Введение: назначение, цели и методы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Часть 1. Как учить и учиться менеджменту?

 

Недоговоренная мысль всегда

интереснее высказанной до

конца; кроме того, она дает

простор воображению ...

П. Пороховщиков

 

1. Рекомендации по использованию пособия

 

Назначение раздела

       Причина включения материалов раздела в пособие состоят в том, что развитие навыков обучения и самообразования необходимо и студентам, и преуспевающим менеджерам. Разъяснений требует также особое построение пособия, как опорного конспекта в форме рабочей тетради обучаемого, а также необходимость разных подходов пользования им в режимах очного, очно-заочного или дистанционного обучения. Вы должны понять, почему для овладения теорией и практикой менеджмента следует применять специальные методы проведения занятий и самостоятельной работы.

 

Цели раздела

       После изучения данных предложений Вы будете:

· знать суть методов обучения и самообучения взрослых людей в разных формах образования (режимах), определять ключевые слова и термины;

· понимать, разъясняя и приводя примеры по основным теориям обучения и учения, ключевые слова и термины;

· уметь практически пользоваться опорными конспектами - рабочей тетрадью, представлять в правильном виде контрольные или курсовые работы либо проверять их.

 

Ключевые слова и термины раздела

       Знания, умения, навыки компетентность менеджера, интерактивные и деятельностные методы обучения и учения, структурно-логическая схема, андрагогия, тьютор, учебно-управленческое консультирование, репродуктивный и творческий уровень компетентности, гипертекст, дистанционное образование, лекция.

Гипертекст раздела (рис.2).

 

Ключевые выводы

 

       Для достижения целей раздела обучающиеся могли использовать следующие возможности теории и практики:

· исследование функции менеджера в самообучающихся организациях; предложенные технологии обучения и самообразования показаны на примере дисциплины "менеджмент", содержание которой иллюстрируется структурно-логической схемой;

· уровень компетентности менеджера предложено повышать методами андрагогии, позволяющими достичь всех четырех уровней иерархии изучения дисциплины; этому способствуют активные способы недирективно-деятельностного очного обучения и самообучения с помощью особо структурированных опорных конспектов-рабочих тетрадей;

· методика организации инновационно-творческого процесса образования новых знаний, умений и навыков менеджера рассматривается на этапах интерактивного общения тьютора и обучаемых и самостоятельной работы с конспектом; анализируются особенности дистанционного общения через особый режим проверки домашних работ.

 

 

2.эффективное управление образовательным

процессом

 

Назначение раздела

       Содержательно-методический потенциал пособия необходимо использовать результативно и эффективно. Поэтому тьютор и обучаемые должны овладеть методами обучения и учения деятельностного типа. Для этого представляется теория и практика необходимых инструментов управления образовательным процессом в группе.

 

Цели раздела

       В итоге овладения предоставляемыми методами Вы должны будете:

· знать содержание общих и конкретных функций управления образовательным процессом в группе (целеполагание, планирование, организацию, мотивацию и контроль действий участников); определять ключевые слова и термины;

· понимать потребности обучаемых, способы их удовлетворения деятельностным образом и ключевые слова (термины), приводя примеры;

· уметь согласовывать цели обучаемых и дисциплины, создавать в группе процесс неформального активно-целевого общения, выбирать соответствующие методы функционирования и развития группы.

 

Ключевые слова и термины раздела

       Плановые инструменты, групповая структура, потребности в обучении, case study, структурированный опыт, мозговой штурм, дискуссия, деловая и ролевая игры, имитационные упражнения.

Гипертекст раздела (рис. 3)

 

 

 


Рис. 3 Гипертекст ГтМ2 по управлению обучением и самообразованием

       Кроме теоретико-содержательного аспекта дисциплины, пособие направлено на развитие умений управлять собой по рациональной системе использования личного времени. Это следует делать с учетом изменения работоспособности по времени суток и ранжирования важности дел в последовательности: обязан любой ценой — должен сделать — мог бы сделать. Процесс работы (проведения занятия, самообразования и т.п.) должен проходить в контуре управления (рис.4). При этом с помощью обратной связи могут меняться способы либо цели работы, образовательного процесса, повышения квалификации.

 

       Задание 5. Ранжируйте ваши ежедневные дела. Представьте (после обсуждения) доклад от учебной группы (по возможности с согласованным мнением), конкретизировав ключевые понятия (рис.4).

 

       Основным способом обучения в дистанционных, заочных и очно-деятельностных формах образования является изучение книг, предлагаемых методических материалов. Теория и практика андрагогии (образования взрослых) показала, что наибольшая эффективность обучения достигается при увязывании предлагаемых идей с опытом обучаемого в процессе решения стоящих перед ним реальных (в крайнем случае, учебных) проблем.

       При этом преподаватель должен играть роль тьютора-наставника, или "играющего тренера", организуя и консультируя процесс самообразования и практического применения теории менеджмента. Поэтому недопустимы и малоэффективны продолжительные лекции информационного типа. Следует лишь поставить в них и решить следующие задачи: вовлечь обучаемых в суть проблем и теорий, ориентируясь на их опыт, учитывая отклики на тему; показать главные направления решения проблем; познакомить с терминологией по теме. Для менеджера роль наставника велика при подготовке резерва на выдвижение и других формах развития персонала.

       Недирективное обучение предполагает активное обсуждение книг (методических материалов), заменяющих в дистанционном обучении лекции. С первого занятия тьютор должен дать рекомендации по технике работы с методическими материалами. Для обеспечения эффективности образовательного процесса он должен при проведении тьюториалов (лекций, совмещенных с практическим занятием) учитывать положения, андрагогии.

