Акустическая система | |
Экстралингвистика (не связанная со словами характеристика речи) | Паралингвисика (не связанная со смыслом слов их звуковая характеристика) |
Паузы. Манера говорения Кашель. Вздох. Смех. Плач. Назализации. | Громкость. Темп. Тембр. Высота. Интонация |
Паралингвисика
Громкость
Если у вас есть о чем сказать, у вас есть нечто, что другим будет полезно услышать, вашим девизом должна стать такая фраза: «Встать, высказаться, умолкнуть».
Используйте свой голос, чтобы привлечь к себе внимание группы. Это не значит, что вы должны кричать. Быть агрессивным — не то же самое, что быть сильным. (Можно вызвать интерес, говоря чуть громче, чем шепотом. Если ваш голос едва слышен, группе необходимо слушать очень внимательно, чтобы узнать, что вы хотите сказать.)
Известно и другое: если человеку что-либо объяснять слишком громко - на повышенных тонах, это почти сразу же блокирует понимание. С точки зрения психологов причина непонимания здесь заключается в следующем. Все внимание человека, на которого направлен поток возмущенных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а на отношении говорящего к партнеру. В результате (как защитная реакция) происходит сдвиг внимания, который блокирует анализаторскую деятельность мозга, и адресованные собеседнику слова им не осознаются — понимание заблокировано.
Путь. Достигнуть нужного уровня громкости не всегда легко. Когда вы говорите, вы находитесь ближе всех присутствующих к источнику звука, и это может искажать ваше восприятие громкости. Важно подстраивать громкость в соответствии с условиями. Используйте следующий механизм: определяя громкость речи, посмотрите на последний ряд участников, а не на тех, кто сидит прямо перед вами. В результате ваш голос будет формироваться так, чтобы соответствовать размерам помещения, и звук будет разноситься, слышимый всей аудитории.
Темп речи
Вспомним, что мозг перерабатывает информацию гораздо быстрее, чем язык может ее воспроизвести. Средняя скорость человеческой речи составляет около ста пятидесяти слов в минуту. Выигрыш от этого состоит в том, что пока собранная для сообщения информация передается, мозг легко может использовать свою способность думать о других вещах — о выходных, о погоде или о завтраке. Если эта умственная прогулка сводится к минимуму, это говорит о правильности выбранного темпа речи. Если темп слишком медленный и размеренный, создается впечатление, что инструктор планирует свой курс по мере того, как говорит, что едва ли содействует возникновению доверия. (Стоит некоторое время поговорить таким образом, и группа, вдохновленная примером инструктора, будет усыплена.)
Количеством произносимых в минуту слов определяется темп речи: медленный составляет 80—100 слов в минуту, средний — 120—140 слов в минуту, быстрый темп — 160—180 слов в минуту.
Слишком быстрая речь (до 200 слов в минуту) особенно с нечеткой артикуляцией часто создает ощущение неуверенности и спешки, ассоциируется с низким социальным статусом говорящего, который боится, что его не дослушают. Слишком быстрая речь затрудняет восприятие и осмысление материала.
Медленную речь принято считать признаком солидности, уверенности; именно так предпочитают выступать многие менеджеры и политики.
Однако слишком замедленная речь, задержка на отдельных словах, заикание раздражают слушателей.
С другой стороны, если темп слишком велик, результаты будут очень похожими. Слишком много информации, слишком большая продолжительность по времени — и разум прекращает попытки разгрести массивы данных и просто выключается.
Путь - поддерживать баланс — значит думать о сообщаемой информации.
Новые или сложные идеи следует излагать в медленном, равномерном темпе, чтобы члены группы могли регистрировать информацию и успевать понимать, что вы говорите.
Когда сообщаемая информация является базовой либо содержит уже известные факты и установочные вопросы, можно говорить в более быстром темпе.
Одной из опасностей, кроющихся в медленном темпе, является тенденция к появлению назидательных интонаций. Не позволяйте своим словам превращаться в поучения.
Другие факторы, влияющие на темп речи и рекомендации:
— Количество участников. Чем больше участников, тем больше времени продлится продвижение ваших замечаний и регистрация реакций участников. Отсюда правило: «Чем больше пространства, тем медленнее темп». По мере увеличения количества членов группы вы будете бессознательно замедлять темп преподнесения информации для проверки реакции аудитории на ваши сообщения.
Нервы. Эмоциональное напряжение приводит к возникновению стремления завершить все это как можно быстрее. Чем больше напряжение, тем быстрее становится речь.
Интерес. В зависимости от того, какой интерес вы испытываете к той теме, о которой говорите, ваша речь замедлится или соответственно ускорится. Чем больше вы испытываете энтузиазма, тем быстрее становится ваша речь (хотя эта скорость часто компенсируется большей продолжительностью времени, посвящаемого этой теме).
