Тема «Невербальная коммуникация в профессионально-педагогическом общении»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема «Невербальная коммуникация в профессионально-педагогическом общении»

Кол-во часов: 2 часа.

Дидактические единицы: невербальная коммуникация (особенности, функции, каналы), паралингвистика, проксемика, кинесика

Вопросы для обсуждения.

1. Каковы особенности и функции невербальной коммуникации? (При ответе приведите примеры-иллюстрации).

2. Каковы основные каналы невербальной коммуникации и их возможности в построении эффективного общения (дайте характеристику и приведите примеры):

– паралингвистика (звуковая характеристика, не связанная со смыслом слов): темп, тембр, высота, громкость, интонация;

– кинесика (выразительные движения): визуальный контакт (направление движения, дли  на паузы, частота контакта); экспрессивно-выразительные движения (жесты, мимика, поза, походка);

– проксемика (пространственная близость к партнеру): ориентация в пространстве, дистанция.

3. Каковы возможности интерпретации невербального поведения при построении эффективного общения? (при ответе осуществить демонстрацию примеров).

4. Каковы проблемы построения невербальной коммуникации педагога и руководителя тренингового занятия и способы их преодоления?

Темы докладов (сообщения при ответе на вопрос 2):

1. Паралингвистика и ее возможности в построении эффективного общения

2. Кинесика и ее возможности в построении эффективного общения

3. Проксемика и ее возможности в построении эффективного общения.

4. Проблемы построения невербальной коммуникации педагога и руководителя тренингового занятия и способы их преодоления

Собеседование 1.

Код контролируемой компетенции – ПК-27.

Тема практического занятия «Невербальная коммуникация в профессионально-педагогическом общении».

Вопросы для обсуждения.

1.  Каковы особенности и функции невербальной коммуникации?

2. Каковы основные каналы невербальной коммуникации, их специфика и взаимосвязь?

3. Каковы возможности средств паралингвистики в построении эффективного общения?

4. Каковы возможности средств кинесики в построении эффективного общения?

5. Каковы возможности средств проксемики в построении эффективного общения?

6. Каковы возможности интерпретации невербального поведения для установления успешного общения субъектов образовательной среды?

7. Каковы проблемы построения невербальной коммуникации педагога и руководителя тренингового занятия и способы их преодоления?

Критерии оценки:

3 балла – выставляются студенту, если он принимает активное участие в обсуждении большинства вопросов, свободно ориентируется в теоретическом материале с учетом предложенных источников, владеет научной терминологией ясно, четко излагает свое мнение; дает самостоятельный, полный, точный, логичный аргументированный ответ с включением примеров из практики;

2 балла – выставляются студенту, если он принимает участие в обсуждении 2-3 вопросов, достаточно свободно ориентируется в теоретическом материале, владеет научной терминологией; ясно, четко, аргументированно излагает свое мнение;

1 балл – выставляются студенту, если он принимает однократное участие в обсуждении одного из вопросов темы с полной опорой на подготовленный материал; характерны неточности в использовании научной терминологии; подменяет научное обоснование рассуждениями практически-бытового характера;

0 баллов – выставляется студенту, если он не участвует в обсуждении вопросов.

Основная литература

1. Панфилова, А.П. (Альвина Павловна) Тренинг педагогического общения М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 336с.

2. Аллан Пиз. Язык телодвижений. – М. : Ай-Кью, 1995. – 258с.

3. Смирнова Е.Е. Психологи общения С.147-180.

Дополнительная литература

Гонранчук, В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий – СПб.: Издательский дом «Нева»: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003. – 288с. С.61-91.

Девид Ли. Практика группового тренинга. – СРб.: Питер, 2002. – 224с. 125 – 133.

Куницина, В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов /В.Н. Куницина, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. – СПб.: «Питер», 2001.

Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения / Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.

Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. /В.Ю.Питюков. – М.: «Гном и Д», 2001.

Рай Л. Развитие навыков эффективного общения. – СПб.: Питер, 2002. – 288с.31 – 36.

Рогов, Е.И. Психология общения /Е.Н.Рогов. – М. ВЛАДОС, 2003.- 336с.; С.80-138.

Сидоренко, Е.В, Тренинг коммуникативной компетентности /Е.В.Сидоренко.- СПб.: Речь, 2002.

Л.Д.Столяренко. Основы психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 672с.; С..400-403.