 


Планирование действий по реализации целей и задач

 

       Тьюториалы, которые не планируются заранее, как правило, лишь пустая трата Вашего времени и времени студентов. Процесс планирования означает не только продумывание Вами тем, которые Вы хотели бы рассмотреть на тьюториале, но и включает в себя представление студентам возможности знать заранее о программе следующего тьюториала и о том, какого рода подготовки к нему Вы от них ожидаете. Это не только способствует повышению интереса и мотивации студентов, но и помогает уменьшить различия между ожиданиями и целями студентов и Вашими собственными ожиданиями и целями, связанными с тьюториалом (включая Ваши ожидания по поводу их активного участи в процессе тьюториала).

       Поэтому преподаватель-консультант обязан планировать структуру тьюториалов, используя особые плановые инструменты. Они должны действовать так, чтобы студенты:

· знали назначение, цели и проблемы конкретного тьюториала (желательно связанные с целями студентов) _________________________ _______________________________________________________________;

· знали заранее, что они собираются достичь, выполняя то или иное задание/упражнение (для вовлечения в образовательный процесс)_______ _______________________________________________________________;

· могли связать материалы тьюториала с тем, что они уже знают (для этого проблемы и примеры, приводимые тьютором должны быть реалистичные)___________________________________________________ _______________________________________________________________;

· имели мотивацию прилагать необходимые усилия для работы с темами тьюториала (должна быть связь тем со знаниями и опытом студентов)___ _______________________________________________________________;

· знали, как им работать с материалами курса после тьюториала, например, знали бы, как подойти к написанию задания, выполняемого внеаудиторно;

· активно участвовали в обсуждении материалов курса, а не просто читали, смотрели или слушали (обеспечивается неформальная атмосфера занятий);

· получали конструктивную обратную связь по своей работе на тьюториалах и по своим заданиям;

· получали помощь в осмыслении и пересмотре своего подхода к обучению.

Выбор тем для тьюториалов (занятий) определяется рабочим планом. Студенты получают план курса, в котором отражены основные события программы изучения курса. Многие тьюторы также заранее раздают своим студентам перечень тем, которые они предполагают рассмотреть на каждом тьюториале. Это весьма полезная практика, поскольку, если Вы рассчитываете на активное участие студентов в работе, имеет смысл заранее поставить их в известность о предстоящей повестке дня тьюториала. При планировании перечня тем, которые Вы собираетесь рассматривать на тьюториалах, Вам следует принимать в расчет "реперные точки", представленные в плане курса, а именно:

· время, отведенное в плане курса для чтения книг, аудио- и видеоматериалов и настоящих материалов __________________________;

· даты сдачи контрольных и курсовых работ _________________________;

· дату проведения зачета (экзамена) _________________________________;

· время, отводимое не подготовку к экзамену и консультации __________.

 

Последовательность тем в рамках отдельного тьюториала

Конкретные темы, рассматриваемые на тьюториалах, варьируются в зависимости от целей и ограничений времени проведения тьюториала (например, перед написанием домашней работы, перед экзаменом и т.д.). Тем не менее, для всех тьюториалов, кроме первого и заключительного, мы могли бы порекомендовать следующую программу:

· обсуждение целей тьюториала (Ваших и студентов) и выявление областей курса, которые студенты нашли для себя сложными;

· краткое обобщение уже изученного, анализ достижений участников процесса обучения;

· упражнения/задания, связанные с текущими или пройденными ранее самостоятельно темами курса и предполагающие предоставление студентам обратной связи от тьютора;

· анализ результатов предыдущего задания или ранее изученных дисциплин;

· рассмотрение следующего задания с выявлением всех возможных проблем;

· работа с проблемами, предложенными группой, либо отдельными ее членами;

· обзор программы следующего тьюториала с учетом как Ваших предложений, так и мнений и идей студентов.

 

       Задание 7. Составьте план занятия по одной из тем дисциплины "Менеджмент" для подготовки студентов к тьюториалам (занятиям): дайте Ваши предложения, продолжая предыдущее задание.

 

Предварительная подготовка студентов к тьюториалам может принимать различные формы, и, чтобы быть эффективной, в каждом конкретном случае она должна полностью соответствовать программе тьюториала и быть ее составной частью. Здесь мы приведем несколько примеров такой предварительной подготовки:

· заранее, до тьюториала, дайте студентам прочесть какую-либо статью, учебную ситуацию или поставьте перед ним определенную проблему. Попросите их подготовить свои ответы и идеи, которые в ходе тьюториала могут использоваться в качестве отправной точки для группового обсуждения __________________________________________ _______________________________________________________________;

· попросите студентов при чтении материалов курса сформулировать свои рабочие проблемы, связанные с определенными темами, которые затем будут обсуждаться на тьюториале__________________________________ _______________________________________________________________;

· попросите студентов подготовить собственные небольшие учебные ситуации для обсуждения их на тьюториале _________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________;

· попросите их отыскать и принести на тьюториал интересные вырезки из газет/журналов, имеющие отношение к темам следующего тьюториала.

 

Первый тьюториал (занятие-лекция)

 

Задание 8. Дайте Ваши обоснования необходимости постановки целей занятия, вписав их в вышеприведенные пропуски текста.

 

       При проведении первого тьюториала перед тьютором стоят следующие цели:

· установить контакт со студентами и студентов друг с другом __________;

· вселить в студентов уверенность __________________________________;

· поощрить взаимодействие студентов друг с другом и создать группы взаимопомощи _________________________________________________;

· установить основные правила последующего взаимодействия _________;

· повысить мотивацию студентов к обучению ________________________;

· объяснить саму систему обучения _________________________________;

· сделать обзор курса _____________________________________________;

· предоставить дополнительную практическую информацию по своему усмотрению ____________________________________________________;

· выявить потребности студентов и обозначить, каким образом они могут быть удовлетворены в ходе дальнейшего обучения ___________________.

