развивает навыки общения,

· помогает воплощать идеи в действия,

· основывается на обсуждении конкретной темы, имеющей непосредственное отношение к программе тьюторала и материалам курса.

Основные правила проведения дискуссий

       Яконелли и Коэнигсайкер (1987) сформулировали пять основных правил для проведения групповых дискуссий:

1. Все, что сказано в этой комнате, остается в этой комнате. Конфиденциальность очень важна для плодотворной дискуссии. Это правило может быть нарушено лишь в тех случаях, когда кто-то из участников планирует нанесение вреда самому себе или другому человеку.

2. Никаких личных нападок. Сарказм или недоброжелательные высказывания в чей-либо адрес не должны иметь место в ходе дискуссии. Если кто-то не согласен с высказываниями другого, то он или она могут высказать свое мнение по этому поводу, но не по поводу самого человека. В ходе дискуссии допустимо «нападать» на идеи, но не на высказывающих эти идеи людей.

3. Не существует такой вещи как глупый вопрос. Вопросы — это самый лучший способ обучения.

4. Никого не принуждают говорить. Любой участник может хранить молчание по любому вопросу. Однако имеет смысл обратить внимание на людей, которые никогда не высказываются. Возможно, им нужна Ваша помощь.

5. В каждый момент времени говорит только один человек. Мнение каждого человека ценно и заслуживает того, чтобы быть услышанным. Выслушивание коллег — это выражение уважения.

 

 

Поддержание дискуссии

       Выступая в ходе групповой дискуссии в роли фасилитатора (помощника), Вы можете поддерживать дискуссию и направлять ее ход, задавая проясняющие вопросы, помогая участникам урегулировать разногласия, поощряя более глубокое рассмотрение проблем и вовлекая всех в групповой процесс.

     Примерами проясняющих вопросов могут быть (дополните вопросы):

«Не могли бы Вы привести пример по этому поводу/на эту тему ...?» _____ __________________________________________________________________

«Что Вы понимает под ...?» ________________________________________

«Почему Вы убеждены в том, что ...?» _______________________________

«Не могли бы Вы изложить это более подробно?» _____________________

«Какие у Вас есть основания для таких выводов/заключений?» ___________

«Не могли бы Вы пояснить нам только что сказанное Вами?» ___________

«Не могли бы Вы несколько развить эту идею?» _______________________

       Примерами вопросов/утверждений, помогающих урегулировать разногласия, могут быть:

«Действительно ли мы правильно расслышали то, что Вы пытаетесь нам сказать, Андрей?»

«Я и не предполагал, что все будут столь решительно настроены по этому поводу. Давайте сделаем перерыв на Х минут, а затем вновь вернемся к этому вопросу».

«Похоже, нам необходимо более глубоко разобраться в этом вопросе. Давайте сейчас перейдем к следующему, а затем вновь вернемся к этому.».

       Все время поддерживайте именно групповое обсуждение и избегайте диалогов между Вами и группой или между отдельными членами группы. Для того, чтобы изменить направление дискуссии, Вы можете использовать ходы типа:

«Лиза, а что Вы думаете по поводу только что сказанного Сергеем?»

«Я хотел бы привлечь Игоря к нашему обсуждению. Что Вы думаете по поводу ..., Игорь?»

«Давайте послушаем, что думает Александр?»

«Николай, я очень рад, что Вы так много думали над этой проблемой. Интересно, хочет ли кто-нибудь еще что-нибудь добавить?»

 

       Если группа отклонилась в сторону от темы, Вы можете сказать что-нибудь вроде:

«Это очень интересная дискуссия, но похоже, что мы несколько отклонились в сторону от нашей темы. Давайте вновь вернемся к вопросу/теме, с которой мы начали.»

И вновь повторите вопрос/тему дискуссии.

 

 

Обучение с помощью дискуссии

       Предложенная здесь техника (хотя и кажется тривиальной) доказала свою эффективность в помощи группе и отдельным студентам по освоению материалов курса. Она может быть модифицирована с тем, чтобы лучше отвечать потребностям Вашей группы.

       Группа должна заранее договориться об определенной подготовке к тьюториалу, которая может просто заключаться в чтении какой-то части материалов курса или в прослушивании/просмотре конкретного аудио/видео сюжета. Это может быть целенаправленное изучение материала какой-то статьи и т.д.

       Для успешного использования этой техники важно, чтобы группа принимала «критерии хорошей группы» и была готова оценивать свою работу на их основе. Предполагается, что «хорошая группа» — это группа, каждый член которой готов:

· при различных обстоятельствах выступать инициатором дискуссий,

· сам предоставлять информацию и запрашивать ее от коллег,

· предоставлять обратную связь коллегам и сам запрашивать о ней,

· предлагать темы для обсуждения и приводить примеры,

· внимательно выслушивать мнения коллег, прояснять их и открыто не соглашаться с ними, аргументируя свою точку зрения,

· синтезировать информацию и подводить итоги группового обсуждения.

