Инструментарий управления (инструменты) по целям
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       Возможны следующие методы обучения взрослых:

· избегайте собственных продолжительных монологов (средний взрослый человек может внимательно слушать примерно 20 минут подряд) ______ _______________________________________________________________;

· используйте соответствующие вспомогательные визуальные средства для освещения основных моментов ___________________________________;

· используйте примеры из Вашего собственного опыта и опыта студентов _______________________________________________________________;

· поощряйте комментарии студентов, вопросы и групповое взаимодействие _________________________________________________;

· используйте аналогии и объясняйте что-либо несколькими способами _______________________________________________________________;

· представляйте факты, статистику в интересной для студентов манере (структурированный опыт, видеофильм, суммирование потребностей студентов) _____________________________________________________;

· используйте задания и упражнения, дающие студентам возможность получить обратную связь _________________________________________;

· подводите итоги и кратко повторяйте основные моменты при завершении какого-либо блока тьюториала, выделяя таким образом окончание определенной части тьюториала и давая студентам возможность настроиться на следующую часть, связывая с удовлетворением образовательных потребностей обучаемых;

· используйте вопросы для вовлечения студентов в работу и для проверки понимания ими обсуждаемых тем _________________________________;

· соотносите рассмотренные темы с опытом группы __________________;

· подводите итоги в конце тьюториала для того, чтобы помочь группе лучше запомнить ключевые моменты.

       Важно обеспечить учет особенностей групповой структуры (меняется по целям, этапам), личностных особенностей тьютора (эмоциональность, опыт, полнота знаний), стартового уровня знаний обучаемых, степени конфронтации тьютора и участников (в том числе между обучаемыми). Необходимо выбирать глубину вторжения в психику участников (тренинг, но не психотерапия!), предмет либо метод (что важнее — результат или групповая динамика?), меру закрытости.

       Большинство Ваших студентов — занятые люди, нередко испытывающие трудности с выделением дополнительного времени на обучение, и поэтому Вы должны организовать свои тьюториалы так, чтобы они воспринимались ими как ценный или полезный опыт. Если мы хотим эффективно подойти к организации учебного процесса, то нам следует начинать со взгляда на него с позиции студентов. Мы не должны задаваться вопросом:

"Чему мы хотим научить студента?"

Вместо этого мы должны спрашивать:

"Чего бы мы хотели, чтоб студенты могли делать и/или понять

после тьюториала?", "Как это увязывается с потребностями и

целями студентов?"

Это изменение в акцентах означает, что людей следует учить только:

· тому, что им требуется узнать (учеба — как этап карьеры, жизни);

· тому, чего они еще не знают (преподаватель — агент изменений, создающий атмосферу исследования);

· тому, чему они способны научиться (преподаватель управляет индивидуальными различиями обучаемых в учебной группе).

 

       Задание 10. Проведите ролевую игру "преподаватель — обучаемый". "Преподаватель" из числа студентов пытается, ответив на указанные вопросы, построить план занятия (вместе со всей учебной группой) и начать его. «Провести» первый тьюториал Вам помогут также итоги заданий 8, 9.

 

       В реализации методов необходимо учитывать факторы результативности и эффективности. Под эффективностью занятия понимается конкретное представление о том, чего бы Вы как тьютор хотели достичь в его ходе. Цели — это более специфичные, измеримые пожелания, выраженные в терминах того, что студенты должны будут уметь делать или делать лучше в результате работы на тьюториале. Цели предполагают перечисление навыков, знаний и установок студентов, которые предположительно должны изменяться после тьюториала. Например, цели могут включать в себя (конкретизируйте задание 6):

· изменение определенных установок поведения в группе _______________ _______________________________________________________________;

· понимание концепций, суммирование потребностей обучаемых, уточнение образовательных целей с учетом достижимости ____________ _______________________________________________________________;

· изучение процедур достижения понимания (деление группы, изменение скорости образовательного процесса и т.п.) _________________________ _______________________________________________________________;

· отработку навыков и техники (в ходе самопрезентации, ролевых игр и т.п.).

       Цели должны быть сформулированы как можно более конкретно и определенно, поэтому следует избегать таких слов в оценках, как:

· знать содержание дисциплины (это оценивается как "удовлетворительно", или 40 ... 54 балла);

· понимать (кроме усвоения и запоминания, даются примеры, что оцениваются как "хорошо" или 55 ... 75 баллов);

· осознавать (уровень овладения материалами с практическим применением теории, когда может быть поставлена оценка "отлично", или 76 ... 100 баллов);

       Вместо этого лучше использовать оценки другого типа, которые легче определить:

· уметь анализировать, используя специальные техники, известные в теории и практике изучаемой дисциплины;

· уметь сравнивать разные теории, варианты решения проблем;

· различать предложения авторов по данному направлению;

· уметь объяснять, обосновать практическое применение теории в разных ситуациях управления, синтезировать теории.

