Глава 3. Мероприятия по совершенствованию проблемы и улучшению работы предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Получение прибыли является одной из главных задач, стоящих перед любым производственным предприятием, т.к от величины этого показателя во многом зависит финансовая устойчивость, платежеспособность и возможность дальнейшего развития организации. В условиях рыночной конкуренции на величину прибыли, получаемой предприятием, влияет множество факторов, своевременный учет и эффективное управление которыми позволяет максимизировать или достигать запланированный уровень ее величины.

В условиях использования системы "директ-костинг" основными источниками резервов увеличения суммы прибыли являются увеличение объема реализации, повышение качества товарной продукции, структура производства и реализации и снижение себестоимости продукции с учетом деления издержек на постоянные и переменные (см. рисунок 11).

Факторы максимизации прибыли первого и второго уровня, представленные на рисунке 11, являются внутренними, зависящими от деятельности самого предприятия. Однако существуют еще и так называемые факторы внешней среды; к ним относятся можно отнести уровень инфляции в стране, налоговую политику государства, структуру и конъюнктуру рынка. Их тоже целесообразно учитывать при управлении финансовыми результатами.


Рисунок 11 - Основные направления поиска резервов роста прибыли

 

Мероприятия, направленные на максимизацию прибыли в системе "директ-костинг", должны охватывать все важные стороны хозяйственной деятельности предприятия. Для обеспечения комплексности разрабатываемых мер сгруппируем их по трем направлениям - производственно-технические, организационные и экономические - и представим их взаимосвязь в виде схемы (см. рисунок 12).


 

Рисунок 12 - Мероприятия по максимизации прибыли

 

Как показал факторный анализ, в системе "директ-костинг" большое влияние на величину получаемой прибыли оказывает объем производства, т.к при его увеличении на предприятии возникает "эффект масштаба" вследствие перераспределения постоянных издержек. Именно на достижение этой задачи направлены мероприятия производственно-технического характера:

мероприятия по ускорению научно-технического прогресса - модернизация старого или приобретение нового, автоматизированного оборудования. Известно, что одна из важнейших тенденции НТП в современном машиностроении - повышение мощности и производительности машин и оборудования, что непременно сопровождается сравнительным снижением их чистого и относительного веса, повышением их качества и снижением удельных эксплуатационных расходов, а главное - ростом производительности труда;

мероприятия, направленные на внедрение новых технологий, экономичных видов процессов производства, использование которых позволяет более эффективно использовать фонд работы оборудования и т.д.

Мероприятия организационного характера также направлены на увеличение объемов производства и реализации продукции, однако в них заложены еще и резервы снижения удельной себестоимости. Они включают в себя:

мероприятия по повышению эффективности работы вспомогательных и обслуживающих хозяйств предприятия, в частности внедрение системы планово-предупредительных ремонтов, комплексное и согласованное функционирование которой позволит сократить число внеплановых простоев оборудования, вызванных его поломкой;

совершенствование материально-технического снабжения предприятия, в частности внедрение системы "точно-в-срок". Данное мероприятие позволит существенно сократить потребность в складских помещениях, своевременно и бесперебойно обеспечивать производство необходимыми материалами и комплектующими, что соответственно повлечет за собой сокращение простоев оборудования и рост объемов производства;

мероприятия по совершенствованию системы сбыта включают в себя поиск новых каналов распределения и сбыта производимой продукции (например, создание сети торговых домов), эффективную рекламу, поиск розничных клиентов, разработку ценовой политики (возможна разработка гибкой системы скидок) и т.д. Данные мероприятия нацелены на увеличения объемов продаж, что является наиболее существенным фактором максимизации прибыли;

увеличение доли высокорентабельной продукции предполагает частичный отказ от изготовления одних видов для перераспределения производственных сил в сторону продукции, приносящей большую прибыль на единицу вложенных средств;

переход на сдельную систему оплаты труда позволит более эффективно мотивировать персонал предприятия на повышение производительности, что соответственно повлечет за собой увеличение объема производства. Однако при этом возникает вероятность повышения уровня брака и общего снижения качества, что недопустимо в условиях конкуренции.

Комплекс экономических мероприятий также направлен на использование резервов увеличения объемов производства и реализации продукции, снижение удельной себестоимости:

даже незначительное увеличение цены на продукцию позволит предприятию получить большую прибыль при установленном уровне затрат. При этом необходимо отметить, что такая мера должна быть экономически обоснована и подкреплена повышением уровня качества выпускаемой продукции;

совершенствование конструкции изделия и изменение норм расходов и отходов позволит сократить материалоемкость продукции, что при стабильной производительности труда и эффективной загрузке оборудования приведет к увеличению объемов производства и т.п.