       В ходе этого упражнения группе предлагается придерживаться намеченного плана, и никто из членов группы не должен стремиться к доминированию в обсуждении.

 

Упражнение: «Обучение с помощью дискуссии»

       Упражнение предполагает определенную предварительную подготовку студентов к участию в структурированной групповой дискуссии.

Процесс: Структурированная дискуссия по заранее выбранному материалу курса, проблеме поставленной обучаемыми ___________________________ _________________________________________________________________.

Подготовка студентов: Тщательно изучите материал (проблему)

1. Выпишите трудные для Вас понятия/термины и постарайтесь дать им определение своими словами _____________________________________ _______________________________________________________________.

2. Кратко сформулируйте основные мысли авторов статьи/раздела/сюжета, представивших проблему ________________________________________ _______________________________________________________________.

3. Перечислите основные темы/проблемы материала и отметьте те из них, которые по Вашему мнению, требуют дополнительного обсуждения _______________________________________________________________.

4. Кратко зафиксируйте суть каждой темы/проблемы и сформулируйте связанные с ней вопросы _________________________________________ _______________________________________________________________.

5. Сформулируйте, как этот материал соотносится с другими материалами курса и Вашим практическим опытом ______________________________ _______________________________________________________________.

План групповой дискуссии: 

1. Обсудите и определите ключевые термины и понятия ________________ _________________________________________________________________.

2. Сформулируйте общее представление об основных мыслях автора материала ______________________________________________________ _______________________________________________________________.

3. Выявите и обсудите основные темы/проблемы ______________________ _______________________________________________________________.

4. Обсудите, как этот материал соотносится с другими материалами курса и практическим опытом группы ____________________________________ _______________________________________________________________.

5. Обсудите возможное применение и использование этого материала, например, для решения каких-то практических проблем или проведения другого группового упражнения.

6. Оцените представление обсуждаемого материала его авторами ________ _______________________________________________________________.

7. Оцените работу отдельных студентов и группы в целом ______________ _______________________________________________________________.

 

2.4.3. Обсуждение опыта применения теории в аудио/видеосюжетах

 

       Задача 35. Структурированная дискуссия по видео/аудиосюжетам.

 

Видео- и аудиоматериалы являются неотъемлемой частью процесса обучения. Видео- и аудиосюжеты, также как и печатные материалы, могут быть использованы в качестве основы для групповой дискуссии,(см., например упражнение «обучение с помощью дискуссии»). При этом студентам нужно пояснить важность активной и целенаправленной работы с видео— и аудиоматериалами в отличие от привычного для большинства людей пассивного просмотра или прослушивания. В этой связи часто имеет смысл просмотр/прослушивание сюжетов соответствующими порциями с перерывом на дискуссии, а не «заглатывание» всего материала целиком (конечно же, если сюжет небольшой, то такое разбиение может быть лишено смысла).

 

Введение в работу с аудио/видеосюжетами.

       Предлагая группе просмотр/прослушивание и обсуждение видео/аудиосюжетов, Вы должны:

· сделать соответствующее введение, особо остановившись на взаимосвязи сюжета с остальной программой и проблемами, поднимаемыми группой;

· порекомендовать студентам внимательно отслеживать как общий контекст сюжета, так и детали, особенно, если материал каким-то образом связан с их собственным практическим опытом;

· обратить внимание на те моменты, которые могут оказаться для группы новыми, неясными или заслуживающими обсуждения;

· предотвратить возможную негативную реакцию, пояснив студентам, что от них не требуется обязательно соглашаться со всем, что они увидят и услышат;

· будьте готовы, если сюжет достаточно старый (что, похоже, не редкость), открыто обсудить эту проблему, сделав при этом акцент на тех уроках, которые из него тем не менее, можно извлечь.

 

Дискуссия после просмотра/прослушивания сюжета.

       Для того, чтобы эффективно провести подобную дискуссию, целесообразно разбить Вашу группу на небольшие подгруппы по два—три человека и предложить каждой подгруппе подготовить ответы на заранее подготовленные Вами вопросы (желательно достаточно открытые). Например:

· На какие наиболее важные с точки зрения изучаемого курса моменты имело смысл обратить внимание в этом сюжете?

· С чем Вы согласны/не согласны?

· Если бы у Вас была возможность переснять/перезаписать сюжет, то как бы Вы к этому подошли?

· Как этот сюжет соотносится с материалами курса/Вашей работой/Вашим опытом?

 

       Задание 36. Работа с противоположными объяснениями/теориями.

 

Студенты должны не только осознавать присутствие в материалах курса не схожих друг с другом теорий/объяснений, но и уметь критически оценивать их. Дискуссии в рамках тьюториалов могут быть полезны для достижения этой цели. В качестве средства структурирования таких дискуссий в табл.3 предлагается «Матрица сравнения», которая поможет студентам прояснить различие между несколькими объяснениями/теориями.