       Ограниченный и дискретный характер очных встреч со студентами в ходе обучения по дистанционной системе приводит к необходимости тщательно продумывать структуру тьюториалов, сочетая четкий план с определенной гибкостью. Для этого используется методология системного анализа и управления (рис. 5). Кроме формулировок проблем и целей занятия, она предполагает выбор способа (процесса) его проведения, точное определение системных элементов, учет ограничений.

       Ряд таких ограничений, которые Вам следует принимать в расчет, приводится ниже:

· время (Какое время отводится на всю программу тьюториала? Каким временем Вы располагаете для проведения того или иного упражнения/задания?) ___________________________________________;

· предыдущие знания (Что группа уже знает? Каковы различия обучаемых в этом?) _______________________________________________________;

· учебный потенциал группы (Как быстро Вы можете продвигаться? К обсуждению каких тем готова группа? Насколько Вы можете продвинуться в обсуждении тех или иных тем? Какова мотивация?) ____;

· размер группы (Какие методы работы наиболее приемлемы? К какой степени вовлечения участников Вы можете стремиться? Какова степень допустимой конфронтации, вторжения в психику, неопределенности, открытости?) ___________________________________________________;

· предыдущий опыт тьюториалов (Был этот опыт негативным или позитивным? В какой степени предыдущий опыт студентов оказывает влияние на их реакцию на Вас? Есть ли обратная связь?) ______________;

· место проведения и учебные ресурсы (Насколько комфортно для студентов место проведения тьюториала? Имеются ли необходимые для обучения ресурсы (например бумага, фломастеры и т.д.)?) ____________.

 

       Задание 11. Конкретизируйте вышеуказанные ограничения применительно к данной учебной группе, ответив на вышеприведенные вопросы. Продолжив задание 10, оцените предполагаемые итоги занятия (фактические, если оно закончилось) в контуре на рис. 5.

 

2.3.1. Вводные упражнения в группе

 

       Значение вводных "разогревающих" упражнений состоит в обеспечении открытости окружения образовательного процесса (рис. 4). На Вашем первом тьюториале или вводном занятии Вам необходимо создать непринужденную обстановку, помочь студентам познакомиться друг с другом и с Вами, а также выявить и обсудить существующие у студентов возможные опасения, связанные с предстоящим обучением. Если группа состоит из студентов, впервые проходящих обучение с использованием деятельностных методов, то полезно кратко объяснить им преимущества активного обучения по сравнению с пассивным, с тем, что они могут извлечь максимальную пользу из своей работы по программе курса.

       Для включения в последующую совместную работу группу надо "разогреть" с помощью специальных упражнений/заданий, помогающих создать в группе благоприятный для обучения климат и обеспечивающих введение в проблематику конкретного курса. Они ориентированы на достижение следующих целей:

· растопить "лед" в группе;

· помочь студентам задуматься о своих установках, связанных с изучением курса, и высказывать вслух любые существующие у них на этот счет опасения/беспокойство;

· обеспечить возможность выявления различных проблем, связанных с обучением, и рассмотреть возможные способы их разрешения;

· объяснить/обсудить роли тьютора и студентов в ходе обучения;

· дать первоначальные представления об учебных целях и методах курса в терминах тьюториалов, письменных заданий, учебных пособий и аудио— и видеосюжетов.

       Использование "разогревающих" упражнений требует внимательного отношения к их подбору и проведению. При этом следует придерживаться следующих "мер предосторожности":

· использовать не просто интересные привлекательные упражнения, а только те, которые напрямую соотносятся с учебными целями;

· не использовать упражнения, которые могут смутить людей; в ходе таких упражнений никто не должен чувствовать себя "проигравшим" или не достигшим успеха;

· не допускайте, чтоб "разогревающие" упражнения затягивались надолго; как только поставленная в них задача выполнена, переходите к основной программе занятия.

       При проведении таких упражнений необходимо предварительно тем или иным способом познакомить Ваших студентов друг с другом, а также организовать учебное пространство таким образом, чтобы все участники могли видеть друг друга (например, разместив их вокруг круглого стола или столов, составленных буквой П). В процедуре знакомства можно использовать форму "Знакомимся друг с другом", либо задание 6. Они могут быть проведены как самопрезентации , так и как представление друг другу (после взаимоинформирования в парах учебной группы).

 

       Задание 12. Проблемы, связанные с возвращением к обучению (особенно полезно, если в группе есть люди, долгое время нигде не обучавшиеся).

