Менеджмент в системе научных знаний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

       Задание 51. Прочтите гипертекст ГтзМз, определив Ваше понимание его терминов. Проведите дискуссию в группе на тему «Какое определение менеджмента более правильное? С какими дисциплинами он связан?»

       Задание 52. Представьте рис. 1 в виде системной карты, отделив границами элементы, которые должны включаться в систему менеджмента и ее подсистемы на рис. 12:

· внешние внесистемные элементы связаны с обменом информацией ее сбором, завязыванием и поддерживанием знакомств извне (рис. 9), с влиянием опыта и теории, учебно-управленческого консультирования, обучения в вузе (рис. 1);

· внутренние факторы (элементы и подсистемы) формулируются методом исключения вышеуказанного на рис. 1, 9). Теоретически правильные названия подсистем будут определены далее (задание 56).

 

           

 

 

Рис. 12. Системная карта системы менеджмента

 

 

       Задание 53. Конкретизируйте нижеприводимое теоретическое понятие «система» по отношению к таким объектам, как «организация (предприятие)» и «факультет университета»:

 

Система-это:

1)  совокупность упорядоченно объединенных элементов ________________ _______________________________________________________________

2)  элементы взаимодействуют и взаимосвязаны так, что поведение системы меняется при исключении любого из элементов _____________________ _______________________________________________________________

3)  упорядоченная совокупность элементов осуществляет определенную деятельность ___________________________________________________ _______________________________________________________________

4)  упорядоченная совокупность определена с позиции (точки) зрения заинтересованного лица.

Представьте системное видение объектов со следующих точек зрения:

· специалист, исполнитель на рабочем месте _________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________

· рядовой работник функционального подразделения __________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________

· менеджер нижнего звена управления _______________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________

· менеджер среднего звена управления _______________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________

· менеджер высшего звена _________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________

 

Факультет университета

· студент ________________________________________________________

· преподаватель __________________________________________________

· Ваши спонсоры _________________________________________________

· администраторы ВУЗа ___________________________________________

 

       Задание 54. После превращения структурно-логической (статичной) схемы организации (рис.1) в функционирующую (рис.14) покажите управление ею в контуре с прямыми и обратными связями (рис.17), как целевое воздействие субъекта управления на процессы объекта управления.

Задание55. Используя технику групповой работы («снежный ком» либо «жужжащая группа»), охарактеризуйте в докладе основные этапы истории менеджмента (фамилии, имена, характеристики):

· первые отчеты о производственно-коммерческой деятельности (5000 лет до н.э.) _________________________________________________________

· разные формы оплаты труда (18 век до н.э.) _________________________

· принципы программно-целевого менеджмента и единоначалия (1 век н.э.) ___________________________________________________________

· разделение деятельности менеджера и предпринимателя (17 век) _______ _______________________________________________________________

· управленческие стороны реформ Петра I (17 век) _____________________ _______________________________________________________________

· регулирование экономики в 18 веке (Екатерина II, М.В. Ломоносов, Д.А.Голицын, А.Н. Радищев) ______________________________________

· реформы Александра I и министров его правительства ________________ _______________________________________________________________

· реформы Александра II, С.Ю. Витте, П.А. Столыпина ________________ _______________________________________________________________

· школа научного управления 19...20 веков (Ф. Тейлор, Ф. И Л. Гильберты, Г. Эмерсон, Г. Форд) ____________________________________________

· «военный коммунизм», НЭП, индустриализация и коллективизация в СССР (В.И. Ленин, И.В. Сталин, А.А. Богданов, А.К. Гастев) __________ _______________________________________________________________

· административная (классическая) школа менеджмента (А. Файоль, Л.Урвик и другие) _______________________________________________

· школа человеческих отношений (Р. Лайкерт, Э. Мейо, А. Маслоу) ______ _______________________________________________________________

· изменения в управлении СССР в 1945...1960 гг. (И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, Л.В. Канторович, С.Г. Струмилин) _________________________

· реформы 1965 и 1979 гг. (Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин и другие) _______ _______________________________________________________________

