Задание 41. Процедура знакомства учебной группы (проводится вышерассмотренными в части 1методами, если не осуществлена ранее).
1. В целях повышения внимания и запоминания имен участников: первый в их кругу называет свое имя, второй — свое имя и имя предыдущего участника, третий называет три имени и т. д. (техника «накопленные имена»).
2. Для ознакомления с характеристиками членов группы, развития умения слушать кого-либо осуществляются взаимные представления: 3 минуты один участник рассказывает о себе другому, затем они меняются ролями. На общем собрании каждый участник 2 минуты представляет другого. Содержанием выступлений могут быть автобиографии, поворотные события личной жизни либо ответы на вопросы: меня зовут — сейчас я работаю (Где? Кем?) — мой опыт менеджера — почему я пришел сюда учиться — что я хотел бы улучшить в своих знаниях, умениях, навыках менеджера — что я ожидаю от дисциплин управленческого типа — какие сомнения, опасения от этих дисциплин — что такое "менеджмент" .
3. Для улучшения атмосферы сотрудничества рекомендуется ситуация «Потерпевшие кораблекрушение» (часть 1 пособия).
Задание 42. Проанализируйте поведение менеджеров в иерархии организации (табл. 6)
Таблица 6
Характеристики деятельности | Сходство | Различия |
Менеджеры низшего уровня - это ______ ___________________________________ | ||
Менеджеры среднего уровня линейны ___________________________ функциональные ____________________ | ||
Менеджеры верхнего уровня __________ ______________________________________________________________________ |
Задание 43. Проведите в учебной группе дискуссию на тему "Нет ничего полезней, чем хорошая теория" (Левин, 1945; Дж. Биллсберри, 1996). Для этого используйте рекомендации части 1 пособия и следующий план дискуссии:
1. Определите понятия, дайте примеры (в Вашем мнении) следующих суждений менеджеров о нежелании учится:
· в учебниках нет советов о том, как поступать в конкретных ситуациях управления ______________________________________ _________________________________________________________
· иностранные консультанты и теоретики, их советы не годятся в отечественных условиях ____________________________________ _________________________________________________________
· диагноз "болезни" организации нужно ставить самим, а потом приглашать внешнего консультанта __________________________ _________________________________________________________
· теории используют логически связанные предположения, описывающие некие результаты наблюдений и объясняющие их (Бриф и Дюкерих, 1991) ____________________________________ _________________________________________________________
· лучше стать "самообучающейся" организацией ________________ _________________________________________________________
· теории необходимо оценивать на применимость к конкретной ситуации управления либо корректировать их _________________ _________________________________________________________
· нужны лишь прикладные, а не академические исследования _____ _________________________________________________________
2. Используйте матрицу сравнения для противоположных суждений (табл.3, часть 1).
3. Разработайте, если получится, общее мнение группы по теме.
Рис. 6 Гипертекст ГтМ3 "Место дисциплины в подготовке менеджеров и экономистов"
4. Предоставьте обратную связь по выступлениям участников дискуссии.
Задание 44. Менеджерами рождаются или можно стать более эффективным руководителем? Для ответа используйте схему рис. 7.После обсуждения в группе конкретизируйте нижеприводимые функции компетентного менеджера (в профессиональном стандарте менеджера):
1. Инициирование инноваций товаров, услуг, системы управления (целеполагание): __________________________________________________ __________________________________________________________________
2. Планирование деятельности: ______________________________________ __________________________________________________________________
3. Организация распределения ресурсов _______________________________ __________________________________________________________________
4. Регулирование найма и отбора персонала: ___________________________ __________________________________________________________________
5. Контроль качества результатов деятельности: ________________________ __________________________________________________________________
6. Контроль используемых ресурсов: _________________________________ __________________________________________________________________
7. Управление коммуникациями в организации: ________________________ __________________________________________________________________
8. Управление информацией: ________________________________________ __________________________________________________________________
Рис. 7. Методы повышения квалификации менеджера
Задание 45. Каким образом на Вашу результативность, т. е. способность делать именно то, что нужно сделать, влияют Ваш начальник, коллеги, подчиненные, специфика Вашей организации и т.д.?
Подумайте немного об этих факторах, а затем ответьте на вопросы, приведенные ниже (ранжируйте факторы по значимости для Вас):
Каким образом моей результативности способствуют или препятствуют:
Мой начальник? ___________________________________________________
__________________________________________________________________
Мои коллеги?______________________________________________________
__________________________________________________________________
Мои подчиненные? ________________________________________________
__________________________________________________________________
Моя семья? _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Мои друзья и общественные мероприятия? ____________________________
__________________________________________________________________
Мои собственные способности и наклонности? ________________________
__________________________________________________________________
Специфика работы организации? _____________________________________
__________________________________________________________________
Задание 46. Оцените дисбаланс времени и энергии на Вашей работе и дома. Используйте предложения Д. Кофодима по направлению дисбаланса:
· степень нацеленности Вашей организации на внимание к работе (поощрения, наказания) __________________________________________
· доля времени, проводимого на работе ______________________________
· доля связей на работе в общей сети связей __________________________
· доля времени на совершенствования личных знаний и умений в общем его бюджете ____________________________________________________
· источники "трудоголизма" (детство, история жизни, ценности организации) ___________________________________________________
· оцениваемость в организации качеств типа эмоциональности, чувствительности, заботливости, совестливости, любви к близким (в том числе, к животным) ______________________________________________
Составьте план действий в направлениях компромисса между работой (карьерой) и личной жизнью. Обсудите влияние жизненного равновесия на эффективность, Вашей работы:
· отношение к эмоциям подчиненных (коллег) ________________________
· качество обратной связи __________________________________________
· помощь от других _______________________________________________
В дальнейшем постарайтесь соблюдать баланс времени, планируя Ваш образовательный процесс.
Задание 47. Измените нижеприведенную схему б) в соответствии с Вашими важнейшими факторами результативности. Обсудите отличия терминов «результативность» деятельности (работы, учебы) и «эффективность» деятельности.
а) факторы результативности менеджера (используйте задание 45)
Пример значимости факторов ( у Вас может быть иначе):
б) вариант схемы факторов результативности менеджера
Рис. 8. Потребители Вашего времени
Задание 48. Проведите сравнение реального преуспевающего менеджера и эффективного руководителя (это можете быть Вы лично или какой-либо известный Вам деятель). Нижеприводимые схемы предложены Ф. Лутансом в 1988 г. и даны в пособии К. Джайлса и Н. Хеджа «Руководство по эффективному самообучению менеджеров», перевод МЦДО «ЛИНК», г. Жуковский, 1997 г.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 222.