       Эта матрица может быть модифицирована для лучшего соответствия целям конкретного тьюториала. Разбив Вашу группу на несколько подгрупп, Вы можете предложить каждой подгруппе рассмотреть различные теории и заполнить соответствующие ячейки матрицы. Кроме того, этот подход является хорошим средством структурирования групповой дискуссии, он также предлагает учебную форму обобщения материала, которая может быть использована студентами как при написании домашней работы, так и при повторении изученного материала перед экзаменом.

       Преподаватель может рекомендовать табл. 3 для использования в контрольной, курсовой и дипломной работах. Матрица является полезным инструментом анализа вариантов управленческих решений, выбора методов решения любых проблем.

 

 

Матрица сравнения

 

Таблица 3

Объяснение/ теория Ключевые понятия/ взаимосвязи между ними Аргументы за Аргументы против Основные выводы Основные области применения
А              
Б              
В              

 

 

2.4.4. Деловые и ролевые игры, имитационные упражнения

 

       Задание 37. Деловые игры: определите их достоинства, недостатки и область применения. Ваш опыт участия в них полезен всем.

 

Деловая игра — это учебное упражнение, в ходе которого студенты разбиваются на группы, представляющие воображаемые организации, действующие в определенных ситуациях. Обычно деловые игры носят соревновательный характер, и в них происходит спрессовывание реального времени (месяцы, годы, необходимые на какие-либо действия в реальной жизни, превращаются в часы), так, чтобы результаты принятых решений были видны. Сам процесс игры и анализ ее результатов предоставляют студентам возможность активного обучения в самых различных областях (маркетинге, финансовом менеджменте, теории организаций и т.д.) в зависимости от содержания конкретной игры, а также способствуют развитию навыков групповой работы.

Деловые игры характеризуются:

· учебными целями,

· определенными правилами,

· соревновательным характером,

· активным участием и взаимодействием играющих,

· итоговым подсчетом очков (по разным критериям в зависимости от содержания конкретной игры),

· результатом — определением победивших и проигравших,

· анализам результатов и обсуждением извлеченных уроков.

       Эффективное проведение деловой игры требует знания целого ряда моментов и процедур. Перед тем, как проводить игру, Вам следует ответить на следующие вопросы:

· Насколько выбранное для проведения игры время уместно с точки зрения общей программы? ­­­­­­­­­______________________________________________

· Хорошо ли Вы ознакомились с целями игры, материалами, процедурой и т.д., для того чтобы провести ее уверенно и соответствующим образом? _ _______________________________________________________________

· Располагаете ли вы достаточным временем для проведения игры, особенно для заключительного анализа и обсуждения извлеченных уроков? ________________________________________________________

· Имеются ли все необходимые для проведения игры ресурсы: материалы игры в нужном количестве, соответствующем образом подготовленное помещение, плакаты, фломастеры и т.д.? ____________________________

· Подготовили ли Вы соответствующее введение в игру, которое создаст у студентов необходимый настрой и объяснит им цели и правила игры, но при этом не будет перегружено излишней информацией?

· По какому принципу Вы будете делить студентов на подгруппы?

· Ясно ли определены временные рамки различны этапов игры?

· Проинструктированы ли должным образом наблюдатели и участники, выполняющие другие роли?

· Какое вмешательство потребуется от Вас в ходе игры (при этом следует помнить, что это не Ваша игра, а студентов)?

· Подготовились ли Вы к заключительному обсуждению? Продумали ли Вы, как будет проходить анализ результатов игры, какие уроки из нее можно извлечь и каково применение этих уроков к реальной жизни?

 

Задание 38. Имитационные упражнения: в чем их отличие от деловых игр?.

 

 Имитационные упражнения — это структурированные учебные упражнения, имеющие своей целью воспроизведение определенных рабочих ситуаций посредством специально созданных условий. Они направлены на получение участникам опыта, сравнимого с реальной жизнью. Имитационные упражнения могут включать в себя работу с техникой или оборудованием, используемыми в реальной практике, ролевые игры, работу с реальной деловой документацией, работу на специально разработанных учебных тренажерах и т.д. Здесь попытайтесь имитировать сдачу экзамена по ключевым словам раздела 1 данной дисциплины, демонстрируя ответы разного качества. Как и в случае деловых игр, эффективное проведение имитационных упражнений требует:

· ясного объяснения целей, правил, ролей процедур и временных рамок _ _______________________________________________________________,

· отслеживания Вами процесса выполнения упражнений без неоправданного (при отсутствии реальной необходимости) вмешательства в него ____________________________________________,

· оказания помощи участникам в случае необходимости _______________,

· соответствующего количества времени на проведение ________________,

· анализа результатов и обсуждения взаимосвязи этого упражнения с другими элементами и аспектами учебной программы ________________.