 

Знакомимся друг с другом


Меня зовут _______________________________________________________

В настоящее время я работаю ________________________________________ __________________________________________________________________

Мой опыт менеджера _______________________________________________ __________________________________________________________________

Я изучаю курсы "Менеджмент", "Эффективный менеджер" потому, что ____ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Одним из аспектов, которые я бы хотел улучшить в своей деятельности в качестве менеджера, является ________________________________________ __________________________________________________________________

Какой наибольший эффект Вы ожидаете от этих курсов? ________________ __________________________________________________________________

Какие сомнения у Вас имеются в отношении этих курсов? _______________ __________________________________________________________________

На первом тьюториале я надеюсь ____________________________________ __________________________________________________________________

Что я хочу непосредственно сейчас выяснить по поводу курсов — это _____ __________________________________________________________________

 


Индивидуально:

Прочтите проверенный ниже перечень утверждений, связанных с обучением. Отметьте те из них, которые применимы к Вам, а также коротко поясните любые отличия Вашей ситуации от описанного в них. Вы можете соответствующим образом переформулировать эти утверждения с тем, чтобы они в большей степени соответствовали именно Вам.

В парах:

Сравните и обсудите с коллегой по группе Ваши сходства и отличия в ответах.

В четверках:

Обсудите Ваши ответы и на плакатах/на доске выпишите основные проблемы/вопросы, выявленные в ходе обсуждения, а также любые практические предложения/решения, которые были найдены в Вашей малой группе на этой стадии.

       В большой группе:

Будьте готовы поделиться Вашими идеями и способами разрешения проблем с остальной частью группы.

 

       Задание 13. Ответьте на вопросы теста "Мотивы и опасения предстоящего обучения (да или нет, неуверен и т.п.):

1. Я не уверен, что смогу найти достаточно времени для учебы __________

2. Я заинтересован в знакомстве с новыми людьми _____________________

3. У меня имеются опасения по поводу того, как учеба скажется на остальной моей жизни ___________________________________________

4. Я нахожу для себя сложным концентрироваться на чем-либо в течение долгого времени ________________________________________________

5. Мне интересно испытать себя, вновь вернувшись к обучению__________

6. Я давно не писал никаких письменных заданий и опасаюсь, что не смогу легко выражать свои мысли на бумаге ______________________________

7. Моя память сейчас не столь хороша, как была раньше ________________

8. Я беспокоюсь по поводу того, что изучение курса может оказаться непростым делом и я не смогу справиться с ним _____________________

9. Мне нравится обсуждать проблемы/работать над проблемами с другими людьми ________________________________________________________

10.Я беспокоюсь по поводу сдачи экзамена ____________________________

11.Мне будет непросто вновь засесть за учебу __________________________

12.Я не знаю точно как окружающие (друзья/семья/коллеги) отреагируют на мою учебу ______________________________________________________

13.Я не слишком хорошо умею организовывать свое время ______________

14.Я опасаюсь, что усвоение больших объемов информации окажется для меня непростым делом, и сожалею, что не умею читать быстрее ________

15.Мне интересно, есть ли в моей группе люди, которые в меньшей степени, чем я, утратили навыки формального обучения ______________________

16.Я предполагаю, что дома меня будут отрывать от учебы, и еще не знаю, как справиться с этой проблемой __________________________________

17.Я опасаюсь, что не смогу уложиться в предлагаемые сроки и завершить курс ___________________________________________________________

18.Я рад, что у меня есть место, где я могу спокойно уединиться для учебы_

19.Я не знаю точно, в какой степени открыто мне можно обсуждать мое обучение с окружающими ________________________________________

20.Жесткие сроки дают мне прилив сил для того, чтоб засесть за работу ___

21.Я чувствую себя неуверенно, когда мне предстоит выступать перед незнакомыми людьми ____________________________________________

22.Завершая какую—либо работу, я испытываю реальное чувство достижения _____________________________________________________

23.Я испытываю некоторые опасения по поводу того, что обучение может отказаться слишком академичным и оторванным от реальной жизни ____

24.Я несколько обеспокоен тем, как скажется на учебе моя большая загрузка на работе _______________________________________________________

Я люблю и умею работать самостоятельно _________________________

Если преобладает число ответов "Да", Вам особенно серьезно следует "научиться учиться". Изучайте чаще Часть 1 пособия.

 

       Задание 14. Размышления о дисциплинах менеджмента. Индивидуально задумайтесь о курсе, который Вы собираетесь изучать, и закончите следующие предложения:

 

· Причинами, по которым я пришел на этот курс, были _________________ _______________________________________________________________

· Я ожидаю, что этот курс предоставит мне следующие навыки: _________ _______________________________________________________________

· Я ожидаю, что этот курс предоставит мне информацию о следующем: ___ _______________________________________________________________

· Я надеюсь, что смогу изучить следующие темы: ______________________ _______________________________________________________________

· Для того чтобы достичь вышеперечисленных результатов, я ожидаю, что _______________________________________________________________

· Мои сомнения или опасения, связанные с этим курсом, заключаются в __ _______________________________________________________________

       В парах поделитесь Вашими ответами с коллегой. Обсудите сходства и различия в ответах и зафиксируйте их на плакате:

· важные мысли/вопросы, возникающие в результате Вашего обсуждения;

· любые другие комментарии;

· любые практические предложения/решения, которые возникли у Вас на этой стадии.

       В большой группе

· Будьте готовы поделиться Вашими мыслями с остальной частью группы.