Заключение

 

В данной курсовой работе был проведен комплексный анализ хозяйственной деятельности производственного предприятия за трехлетний отчетный период, рассмотрены основные показатели его работы и более детально проанализирована проблема формирования и управления прибылью.

Первая глава работы была посвящена общефирменному анализу ФГУП "Уральский Электрохимический Комбинат", который показал достаточно устойчивое его положение на российском рынке. Внешняя среда предприятия относительно благоприятна для развития организации и достижения стратегических целей. Однако анализ основных технико-экономических показателей позволяет сделать вывод, что внутренние факторы предприятия могут препятствовать расширенному воспроизводству. В анализируемом периоде наблюдается общее увеличение эффективности работы предприятия, вызванное рациональным использованием трудовых ресурсов и основных средств. В результате очевиден спад такого обобщающего показателя работы организации, как издержкоемкость, наблюдается рост объемов производства и реализации. Такое положение предприятия вызвало необходимость более детального изучения его деятельности, а в частности такого обобщающего показателя ее эффективности, как прибыль.

Во второй главе был проведен факторный анализ прибыли, получаемой предприятием, согласно традиционной методике, т.е. на основе затратного метода ее формирования. Однако опыт зарубежных стран, свидетельствующий об эффективности использования маржинального метода при анализе финансовых результатов, обосновал необходимость внедрения на рассматриваемом предприятии системы "директ-костинг". Сравнительное исследование двух вышеобозначенных методик позволил сделать вывод, что при анализе прибыли по системе, предполагающей деление затрат на постоянные и переменные, значительно повышается эффективность учета и анализа финансовых результатов предприятия, появляется возможность управления ими. Это обеспечивается более полным учетом взаимосвязи между показателями и точным измерением влияния небольшого круга наиболее важных факторов.

Третья глава курсовой работы была посвящена выявлению резервов максимизации прибыли при ее анализе в рамках системы "директ-костинг", разработке комплекса мероприятий для более эффективного формирования прибыли на предприятии. Все мероприятия были сгруппированы в три группы - организационные, технические и экономические - и более детально рассмотрены в рамках каждой из них. При этом следует отметить, что управленческие решения, приводящие к увеличению величины прибыли в рамках методики маржинального анализа существенно отличаются от традиционного подхода, несмотря на то, что они преследуют одну и ту же цель.

В заключении необходимо отметить важность анализа хозяйственной деятельности для любого предприятия, функционирующего в рамках рыночной экономики. Только точный учет и комплексная аналитическая работа может позволить своевременно принимать управленческие решения и вносить коррективы в работу организации, что чрезвычайно важно для эффективной деятельности в условиях рыночной конкуренции.



Список литературы

 

1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. - М.: Дело и сервис, 2002.

2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под ред. В.И. Стражева. Мн.: Вышэйшая школа, 2002.

3. Баев И.А., Варламова З.Н., Васильева О.Е. и др. Экономика предприятия: Учебник для вузов.4-е изд. / Под ред. акад.В.М. Семенова. - СПб: Питер, 2006.

4. Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2001.

5. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004. .

6. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: БГЭУ, 2003.

7. Журавлев В.В., Савруков Н.Т. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий. Конспект лекций. ЧИЭМ СП6ГТУ. Чебоксары, 2001.

8. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.

9. Кравченко Л.И. Анализ финансового состояния предприятия. Мн.: ПКФ "Экаунт", 2004.

10. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. М.: ДИС, 2001.

11. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. Пособие для Вузов / под ред. проф. Н.П. Любушина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

12. Маркин Ю.П. Анализ внутрихозяйственных резервов. М.: Финансы и статистика, 2001.

13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. - Минск: ООО "Новое знание", 2000.

14. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. (Краткий курс): Учеб. пособие / - М.: ИНФРА-М, 2001.

15. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000.

16. Скамай М.Д., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007, 296-с. - Высшее образование.

17. Скоун Т. "Управленческий учет". - М.: Изд-во ЮНИТИ, 2005.

18. Хеддевик К. Финансово-экономический анализ деятельности предприятий. - М.: Финансы и статистика, 2001.

19. Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп., 2006.

20. Экономика предприятия / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандора. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.