 

       Задание 39. Ролевые игры: в чем их отличие от деловых игр?

 

Ролевые игры могут использоваться самостоятельно, а также быть составной частью как деловых игр, так и имитационных упражнений. Это учебное упражнение, в ходе которого имитируется ситуация из реальной жизни и студенты действуют в ней, играя роли ее участников.

       Как и в случае с предыдущими методами, эффективное проведение ролевых игр возможно в том случае, если:

· группа и отдельные участники соответствующим образом проинструктированы,

· имеет место конструктивная обратная связь (возможно, с помощью наблюдателей),

· отведено время для извлечения уроков и обсуждения связи игры с остальной учебной программой и реальной практикой.

Ролевые игры должны:

· иметь непосредственное отношение к программе курса и быть легко доступными для понимания, письменные инструкции к ним должны быть составлены достаточно четко,

· быть ориентированы на отработку конкретных учебных моментов, а не касаться в общем виде сразу многих областей _______________________,

· проводиться без всяких театральных реквизитов и другой бутафории, отвлекающих внимание от учебных целей,

· быть достаточно гибкими, чтобы имелась возможность провести анализ происходящего или дискуссию там, где Вы сочтете это уместным, например, если участники игры «увязли в исполнении» своих ролей.

 

       Упражнение. Проведите ролевую игру по результатам задания 3 (табл.1) "Тьютор - обучаемый" три использовании методов педагогики и андрагогии.

 

       Некоторые студенты могут быть весьма обеспокоены перспективой участия в ролевой игре перед группой. Вы можете попытаться уменьшить их беспокойство посредством:

· проведения ролевой игры не в начале программы, а тогда, когда участники получше узнают друг друга и будут чувствовать себя в группе достаточно комфортно,

· привлечения только добровольцев или сначала только добровольцев, в том случае, если предполагается в конечном итоге участие всех,

· предварительного инструктирования в доброжелательной и мягкой манере, что поможет предотвратить возникновение беспокойства и уменьшит ощущение угрозы,

· проигрывания первого раунда игры Вами и одним или несколькими добровольцами,

· предоставления первым добровольцам позитивной обратной связи в мягкой и доброжелательной манере,

· подчеркивания пользы от участия в игре,

· использования игр, в которых вероятность получения участниками позитивного опыта высока,

· отбора на исполнение ролей (или первоначальное исполнение) студентов, которым, как Вы знаете, присуща застенчивость или особое беспокойство,

· заранее продуманного отбора «хороших» исполнителей ролей для начала процесса и демонстрации ролевой игры.

           

2.4.5. Анализ учебных (деловых) ситуации (case studies)

 

       Задание 40. Изучите методом «снежного кома» нижеприводимые материалы.

 

Учебные ситуации представляют группе возможность совершенствовать навыки решения проблем и принятия решений. Это одно из наиболее проверенных средств достижения активного участия студентов в групповой работе. Они также помогают осознать, что редко реальные проблемы имеют единственно правильные или неправильные решения и что действия часто приходится предпринимать в условиях недостаточной информации, которая как в учебных ситуация, так и в реальной жизни никогда не бывает полной.

       Работа над учебными ситуациями помогает совершенствовать навыки и получить опыт в следующих областях:

· выявление, отбор и решение проблем,

· работа с информацией (осмысление значения деталей, описанных в ситуации),

· анализ и синтез информации и аргументов,

· работа с предположениями и заключениями,

· оценка альтернатив,

· принятие решений,

· слушание и понимание других людей, навыки групповой работы,

· рассмотрение проблем, связанных с осуществлением принятых решений,

· предоставление результатов групповой работы,

· соотнесение теорий и концепций с учебной ситуацией и с реальной жизнью.

       При использовании учебных ситуаций преподавателю необходимо осуществить следующие действия:

· предварительно ознакомьтесь с материалом учебной ситуации;

· представьте учебную ситуацию студентам, особенно отметив, что она иллюстрирует проблемы, с которыми многие из студентов сталкиваются в реальной практике;

· подчеркните, что работа над ситуацией носит аналитический характер. Отметьте, что цель не состоит в обязательном достижении решения и что группа может и не найти решения описанных проблем или идеального выхода из ситуации;

· подчеркните важность понимания и учета многогранности и многофакторности описанной ситуации (так же как и в реальной жизни). Обратите внимание на отдельные факторы, влияющие на ситуацию и взаимосвязи между ними;

· убедитесь в том, что группа понимает смысл того, что предстоит сделать в ходе работы над учебной ситуацией.

       Спросите себя (для принятия решения о применении метода):

· Чему бы Вы хотели, чтоб студенты научились в ходе работы над учебной ситуацией?

· Как эта цель соотносится с материалами курса и другими учебными целями отдельного занятия и со всей программой в целом?