 

       Задание 15. Оцените применимость мнений Г. Сэлемена и Д.Батлера (1991 г.) по проблеме "Почему менеджеры не хотят учиться?" к Вашей ситуации:

 

  Да Нет
       -недостаточная практичность теорий њ њ
       -нелучшая форма подачи материала (недостаточно короткие лекции, мало активных методов)     њ     њ
       -несоответствие ценностей обучения организационной культуре, в которой находятся обучаемые менеджеры     њ     њ
       -несоответствие способов учебы на рабочих местах формальному образованию   њ   њ
       -влияние различий оценки персонала, престижа образованности в подразделениях организации   њ   њ
        -боязнь новшеств, как источника возможных осложнений (новая методика - перераспределение ресурсов - ослабление положения какого-либо подразделения в организации)   њ   њ

 

 

       Задание 16. Ресурсы группы, надежды, цели, способы и средства, проблемы и опасения

           

Работая в тройках, дополните задания 13,14:

· Опишете то, чем Вы занимаетесь на Вашей нынешней работе, и то, как Вы к этому пришли ______________________________________________ _______________________________________________________________.

· Составьте перечень любых соответствующих личных ресурсов (знаний, навыков, опыта), которые Вы можете привнести в работу группы и которыми Вы готовы поделиться, для того чтобы помочь своим коллегам в изучении курса ________________________________________________ _______________________________________________________________.

· Выполнение каких задач привлекает Вас в Вашей работе менеджера? ___ _______________________________________________________________

· Что Вы находите для себя затруднительным? ________________________ _______________________________________________________________

· Чему Вы хотели бы научиться больше всего в ходе изучения курса, т.е. каковы критерии успеха Вашего обучения? __________________________ _______________________________________________________________

· Насколько Вы готовы работать сообща с Вашими коллегами по группе? В какой наиболее приемлемой для Вас форме может приходить эта совместная работа? ______________________________________________ _______________________________________________________________

· Существуют ли у Вас на этой стадии какие-либо еще проблемы или опасения? ______________________________________________________ _______________________________________________________________

· Зафиксируйте на плакатах (на доске) основные итоги обсуждения в Вашей малой группе _____________________________________________ _______________________________________________________________.

       В большой группе будьте готовы поделиться с Вашими коллегами результатами обсуждения в Вашей малой группе _______________________ _________________________________________________________________.

 

       Задание 17. Согласование целей обучаемых и тьютора (преподавателя). Другие цели этого упражнения — помочь Вам понять учебные цели и методы курса, взгляды Вашего тьютора, имеющие отношение к изучению курса, а также потребности и опасения членов группы. Кроме того, оно способствует формированию соответствующего учебного климата в группе.

 

       В малой группе из четырех человек

· Выберите человека, который будет выступать от имени группы.

· Подготовьте ответы на следующие вопросы:

Чему бы Вам больше всего хотели научиться или на чем, Вы бы хотели, был сделан основной акцент в ходе изучения курса? ________________________________________________ ______________________________________________________

Каковы Ваши сомнения или опасения, связанные с изучением этого курса? ___________________________________________ ______________________________________________________

· Подготовьте перечень вопросов, которые Вы бы хотели задать Вашему тьютору. Вопросы могут касаться его подхода к обучению, того, как будут проводиться тьюториалы, его ожиданий от студентов и т.д. ______ _______________________________________________________________

· Зафиксируйте Ваши вопросы на плакатах.

       В большой группе выбранный Вами представитель группы должен быть готов представить результаты работы Вашей "четверки" остальным участникам группы.

 

       Заканчивая вводные упражнения, преподаватель (тьютор) должен каким-либо образом и открыто зафиксировать цели, опасения и прочие предложения обучаемых. Затем он сообщит, что в конце курса студенты вновь к ним вернуться с тем, чтобы оценить, насколько они были достигнуты, оправдались. Это явится показателем эффективности обучения и самообразования.

 

 

2.3.2. Определение потребностей в обучении и структуры группы

 

       Для реализации принципа активного взаимообмена информацией используются различные способы групповой работы, позволяющие немедленно, в самом образовательном процессе применять теорию, знания, опыт членов группы и преподавателя к решению поставленных преподавателем или группой задач. Групповая структура может меняться в зависимости от целей или этапа образовательного процесса: либо целью служит развитие группы, либо группа является инструментом взаимодействия и поддержки и т.д. Преподаватель выбирает методы самостоятельно.

 

       Задание 18. "Накопленные имена", как метод быстрого знакомства.

 

Цель: в группе численностью не более 20 человек узнать и запомнить          

      имена участников, повысить уровень внимательности, настроить на 

      общение.

Время: около полминуты на каждого человека.

Метод: участники сидят в кругу (или как-нибудь еще). Первый человек

       называет свое имя, следующий называет оба имени (свое и

       предыдущего), третий называет три имени и т.д. (например: это

       Дима; Это Сергей; я — Игорь и т.д.)