· перестройка и начало перехода к рыночному регулированию экономики (М.С. Горбачев, Б.М. Ельцин, Е.Т. Гайдар) __________________________ _______________________________________________________________

· особенности американской и японской систем управления ____________ ______________________________________________________________________________________________________________________________

· социальное рыночное хозяйство и государственное регулирование в Западной Европе ________________________________________________ _______________________________________________________________

 

3.3. Структура и содержание системы общего менеджмента

 

       Задание 56. Методом «снежного кома» определите возможные понятия «менеджмент», «международный менеджмент», «инновационный менеджмент», «производственный менеджмент», «финансовый менеджмент», «управление персоналом», «экономика предприятия». При обсуждении конкретизируйте понятия схемы (рис. 14), дав примеры (общие либо конкретные) для Вашей или известной Вам организации.

 

конкуренты

 

 

    клиенты

 

Рис. 14. Модель организации в виде схемы влияний

 

       Внешние факторы деятельности (макросреда, регион, микросреда) показываются на основе STEP-анализа:

S - социальные ____________________________________________________

T - технологические ________________________________________________

E - экономические и экологические ___________________________________

P - политические __________________________________________________

 

Региональная инфраструктура

Рыночная _________________________________________________________

Мониторинг природной среды _______________________________________

Промышленность __________________________________________________

Строительство ____________________________________________________

Другие ___________________________________________________________

 

Микросреда (прямое воздействие)

Поставщики ресурсного обеспечения _________________________________

Клиенты или конечные потребители услуг (продукции) _________________ __________________________________________________________________

Контактные аудитории _____________________________________________

Конкуренты _______________________________________________________

Материальные ресурсы _____________________________________________

Финансовые ресурсы (подробно рассматриваются в дисциплинах «Финансы, денежное обращение и кредит», «Финансовый менеджмент и персональный компьютер», «Международный финансовый менеджмент») _ __________________________________________________________________

Основные фонды __________________________________________________

 

Внутренние факторы (подсистемы) деятельности организации

1-подсистема процедур управления (принятия решений) _________________

2-подсистема лидерства (стилей руководства) __________________________

3-подсистема стратегического планирования __________________________

4-подсистема организационной культуры _____________________________

5-подсистема структуры управления __________________________________

6-подсистема управления персоналом (штаты) _________________________

7-подсистема ресурсного обеспечения, умений персонала и операционная подсистема _______________________________________________________

 

       Задание 57. Конкретизируйте состав элементов операционной системы Вашего места работы в виде схемы «вход-выход» (рис. 15).

 

 

Рис. 15. Операционная система организации

       Задание 58. Укажите Ваше место работы (реальное либо желаемое) в структуре предприятия и тип операционной системы (рис. 15.)

 

Рис. 16. Структура процесса производства и его типы

 

       Задание 59. Углубляя понимание рис. 14, опишите структуру менеджмента Вашей организации:


Входы                                                                                             

 


                              или                  или

                                              

 

 

или    

 

Рис.17. Структура системы менеджмента

       Опишите состав подсистем, приведите примеры:

Подсистема менеджмента 1

Подсистема принятия управленческих решений (теория и практика этого аспекта менеджмента подробно рассматривается в дисциплине «Принятие управленческих решений») по процедуре: выявление проблемы __________ __________________________________________________________________ предварительная постановка цели ____________________________________ сбор и анализ информации __________________________________________ уточнение проблемы и цели с учетом ограничений и критериев __________ __________________________________________________________________ построение формализированной модели решения проблемы _____________ __________________________________________________________________ альтернативные сопоставимые варианты решения проблем ______________ __________________________________________________________________ экономическое обоснование выбора варианта __________________________ __________________________________________________________________ утверждение варианта решения ______________________________________ организация выполнения решения ____________________________________ мотивация выполнения решения _____________________________________ контроль прогресса в процессе реализации решения ____________________ __________________________________________________________________ анализ рассогласования _____________________________________________

 

Подсистема менеджмента 2

       Процедура операционной деятельности (теория и практика этой части менеджмента подробно рассматривается в дисциплинах «Экономика предприятия» или «Производственный менеджмент») организации включает ряд положений и операций, зависящих от вида деятельности:

· характеристика процесса (операций): ______________________________ вспомогательные _______________________________________________ организация во времени _________________________________________

· принципы организации процесса: пропорциональность мощности рабочих мест ___________________________________________________ непрерывность _________________________________________________ параллельность _________________________________________________ прямоточность _________________________________________________ ритмичность ___________________________________________________

· тип производственной структуры: технологическая ________________ предметная ____________________________________________________ поточная ______________________________________________________ предметно-технологическая ______________________________________

· тип организационной структуры (выбор и проектирование изучается в дисциплинах «Теория организации», «Стратегический менеджмент»): линейная ______________________________________________________ функциональная ________________________________________________ матричная _____________________________________________________ проектная _____________________________________________________

· оперативное управление деятельностью: адаптивно-календарное планирование __________________________________________________ сменно-суточные задания ________________________________________ обеспечение рабочих мест ________________________________________ контроль и регулирование _______________________________________

· организация обслуживания производства: материально-техническое обеспечение ___________________________________________________ энергетическое _________________________________________________ инструментальное ______________________________________________ ремонтное _____________________________________________________ транспортно-складское __________________________________________ контроль и сертификация ________________________________________ другое ________________________________________________________

 

Подсистема менеджмента 3

       Элементы подсистемы (теория и практика управления этой стороной деятельности подробно изучается дисциплинами «Управление качеством», «Инновационный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управление проектами»): повышение качества товаров (услуг) __________ __________________________________________________________________ ресурсосбережение _________________________________________________ выход на новые рынки ______________________________________________ расширение рынков ________________________________________________ организационно-техническое развитие ________________________________ социальное развитие _______________________________________________ переход на принципы устойчивого развития ___________________________ __________________________________________________________________ другие изменения __________________________________________________

 

Подсистема менеджмента 4

       Элементы подсистемы: маркетинг (отдельно изучается в дисциплинах «Маркетинг», «Практический маркетинг», «Международный маркетинг и менеджмент») __________________________________________ планирование _____________________________________________________ организация ______________________________________________________ мотивация ________________________________________________________ регулирование _____________________________________________________

 

3.4. Методы и модели эффективного менеджмента

 

Задание 60. После просмотра видеосюжета заполните табл.5 и обсудите опыт зарубежного менеджмента, используя рекомендации П.2.4.3.

Таблица 5

 

Насколько важен этот вид деятельности в Вашей работе

Виды деятельности трех менеджеров Очень важен   Важен Не очень важен Совсем не важен
Выяснение, что нужно сделать        
Планирование путей достижения целей        
Поиск информации        
«Поддержка контакта» с командой        
Проверка осуществления плана        
         
         

       Добавьте еще один, два общих для всех менеджеров вида деятельности, которые вы заметили сами в работе либо при изучении предыдущих занятий.

 

       Задание 61. Опишите приемы конкретных Ваших действий (как реального или будущего менеджера) в пяти направлениях модели Файоля (можно ли применить модель в обучении?), предложенной в 1916 году:

 

· Прогнозирование и планирование _________________________________

· Организация ____________________________________________________

· Отдача распоряжений (руководство) _______________________________

· Координация действий исполнителя _______________________________

· Контроль выполнения планов _____________________________________

 

       Задание 38. Каким Вам представляется рекомендуемый Файолем стиль руководства менеджера? Должен ли менеджер быть диктатором, спускающим приказы, или, наоборот, этаким «отцом семейства», а может, посредником или кем-то еще? Опять-таки сначала запишите свои мысли и только после этого прочитайте вариант ответа, приведенный ниже. Согласитесь ли Вы с утверждением, что модель Файоля – это взгляд «извне» на деятельность менеджера?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что значит понятие «менеджер-лидер»? _____________________________

__________________________________________________________________

       Создавая свою модель менеджмента, Файоль предложил в качестве третьего элемента модели — «Отдавать распоряжения». Современное звучание этого элемента, «Руководство», не носит столь директивного характера, и поэтому мы будем использовать оба термина — классический, по Файолю, и современную трактовку.

 

       Задание 63. Опишите действия персонажей видеосюжета, наиболее (по Вашему мнению) использующего модель Файолю.  

