Тема «Невербальная коммуникация в профессионально-педагогическом общении»
Кол-во часов: 2 часа.
Дидактические единицы: невербальная коммуникация (особенности, функции, каналы), паралингвистика, проксемика, кинесика
Вопросы для обсуждения.
1. Каковы особенности и функции невербальной коммуникации? (При ответе приведите примеры-иллюстрации).
2. Каковы основные каналы невербальной коммуникации и их возможности в построении эффективного общения (дайте характеристику и приведите примеры):
– паралингвистика (звуковая характеристика, не связанная со смыслом слов): темп, тембр, высота, громкость, интонация;
– кинесика (выразительные движения): визуальный контакт (направление движения, дли на паузы, частота контакта); экспрессивно-выразительные движения (жесты, мимика, поза, походка);
– проксемика (пространственная близость к партнеру): ориентация в пространстве, дистанция.
3. Каковы возможности интерпретации невербального поведения при построении эффективного общения? (при ответе осуществить демонстрацию примеров).
4. Каковы проблемы построения невербальной коммуникации педагога и руководителя тренингового занятия и способы их преодоления?
Темы докладов (сообщения при ответе на вопрос 2):
1. Паралингвистика и ее возможности в построении эффективного общения
2. Кинесика и ее возможности в построении эффективного общения
3. Проксемика и ее возможности в построении эффективного общения.
4. Проблемы построения невербальной коммуникации педагога и руководителя тренингового занятия и способы их преодоления
Собеседование 1.
Код контролируемой компетенции – ПК-27.
Тема практического занятия «Невербальная коммуникация в профессионально-педагогическом общении».
Вопросы для обсуждения.
1. Каковы особенности и функции невербальной коммуникации?
2. Каковы основные каналы невербальной коммуникации, их специфика и взаимосвязь?
3. Каковы возможности средств паралингвистики в построении эффективного общения?
4. Каковы возможности средств кинесики в построении эффективного общения?
5. Каковы возможности средств проксемики в построении эффективного общения?
6. Каковы возможности интерпретации невербального поведения для установления успешного общения субъектов образовательной среды?
7. Каковы проблемы построения невербальной коммуникации педагога и руководителя тренингового занятия и способы их преодоления?
Критерии оценки:
3 балла – выставляются студенту, если он принимает активное участие в обсуждении большинства вопросов, свободно ориентируется в теоретическом материале с учетом предложенных источников, владеет научной терминологией ясно, четко излагает свое мнение; дает самостоятельный, полный, точный, логичный аргументированный ответ с включением примеров из практики;
2 балла – выставляются студенту, если он принимает участие в обсуждении 2-3 вопросов, достаточно свободно ориентируется в теоретическом материале, владеет научной терминологией; ясно, четко, аргументированно излагает свое мнение;
1 балл – выставляются студенту, если он принимает однократное участие в обсуждении одного из вопросов темы с полной опорой на подготовленный материал; характерны неточности в использовании научной терминологии; подменяет научное обоснование рассуждениями практически-бытового характера;
0 баллов – выставляется студенту, если он не участвует в обсуждении вопросов.
Основная литература
1. Панфилова, А.П. (Альвина Павловна) Тренинг педагогического общения М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 336с.
2. Аллан Пиз. Язык телодвижений. – М. : Ай-Кью, 1995. – 258с.
3. Смирнова Е.Е. Психологи общения С.147-180.
Дополнительная литература
Гонранчук, В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий – СПб.: Издательский дом «Нева»: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003. – 288с. С.61-91.
Девид Ли. Практика группового тренинга. – СРб.: Питер, 2002. – 224с. 125 – 133.
Куницина, В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов /В.Н. Куницина, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. – СПб.: «Питер», 2001.
Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения / Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.
Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. /В.Ю.Питюков. – М.: «Гном и Д», 2001.
Рай Л. Развитие навыков эффективного общения. – СПб.: Питер, 2002. – 288с.31 – 36.
Рогов, Е.И. Психология общения /Е.Н.Рогов. – М. ВЛАДОС, 2003.- 336с.; С.80-138.
Сидоренко, Е.В, Тренинг коммуникативной компетентности /Е.В.Сидоренко.- СПб.: Речь, 2002.
Л.Д.Столяренко. Основы психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 672с.; С..400-403.
Учебно-исследовательские задания при подготовке к занятию
Задание 1. Таблица «Интерпретация невербального поведения»
Определите характеристики невербального поведения с использованием различных паралингвистических и оптических средств и их интерпретации.