Комментарий: каждый участник должен внимательно слушать и запоминать имена других, чтобы назвать их, когда придет его очередь. Если упражнение проводится по описанному правилу, то оно позволяет участникам быстро запомнить имена других людей и способствует созданию доброжелательной обстановки в группе, но может возникнуть напряжение у участников групп, сидящих ближе к концу, или у людей с не очень хорошей памятью или дефектами слуха. Вообще, любому человеку довольно затруднительно запомнить слишком много новых имен сразу. Этот отрицательный эффект можно свести к минимуму, если предложить людям, сидящим ближе к концу, перечислять только 6 имен, названных до них.

 

Задание 19. "Взаимные представления" как метод более глубокого знакомства.

 

Цель: Побудить каждого участника познакомиться поближе хотя бы с

одним человеком из группы, научить внимательно слушать собеседника, представлять его коллективу (важное умение для менеджера).

Материалы: Часы или секундомер, форма «Знакомимся друг с другом» (для

                желающих в задании 12).

Время: 7 минут + 2 минуты на каждого участника.

Метод: Участники разбиваются на пары. Желательно, чтоб в парах оказались прежде незнакомые люди. Тьютор может выбрать в пару активных и менее активных участников процесса обучения. Сначала один участник в паре представляет себя самого другому в течении 3 минут. Затем они меняются ролями на следующие 3 минуты. В качестве содержания представления можно использовать форму «Знакомимся друг с другом» или упражнение 7. Кто-нибудь из них должен следить за временем или же время объявляет ведущий группы. Затем группа собирается вместе и каждый участник пары представляет своего партнера группе (2 минуты на каждого человека).

Комментарий: Это очень полезное упражнение, если в группе много незнакомых людей, они «зажаты», сторонятся друг друга. Оно гарантирует, что каждый человек узнает хотя бы одного участника группы более глубоко, чем это возможно при простом представлении членов группы.

 

       Задание 20. «Тройки» участников общения

 

Цель: Побудить каждого участника группы узнать поближе по крайней мере

      2-х человек. Тьютор при этом оценивает участников на умения

      активного общения.

Материалы: Часы или секундомер, форма «Знакомимся друг с другом».

Время: 15—20 минут.

Метод:

1. Участники разбиваются на группы по 3 человека.

2. Каждый из участников тройки рассказывает двум другим о себе то, что он сам считает нужным, но рассказ должен занимать 3 минуты.

3. Затем каждый из тройки получает от двух других обратную связь; т.е. двое других участников сообщают ему, что они поняли из его короткого рассказа о себе или же задают ему уточняющие вопросы.

Такая процедура обратной связи проводится с каждым участником тройки. Отводится по 2 минуты на каждого человека. Обычно на этом упражнение заканчивается и тройки не делают сообщений перед всей группой. Поэтому в дополнение к этому упражнению могут использоваться и другие, где знакомство происходит в большой группе (например «накопленные имена»).

Комментарий: Весь процесс занимает 15 минут + время на объяснения упражнения. Один человек в тройке должен взять на себя ответственность отслеживать время и следить за тем, чтобы все участники побывали в роли говорящего и в роли дающего обратную связь. Следует выдерживать в этом упражнении следующий временной распорядок:

1 часть: "представление"   "3"+"3"+"3"=9 мин.

Три периода по 3 минуты каждый, в течение каждых трех минут один участник тройки представляет себя по двум другим.

2 часть: "обратная связь" "2"+"2"+"2"=6 мин.

Три периода по две минуты, когда каждый человек получает обратную связь от двух других.

       В этом упражнении скомбинировано несколько полезных компонентов (прокомментируйте их):

1. умение внимательно слушать _____________________________________;

2. умение давать обратную связь и задавать уточняющие вопросы ________ _______________________________________________________________;

3. умение работать в паре с малознакомым человеком при обеспечении обратной связи третьему участнику ________________________________.

Кроме того, это возможность узнать что-нибудь интересное о двух новых людях. Но эти тройки не должны превращаться в группу для дискуссий.

 

Задание 21. Автобиография или самопрезентация члена группы

 

Цель: Узнать и запомнить информацию о других участниках группы и иметь

      возможность обращаться к этой информации для уточнения во время

      работы группы.

Материалы: Небольшой листок бумаги для каждого участника; ручки или

                фломастеры; кнопки или липучка.

Время: 6 минут + 1 ... 2 минуты на каждого участника.

Метод:

1. Попросите участников группы в течение 5 минут написать на карточке о себе все, что они считают нужным, за исключением собственного имени.

2. Соберите и перемешайте карточки.

3. Передайте стопку карточек одному из участников группы.

4. Он зачитывает первую карточку из стопки. Остальные участники должны догадаться, кто автор этой карточки.

5. Когда автор будет найден, записывают на карточки его имя и прикрепляют к стене.

6. Стопка оставшихся карточек переходит к следующему участнику и все процедура повторяется и т.д.