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

       Задание 64. Опишите управленческие роли по модели Минцберга, выполняемые в видеосюжете.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

       Задание 65. Для каждой аналогичной роли опишите примеры Вашей (либо известной Вам) практики менеджерских действий по 10 нижеприводимым ролям модели Минцберга (1972 г.):



Роли менеджера                       Примеры из Вашей работы (учебы)

Межличностные роли

1. Глава __________________________________________________________

2. Лидер _________________________________________________________

3. Связующее звено ________________________________________________

Информационные роли

4. Получатель (монитор) ____________________________________________

5. Распространитель _______________________________________________

6. Представитель __________________________________________________

Роли в принятии решений

7. Инициатор (предприниматель) ____________________________________

8. Устранитель проблем ____________________________________________

9. Распределитель ресурсов _________________________________________

10. Ведущий переговоры (посредник)_________________________________

 

       Задание 66. Подумайте о том, какие из управленческих ролей по Минцбергу являются доминирующими в Вашей текущей работе, и затем отметьте их галочками в соответствующих графах.

 

Таблица 6

 

Роль в моей работе (учебе)

Роль

Вообще говоря, эта роль очень важна в моей работе

Я предвижу время, когда эта роль станет важной

  Да Нет Да Нет 1 2 3 4 5 Межличностные роли Глава         Лидер Связующее звено         Информационные роли Получатель Распространитель Представитель         Роли в принятии решений Инициатор (предприниматель) Устранитель проблем Распределитель ресурсов Ведущий переговоры (посредник)        

       Оценив в 5 балльной системе (самооценка и оценка коллег, подчиненных) качество выполнения ролей, найдите резервы в улучшении Вашей работы. Согласны ли Вы с тем, что модель Минцберга – это взгляд «изнутри» на деятельность менеджера?

 

       Задание 67. Исследуйте Ваше окружение в диаграмме, образно называемой «яичница» в модели Р. Стюарт (1982г.), учитывающей требования, ограничения и возможности выбора менеджера, зависящие от его деятельности (деятельности студента).

 

       Определите сравнительные характеристики моделей Файоля, Минцберга, Стюарт (достоинства. Недостатки, рекомендации по применению). В каких подсистемах системы Менеджмента (рис. 17) возможно использование моделей. Примените модель Стюарт к анализу в форме табл. 5.

 

 

                                              

 

Рис. 18 Ограничения и возможности Вашей деятельности

 

Составьте краткий список различий между работами А и В.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какая и этих схем в большей степени способствует             А    В

Вашей работе      или учебе?

 

1. Какие требования, предъявляемые работой, оказывают наиболее сильное

воздействие на Вас и каковы источники этих требований?

Требования, предъявляемые работой (учебой):          Источники этих требований:

Начальника _______________________          ________________________

Коллег ___________________________          ________________________

Внешние__________________________         ________________________

Подчиненные _____________________          ________________________

К самому себе_____________________           ________________________

 

2. Какие ограничения сильнее всего сокращают Ваши возможности выбора?

Ограничения:                                                                     

Ресурсные__________________ Политика и ценности организации_____

Правовые__________________ Ожидания и цели прочих людей:

Профсоюза_________________ руководителей______________________

Технологические____________ подчиненных_______________________

Рабочее место_______________ коллег_____________________________

 

3. Какими альтернативами с точки зрения того, что делать, как и когда, Вы располагаете?

Альтернативы:

Что делать _________________ Что обновить ______________________

Как делать _________________ __________________________________

Когда делать _______________ __________________________________

 

4. Обосновываясь на результатах анализа своей работы, нарисуйте собственную диаграмму, «яичница». Возможно, Вам покажется необходимым нарисовать несколько таких диаграмм, особенно если характер Вашей работы меняется еженедельно или ежемесячно.

5. Теперь вернитесь к вопросам 1, 2 и 3. Каких Вы бы желали изменений в требованиях, ограничениях и альтернативах, которые помогли бы Вам как менеджеру действовать более эффективно?