Время. При наличии достаточного времени может появиться стремление к бесцельному блужданию по всему вашему материалу. В большинстве случаев, однако, вы будете соревноваться со временем и мчаться вперед.
Если времени для изложения всей информации не хватает, урежьте ее. Структурируйте свои заметки, чтобы позволить легко проскочить несущественную информацию (или информацию, которую группа «может знать», согласно нашей классификации — см. главу 3). Если вы пытаетесь дать всю информацию с удвоенной скоростью, все, чего вы добьетесь, это уменьшение в два раза степени понимания участников.
Интонация
Многие ораторы грешат тем, что говорят слишком монотонно, то есть с одной интонацией. На самом деле, никто не может общаться, используя только один тон, и даже в простейшей беседе будет задействовано от десяти до двадцати различных нот.
Причины монотонности речи и рекомендации
Может случиться, что из-за постоянного пересказывания одного и того же и использования речевых штампов педагог (инструктор в тренинге) потерял те высокие и низкие нотки, которые совершенно естественны, когда слова льются непроизвольно.
В некоторых случаях это умышленный стиль рассказчиков, которые чувствуют, что, слишком выразительно говоря на серьезную тему, они могут сделать ее чересчур драматичной. Какой бы ни была логика, последствия могут быть не самыми лучшими. Варьирование интонации помогает удерживать интерес.
Во многих случаях эти изменения не преднамеренны, а являются результатом стресса. Напряжение в теле проявляется в напряжении голосовых связок. Они сокращаются, и «натянутые» связки вызывают такие знакомые явления, как «задушенный» голос или его смущенное дрожание. Когда вы устаете, происходит обратное явление: связки удлиняются и слабеют. Решить проблему можно, осознав причины, лежащие в основе этих изменений интонации, и то, как такие изменения влияют на группу.
Умение выбрать адекватный эмоциональный тон речи
Выбор интонации, тональности изложения — вещь непростая и тонкая. Критерием оценки должен выступать контекст: необходимо проверить, органично ли вписываются эмоциональный и рациональный моменты при выражении мысли.
Голосовые интонациидолжны быть адекватными цели коммуникации, особенностям слушателей и обстановке разговора.
Самооценка инициатора общения воздействует на выбранную тональность.
Учитывая вышеперечисленные факторы, поясним, как происходит выбор того или иного тона:
• менторский тон годится для поучений, подчеркивания разницы в социальном, служебном положении собеседников;
• одухотворяющий тон призван вселять веру в успех дела, подбадривать партнера;
• конфронтационный тон провоцирует на возражение, включение психологической защиты в различных формах;
• информационный тон считается вентральным носителем определенных сведений, восстановителем необходимого материала, 'упущенного, забытого в ходе общения.
В зависимости от ситуации тон может быть вопросительным, повелительным, просительным, но, прежде всего, соответствовать содержанию информации.
Паузы
Очень эффективна бывает пауза — в нужный момент и в нужном месте. Паузы прерывают поток речи. Они же выполняют психологические функции: усиливают внимание, подчеркивают сказанное и помогают сделать передышку.
Сила паузы, в целом, недооценивается рассказчиками. Некоторые из величайших ораторов научились искусству молчания, а у актеров от этого умения зависит заработок.
Паузы перед кульминационным пунктом — изюминка любого анекдота, и такую же роль она играет в разговоре с любой группой людей.
Многие инструкторы, однако, чувствуют себя неловко при использовании пауз, потому что считают, что пауза может способствовать созданию впечатления нервозности или нерешительности. В большинстве случаев эти страхи необоснованны, при условии, что паузы не являются без надобности затянутыми.
Своевременное использование пауз позволяет группе оценить важность сказанного, а также бывает очень полезным в целом ряде случаев:
Перед тем, как начать говорить. Пауза позволяет вам выиграть время и собраться с мыслями, а группе — подготовиться к восприятию жемчужин мудрости
Вместо знака препинания.
Используйте паузу для структурирования речи или увеличения степени понимания: «Итак, есть два типа вопросов, которые мы можем задать (пауза). Это (пауза) вопросы для обучения (пауза) и вопросы для проверки (пауза)».
— Для усиления эффекта.
Когда вопрос имеет чрезвычайную важность, но его легко можно прослушать или понять неправильно, применение паузы в нужный момент может подчеркнуть значение. Например, больший эффект будет достигнут, если сказать: «В любом случае (пауза) вы не должны (пауза)„>, чем «В любом случае вы не должны...».
После спора.
Если был задан некий вопрос или ваша речь была прервана, пауза после ответа на вопрос символизирует, что сейчас вопрос закрыт и вы возвращаетесь к исходной дискуссии.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 299.