       Программа первого тьюториала устанавливается исходя из вышеуказанных целей, возможен, например, такой вариант:

· знакомство студентов друг с другом и с тьютором (см. ниже различные варианты проведения знакомств в группе);

· введение в систему дистанционного обучения и в систему обучения с использованием деятельностных методов;

· групповое упражнение (см. примеры вводных "разогревающих" упражнений);

· обзор курса и материалов курса с ответами на вопросы студентов;

· обсуждение домашней работы (контрольной или курсовой);

· обзор программы следующего тьюториала и ответы на общие вопросы студентов.

 

Задание 9. Дайте примеры, подтверждающие целесообразность особых методов обучения взрослых, вписав их в вышеприведенные (до задания 8) пропуски текста.

 

Ключевые выводы

       В разделе для достижения поставленных целей были исследованы следующие возможности теории и практики:

· способы согласования образовательных целей стандарта, тьютора и обучаемых в контуре управления процессами обучения и самообразования по этапам "вводные упражнения", "определение потребностей в обучении";

· методы формирования и изменений учебной группы по промежуточным результатам образовательного процесса;

· техника активно-деятельностного подхода повышения компетентности менеджера рассмотрена как инструментарий управления образовательным процессом и включает в себя восемь методов ("снежный ком", "жужжащие" группы, дискуссия, мозговой штурм, обсуждение видеосюжетов, ролевые и деловые игры, имитационные упражнения, учебные или деловые ситуации).

 

 

Цели раздела

       После изучения данного раздела Вы должны будете:

· знать основные положения теории и модели менеджмента, виды деятельности (функции, роли) эффективного и преуспевающего менеджера;

· понимать ключевые слова и термины, характеризующие эффективность менеджера и системы управления, принципы ее функционирования;

· уметь строить схемы и применять теории к решению практических проблем.

 

Ключевые слова и термины раздела

       Дисбаланс времени менеджера, модель Лутанса, причинно-следственная диаграмма, системная карта, система, схема влияния, модель организации, внешние и внутренние факторы, операционная система, схема "вход-выход", типы организационных и производственных структур, функции управления Файоля, роли менеджера Минцберга, модель Стюарт, оценочная матрица, схема отношений, многопричинная диаграмма.

Гипертекст раздела (рис. 6)

 

Региональная инфраструктура

Рыночная _________________________________________________________

Мониторинг природной среды _______________________________________

Промышленность __________________________________________________

Строительство ____________________________________________________

Другие ___________________________________________________________

 

Микросреда (прямое воздействие)

Поставщики ресурсного обеспечения _________________________________

Клиенты или конечные потребители услуг (продукции) _________________ __________________________________________________________________

Контактные аудитории _____________________________________________

Конкуренты _______________________________________________________

Материальные ресурсы _____________________________________________

Финансовые ресурсы (подробно рассматриваются в дисциплинах «Финансы, денежное обращение и кредит», «Финансовый менеджмент и персональный компьютер», «Международный финансовый менеджмент») _ __________________________________________________________________

Основные фонды __________________________________________________

 

Внутренние факторы (подсистемы) деятельности организации

1-подсистема процедур управления (принятия решений) _________________

2-подсистема лидерства (стилей руководства) __________________________

3-подсистема стратегического планирования __________________________

4-подсистема организационной культуры _____________________________

5-подсистема структуры управления __________________________________

6-подсистема управления персоналом (штаты) _________________________

7-подсистема ресурсного обеспечения, умений персонала и операционная подсистема _______________________________________________________

 

       Задание 57. Конкретизируйте состав элементов операционной системы Вашего места работы в виде схемы «вход-выход» (рис. 15).

 

 

Рис. 15. Операционная система организации

       Задание 58. Укажите Ваше место работы (реальное либо желаемое) в структуре предприятия и тип операционной системы (рис. 15.)

 

Рис. 16. Структура процесса производства и его типы

 

       Задание 59. Углубляя понимание рис. 14, опишите структуру менеджмента Вашей организации:


Входы                                                                                             

 


                              или                  или

                                              

 

 

или    

 

Рис.17. Структура системы менеджмента

       Опишите состав подсистем, приведите примеры:

Подсистема менеджмента 1

Подсистема принятия управленческих решений (теория и практика этого аспекта менеджмента подробно рассматривается в дисциплине «Принятие управленческих решений») по процедуре: выявление проблемы __________ __________________________________________________________________ предварительная постановка цели ____________________________________ сбор и анализ информации __________________________________________ уточнение проблемы и цели с учетом ограничений и критериев __________ __________________________________________________________________ построение формализированной модели решения проблемы _____________ __________________________________________________________________ альтернативные сопоставимые варианты решения проблем ______________ __________________________________________________________________ экономическое обоснование выбора варианта __________________________ __________________________________________________________________ утверждение варианта решения ______________________________________ организация выполнения решения ____________________________________ мотивация выполнения решения _____________________________________ контроль прогресса в процессе реализации решения ____________________ __________________________________________________________________ анализ рассогласования _____________________________________________

 

Подсистема менеджмента 2

       Процедура операционной деятельности (теория и практика этой части менеджмента подробно рассматривается в дисциплинах «Экономика предприятия» или «Производственный менеджмент») организации включает ряд положений и операций, зависящих от вида деятельности:

· характеристика процесса (операций): ______________________________ вспомогательные _______________________________________________ организация во времени _________________________________________

· принципы организации процесса: пропорциональность мощности рабочих мест ___________________________________________________ непрерывность _________________________________________________ параллельность _________________________________________________ прямоточность _________________________________________________ ритмичность ___________________________________________________

· тип производственной структуры: технологическая ________________ предметная ____________________________________________________ поточная ______________________________________________________ предметно-технологическая ______________________________________

· тип организационной структуры (выбор и проектирование изучается в дисциплинах «Теория организации», «Стратегический менеджмент»): линейная ______________________________________________________ функциональная ________________________________________________ матричная _____________________________________________________ проектная _____________________________________________________

