Уменьшение громкости
Голос затихает в фразах которые настолько длинны, что к тому времени, когда говорящий добирается до их финала, у него редко хватает сил на то, чтобы сохранить дыхание. Результатом является «проглатывание» последней части предложения.
Решение: не ослабляйте ваш голос к концу предложений и делайте их не слишком длинными.
Бормотание
Бормотание по большей части возникает, когда инструктор не уверен в том, что он говорит, и поэтому хочет, чтобы его услышало как можно меньшее число людей.
Решение: или проверяйте ваши факты, или избегайте сомнительных тем.
Нечленораздельная речь
Нечленораздельной речь становится, когда говорящий:
- опускает слова и/или звуки,
- выстраивает все слова в одно длинное предложение.
- когда инструктор чувствует себя неуютно и стремится поскорее очутиться в более комфортных условиях,
- когда изложение информации становится совершенно невразумительным, но это все же лучше, чем обрывать его на полуслове.
Решение: сознательно замедлить темп речи и сконцентрироваться на своей дикции. Правда, это на несколько минут продлит ваши мучения, но эта небольшая жертва приведет к вполне приемлемому качеству сообщения.
Таким образом, чтобы преодолеть фонетический барьер непонимания речи, педагогам необходимо работать над собой, не только осваивая способы эффективной вербализации, но и постоянно задумываясь над тем, как произнести слова и фразы, как грамотно расставить акценты, ударения, выбрать необходимый темп и тембр речи.
Теперь рассмотрим языковые средства, применяемым для описания собственно языка. Поговорим о приемах и словах, позволяющих оказывать влияние на других людей, убеждать их, склонять к своей точке зрения.
Материал для методической разработки упражнения
По развитию умений невербальной коммуникации
Цель: развитие чувствительности к невербальным средствам коммуникации, осознание их значения и совершенствование навыков
Упражнение «Приветствие»
Обсудить с участниками важность приветствия при встрече, вспомнить, различные способы приветствия, возможность отражения своего отношения к человеку в способе приветствия.
Инструкция: перемещаясь свободно по помещению подойти поочередно ко всем участникам и поприветствовать, выразить свое отношение в нему, используя возможности мимики, жестов, пантомимы (движения тела).
Вопросы для рефлексии:
Что вы узнали о себе?
Почему сделали такой вывод?
Упражнение 1. «Контакт глаз»
Инструкция: Участники должны образовать внутренний и внешний круги с одинаковым количеством человек, т.е. образовать пары. участники внешнего круга должны в течение 5 секунд смотреть друг на партнера, не отводя взгляда, передать выражение взгляда в соответствие с заданием: веселый, грустный; строгий (жесткий), мягкий; спокойный, напряженный взгляд. Участники внутреннего круга должны определить выражение глаз товарищей.
Взгляд: грустный; строгий (жесткий), мягкий; спокойный, напряженный.
Вопросы для обсуждения:
Каким чаще всего бывает ваш взгляд?
Помогает он или мешает в общении с людьми?
Упражнение 2. «Сообщение»
Инструкция: попарно разыграйте следующую ситуацию.
Ситуация: во время ответа ученика в класс заглядывает учитель, которому необходимо срочно сообщить некоторую информацию своему коллеге, не прерывая урока и не заходя в класс (не показываясь детям).
С помощью жестов и мимики выразите:
1. просьбу выйти в коридор на минуту;
2. свою готовность подождать его в учительской до перемены;
1. требование директора зайти к нему после урока;
2. желание родителей учащегося переговорить с ним и т. д.
Исполняющий роль учителя на уроке должен показать, что понял партнера, попросить подождать, пока ученик не закончит ответ, сообщить, что готов выполнить просьбу, или объяснить отказ.
Вопросы для рефлексии:
1. Объясните свой выбор.
2. Какие трудности испытывали?
Дата: 2019-07-24, просмотров: 215.