Комментарий: Это упражнение хорошо работает в группе, где люди не очень хорошо знают друг друга. Прикрепление карточек на стену дает возможность уточнить и лучше запомнить информацию о других участниках группы.

 

       Задание 22. События жизни участника группы

 

Цель: Дать участникам возможность узнать друг о друге больше простых  

     автобиографических сведений. Меру откровенности определяет сам

     участник.

Время: 2 ... 3 минуты на каждого человека.

Метод: Каждый участник в течение 2 ... 3 минут рассказывает другим об     

одном двух поворотных событиях в его профессиональной жизни. Это событие, существенно повлиявшее на то, кем он является сегодня в     профессиональном плане.

Комментарий: Это упражнение может быть использовано в группе не более 8—10 человек, иначе оно требует слишком много времени. Лучше его использовать в группе, где хотя бы некоторые участники уже знакомы друг с другом, или же участникам группы предстоит видеться друг с другом в течение довольно продолжительного периода времени.

 

       Задание 23. Рисунки — характеристики личности

 

Цель: Дать людям возможность выразить себя и поделиться своими

     результатами в группе; лучше познакомить участников; кроме того,

     создать отличное украшение комнаты, где проходят занятия группы.

     Тьютор при этом может составить предварительный психологический

     "портрет" группы.

Материалы: Бумага для каждого участника; цветные карандаши или

                фломастеры; кнопки или липучка.

Время: 10 минут + 1 ... 2 минуты на каждого участника.

Метод:

1. Попросите каждого участника нарисовать на карточке что-либо, описывающее его самого. Отведите на это около 10 минут.

2. Каждый участник показывает свой рисунок группе и коротко его поясняет.

3. Участники пишут на карточках свои имена и прикрепляют карточки к стене.

Комментарий: Это упражнение хорошо подходит и в группе, участники 

                   которой уже знакомы друг с другом (например, на выездной

                   школе в новом регионе). Карточки на стене помогут Вам

 быстро вспомнить имена участников.

 

       Задание 24. Объявление проблем и намерений членов группы

 

Цель: Создать возможности для постоянного представления интересной

     информации и выражения идей. Дать возможность задавать вопросы,

     комментировать и выражать свои мысли по поводу всего, что имеет

     отношение к происходящему в группе.

Материалы: Листы бумаги (16*12 см или больше) для объявлений, цветные

                фломастеры, карандаши, кнопки или липучка.

Время: от 5 до 30 минут.

Метод: Попросите каждого участника принести с собой или написать на листе объявление, в котором содержится:

1. его имя и фамилия;

2. другая информация или идеи, которые он хотел бы написать;

Не следует писать о чем угодно, это упражнение требует информации, имеющей отношение к происходящему на занятиях.

       Примерами таких объявлений могут быть:

1. Причины побудившие Вас прийти учиться на этот курс._______________

2. Любые идеи, замечания и пожелания, связанные с предметом обсуждения в группе или программой обучения.________________________________

3. Свои профессиональные потребности или проблемы, которые могут помочь решить другие участники группы.___________________________

4. Свои предложения другим участникам группы о сотрудничестве и взаимных услугах._______________________________________________

Комментарии: Это очень гибкое упражнение. Результат его варьируется в зависимости от информации, которую Вы просите предоставить членов группы. Так, например:

В случае 1: Вы получаете возможность оценить ожидание групп по поводу процесса обучения. __________________________________________

В случае 2: Вы получите обратную связь от группы по ведению занятий или же интересные идеи и предложения. _______________________

В случае 3 и 4: Вы предоставляете участникам возможность сотрудничества за пределами работы в группе.__________________________

 

Задание 25. Стенгазета группы

 

Цель: Обеспечить постоянную возможность анонимно выражать

свои мысли и эмоции. Иметь "термометр" чувств в Вашей группе. Дать возможность анонимно общаться с другими участниками, если возникает такое желание.

Материалы: Большой лист бумаги (плакат или ватман), прикрепленный к

                стене, фломастеры, ручки, карандаши.

Время: 1 ... 2 минуты, чтобы объяснить участникам группы.

Метод: Лист бумаги прикрепляется в месте, где проходят занятия групп.

Всем членам группы ясно объясняется, что они могут писать или рисовать на этом листе все, что они захотят в любое время.

Комментарий: Хорошее средство, чтобы "выпустить пар" и выразить чувства и идеи. Это хорошая помощь ведущему группы для оценки происходящего в группе, в силу анонимности участников.

       Но бывают случаи, когда упражнения не достигают своей цели: например, участником группы, где использовалась стенгазета был профессиональный карикатурист. Его забавные и язвительные карикатуры были столь хороши, что другие участники группы боялись нарисовать или написать что-нибудь еще рядом с его блестящими рисунками. В этом случае стенгазета стала просто выставкой одного человека.