· оперативное управление деятельностью: адаптивно-календарное планирование __________________________________________________ сменно-суточные задания ________________________________________ обеспечение рабочих мест ________________________________________ контроль и регулирование _______________________________________

· организация обслуживания производства: материально-техническое обеспечение ___________________________________________________ энергетическое _________________________________________________ инструментальное ______________________________________________ ремонтное _____________________________________________________ транспортно-складское __________________________________________ контроль и сертификация ________________________________________ другое ________________________________________________________

 

Подсистема менеджмента 3

       Элементы подсистемы (теория и практика управления этой стороной деятельности подробно изучается дисциплинами «Управление качеством», «Инновационный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управление проектами»): повышение качества товаров (услуг) __________ __________________________________________________________________ ресурсосбережение _________________________________________________ выход на новые рынки ______________________________________________ расширение рынков ________________________________________________ организационно-техническое развитие ________________________________ социальное развитие _______________________________________________ переход на принципы устойчивого развития ___________________________ __________________________________________________________________ другие изменения __________________________________________________

 

Подсистема менеджмента 4

       Элементы подсистемы: маркетинг (отдельно изучается в дисциплинах «Маркетинг», «Практический маркетинг», «Международный маркетинг и менеджмент») __________________________________________ планирование _____________________________________________________ организация ______________________________________________________ мотивация ________________________________________________________ регулирование _____________________________________________________

 

3.4. Методы и модели эффективного менеджмента

 

Задание 60. После просмотра видеосюжета заполните табл.5 и обсудите опыт зарубежного менеджмента, используя рекомендации П.2.4.3.

Таблица 5

 

Насколько важен этот вид деятельности в Вашей работе

Виды деятельности трех менеджеров Очень важен   Важен Не очень важен Совсем не важен
Выяснение, что нужно сделать        
Планирование путей достижения целей        
Поиск информации        
«Поддержка контакта» с командой        
Проверка осуществления плана        
         
         

       Добавьте еще один, два общих для всех менеджеров вида деятельности, которые вы заметили сами в работе либо при изучении предыдущих занятий.

 

       Задание 61. Опишите приемы конкретных Ваших действий (как реального или будущего менеджера) в пяти направлениях модели Файоля (можно ли применить модель в обучении?), предложенной в 1916 году:

 

· Прогнозирование и планирование _________________________________

· Организация ____________________________________________________

· Отдача распоряжений (руководство) _______________________________

· Координация действий исполнителя _______________________________

· Контроль выполнения планов _____________________________________

 

       Задание 38. Каким Вам представляется рекомендуемый Файолем стиль руководства менеджера? Должен ли менеджер быть диктатором, спускающим приказы, или, наоборот, этаким «отцом семейства», а может, посредником или кем-то еще? Опять-таки сначала запишите свои мысли и только после этого прочитайте вариант ответа, приведенный ниже. Согласитесь ли Вы с утверждением, что модель Файоля – это взгляд «извне» на деятельность менеджера?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что значит понятие «менеджер-лидер»? _____________________________

__________________________________________________________________

       Создавая свою модель менеджмента, Файоль предложил в качестве третьего элемента модели — «Отдавать распоряжения». Современное звучание этого элемента, «Руководство», не носит столь директивного характера, и поэтому мы будем использовать оба термина — классический, по Файолю, и современную трактовку.

 

       Задание 63. Опишите действия персонажей видеосюжета, наиболее (по Вашему мнению) использующего модель Файолю.  

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

       Задание 64. Опишите управленческие роли по модели Минцберга, выполняемые в видеосюжете.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

       Задание 65. Для каждой аналогичной роли опишите примеры Вашей (либо известной Вам) практики менеджерских действий по 10 нижеприводимым ролям модели Минцберга (1972 г.):



Роли менеджера                       Примеры из Вашей работы (учебы)

Межличностные роли

1. Глава __________________________________________________________

2. Лидер _________________________________________________________

3. Связующее звено ________________________________________________

Информационные роли

4. Получатель (монитор) ____________________________________________

5. Распространитель _______________________________________________

6. Представитель __________________________________________________

Роли в принятии решений

7. Инициатор (предприниматель) ____________________________________

8. Устранитель проблем ____________________________________________

9. Распределитель ресурсов _________________________________________

10. Ведущий переговоры (посредник)_________________________________

 

       Задание 66. Подумайте о том, какие из управленческих ролей по Минцбергу являются доминирующими в Вашей текущей работе, и затем отметьте их галочками в соответствующих графах.

 

Таблица 6

 

Роль в моей работе (учебе)

Роль

Вообще говоря, эта роль очень важна в моей работе

Я предвижу время, когда эта роль станет важной

  Да Нет Да Нет 1 2 3 4 5 Межличностные роли Глава         Лидер Связующее звено         Информационные роли Получатель Распространитель Представитель         Роли в принятии решений Инициатор (предприниматель) Устранитель проблем Распределитель ресурсов Ведущий переговоры (посредник)        

       Оценив в 5 балльной системе (самооценка и оценка коллег, подчиненных) качество выполнения ролей, найдите резервы в улучшении Вашей работы. Согласны ли Вы с тем, что модель Минцберга – это взгляд «изнутри» на деятельность менеджера?

 

       Задание 67. Исследуйте Ваше окружение в диаграмме, образно называемой «яичница» в модели Р. Стюарт (1982г.), учитывающей требования, ограничения и возможности выбора менеджера, зависящие от его деятельности (деятельности студента).

 

       Определите сравнительные характеристики моделей Файоля, Минцберга, Стюарт (достоинства. Недостатки, рекомендации по применению). В каких подсистемах системы Менеджмента (рис. 17) возможно использование моделей. Примените модель Стюарт к анализу в форме табл. 5.

 

 

                                              

 

Рис. 18 Ограничения и возможности Вашей деятельности

 

Составьте краткий список различий между работами А и В.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какая и этих схем в большей степени способствует             А    В

Вашей работе      или учебе?