· Следует ли Вам раздать студентам все материалы сразу или же выдавать их студентам небольшими порциями по ходу работы в соответствии с развитием сюжета ситуации?

· Какие вопросы Вы будете задавать группе, для того, чтобы способствовать размышлениям, пониманию, прояснению и проникновению в суть проблем? Как Вы будете сопоставлять и отмечать вклады различных участников в работу и подталкивать группу к соответствующим решениям?

       В ходе работы внимательно наблюдайте за процессами, происходящими в группе. При необходимости вмешивайтесь в работу группы, с тем, чтобы сделать процесс обучения более эффективным и продуктивным. Время от времени подводите итоги работы над ситуацией, а в конце обязательно предоставьте участникам обратную связь по их работе и остановитесь на уроках, которые можно из нее извлечь.

 

 

Каковы ограничения использования учебных ситуаций?

 

       Основное ограничение связано с тем, что они могут восприниматься студентами как отвлечение от жизни и несколько академичные, поскольку предполагают анализ и обсуждение чужой ситуации или проблемы. Из этого следует, что для извлечения максимальной пользы из такого метода групповой работы, Вам необходимо подбирать материал, способный вызвать наибольший интерес у Ваших студентов, и организовать работу над ним так, чтобы обеспечить их активное участие (например, с помощью таких методов , как мозговой штурм, дискуссии в малых группах, ролевые игры и т.д.).

 

Памятка студенту

 

 


          (Источник: B 560 The Manager’s Good Study Guide)

 

Для наглядного представления в системе следует использовать аналитическую таблицу (табл. 4)

Таблица 4

Уровень иерархии управления Суть ситуации (проблемы) Источник (причины) проблемы Теории решения проблемы План действий
Внешняя среда (организация)        
Отдел (группа или межгрупповые отношения)        
Индивидуальный          
Технико-технологический        

       Case study состоит из нескольких этапов. На первом этапе изучается ситуация (среда, окружение) и определяется (идентифицируется, описывается) проблема. На втором этапе осуществляется анализ и оценка проблемы, затем вырабатываются рекомендации по решению проблемы и, наконец, процесс завершается презентацией.

 

 

Определение проблемы

       Определение проблемы является решающей стадией, как и при решении любой задачи. Ясно, что если проблема неверно определена, то и полученное решение в лучшем случае будет решением другой проблемы. В то же время, все становится на свои места, если проблема правильно поставлена, то есть определена и описана.

       Часто именно определение проблемы оказывается наиболее трудным для студентов. Это связано с целым рядом причин.

       Во-первых, в реальной ситуации действует много участников. У каждого из них есть свое видение ситуации, свое представление проблемы. Поэтому, прежде всего, необходимо выявить обладателя (обладателей) проблемы, то есть осознать, чью проблему необходимо решать. Затем понять, как эта проблема выглядит с точки зрения ее обладателя и других вовлеченных лиц, в чем она заключается для них. При этом необходимо помнить, что и у студентов (на практике -группы аналитиков, консультантов) также имеется свое видение, представление, наконец свои предрассудки и стереотипы, свой груз прошлого опыта, которые могу «отягощать» их восприятие.

Во-вторых, необходимо выделить релевантные (соответствующие) факторы действующие в проблемной ситуации, то есть те факторы, которые имеют существенное значение.

       В-третьих, нужно убедиться в том, что на самом деле выявлена проблема, а не ее симптом или поверхностное расхожее представление о проблеме. Очень часто люди сознательно или бессознательно имеют дело не с самой проблемой, а ее проявлениями. Например, в США программы борьбы с наркотиками концентрируются в большей степени на продавцах, транспортеров наркотиков в странах, в которых они производятся. Хотя, казалось бы, более подходящей является концентрация внимания, в первую очередь, на тех кто создает спрос на наркотики именно в США и на условиях, порождающих потребность принимать наркотики.

       Наконец, среди причин, вызывающих проблему, необходимо выделить человеческий фактор. Считается, что 80 % времени руководители расходуют на управление людьми и только 20% времени отводится на решение организационных задач (технологических, производственных отношений, стратегических, стимулирования, организации труда и пр.). Однако, можно утверждать и противоположное: что 80% проблем относятся к структурным, а только 20% - к человеческим (индивидуальным различиям личности, организационной этике и т.п.). В общем, люди в организациях существуют не сами по себе, и их поведение определяется структурными организационными отношениями, которые могут порождать конфликты.

Например, в одной автомобильной компании был постоянный конфликт между сборочным и штамповочным отделениями. Казалось, их управляющие не могут прийти к согласию ни по какому поводу. При детальном обследовании консультанты нашли, что система премирования порождала конфликтные отношения, так как оба отделения премировались за счет снижения отходов.