1.1 Заполните таблицу по предложенному образцу.
Ка-нал | Описание | Интерпретация |
Контакт глазами | Прищуренные глаза | Подозрение |
Телодвижения | Почесывание шеи | Несогласие, сомнение, неуверенность |
Жесты | Потирание рта | Ложь |
паралингвистика | Ускорение темпа речи | Волнение |
Материал для самоподготовки
Жесты и телодвижения.
Существует прямая зависимость между социальным положением человека, его престижем и количеством жестов и телодвижений, которыми он пользует: жестикуляция и телодвижения становятся беднее.
Исследования в области лингвистики показали, что существует прямая зависимость между социальным статусом, властью и престижем человека и его словарным запасом. Чем выше социальное или профессиональное положение человека, тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз.
С возрастом может меняться быстрота некоторых жестов и их очевидность. Например, жест прикрывания рта рукой при обмане: ребенок сразу прикрывает рот одной или двумя ладошками (попытка задержать слова обмана), подросток слегка обводит пальцами линию губ, у взрослого жест видоизменяется (уклоняется ото рта), завуалированный жест – жест-прикосновение в области рта и носа.
Комплексный характер жестов. Н-р, непонимание: развернутые ладони, поднятые плечи, подняты брови.
Для распознавания правдивости информации важно установление конгруэнтности (соответствия) сказанного словами и невербальными сигналами организма.
Суженные зрачки, поднятая бровь или искривление уголка губ, испарина на лбу, румянец на щеках, учащенное моргание и др. – будут свидетельствовать об обмане. Человек, скрывающий правду, будет более эффективен, заняв положение, чтобы не было обзора его позы.
Для правильной интерпретации жестов важны совокупность жестов, их соответствие с другими проявлениями, а также контекст (учет ситуации)
Интерпретация жестов – См. Н.И. Шелихова Техника педагогического общения, С.29-32:
- прикрывание рта рукой - обман;
- прищуренные глаза – подозрение,
- почесывание шеи - несогласие (сомнение, неуверенность),
- оттягивание воротничка - ложь, разгневанность, расстройство (попросите повторить сказанное и обманщик может отказаться от продолжения хитрости);
- пальцы во рту – состояние сильного угнетения, потребность в одобрении и поддержки;
- подпирание ладонью щеки или подбородка – скука,
- постукивание пальцем по столу - нетерпение
Интерпретация положений головы:
- прямо – человек нейтрально относится к тому, что слышит;
- наклонена в сторону – пробудился интерес к информации (тому, что слышит или видит);
- опущенный подбородок – критическая иди враждебна поза (в сочетании со скрещенными руками).
Н-р, человек сидит со скрещенными ногами, крепко скрещенными на груди руками опущенной вниз головой – это может означать критическое (негативное) отношение к чему-либо в ситуации переговоров, но в холодный зимний день - означает то, что человек замерз.
Ситуация: ребенок что-то чертил на листочке, голова чуть наклонена, но в какой-то момент он поднимает голову и устремляет взгляд на вас. Что это значит? (он заинтересовался тем, что услышал)
Ситуация: во время вашего разговора, объяснения, ребенок сидит подпирая ладонью щеку, периодически постукивает пальцем по столу – ему скучно, он с нетерпением ждет конца.
Проксемика – расположение людей по отношению друг к другу во время общения; пространственная близость к партнеру.
Включает: дистанцию между партнерами и ориентацию в пространстве.
Основное правило в общении с людьми, если вы хотите, чтобы им было уютно: «Держи дистанцию!»
Проксемикой выделено несколько видов возможных дистанций между партнерами: интимная, личная, социальная и публичная.
1. Интимная (от 15 до 40-46 см), - из всех зон самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет, будто свою собственность. Человек разрешает проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, куда можно проникнуть посредством физического контакта, - это сверхинтимная зона.
2. Личная дистанция (45- 1,5 м), - это расстояние, которое обычно разделяет людей, находящихся в гостях, на официальных приемах и дружеских вечеринках. В этой зоне, в отличие от интимной, вербальное общение преобладает над невербальным. Именно здесь происходит обмен информацией, опытом и т.д.
3. Социальная зона (1,5 м – 4 м) - на таком расстоянии человек держится от посторонних людей.
В данной зоне общение носит формальный или официальный характер. В социальной зоне общается лектор с аудиторией, учитель на уроке (не зря нарушители дисциплины чаще всего сидят на последних партах).