 

1. Какие требования, предъявляемые работой, оказывают наиболее сильное

воздействие на Вас и каковы источники этих требований?

Требования, предъявляемые работой (учебой):          Источники этих требований:

Начальника _______________________          ________________________

Коллег ___________________________          ________________________

Внешние__________________________         ________________________

Подчиненные _____________________          ________________________

К самому себе_____________________           ________________________

 

2. Какие ограничения сильнее всего сокращают Ваши возможности выбора?

Ограничения:                                                                     

Ресурсные__________________ Политика и ценности организации_____

Правовые__________________ Ожидания и цели прочих людей:

Профсоюза_________________ руководителей______________________

Технологические____________ подчиненных_______________________

Рабочее место_______________ коллег_____________________________

 

3. Какими альтернативами с точки зрения того, что делать, как и когда, Вы располагаете?

Альтернативы:

Что делать _________________ Что обновить ______________________

Как делать _________________ __________________________________

Когда делать _______________ __________________________________

 

4. Обосновываясь на результатах анализа своей работы, нарисуйте собственную диаграмму, «яичница». Возможно, Вам покажется необходимым нарисовать несколько таких диаграмм, особенно если характер Вашей работы меняется еженедельно или ежемесячно.

5. Теперь вернитесь к вопросам 1, 2 и 3. Каких Вы бы желали изменений в требованиях, ограничениях и альтернативах, которые помогли бы Вам как менеджеру действовать более эффективно?

 

Задание 68. Используйте оценочную матрицу в пятибалльной системе для выбора модели, наиболее соответствующей Вашей ситуации. Систему нижеприводимых критериев компетентного преуспевающего и эффективного менеджера следует ранжировать по их значимости для Вашей деятельности.

 

Таблица 7

  Критерии оценки по

Оценки по

моделям работы менеджера

нацеленности модели на: Лутанса Файоля Минц-берг Стюарт
1. развитие общения и рабочих связей внутри организации        
2. развитие команд, себя и членов организации        
3. сбор информации извне и передача её коллегам для принятия решений        
4. оценку себя, отдельных работников и команд        
5. участие в найме и отборе персонала        
6. планирование изменений продукции (услуг)        
7. завязывание и поддерживание внешних связей        

       Задание 69. Обсудите возможность объединения достоинств рассмотренных моделей и интегральное их использование. Примените для этого метод мозгового штурма. В ходе дискуссии и штурма постройте схему отношений. Для этого показывайте в овалах (рис. 19) промежуточные результаты с наивысшей оценкой в табл. 7, имеющие отношение к интегральной модели, как к конечному результату. Это образует как бы коллекцию предварительных замыслов на ранних этапах анализа.

 

 

 


Рис. 19. Схема отношений при использовании моделей менеджмента (возможный вариант)

 

 

       Задание 70. Используя многопричинную диаграмму, покажите взаимосвязь ролей по Минцбергу и функций по Файолю в решении Ваших проблем как менеджера. Стрелки означают «ведет к…» либо «способствуют тому, что …». Текстовые пояснения касаются действующих на проблему факторов. Толщиной стрелок ранжируйте значимость причин либо их последовательность «первичные – вторичные».

 

Рис. 20. Вариант многопричинной диаграммы

 

 


Ключевые выводы

       Основные задачи данного раздела заключались в предоставлении обучаемым возможностей и ресурсов достижения его целей. Для этого было дано следующее:

· Определена роль теории в превращении недостаточно успешного, среднего или преуспевающего руководителя в эффективного менеджера с сопутствующим набором профессиональных характеристик; элементы компетенции показаны в причинно-следственной диаграмме;

· Установлены методы изучения дисциплины, история ее развития и место в системе научного знания (построены схема влияний и системная карта);

· На основе модифицированной модели «7S» МакКинси (в виде схемы влияний) организации, её операционной подсистемы, контура управления, описаны содержание конкретных функций, структура (статика) и функционирование (динамика) системы менеджмента;

· Комплексная работа менеджера описана на основе трех моделей: общих функций управления (Файоль), управленческих ролей (Минцберг), требований, ограничений и возможностей выбора менеджера (Стюарт); инструментарий выбора модели представлены оценочной матрицей, схемой отношений и многопричинной диаграммой.

 

 

4. Управление человеческими ресурсами в организации

 

Назначение раздела

       Основные проблемы менеджера возникают в процессе неэффективных взаимоотношений с подчиненными, коллегами и вышестоящими руководителями. Однако после выяснения функций и ролей менеджера, и прежде, чем решать эти проблемы, он обязан научиться управлять собой.

 

Цели раздела

       В итоге изучения раздела необходимо:

· знать типичные проблемы менеджера и способы их разрешения с учетом взаимоотношений в организации, преобладающих источников власти и влияния;

· понимать ключевые слова и термины, характеризующие систему взаимоотношений в организации;

· уметь расставлять предметы в работе менеджера, диагностировать проблемы менеджера и взаимоотношений, планировать свою загрузку, использовать источники власти и влияния.

 

Ключевые слова и термины раздела

       Методы управления персоналом, стиль руководства, типичные проблемы менеджера, делегирование полномочий, рабочий план, проблемы взаимоотношений, ресурсы менеджера, формы силы (власти) менеджера, типы контрактов взаимоотношении, информационные потоки менеджера.

Гипертекст раздела (рис. 21)

 

       Задание 71. Конкретизируйте методы управления персоналом:

 

· административные ______________________________________________ _______________________________________________________________

· экономические _________________________________________________ _______________________________________________________________

· социально-психологические ______________________________________ _______________________________________________________________

 

 

Ключевые выводы

       Для достижения целей раздела обучаемым были предоставлены следующие возможности:

· решить типичные и персональные проблемы менеджера практическим применением моделей и методов теории менеджмента (раздел 2 пособия); планирование целей и личного времени, делегированием полномочий;

· методами диагностики взаимоотношений менеджера с подчиненными и вышестоящими менеджерами определить направления их улучшения: изменение стиля руководства, управление конфликтами;

· исследовать типовые ресурсы власти менеджера и способы их применения в управлении взаимоотношениями в организации на основе стратегий влияния.