К чему побуждала система премирования директоров заводов? Директор штамповочного производства оказывался заинтересованным поставлять сборочному производству предельно минимальные партии деталей. Директор сборочного производства был заинтересован в получении деталей только высшего качества, чтобы уменьшить свои потери. В конечном итоге, сборочное производство видело в штамповочном производстве своего главного врага в проблеме уменьшения потерь металла. По рекомендации консультантов компания изменила систему поощрения. Премироваться стали оба производства совместно за снижение общих потерь в обоих производствах. Через месяц оба руководителя работали вместе как старые друзья. Через пять лет компания изменила и эту систему премирования, так как старая система не поощряла роста качества продукции.

Определяя человеческие факторы в ситуации, нужно прежде всего идентифицировать мотивацию каждого действующего лица, которая, как в вышеприведенном примере, может вытекать из чисто организационно-структурных отношений.

 

Анализ и оценка

       Переходя к собственному анализу ситуации, мы не должны упускать из виду, что наше деление на стадии в общем-то условно. Уже на первом этапе мы занимаемся и анализом. В свою очередь анализ помогает углубить и развить видение проблемы, почувствовать ее во всей полноте. Консультант ведет себя как следователь: исследует место преступления (проблему, ситуацию), ищет мотивы, улики и доказательства (анализ), выдвигает обвинения (рекомендации), выступает в суде (презентация).

       Анализ можно разделить на три основные стадии:

· обоснование проблемы __________________________________________ _______________________________________________________________;

· выделение основных причин, породивших проблему, и возможных последствий ____________________________________________________;

· определение толерантности (терпимости) к изменениям ______________ _______________________________________________________________.

       Обоснование проблемы заключается в подтверждении определения проблемы фактическими данными, то есть оценке проблемы по возможности в количественных категориях. Данные и факты должны служить обоснованием для постановки проблемы.

       Решение проблемы заключается в разработке выбранной стратегии осуществления изменения определенных отношений в организации и принятии совокупности управленческих решений для ее реализации. Поскольку речь идет, как правило, о проблемах не имеющих точного решения, то и целесообразность предложений и рекомендаций может оспариваться. Поэтому необходимо определить толерантность к предлагаемым изменениям со стороны различных участников рассматриваемой ситуации и предусмотреть меры для преодоления или предотвращения возможного сопротивления изменениям.

       Здесь важно, чтобы аналитики научились ставить себя на место вовлеченных в ситуацию лиц, выделять мотивы их поведения, смотреть на ситуацию с их точки зрения.

       На всех этапах важно выбрать адекватную теорию, объясняющую ситуацию. Здесь мы не рассматриваем конкретные методы анализа, которые могут быть использованы. Выбор адекватной методики также являются составной частью кейс-анализа. Важно использовать формализованные методы и фиксировать результаты в письменной и графической форме.

 

Рекомендации

       Разработка рекомендаций является критической в методике, так как именно на этом этапе осуществляется связь между теорией и практикой.

       На этой стадии необходимо:

1. Определить, какие теоретические концепции можно применить _______ _______________________________________________________________;

2. Определить, какие рекомендации можно сделать исходя из этих теорий, включая и отбор альтернативных предложений ______________________ _______________________________________________________________;

3. Обосновать выбранные рекомендации, используя теорию _____________ _______________________________________________________________;

4. Рассмотреть и показать возможную стратегию реализации предложений _______________________________________________________________.

       Как правило, очень редко встречаются ситуации, в которых возможно лишь одно единственное решение, чаще это целая совокупность мер или целый ряд различающихся рекомендаций. Необходимо уметь обосновать эти рекомендации с точки зрения разных действующих в ситуации и принимающих решения лиц. Это помогает понять почему разные люди придерживаются разных точек зрения и принимают разные решения. Но нужно иметь в виду, что могут встретиться и кейсы имеющие единственное или оптимальное (среди возможных) решение.

 

Презентация

При подготовке устной или письменной презентации необходимо исходить из определенных общих принципов, обеспечивающих лучшее восприятие слушателями или читателями.

Во-первых, необходимо использовать краткий, деловой стиль общения. Во-вторых, использовать порядок изложения, обратный порядку анализа, то есть начать с рекомендаций. Это связано с тем, что именно рекомендации являются целью кейс-анализа. С другой стороны, как показывает практика, это помогает студенту не завязнуть в деталях и подробностях, правильно распределить время выступления (объем текста) и не потерять суть задания. Саму ситуацию не следует пересказывать, как не следует пересказывать и содержание примененных концепций. Не следует также описывать сам процесс анализа, конечно, если case study специально не посвящен изучению аналитической методики.

При письменном представлении анализа следует писать кратко, структурированно (используя заголовки, разбиения текста на пункты и подпункты).

При письменном и при устном представлении следует максимально использовать графическое представление информации (рисунки, схемы, диаграммы и таблицы).

Необходимо помнить, что презентация всегда имеет побочную, но тем не менее важную цель — служить формированию коммуникативных навыков.