 

Задание 68. Используйте оценочную матрицу в пятибалльной системе для выбора модели, наиболее соответствующей Вашей ситуации. Систему нижеприводимых критериев компетентного преуспевающего и эффективного менеджера следует ранжировать по их значимости для Вашей деятельности.

 

Таблица 7

  Критерии оценки по

Оценки по

моделям работы менеджера

нацеленности модели на: Лутанса Файоля Минц-берг Стюарт
1. развитие общения и рабочих связей внутри организации        
2. развитие команд, себя и членов организации        
3. сбор информации извне и передача её коллегам для принятия решений        
4. оценку себя, отдельных работников и команд        
5. участие в найме и отборе персонала        
6. планирование изменений продукции (услуг)        
7. завязывание и поддерживание внешних связей        

       Задание 69. Обсудите возможность объединения достоинств рассмотренных моделей и интегральное их использование. Примените для этого метод мозгового штурма. В ходе дискуссии и штурма постройте схему отношений. Для этого показывайте в овалах (рис. 19) промежуточные результаты с наивысшей оценкой в табл. 7, имеющие отношение к интегральной модели, как к конечному результату. Это образует как бы коллекцию предварительных замыслов на ранних этапах анализа.

 

 

 


Рис. 19. Схема отношений при использовании моделей менеджмента (возможный вариант)

 

 

       Задание 70. Используя многопричинную диаграмму, покажите взаимосвязь ролей по Минцбергу и функций по Файолю в решении Ваших проблем как менеджера. Стрелки означают «ведет к…» либо «способствуют тому, что …». Текстовые пояснения касаются действующих на проблему факторов. Толщиной стрелок ранжируйте значимость причин либо их последовательность «первичные – вторичные».

 

Рис. 20. Вариант многопричинной диаграммы

 

 


Ключевые выводы

       Основные задачи данного раздела заключались в предоставлении обучаемым возможностей и ресурсов достижения его целей. Для этого было дано следующее:

· Определена роль теории в превращении недостаточно успешного, среднего или преуспевающего руководителя в эффективного менеджера с сопутствующим набором профессиональных характеристик; элементы компетенции показаны в причинно-следственной диаграмме;

· Установлены методы изучения дисциплины, история ее развития и место в системе научного знания (построены схема влияний и системная карта);

· На основе модифицированной модели «7S» МакКинси (в виде схемы влияний) организации, её операционной подсистемы, контура управления, описаны содержание конкретных функций, структура (статика) и функционирование (динамика) системы менеджмента;

· Комплексная работа менеджера описана на основе трех моделей: общих функций управления (Файоль), управленческих ролей (Минцберг), требований, ограничений и возможностей выбора менеджера (Стюарт); инструментарий выбора модели представлены оценочной матрицей, схемой отношений и многопричинной диаграммой.

 

 

4. Управление человеческими ресурсами в организации

 

Назначение раздела

       Основные проблемы менеджера возникают в процессе неэффективных взаимоотношений с подчиненными, коллегами и вышестоящими руководителями. Однако после выяснения функций и ролей менеджера, и прежде, чем решать эти проблемы, он обязан научиться управлять собой.

 

Цели раздела

       В итоге изучения раздела необходимо:

· знать типичные проблемы менеджера и способы их разрешения с учетом взаимоотношений в организации, преобладающих источников власти и влияния;

· понимать ключевые слова и термины, характеризующие систему взаимоотношений в организации;

· уметь расставлять предметы в работе менеджера, диагностировать проблемы менеджера и взаимоотношений, планировать свою загрузку, использовать источники власти и влияния.

 

Ключевые слова и термины раздела

       Методы управления персоналом, стиль руководства, типичные проблемы менеджера, делегирование полномочий, рабочий план, проблемы взаимоотношений, ресурсы менеджера, формы силы (власти) менеджера, типы контрактов взаимоотношении, информационные потоки менеджера.

Гипертекст раздела (рис. 21)

 

       Задание 71. Конкретизируйте методы управления персоналом:

 

· административные ______________________________________________ _______________________________________________________________

· экономические _________________________________________________ _______________________________________________________________

· социально-психологические ______________________________________ _______________________________________________________________

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 213.