 

 

5. Инструментарий системы менеджмента

 

       Инструментарий включает в себя подсистемы 1 и 5 деятельности организации (рис 14) и подсистемы менеджмента 3 и 4 (рис. 17).

 

Назначение раздела

       Сложный состав системы менеджмента требует решения задач ее надежного и устойчивого функционирования. Это реализуется на основе принципов управления системой и построения ее структуры. Использование системы норм, нормативов, показателей и моделей позволяет планировать развитие системы менеджмента и управлять ее функционированием.

 

Цели раздела

       После проработки заданий данного раздела Вы должны будете:

· знать принципы управления и построения структур организации, функции основных ее менеджеров и подразделений, инструменты управления системой менеджмента;

· понимать ключевые слова и термины, описывающие инструментарий системы менеджмента;

· уметь практически использовать принципы в построении схем организационных структур и контура управления системой на основе норм, нормативов и показателей деятельности.

 

Ключевые слова и термины раздела

       Принципы управления, организационная структура, принципы построения структуры системы управления, механизм функционирования системы, норма, норматив, показатели, оперативно-календарное планирование, текущее планирование, среднесрочное планирование, система планов.

Гипертекст раздела (рис. 24)

 

       Задание 105. Оцените применимость принципов управления системой менеджмента в российской действительности либо Вашем предприятии.

 

       Представьте (после обсуждения в группе) доклады на тему «Отличие принципов управления российских, американских и японских организаций»:

· целевая направленность подразделений ____________________________ _______________________________________________________________

· непрерывность и устойчивость функционирования элементов системы _ _______________________________________________________________

· планомерность и пропорциональность развития _____________________ _______________________________________________________________

        

     

 

 


Рис. 24. Гипертекст ГтМ5 "Механизм системы менеджмента"


· научная обоснованность и эффективность методов управления ________ _______________________________________________________________

 

 



Ключевые выводы

       Цели, поставленные в разделе, достигаются использованием следующих инструментов эффективного менеджмента:

· принципов управления системой менеджмента и построения ее структуры;

· конкретных функций элементов в структуре организаций (статический и динамический подходы);

· методов нормирования, планирования и учета деятельности организации, как динамической системы управления, на основе норм, нормативов и показателей.

 

Заключение

       Завершающей частью по дисциплине «Менеджмент» являются групповые презентации докладов двух учебных подгрупп на их общем собрании. Содержание докладов образуется из результатов выполненных заданий (в период аудиторных и внеаудиторных занятий). Докладывая избранные разделы дисциплин, следует показать умение общаться, использовать понятийный аппарат и инструментарий теории и практики, приводить примеры. Каждый член подгруппы выступает с пятиминутным сообщением как частью общего доклада. Желательно использование иллюстрированных материалов (на листах, ватманах и на доске) В докладах важно демонстрировать принципы и методы публичных выступлений.

       После каждого выступления остальными участниками группы и преподавателем предоставляется обратная связь. Если она объективна, конструктивна и конкретна, то может служить основой зачета или оценки по курсу. В ходе собрания каждый должен уяснить задание по контрольной работе или курсовому проекту основные методы его выполнения. Во внеаудиторной обстановке участникам образовательного процесса предлагается более подробно, конкретно и реалистично выполнить в контрольной или курсовой работе решения, начатые во время выполнения заданий в аудитории.

       После докладов осуществляется обзор проведенных занятий по дисциплине. Для этого участники процесса обучения оценивают следующее:

· результативность занятий (достигнуты ли их индивидуальные цели, которые они ставили в начале курса?);

· подтвердились ли опасения, которые Вы высказывали в начале курса?

· каковы положительные и отрицательные результаты занятий (информация, организация, качество учебных материалов, разъяснение трудных моментов преподавателем, доходчивость, готовность к дискуссиям, доброжелательность и т.д.)?

· Ваши предположения по изменениям содержания дисциплины, раздаточных материалов, способа обучения и т.д.;

· какие темы оказались особенно полезными или понравились, а какие — нет?

· изменилась ли что-либо у Вас лично в результате обучения? (ничего, лучше стал учиться или работать, получил стипендию или повышение зарплаты(по службе), сменил работу или место учебы и т.д.).

 

вопросы для повторения и подготовки

к экзамену (зачету)

 

1. Расширенный состав ролей менеджера.

2. Адаптивно-родственный и творчески-генеративный подходы к обучению.

3. Структурно-логическая схема дисциплины «менеджмент» и гипертексты.

4. Уровни изучения дисциплины. Дидактика, педагогика и андрагогия.

5. Заочное и дистанционное образование. Методы обратной связи и параметры оценок письменных работ.

6. Традиционные и интерактивные методы изучения дисциплины: суть, значение.

7. Понимание терминов «результативность», «эффективность» и «экономичность» системы управления и самого менеджера.

8. Понятие компетентности менеджера: эффективный и преуспевающий менеджер, оценка и отбор персонала.

9. Значение баланса (гармонии) времени и энергии менеджера, затрачиваемого на работе и дома.

10.Методы согласования целей обучаемых, дисциплины и учебного плана. Управление различиями (конфликтами) в группе.

11.Функции управления в модели Файоля.

12.Методы группового изучения дисциплины «менеджмент». Мотивация деятельности (в том числе образовательной).

13.Роли менеджера в модели Минцберга.

14.Интуитивно-практический подход анализа конкретных ситуаций управления.

15.Модель Стюарт и «золотое правило» менеджмента.