 

       Задание 26. Ожидания участников обучения

 

Цель: Помочь участникам обучения выразить их ожидания, опасения и

предложения относительно предстоящей работы, сделать их предметом обсуждения с коллегами и тьютором. По сути это объединение заданий 7 и 8.

Материалы: Листы бумаги (16*12 см или больше), цветные фломастеры,

                карандаши, кнопки или липучка.

Время: от 20 до 40 минут.

Метод: Разделите участников на группы по 5 ... 10 человек. Выдайте каждой

        группе по три листа бумаги. Предложите группам обсудить:

· ожидания (что бы они хотели получить от предстоящего события)

· опасения (чего не хотели бы получить)

· предложения (идеи и ресурсы, которые предлагаются участникам)

Результаты работы группы должны быть зафиксированы на бумаге (каждая тема на своем листе). Предложите представителям от каждой группы представить всем участникам результаты работы. Обсудите, ответьте на вопросы участников.

Комментарии: Это упражнение может быть использовано на первом тьюториале или на заключительных занятиях. Вы можете извлечь ценную информацию о том, с чем пришли участники группы на занятия к зачету или экзамену. Это упражнение целесообразно провести сразу после знакомства участников.

2.3.3. Процесс функционирования и изменений группы

 

       Большинство упражнений, приведенных в этом разделе, могут быть полезны для изучения различных аспектов групповой работы — принятие решений, формирование групповой культуры, стадии жизни группы, групповые роли и структура. В зависимости от Ваших потребностей Вы можете изменить процедуры упражнений, определить свои задачи для наблюдателей, темы для обратной связи (рефлексии).

 

       Задание 27. "Аквариум" — техника внешнего наблюдения

 

Цель: Дать возможность наблюдать в группе от 10 до 24 человек процессы,

     происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.

Время: Не меньше 30 минут. В итого выясняются созидательные и

       разрушительные поведенческие характеристики участников групп.

Метод: Участники разбиваются на две равные группы (группа А и группа В)

 

1. Группа А садится в центре, образуя внутренний круг. Перед членами группы А поставлена задача, которую они должны обсудить и решить в группе при условии ограниченного времени. Задачи выбираются из тем дисциплины либо ставятся обучаемыми.

2. Группа В образует внешний круг вокруг группы А и наблюдает за ходом дискуссии в первой группе. Члены внутренней группы А не знают инструкций, которые даются группе В.

3. Инструкции, даваемые группе В могут быть различными в зависимости о ситуации.

 Например, они могут быть следующими:

       а) отслеживать роли, сложившиеся в группе А во время дискуссии   

         (инициаторы, информаторы, разъяснители, контролеры, подводящие итоги и т.п.);

       б) отслеживать стадии, которые проходит группа в своей динамике;

       в) отслеживать механизм принятия решения и т.д.;

       г) инструкции могут быть одинаковыми для всех членов группы В, или же разными.   

Например: 1 — каждый член группы В наблюдает поведение конкретного участника А; 2 — часть группы В наблюдает групповые роли, а часть — стадии группового процесса.

4. После завершения дискуссии происходит оценка работы группы А:

· сначала члены группы В оценивают результаты работы группы А в соответствии с заданными инструкциями _________________________

· затем члены группы А дают свою оценку работы их группы_________

· если же каждый участник группы В получил задание наблюдать за поведением конкретного человека группы А, то они объединяются в пару и обсуждают результаты наблюдения вдвоем__________________

5. Если остается время, то после завершения упражнения группы могут поменяться местами.

Комментарии: Техника внешнего наблюдения — это основная техника для изучения работы группы. Она дает очень полезную возможность сравнения объективных наблюдений участников дискуссии с мнением внешних наблюдателей. Если задача на дискуссии поставлена так, что группа вовлекается в нее, то члены внутренней группы обычно быстро перестают обращать внимание на внешнее наблюдение. Оптимальное время на саму дискуссию — 10 минут, так как режим ограниченного времени очень существенен в таком упражнении.

 

       Задание 28. «Путешествие на воздушном шаре»

 

Цель: Та же, что и в упражнении «Аквариум».

Время: около 30 минут.

Метод: Это модификация упражнения «Аквариум»:

1. Каждый член внутреннего круга А выбирает себе профессию из общего списка: учитель, военнослужащий, инженер, врач и т.д.

2. Всем участникам группы А предлагается представить, что они оказались на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море.

Конфликт: Чтобы этого не произошло, кто-то должен выпрыгнуть из     

              корзины.

3. Группа А должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из критерия наименьшей полезности, если шар приземлится на необитаемом острове.

4. Задача группы В — наблюдать за ходом дискуссии.

       Инструкции по наблюдению и оценке см. упражнение «Аквариум».

Комментарии: Это упражнение более игровое и захватывающее, чем

«Аквариум». Оно легко может быть использовано для групп с более молодыми участниками, или в открытой, легкой на подъем группе.

 

       Задача 29. Ситуация «Потерпевшие кораблекрушение» (интуитивно—практический подход) к анализу case-study.