4. Общественная (публичная зона (от 3,7 м - 4м) — если человек обращается к большой группе людей и не нуждается в непосредственном контакте с ней (оратор, артист на сцене), удобнее всего стоять именно а этом расстоянии от аудитории. В этой зоне как такового общения нет. Ведущая роль принадлежит средствам невербального общения — выразительности поз, жестов, интонации и пр.
Ситуация. Определите оптимальность пространственной зоны в ситуации: вы дружелюбно прикоснулись к руке (обняли) ребенка, с которым только что познакомились; ребенок улыбается, но чуть втянул голову в плечи и скосил взгляд в сторону.
Строгое соблюдение пространственной дистанции, в ситуациях, опасных для жизни ребенка (переход через дорогу).
Ситуация: педагог в ходе дисциплинарной беседы, желая смягчить резкость слов, делает шаг в сторону ребенка и кладет руку на его плечо, ребенок резко напряг тело и втягивает голову в плечи, взгляд направлен вниз. Вопрос: Что означает такое поведение? Как поступить педагогу?
Паралингвисика
Громкость
Если у вас есть о чем сказать, у вас есть нечто, что другим будет полезно услышать, вашим девизом должна стать такая фраза: «Встать, высказаться, умолкнуть».
Используйте свой голос, чтобы привлечь к себе внимание группы. Это не значит, что вы должны кричать. Быть агрессивным — не то же самое, что быть сильным. (Можно вызвать интерес, говоря чуть громче, чем шепотом. Если ваш голос едва слышен, группе необходимо слушать очень внимательно, чтобы узнать, что вы хотите сказать.)
Известно и другое: если человеку что-либо объяснять слишком громко - на повышенных тонах, это почти сразу же блокирует понимание. С точки зрения психологов причина непонимания здесь заключается в следующем. Все внимание человека, на которого направлен поток возмущенных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а на отношении говорящего к партнеру. В результате (как защитная реакция) происходит сдвиг внимания, который блокирует анализаторскую деятельность мозга, и адресованные собеседнику слова им не осознаются — понимание заблокировано.
Путь. Достигнуть нужного уровня громкости не всегда легко. Когда вы говорите, вы находитесь ближе всех присутствующих к источнику звука, и это может искажать ваше восприятие громкости. Важно подстраивать громкость в соответствии с условиями. Используйте следующий механизм: определяя громкость речи, посмотрите на последний ряд участников, а не на тех, кто сидит прямо перед вами. В результате ваш голос будет формироваться так, чтобы соответствовать размерам помещения, и звук будет разноситься, слышимый всей аудитории.
Темп речи
Вспомним, что мозг перерабатывает информацию гораздо быстрее, чем язык может ее воспроизвести. Средняя скорость человеческой речи составляет около ста пятидесяти слов в минуту. Выигрыш от этого состоит в том, что пока собранная для сообщения информация передается, мозг легко может использовать свою способность думать о других вещах — о выходных, о погоде или о завтраке. Если эта умственная прогулка сводится к минимуму, это говорит о правильности выбранного темпа речи. Если темп слишком медленный и размеренный, создается впечатление, что инструктор планирует свой курс по мере того, как говорит, что едва ли содействует возникновению доверия. (Стоит некоторое время поговорить таким образом, и группа, вдохновленная примером инструктора, будет усыплена.)
Количеством произносимых в минуту слов определяется темп речи: медленный составляет 80—100 слов в минуту, средний — 120—140 слов в минуту, быстрый темп — 160—180 слов в минуту.
Слишком быстрая речь (до 200 слов в минуту) особенно с нечеткой артикуляцией часто создает ощущение неуверенности и спешки, ассоциируется с низким социальным статусом говорящего, который боится, что его не дослушают. Слишком быстрая речь затрудняет восприятие и осмысление материала.
Медленную речь принято считать признаком солидности, уверенности; именно так предпочитают выступать многие менеджеры и политики.
Однако слишком замедленная речь, задержка на отдельных словах, заикание раздражают слушателей.
С другой стороны, если темп слишком велик, результаты будут очень похожими. Слишком много информации, слишком большая продолжительность по времени — и разум прекращает попытки разгрести массивы данных и просто выключается.
Путь - поддерживать баланс — значит думать о сообщаемой информации.
Новые или сложные идеи следует излагать в медленном, равномерном темпе, чтобы члены группы могли регистрировать информацию и успевать понимать, что вы говорите.
Когда сообщаемая информация является базовой либо содержит уже известные факты и установочные вопросы, можно говорить в более быстром темпе.