16.Значение и методы деятельностного обучения в повышении компетентности менеджера.

17.Анализ и планирование рабочего дня менеджера.

18.Методы сравнения и анализа теорий менеджмента.

19.Значение делегирования полномочий менеджерам.

20.Значимость ролевых и деловых игр в овладении умениями и навыками эффективного менеджера.

21.Диагностика проблем взаимоотношений с менеджером: суть, методы.

22.Систематический подход анализа конкретных ситуаций управления.

23.Система властных полномочий в организации. Стили лидерства (основные понятия).

24.Структура дисциплин общего менеджмента: состав, место и значение каждой дисциплины в обучении и развитии менеджмента.

25.Основные понятия теории организации, стратегического менеджмента и управления персоналом в методологии менеджмента.

26.Типы стратегий влияния на окружающих в организации.

27.Необходимость учета факторов окружения в процессах принятия управленческих решений.

28.Системный подход и формы организации системы менеджмента. Контур управления деятельностью.

 

       Вопросы 3, 4, 6, 11, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 26, 28 могут быть выбраны в качестве одной из тем внеаудиторной контрольной работы в форме реферата. Как иной вариант, выполняется одно из заданий курса «Эффективный менеджер» (обычно первое) МЦДО «ЛИНК» Открытой школы бизнеса Лондонского открытого университета (Великобритания).

       Реферат представляет собой четко структурированный анализ теоретических предложений ряда авторов по избранной теме. Для этого следует использовать необходимые литературные источники (см. нижеприводимый список литературы). Могут использоваться и другие источники, доступные студенту.

 

       Примерная структура реферата:

  Введение (актуальность избранной темы, цели реферата, значение и место темы в стратегическом менеджменте)
1. Обзор литературных источников по теме
  1.1. Существующее состояние (методы решения проблем соответствующих теме).
  1.2. Анализ достоинств и недостатков в методах решений проблемы (в обоснованиях теоретиков).
2. Обоснование мнения автора реферата о применимости рассмотреных методов в отечественной практике решения подобных проблем
  2.1. Особенности современной ситуации в России и/или предприятия (организации) - места работы (учебы) автора реферата (студента) в области рассматриваемой проблемы или темы).
  2.2. Выбор лучшего из теоретических методов решения проблемы в условиях отечественного объекта управления.
  2.3. Практическое применение метода в конкретных условиях (либо возможности этого) на отечественном объекте, либо примеры использования известные студенту.
  Заключение (выводы по результативности применения метода и рекомендации по дальнейшему применению)
  Литература (на которую имеются ссылки в реферате)

       Оглавление части 2 пособия используется как третий вариант контрольной работы и план курсовой работы, охватывающей основное содержание дисциплины. Во введении следует указать цели и задачи курсовой работы. В содержательной части необходимо подробнее раскрыть основные моменты дисциплины, изученные в период очного общения.

 

 

Литература

1. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учеб. для ВУЗов. - М.: Банки и биржи, «ЮНИТИ», 1997. - 447 с.

2. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для ВУЗов. - М.: Банки и биржи, "ЮНИТИ", 1997.-447с.

3. Фатхутдинов Р.А. Понятийный аппарат по менеджменту. - М.: ЗАО "Бухгалт. бюл.", 1997. - 106с.

4. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учеб. - практ. пособие. - М.: ЗАО "Бизнес - шк." Интел - Синтез", 1997. - 350 с.

5. Брэддик У. Менеджмент в организации. - М.: Инфра. - М. 1997. - 342 с.

6. Алабугин А.А. Теория и практика менеджмента: Учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1996 - 273 с.

7. Алабугин А.А., Алабугин Р.А. Производственный менеджмент в энергетике предприятия: Учеб. пособие. - Челябинск, Изд-во ЮУрГУ, 1998. - 70 с.

8. Алабугин А.А. Маркетинг: Теория и практика: Учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. - 225 с.

9. Алабугин А.А. Финансовый менеджмент: основы теории и практики: Учебное пособие. - Челябинск, Изд-во ЮУрГУ, 1997. - 177 с.

10.Молодчик А.В. Менеджмент: Стратегия, структура, персонал: пособие для препод. и слушателей системы повышения квалификации руководителя кадров и спец, 1997. - 207 с.

11.Менеджмент организации: Учебное пособие: Для спец. 061100 "Менеджмент"/Гос. акад. упр. им. С. Орджоникидзе; З.П. Румянцева; Н.А. Саломатин. - М.: Инфра - М, 1997. - 429 с.

12.Герчикова И.Н. Менеджмент: Учеб. для экон. спец. ВУЗов. - 3-е издание, перераб и доп. - М.: Банки и биржи: Изд. об-ние "ЮНИТИ", 1997. - 501 с.

13.Михалева Е.П. Основы менеджмента.: Учебник/Тул. гос. ун-т. - Тула, 1997. - 1008 с.

14.Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник/Ин-т международного права и экономики. - М.: Триада, 1996. -383 с.

15.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.: Учебник для экон. спец. ВУЗов. - М.: Высшая шк., 1994 - 222 с.

16.Развитие управленческой компетентности: Управление развитием и изменением // Г.Салиман, Д.Батслер. - М.: МЦДО «ЛИНК». - 54 с.

17.Управление развитием и изменением: Осмысление современного менеджмента//Д.Бэтсли и др. - М.: МЦДО «ЛИНК», 1995 - 57 с.

18.Тихомиров В.П. Анализ общих тенденций и возможностей интеграции российских университетов в мировое образовательное пространство: Материалы 6-й Международной конференции по дистанционному образованию. – М., 1998. – с. 467.

19.Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 224 с.

20.История менеджмента: Учеб. пособие/Под ред. Д.В. Валового. -М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.