Учебно-исследовательские задания при подготовке к занятию

Задание 1. Таблица «Интерпретация невербального поведения»

Определите характеристики невербального поведения с использованием различных паралингвистических и оптических средств и их интерпретации.

1.1 Заполните таблицу по предложенному образцу.

Ка-нал Описание Интерпретация

Контакт глазами

Прищуренные глаза Подозрение
   
   
   
   

Телодвижения

Почесывание шеи Несогласие, сомнение, неуверенность
 
 
 
 

Жесты

Потирание рта Ложь
   
   
   
   
   

паралингвистика

Ускорение темпа речи Волнение
   
   
   
   
   

 

Материал для самоподготовки

Жесты и телодвижения.

Существует прямая зависимость между социальным положением человека, его престижем и количеством жестов и телодвижений, которыми он пользует: жестикуляция и телодвижения становятся беднее.

Исследования в области лингвистики показали, что существует прямая зависимость между социальным статусом, властью и престижем человека и его словарным запасом. Чем выше социальное или профессиональное положение человека, тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз.

С возрастом может меняться быстрота некоторых жестов и их очевидность. Например, жест прикрывания рта рукой при обмане: ребенок сразу прикрывает рот одной или двумя ладошками (попытка задержать слова обмана), подросток слегка обводит пальцами линию губ, у взрослого жест видоизменяется (уклоняется ото рта), завуалированный жест – жест-прикосновение в области рта и носа.

Комплексный характер жестов. Н-р, непонимание: развернутые ладони, поднятые плечи, подняты брови.

Для распознавания правдивости информации важно установление конгруэнтности (соответствия) сказанного словами и невербальными сигналами организма.

 Суженные зрачки, поднятая бровь или искривление уголка губ, испарина на лбу, румянец на щеках, учащенное моргание и др. – будут свидетельствовать об обмане. Человек, скрывающий правду, будет более эффективен, заняв положение, чтобы не было обзора его позы.

Для правильной интерпретации жестов важны совокупность жестов, их соответствие с другими проявлениями, а также контекст (учет ситуации)

Интерпретация жестов – См. Н.И. Шелихова Техника педагогического общения, С.29-32:

- прикрывание рта рукой - обман;

- прищуренные глаза – подозрение,

- почесывание шеи - несогласие (сомнение, неуверенность),

- оттягивание воротничка - ложь, разгневанность, расстройство (попросите повторить сказанное и обманщик может отказаться от продолжения хитрости);

- пальцы во рту – состояние сильного угнетения, потребность в одобрении и поддержки;

- подпирание ладонью щеки или подбородка – скука,

- постукивание пальцем по столу - нетерпение

Интерпретация положений головы:

- прямо – человек нейтрально относится к тому, что слышит;

- наклонена в сторону – пробудился интерес к информации (тому, что слышит или видит);

- опущенный подбородок – критическая иди враждебна поза (в сочетании со скрещенными руками).

Н-р, человек сидит со скрещенными ногами, крепко скрещенными на груди руками опущенной вниз головой – это может означать критическое (негативное) отношение к чему-либо в ситуации переговоров, но в холодный зимний день - означает то, что человек замерз.

Ситуация: ребенок что-то чертил на листочке, голова чуть наклонена, но в какой-то момент он поднимает голову и устремляет взгляд на вас. Что это значит? (он заинтересовался тем, что услышал)

Ситуация: во время вашего разговора, объяснения, ребенок сидит подпирая ладонью щеку, периодически постукивает пальцем по столу – ему скучно, он с нетерпением ждет конца.

Проксемика – расположение людей по отношению друг к другу во время общения; пространственная близость к партнеру.

Включает: дистанцию между партнерами и ориентацию в пространстве.

Основное правило в общении с людьми, если вы хотите, чтобы им было уютно: «Держи дистанцию!»

Проксемикой выделено несколько видов возможных дис­танций между партнерами: интимная, личная, социальная и публичная.

1. Интимная (от 15 до 40-46 см),  - из всех зон самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет, будто свою собственность. Человек разрешает проникнуть в эту зону только тем лицам, кто нахо­дится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, ро­дители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, куда можно проникнуть посредством физического контакта, - это сверхин­тимная зона.

2. Личная дистанция (45- 1,5 м),  - это расстояние, которое обычно раз­деляет людей, находящихся в гостях, на официальных приемах и дружеских вечеринках. В этой зоне, в отличие от интимной, вербальное общение преобладает над невербальным. Именно здесь происходит обмен информацией, опытом и т.д.