 

Организация работы

       Эффективное обслуживание кейса достигается в группах из 4...7 человек. Учебную группу из 10...15 человек целесообразно разбить на 2...3 подгруппы. Группы должны работать изолированно друг от друга. Сопоставление демонстрируемых подгруппами подходов при анализе одного и того же или аналогичного кейса помогает с большей эффективностью достигнуть целей кейс анализа. В процессе работы нужно периодически изменять состав подгрупп.

       Роль тьютора заключается в стимулировании самостоятельного мышления студентов. Тьютор не должен участвовать в работе группы по анализу кейса.

       Тьютор должен ознакомить студентов с целями и задачами кейс-анализа при первом применении case study на занятиях (на основе настоящей разработки), раздать студентам методические пособия.

       Прежде чем использовать методику, тьютор должен провести определенную подготовку. Она может заключаться в планировании тьюториалов для всего курса, подбор кейсов для изучения конкретных тем курса с учетом профессиональной и образовательной подготовки аудитории.

       В качестве вводной части целесообразно провести краткую дискуссию по изучаемой теме. Это могут быть вопросы к аудитории, позволяющие вспомнить теоретические концепции, установить связи между разными концепциями, которые могут быть использованы в анализе кейса. Этот этап нужно провести динамично, не затягивая время, так как главное -«разогреть» аудиторию.

       В начале работы над конкретным кейсом необходимо кратко резюмировать содержание кейса (после ознакомления с ним студентов), обратить внимание на основные моменты, убедиться в том, что студенты правильно поняли задание и ответить на возможные вопросы.

       Необходимо отвести достаточное время на обсуждение в группах и презентацию и стараться, чтобы группы укладывались в отведенное время.

       После презентации нужно отвести время на вопросы к докладчику и на обсуждение результатов работы всех подгрупп. Во время презентации необходимо, чтоб тьютор играл роль катализатора общей дискуссии, докладчики должны делать сообщения не тьютору, а группе.

       После завершения дискуссии тьютор должен подвести итоги работы всей группы, отметить удачные места презентации, адекватное применение теорий и концепций, дать анализ проявившихся различных точек зрения, разных подходов.

       Чтобы совершенствовать процесс применения каждого кейса следует сохранять материалы работы групп и проводить сравнительный анализ работы. Безусловно, тьютор должен оценивать аудиторию, ее степень подготовки и в каждом случае адаптировать методику к возможностям конкретной аудитории.

 

Помещения и технические средства

       Групповая работа более эффективна в непринужденной, удобной для общения обстановке. Помещение должно быть достаточно просторным, чтоб 2...3 подгруппы могли работать, не мешая друг другу. Обычные классы и лекционные помещения мало приспособлены для этого.

       В помещении необходимо предусмотреть возможность легкой трансформации расположения группы, работающей за большим «круглым столом» в подгруппы, работающие за меньшими «круглыми столами».

       Как правило, из технических средств используются листы бумаги формата А0, А1 и набор маркеров (фломастеров). Однако, если требуются иные средства, они должны быть исправны и доступны.

 

Время

       Необходимо побуждать группу к динамичной работе, эффективному использованию времени. Поскольку групповая работа оказывается достаточно напряженной, не следует перенасыщать аудиторию. Времени должно быть предоставлено достаточно для работы подгрупп. На одном тьюториале рекомендуется проработать 2—3 ситуации, в зависимости от сложности.

       Тьютор должен быть готов к изменению намеченной программы тьюториала. Если окажется, что работа над определенной ситуацией сильно увлекла группу, какие-то участники »раскрылись», стали делиться своим опытом, своими проблемами, «пошла» групповая динамика, нельзя скомкать этот очень плодотворный процесс, так как именно «раскрытие» является самым ценным в групповой работе и самым привлекательным для студентов.

       Таким образом, кейс стадии можно представить в следующей последовательности:

1. Подготовка

       Планирование, учет аудитории, подготовка помещения

2. Введение

Вводная дискуссия, «разогрев» группы, чтение и изучение кейса группой, формулирование задания для подгрупп, ответы на вопросы студентов.

3. Анализ кейса

Определение проблемы, идентификация обладателя проблемы, идентификация релевантных факторов (соответствующих ситуации управления);

       Анализ, обоснование, выбор адекватной теории;

       Разработка рекомендаций;

       Подготовка презентации;

4. Презентация

5. Подведение итогов.

 

Упражнение Навыки анализа «case study».

 

       Проанализируйте нижеприводимый кейс.

Ситуация «Наводнение» (системно — теоретический подход)

Цель:

· изучить процесс достижения консенсуса при принятии групповых решений;

· дать участникам возможность понять, каковы их собственные приоритеты и ценности;

· дать возможность участникам понять как можно лучше ценности и приоритеты других людей, чтобы как можно лучше узнать и понять их;

· применить системный подход.