Одной из опасностей, кроющихся в медленном темпе, является тенденция к появлению назидательных интонаций. Не позволяйте своим словам превращаться в поучения.
Другие факторы, влияющие на темп речи и рекомендации:
— Количество участников. Чем больше участников, тем больше времени продлится продвижение ваших замечаний и регистрация реакций участников. Отсюда правило: «Чем больше пространства, тем медленнее темп». По мере увеличения количества членов группы вы будете бессознательно замедлять темп преподнесения информации для проверки реакции аудитории на ваши сообщения.
Нервы. Эмоциональное напряжение приводит к возникновению стремления завершить все это как можно быстрее. Чем больше напряжение, тем быстрее становится речь.
Интерес. В зависимости от того, какой интерес вы испытываете к той теме, о которой говорите, ваша речь замедлится или соответственно ускорится. Чем больше вы испытываете энтузиазма, тем быстрее становится ваша речь (хотя эта скорость часто компенсируется большей продолжительностью времени, посвящаемого этой теме).
Время. При наличии достаточного времени может появиться стремление к бесцельному блужданию по всему вашему материалу. В большинстве случаев, однако, вы будете соревноваться со временем и мчаться вперед.
Если времени для изложения всей информации не хватает, урежьте ее. Структурируйте свои заметки, чтобы позволить легко проскочить несущественную информацию (или информацию, которую группа «может знать», согласно нашей классификации — см. главу 3). Если вы пытаетесь дать всю информацию с удвоенной скоростью, все, чего вы добьетесь, это уменьшение в два раза степени понимания участников.
Интонация
Многие ораторы грешат тем, что говорят слишком монотонно, то есть с одной интонацией. На самом деле, никто не может общаться, используя только один тон, и даже в простейшей беседе будет задействовано от десяти до двадцати различных нот.
Причины монотонности речи и рекомендации
Может случиться, что из-за постоянного пересказывания одного и того же и использования речевых штампов педагог (инструктор в тренинге) потерял те высокие и низкие нотки, которые совершенно естественны, когда слова льются непроизвольно.
В некоторых случаях это умышленный стиль рассказчиков, которые чувствуют, что, слишком выразительно говоря на серьезную тему, они могут сделать ее чересчур драматичной. Какой бы ни была логика, последствия могут быть не самыми лучшими. Варьирование интонации помогает удерживать интерес.
Во многих случаях эти изменения не преднамеренны, а являются результатом стресса. Напряжение в теле проявляется в напряжении голосовых связок. Они сокращаются, и «натянутые» связки вызывают такие знакомые явления, как «задушенный» голос или его смущенное дрожание. Когда вы устаете, происходит обратное явление: связки удлиняются и слабеют. Решить проблему можно, осознав причины, лежащие в основе этих изменений интонации, и то, как такие изменения влияют на группу.
Умение выбрать адекватный эмоциональный тон речи
Выбор интонации, тональности изложения — вещь непростая и тонкая. Критерием оценки должен выступать контекст: необходимо проверить, органично ли вписываются эмоциональный и рациональный моменты при выражении мысли.
Голосовые интонациидолжны быть адекватными цели коммуникации, особенностям слушателей и обстановке разговора.
Самооценка инициатора общения воздействует на выбранную тональность.
Учитывая вышеперечисленные факторы, поясним, как происходит выбор того или иного тона:
• менторский тон годится для поучений, подчеркивания разницы в социальном, служебном положении собеседников;
• одухотворяющий тон призван вселять веру в успех дела, подбадривать партнера;
• конфронтационный тон провоцирует на возражение, включение психологической защиты в различных формах;
• информационный тон считается вентральным носителем определенных сведений, восстановителем необходимого материала, 'упущенного, забытого в ходе общения.
В зависимости от ситуации тон может быть вопросительным, повелительным, просительным, но, прежде всего, соответствовать содержанию информации.
Паузы
Очень эффективна бывает пауза — в нужный момент и в нужном месте. Паузы прерывают поток речи. Они же выполняют психологические функции: усиливают внимание, подчеркивают сказанное и помогают сделать передышку.
Сила паузы, в целом, недооценивается рассказчиками. Некоторые из величайших ораторов научились искусству молчания, а у актеров от этого умения зависит заработок.
Паузы перед кульминационным пунктом — изюминка любого анекдота, и такую же роль она играет в разговоре с любой группой людей.
Многие инструкторы, однако, чувствуют себя неловко при использовании пауз, потому что считают, что пауза может способствовать созданию впечатления нервозности или нерешительности. В большинстве случаев эти страхи необоснованны, при условии, что паузы не являются без надобности затянутыми.