Приложения

 

Приложение 1

 

 

"Организационная структура комбината"

 


Приложение 2

 

Макроокружение ФГУП "Уральский Электрохимический Комбинат"

Фактор макроокружения

Влияние на развитие предприятия

способствует (+) затрудняет (-)
1 Стабильность в обществе Способствует развитию, поскольку стабильность в обществе лежит в основе развития атомной промышленности страны.  
2 Нормативно-правовая база Способствует развитию в том случае, если она носит поддерживающий характер (текущее законодательство в области открытой для предприятий кредитной политики, льгот по налоговым платежам и т.д.) Затрудняет, если нормативно-правовая база направлена на сдерживание развития предприятий
3 Уровень инфляции   Достаточно высокий уровень инфляции в стране затрудняет развитие предприятия, т.к инфляционные процессы приводят к обесцениванию денег и росту цен
4 Объем выпускаемой продукции Большой объем продукции гарантирует предприятию большую величину прибыли, т.к наблюдается "эффект масштаба" (очевидна экономия на постоянных издержках)  
5 Уровень безработицы Способствует развитию, т.к это позволит уменьшить издержки производства за счет снижения уровня оплаты труда. Кроме того, это даст возможность привлечения к процессу производства наиболее квалифицированных специалистов Высокий уровень безработицы является причиной сокращения доходов населения, в результате чего спрос на продукцию также сократится.
6 Процентные ставки Низкие процентные ставки способствуют развитию предприятия, т.к заемные средства высвобождают часть собственных финансов Высокие процентные ставки затрудняют развитие, поскольку расширенное воспроизводство за счет собственных источников финансирования не всегда возможно, а т.к проценты по заемным средствам относятся на себестоимость продукции, то конкурентоспособность предприятия заметно снижается
7 Уровень образования Высокий уровень образования способствует развитию предприятия, т.к высококвалифицированный персонал расширяет возможности предприятия внедрять в процесс производства более совершенные технологии и тем самым повышать его эффективность Низкий образовательный уровень персонала затрудняет развитие предприятия, т.к может возникнуть несоответствие между квалификацией работ и персонала, что повысит уровень брака на предприятии
8 НТП в сфере производства НТП в сфере производства способствует внедрению на предприятии более совершенные технику и технологию, что положительно отразится на качестве и конкурентоспособности выпускаемой продукции  
9 НТП в социальной сфере Способствует развитию предприятия, т.к улучшение социальных условий труда положительно отразится на эффективности производства  

 


Приложение 3

 

Матрица SWOT-анализа

Возможности 1. Расширение спроса на продукцию предприятия 2. Совершенствование форм управления 3. Развитие сервисного обслуживания 4. Совершенствование технологий производства 5. Выявление новых потребностей потребителей Угрозы 1. Усиление основных конкурентов 2. Возможное уменьшение емкости целевого рынка 3. Повышение цен на энергоресурсы 4. Ужесточение законодательства 5. Изменение уровня цен 6. Скачки иностранной валюты 7. Рост налогов и пошлин
Сильные стороны 1. Высокий уровень квалификации персонала 2. Проверенные и надежные поставщики сырья и материалов 3. Высокий технологический уровень продукции, унификация и стандартизация продукции 4. Высокий уровень контроля качества 5. Достаточная известность "Сила и возможности" достаточная известность предприятия на отечественном и зарубежном рынках будет способствовать выходу на новые рынки сбыта продукции; высокий технологический уровень выпускаемой продукции и развитие сервисного обслуживания обеспечат предприятию долгосрочные конкурентные преимущества; "Сила и угрозы" высокий уровень качества выпускаемой продукции позволит сгладить повышение себестоимости вследствие увеличения затрат на энергоресурсы;  
Слабые стороны 1. Высокая степень износа оборудования (до 60% по отдельным группам) 2. Негибкая система работы с клиентами 3. Недостатки в рекламной политике 4. Выпуск дорогостоящей продукции 5. Зависимость от государственных заказов. "Слабость и возможности" преобладание устаревшего оборудования создают затруднения при переходе на производство новых изделий, увеличивают величину брака, что делает продукцию менее конкурентоспособной; плохая рекламная политика создает затруднения при выходе на новые рынки. обеспеченность государственными заказами "Слабость и угрозы" уменьшение емкости рынка в сочетании с недостатками в технологии, управлении, низким уровнем сервиса может привести к ослаблению позиций предприятия на рынке; неполная загруженность производственных мощностей при росте темпов инфляции и скачков в курсах валют может привести к банкротству

 




Дата: 2019-07-24, просмотров: 176.