Материалы: Список предметов для каждого участника и для каждой группы из 4-х человек, карандаш или ручка для каждого участника, часы.

Время: 45—50 минут.

Методические этапы:

1. Объясните, что участникам предстоит серьезная дискуссия о том, какие вещи, по их мнению, наиболее важны в кризисных ситуациях.

2. Раздайте каждому листы со списком предметов и описанием ситуации наводнения. В течении 5 минут каждый должен принять решение о 4—х наиболее важных предметах. Можно предложить участникам проранжировать все предметы по степени важности.

3. Затем разбейте участников на группы по 4...5 человек и дайте им 15...20 минут для принятия коллективного решения о четырех самых важных для групп предметах (или ранжирование всех предметов).

4. Сравните списки разных групп.

       Сравните индивидуальные и групповые списки. Количественное сравнение может быть выполнено, как в ситуации «Кораблекрушение». Выявите, какие ценности были приоритетами для каждого индивидуума. Как происходил выбор ценностей в случае группового решения? Отведите на обсуждение 15...20 минут.

Комментарии: В отличие от ситуации «Кораблекрушение» в этом упражнении не существует правильного ответа, каждый человек и каждая группа может привести доводы в пользу их собственных приоритетных ценностей. Основная идея состоит в том, что ценности нельзя проранжировать на рациональных основаниях. Однако при принятии управленческих решений необходимо принимать в расчет ценности людей, так как они являются сильными внутренними мотиваторами для каждого человека.

       При дискуссии следует обратить внимание на такие вопросы:

Может ли быть достигнут консенсус в группе, когда решение принимается по поводу приоритетных ценностей?

Какой стратегией при принятии группового решения в такой ситуации следует придерживаться?

Может ли групповое решение быть принято лишь при достижении консенсуса в группе, или же можно принять решение простым голосованием?

Как может быть оценена эффективность группового решения в такой ситуации?

Ситуация «Наводнение»

       Вы вернулись из длительной поездки домой и узнали, что в Вашей местности в течении недели шли необычайно интенсивные ливни. В момент, когда Вы вошли в квартиру, была объявлена эвакуация из-за угрозы наводнения. У Вас есть несколько минут на то, чтобы взять ЧЕТЫРЕ предмета. Остальные вещи будут уничтожены водой! Что Вы возьмете? Желательно расставить приоритеты для каждого из предметов.

Таблица 5

Этапы

Разность номеров по модулю и приоритеты

2 3 2—3 Предметы
1 2 3 4
      1. Длинная поэма, над которой Вы работали несколько месяцев, и которая, наконец, готова для представления на ежегодный конкурс университетского Поэтического Общества. 2. Альбом с фотографиями за первые три года жизни Ваших детей. 1. Магнитофон. 1. Свадебное платье Вашей прапрабабушки, в котором Вы/Ваша жена были на Вашей свадьбе, или которое Вы сохраняете для Вашей свадьбы. 1. Личный дневник, который Вы вели в течение последнего года. 1. Модель корабля в бутылке, сделанная Вами в одиннадцатилетнем возрасте, когда Вы из-за долгой болезни провели пол года в постели. 1. Дорогая гитара, хранимая Вами долгое время, из которой Вы извлекаете звуки в пятьдесят раз лучше, чем играете на самом деле.

Окончание табл. 5

1 2 3 4
      1. Членские записи и финансовые отчеты местного клуба, активистом которого Вы являетесь. 1. Пара Ваших любимых, хорошо разношенных туристских ботинок. 1. Ваша адресная книжка. 1. Ваши свидетельства и дипломы со времени поступления в начальную школу. 1. Прекрасно оформленный атлас 1887 года, одолженный у Вашего друга. 1. Ценный ковер, привезенный из Вашего путешествия в Азии, лежащий на видном месте в квартире и служащий предметом гордости. 1. Ящик с растениями, которые чрезвычайно трудно выращивать, но Вы добились успеха и на растениях только что появились первые бутоны. 1. Очень дорогая коллекция почтовых марок , собранная Вашим отцом. 1. Любовные письма Вашего друга/подруги. Две бутылки очень старого вина, сохраняемые Вами для особого случая.

Итого

?  

 

 

Ключевые выводы

       В разделе для достижения поставленных целей были исследованы следующие возможности теории и практики:

· способы согласования образовательных целей стандарта, тьютора и обучаемых в контуре управления процессами обучения и самообразования по этапам "вводные упражнения", "определение потребностей в обучении";

· методы формирования и изменений учебной группы по промежуточным результатам образовательного процесса;

· техника активно-деятельностного подхода повышения компетентности менеджера рассмотрена как инструментарий управления образовательным процессом и включает в себя восемь методов ("снежный ком", "жужжащие" группы, дискуссия, мозговой штурм, обсуждение видеосюжетов, ролевые и деловые игры, имитационные упражнения, учебные или деловые ситуации).

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 214.