Своевременное использование пауз позволяет группе оценить важность сказанного, а также бывает очень полезным в целом ряде случаев:
Перед тем, как начать говорить. Пауза позволяет вам выиграть время и собраться с мыслями, а группе — подготовиться к восприятию жемчужин мудрости
Вместо знака препинания.
Используйте паузу для структурирования речи или увеличения степени понимания: «Итак, есть два типа вопросов, которые мы можем задать (пауза). Это (пауза) вопросы для обучения (пауза) и вопросы для проверки (пауза)».
— Для усиления эффекта.
Когда вопрос имеет чрезвычайную важность, но его легко можно прослушать или понять неправильно, применение паузы в нужный момент может подчеркнуть значение. Например, больший эффект будет достигнут, если сказать: «В любом случае (пауза) вы не должны (пауза)„>, чем «В любом случае вы не должны...».
После спора.
Если был задан некий вопрос или ваша речь была прервана, пауза после ответа на вопрос символизирует, что сейчас вопрос закрыт и вы возвращаетесь к исходной дискуссии.
Уменьшение громкости
Голос затихает в фразах которые настолько длинны, что к тому времени, когда говорящий добирается до их финала, у него редко хватает сил на то, чтобы сохранить дыхание. Результатом является «проглатывание» последней части предложения.
Решение: не ослабляйте ваш голос к концу предложений и делайте их не слишком длинными.
Бормотание
Бормотание по большей части возникает, когда инструктор не уверен в том, что он говорит, и поэтому хочет, чтобы его услышало как можно меньшее число людей.
Решение: или проверяйте ваши факты, или избегайте сомнительных тем.
Нечленораздельная речь
Нечленораздельной речь становится, когда говорящий:
- опускает слова и/или звуки,
- выстраивает все слова в одно длинное предложение.
- когда инструктор чувствует себя неуютно и стремится поскорее очутиться в более комфортных условиях,
- когда изложение информации становится совершенно невразумительным, но это все же лучше, чем обрывать его на полуслове.
Решение: сознательно замедлить темп речи и сконцентрироваться на своей дикции. Правда, это на несколько минут продлит ваши мучения, но эта небольшая жертва приведет к вполне приемлемому качеству сообщения.
Таким образом, чтобы преодолеть фонетический барьер непонимания речи, педагогам необходимо работать над собой, не только осваивая способы эффективной вербализации, но и постоянно задумываясь над тем, как произнести слова и фразы, как грамотно расставить акценты, ударения, выбрать необходимый темп и тембр речи.
Теперь рассмотрим языковые средства, применяемым для описания собственно языка. Поговорим о приемах и словах, позволяющих оказывать влияние на других людей, убеждать их, склонять к своей точке зрения.
Упражнение «Приветствие»
Обсудить с участниками важность приветствия при встрече, вспомнить, различные способы приветствия, возможность отражения своего отношения к человеку в способе приветствия.
Инструкция: перемещаясь свободно по помещению подойти поочередно ко всем участникам и поприветствовать, выразить свое отношение в нему, используя возможности мимики, жестов, пантомимы (движения тела).
Вопросы для рефлексии:
Что вы узнали о себе?
Почему сделали такой вывод?
Упражнение 2. «Сообщение»
Инструкция: попарно разыграйте следующую ситуацию.
Ситуация: во время ответа ученика в класс заглядывает учитель, которому необходимо срочно сообщить некоторую информацию своему коллеге, не прерывая урока и не заходя в класс (не показываясь детям).
С помощью жестов и мимики выразите:
1. просьбу выйти в коридор на минуту;
2. свою готовность подождать его в учительской до перемены;
1. требование директора зайти к нему после урока;
2. желание родителей учащегося переговорить с ним и т. д.
Исполняющий роль учителя на уроке должен показать, что понял партнера, попросить подождать, пока ученик не закончит ответ, сообщить, что готов выполнить просьбу, или объяснить отказ.
Вопросы для рефлексии:
1. Объясните свой выбор.
2. Какие трудности испытывали?
Тема «Невербальная коммуникация в профессионально-педагогическом общении»
Кол-во часов: 2 часа.
Дидактические единицы: невербальная коммуникация (особенности, функции, каналы), паралингвистика, проксемика, кинесика
Вопросы для обсуждения.
1. Каковы особенности и функции невербальной коммуникации? (При ответе приведите примеры-иллюстрации).