21.Управление собой, Коммуникации, Принятие решений, Персонал: найм и отбор, Руководство и власть, Организация: структура и сети связей//Р. Томсон и др. Книги курса «Эффективный менеджер». – г. Жуковский, МЦДО «ЛИНК», 1996 г.

22.Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой., Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 669 с.

 

Введение: назначение, цели и методы

 

Особенность подхода предлагаемого пособия заключается в представлении как методической, так и содержательной частей дисциплины "Менеджмент". Причиной тому служит разделяемая многими истина: становление менеджера любого уровня начинается с него самого. Оно невозможно без непрерывного развития личности как целенаправленного изменения. Поэтому результативный менеджер должен научиться управлению собой. Для этого следует овладеть знаниями, умениями и некоторыми практическими навыками не только менеджера, но и самообразования (учения) и обучения других (подчиненных, например).

       Необходимость постоянного перестраивания организации (с учетом конкурентного окружения и внутренних факторов деятельности) расширяет понимание сути стратегических изменений в организации. Можно утверждать, что они представляют единый процесс самообучения персонала и организации как суммы компетенций (способностей) членов ее персонала. Следовательно, обучение и работа должны стать синонимами в непрерывно изменяющейся организации. Такая цель расширяет традиционный состав ролей менеджера. Образно говоря, руководитель должен быть не только капитаном "корабля-организации", его штурманом, определяющим направление, рулевым выдерживающим курс, механиком, дающим энергию движения, боцманом, управляющим людьми, но и проектировщиком или реконструктором изменений.

       Подобная ситуация управления усиливает также функцию лидера-учителя, наставника и организатора обучения персонала. Специфика образовательного процесса в быстро меняющемся мире требует применения моделей опережающего типа. Они позволяют организовать творчески-генеративное инновационное обучение в направлениях идеального видения будущего состояния организации, умения предвидения и реализации упреждающих действий целевого типа.

       Такие модели служат целями новых методологий образования и управления организацией. В течение 16 - 20-го веков преобладали технологии и методы обучения, предполагавшие прямую трансляцию знаний от учителя к ученику без создания "желаемых" образов внешнего мира на основе адаптивно-родственного копирования опыта и стандартно-рациональных решений. Создание культуры самообучения позволяет отказаться от внешних консультантов-учителей.

       Дидактика (часть педагогики, посвященная обоснованию организационных форм, принципов и методов обучения) традиционного типа позволяет готовить хороших специалистов для репродуктивной (копирующей) деятельности (Тихомиров В.П., 1998 г.). Соединение обучения и учения (самостоятельной работы) в лучшем случае обеспечивает усвоение (запоминание) материала. За это в отечественной практике обычно выставляется оценка "удовлетворительно". Хороший студент добивается уровня понимания (может сравнивать и выбирать предложения теории для тех или иных практических ситуаций). Отличная оценка выставляется за достижение уровня владения материалом (копирование знаний и умений, получаемых от преподавателя или из книги в наборе стандартных ситуаций). Однако этого недостаточно, чтобы стать эффективным и компетентным специалистом.

       Чтобы выжить и развиться в меняющемся мире подчиненные и менеджеры должны не только и не столько воспринимать тот или иной объем специальных знаний, информации, а включиться в управляемый процесс взаимодействия с внешним окружением. Если рассматривать отечественную практику обучения, либо системы управления организацией как динамические системы управления, то на их входе необходимы ответы на следующие принципиальные вопросы: как наши возможности и потребности соотносятся с их уровнем в развитых странах мира? готовы ли мы следовать за ними (или конкурировать) в переходе на принципы устойчивого развития в развитии человеческих ресурсов, других видах деятельности? совпадают ли наши устремления в части идеального видения будущего?

       В процессе управления переходом в направлении видения разрабатываются и реализуются условия и параметры изменений, когда уже необходимо более реальное целеполагание с ответами на следующую группу вопросов: поддерживается ли устремления работников к обучению и полному раскрытию их потенциала? готовы ли мы к новому миропониманию в части ограничений по знаниям, культуре и другим ресурсам? что следует изменить в системе управления?

       На выходе системы управления организацией оцениваются результаты процесса обучения, самообучения и развития необходимо получить ответы на последнюю группу основных вопросов: что считать критериями успеха в процессе перехода к новому состоянию? каковы конкретные целевые задания, показатели, нормативы, свидетельствующие о достижении промежуточных и конечных измеряемых результатов процессов самообразования изменения? дает ли система менеджеров, способных эффективно изменять себя и персонал в направлениях видения организации?

       Системный подход в ответах на поставленные вопросы позволит отойти от современной наиболее общей модели решения проблем образования и развития организации: "настоящее определяется прошлым, а будущее следует из прошлого и настоящего". Более эффективна, как представляется, модель футуристическая (противоположной направленности): "настоящее в своем состоянии зависти от прошлого, а в развитии определяется целевыми ориентирами будущего".

       В отношении образования и менеджмента последний вывод означает, что главная информация находится не на "входе" системы (набор изучаемых дисциплин, внешние и внутренние факторы текущего состояния деятельности), а на ее "выходе". То есть важно получить ответ на вопрос: как впишется обучаемый, менеджер, организация в среду окружения их деятельности? При этом преподаватель и менеджер должны организовать процесс продвижения обучаемого и организации в направлениях большего согласования их видения и целей.

           

Задание 1. Ответьте на три группы указанных выше вопросов, рассматривая как динамическую систему Вашу организацию. Какова связь менеджмента и обучения? Определите Ваше начальное понимание элементов схемы на рис. 1.

 

       Взаимосвязь и состав разделов пособия представлен на структурно-логической схеме дисциплины (рис. 1). Если начать с нижнего правого угла рисунка и двигаться по часовой стрелке, можно "вертолетно" представить основные темы. Это полезно в начале изучения и при повторении материала.

 

Рис. 1. Графическое представление содержания дисциплины и пособия (структурно-логическая схема)

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 207.