 

Цель: Изучить процесс принятия решений в группе (что проявляется более?: победить любой ценой; устраниться от решения; главное — общение; сотрудничество; компромисс).

Время: около 1 часа.

Методические этапы (соответствуют частично столбцам табл. 2):

1. Раздайте список предметов каждому участнику (табл. 2).

2. Попросите каждого из них в течение 5 ... 10 минут проранжировать указанные предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для Вас предмета, цифру 2 — у второго по значению и т.д.).

       На этом этапе упражнения дискуссии между участниками запрещены.

3. Разбейте участников на группы примерно по 6 человек. Одного человека из каждой группы попросите в большей степени быть наблюдателем, чем участником группы (или же Вы можете назначить внешних наблюдателей).

4. Раздайте каждой группе один лист со списком предметов. Затем в течении 20 минут члены группы должны составить общее для группы ранжирование предметов по степени их важности (так же как они это делали по отдельности).

5. Теперь оцените результаты дискуссии в каждой группе:

       а) спросите сначала мнение наблюдателей о ходе дискуссии и о том,

как принималось групповое решение ___________________________

___________________________________________________________;

б) затем спросите мнение участников группы____________________ ___________________________________________________________;

       в) зачитайте «правильный» список ответов, предложенный

экспертами NASA (организации США по спасению при авариях);

Предложите сравнить «правильный» ответ и результат группы: для каждого предмета списка вычислите разность между номером, который присвоила ему группа и номером, присвоенным этому предмету экспертами. Сложите абсолютные значения этих разностей для всех предметов. Если сумма больше 30, то группа «утонула».

г) сравните результаты группового и индивидуального решения. Явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решениями отдельных людей?

       Если для этого есть достаточное количество людей, то можно разбиваться на группы, различные по размеру и структуре. Например, можно образовать группу с ярко выраженным авторитарным лидером и группу с лидером, прислушивающимся к мнению других участников группы. Если Вам удастся создать две такие различные группы, то Вы можете: (1) сравнить их результаты между собой; (2) учитывая мнение наблюдателей и участников группы обсудить, как влияет стиль лидерства на процесс принятия групповых решений.

Комментарий: это упражнение дает возможность количественно оценить эффективность группового решения. В большинстве случаев результаты группового решения лучше, чем результаты решения отдельных людей. Но следует помнить, что полученная оценка эффективности работы группы достаточно условна, поскольку упражнение позволяет оценить эффективность работы группы при решении жестко заданной задачи и при условии, что ответ экспертов NASA — единственно правильный. При принятии управленческих решений достаточно редко встречаются ситуации, когда рамки поставленной задачи не могут быть раздвинуты, не говоря уже о том, что в менеджменте нет единственно правильных решений.

 

 

Описание ситуации

 

       Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно Вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли.

       Ниже (табл. 2) дан список 15 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара. В дополнение к этим предметам Вы располагаете прочным надувным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать Вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот.

Таблица 2

Этапы

Разность по модулю номеров и приоритеты

2 4 5 2-5в Предметы 4-5в
        1. Секстант  
        2. Зеркало для бритья  
        3. Канистра с 25 литрами воды  
        4. Противомоскитная сетка  
        5. Одна коробка с армейским рационом  
        6. Карты Тихого океана  
        7. Надувная плавательная подушка  
        8. Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси  
        9. Маленький транзисторный приемник  
        10. Репеллент, отпугивающий акул  
        11. 2 квадратных метра непрозрачной пленки  
        12. 1 литр Пуэрто-риканского рома крепостью 80%  
        13. 450 метров нейлонового каната  
        14. Две коробки шоколада  
        15. Рыболовная снасть  

Итого

? Критерий ?

 

Ответы экспертов NASA для ситуации

«Потерпевшие кораблекрушение»

       Согласно экспертам, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: даже если маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода. Следовательно, самым важным являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторым по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

       Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.

1. Зеркало для бритья

Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

2. Канистра нефтегазовой смеси

Важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотой и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание.

3. Канистра с водой

Необходима для утоления жажды.

4. Коробка с армейским рационом

Обеспечивает основную пищу.

5. Непрозрачная пленка

Используется доля сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.

6. Коробки шоколада

Резервный запас пищи.

7. Рыболовная снасть

Оценивается ниже, чем шоколад, потому, что в данной ситуации «синица в руке лучше журавля в небе». Нет уверенности, что Вы поймаете рыбу.

8. Нейлоновый канат

Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.

9. Плавательная подушка

Спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.

10. Репеллент, отпугивающий акул

Назначение очевидно.

11. Ром крепостью 80%

Содержит 80% алкоголя — достаточно для использования в качестве антисептика при любых травмах; в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.

12. Радиоприемник

Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

13. Карты Тихого океана

Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для Вас важнее знать, не где Вы находитесь, а где спасатели.

14. Противомоскитная сетка

В тихом океане нет москитов.

15. Секстант

Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

       Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 215.