2. Каковы основные каналы невербальной коммуникации и их возможности в построении эффективного общения (дайте характеристику и приведите примеры):
– паралингвистика (звуковая характеристика, не связанная со смыслом слов): темп, тембр, высота, громкость, интонация;
– кинесика (выразительные движения): визуальный контакт (направление движения, дли на паузы, частота контакта); экспрессивно-выразительные движения (жесты, мимика, поза, походка);
– проксемика (пространственная близость к партнеру): ориентация в пространстве, дистанция.
3. Каковы возможности интерпретации невербального поведения при построении эффективного общения? (при ответе осуществить демонстрацию примеров).
4. Каковы проблемы построения невербальной коммуникации педагога и руководителя тренингового занятия и способы их преодоления?
Темы докладов (сообщения при ответе на вопрос 2):
1. Паралингвистика и ее возможности в построении эффективного общения
2. Кинесика и ее возможности в построении эффективного общения
3. Проксемика и ее возможности в построении эффективного общения.
4. Проблемы построения невербальной коммуникации педагога и руководителя тренингового занятия и способы их преодоления
Собеседование 1.
Код контролируемой компетенции – ПК-27.
Тема практического занятия «Невербальная коммуникация в профессионально-педагогическом общении».
Вопросы для обсуждения.
1. Каковы особенности и функции невербальной коммуникации?
2. Каковы основные каналы невербальной коммуникации, их специфика и взаимосвязь?
3. Каковы возможности средств паралингвистики в построении эффективного общения?
4. Каковы возможности средств кинесики в построении эффективного общения?
5. Каковы возможности средств проксемики в построении эффективного общения?
6. Каковы возможности интерпретации невербального поведения для установления успешного общения субъектов образовательной среды?
7. Каковы проблемы построения невербальной коммуникации педагога и руководителя тренингового занятия и способы их преодоления?
Критерии оценки:
3 балла – выставляются студенту, если он принимает активное участие в обсуждении большинства вопросов, свободно ориентируется в теоретическом материале с учетом предложенных источников, владеет научной терминологией ясно, четко излагает свое мнение; дает самостоятельный, полный, точный, логичный аргументированный ответ с включением примеров из практики;
2 балла – выставляются студенту, если он принимает участие в обсуждении 2-3 вопросов, достаточно свободно ориентируется в теоретическом материале, владеет научной терминологией; ясно, четко, аргументированно излагает свое мнение;
1 балл – выставляются студенту, если он принимает однократное участие в обсуждении одного из вопросов темы с полной опорой на подготовленный материал; характерны неточности в использовании научной терминологии; подменяет научное обоснование рассуждениями практически-бытового характера;
0 баллов – выставляется студенту, если он не участвует в обсуждении вопросов.
Основная литература
1. Панфилова, А.П. (Альвина Павловна) Тренинг педагогического общения М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 336с.
2. Аллан Пиз. Язык телодвижений. – М. : Ай-Кью, 1995. – 258с.
3. Смирнова Е.Е. Психологи общения С.147-180.
Дополнительная литература
Гонранчук, В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий – СПб.: Издательский дом «Нева»: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003. – 288с. С.61-91.
Девид Ли. Практика группового тренинга. – СРб.: Питер, 2002. – 224с. 125 – 133.
Куницина, В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов /В.Н. Куницина, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. – СПб.: «Питер», 2001.
Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения / Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.
Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. /В.Ю.Питюков. – М.: «Гном и Д», 2001.
Рай Л. Развитие навыков эффективного общения. – СПб.: Питер, 2002. – 288с.31 – 36.
Рогов, Е.И. Психология общения /Е.Н.Рогов. – М. ВЛАДОС, 2003.- 336с.; С.80-138.
Сидоренко, Е.В, Тренинг коммуникативной компетентности /Е.В.Сидоренко.- СПб.: Речь, 2002.
Л.Д.Столяренко. Основы психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 672с.; С..400-403.
Учебно-исследовательские задания при подготовке к занятию
Задание 1. Таблица «Интерпретация невербального поведения»
Определите характеристики невербального поведения с использованием различных паралингвистических и оптических средств и их интерпретации.
1.1 Заполните таблицу по предложенному образцу.
Ка-нал | Описание | Интерпретация |
Контакт глазами | Прищуренные глаза | Подозрение |
Телодвижения | Почесывание шеи | Несогласие, сомнение, неуверенность |
Жесты | Потирание рта | Ложь |
паралингвистика | Ускорение темпа речи | Волнение |
Материал для самоподготовки
Дата: 2019-07-24, просмотров: 293.