3. Социальная зона (1,5 м – 4 м) - на таком расстоянии человек держит­ся от посторонних людей.

В данной зоне общение носит формальный или официаль­ный характер. В социальной зоне общается лектор с аудитори­ей, учитель на уроке (не зря нарушители дисциплины чаще всего сидят на последних партах).

4. Общественная (публичная зона (от 3,7 м - 4м) — если человек обращается к большой группе людей и не нуждается в непосредственном контакте с ней (оратор, артист на сцене), удобнее всего стоять именно а этом расстоянии от аудитории. В этой зоне как такового общения нет. Ведущая роль принадлежит средствам невер­бального общения — выразительности поз, жестов, интона­ции и пр.

Ситуация. Определите оптимальность пространственной зоны в ситуации: вы дружелюбно прикоснулись к руке (обняли) ребенка, с которым только что познакомились; ребенок улыбается, но чуть втянул голову в плечи и скосил взгляд в сторону.

Строгое соблюдение пространственной дистанции, в ситуациях, опасных для жизни ребенка (переход через дорогу).

Ситуация: педагог в ходе дисциплинарной беседы, желая смягчить резкость слов, делает шаг в сторону ребенка и кладет руку на его плечо, ребенок резко напряг тело и втягивает голову в плечи, взгляд направлен вниз. Вопрос: Что означает такое поведение? Как поступить педагогу?

Паралингвисика

Громкость

Если у вас есть о чем сказать, у вас есть нечто, что другим будет полез­но услышать, вашим девизом должна стать такая фраза: «Встать, высказаться, умолкнуть».

Используйте свой голос, чтобы привлечь к себе внимание группы. Это не значит, что вы должны кричать. Быть агрессивным — не то же самое, что быть сильным. (Можно вызвать интерес, говоря чуть гром­че, чем шепотом. Если ваш голос едва слышен, группе необходимо слу­шать очень внимательно, чтобы узнать, что вы хотите сказать.)

Известно и другое: если человеку что-либо объяснять слишком громко - на повы­шенных тонах, это почти сразу же блокирует понимание. С точки зрения психологов причина непонимания здесь заключается в следующем. Все внимание человека, на которого направлен поток возмущенных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а на отношении говорящего к партнеру. В результате (как защитная реакция) происходит сдвиг внимания, который блокирует анализаторскую деятельность мозга, и адресованные собеседнику слова им не осознаются — понимание заблокировано.

Путь. Достигнуть нужного уровня громкости не всегда легко. Когда вы говорите, вы находитесь ближе всех присутствующих к источнику зву­ка, и это может искажать ваше восприятие громкости. Важно подстраивать громкость в соответствии с условиями. Используйте следующий механизм: определяя громкость речи, посмотрите на последний ряд участников, а не на тех, кто сидит прямо перед вами. В результате ваш голос будет формироваться так, чтобы соответ­ствовать размерам помещения, и звук будет разноситься, слышимый всей аудитории.

Темп речи

Вспомним, что мозг перерабатывает информацию гораздо быстрее, чем язык может ее воспроизвести. Средняя скорость челове­ческой речи составляет около ста пятидесяти слов в минуту. Выигрыш от этого состоит в том, что пока собранная для сообщения информация передается, мозг легко может использовать свою способность думать о других вещах — о выходных, о погоде или о завтраке. Если эта ум­ственная прогулка сводится к минимуму, это говорит о правильности выбранного темпа речи. Если темп слишком медленный и размерен­ный, создается впечатление, что инструктор планирует свой курс по мере того, как говорит, что едва ли содействует возникновению доверия. (Стоит некоторое время поговорить таким образом, и группа, вдохнов­ленная примером инструктора, будет усыплена.)

Количеством произносимых в минуту слов определяется темп речи: медленный составляет 80—100 слов в минуту, средний — 120—140 слов в минуту, быстрый темп — 160—180 слов в минуту.

Слишком быстрая речь (до 200 слов в минуту) особенно с нечеткой артикуляцией часто создает ощущение неуверенности и спешки, ассоциируется с низким социальным статусом говорящего, который боится, что его не дослуша­ют. Слиш­ком быстрая речь затрудняет восприятие и осмысление материала.

Медленную речь принято считать признаком солидности, уверен­ности; именно так предпочитают выступать многие менеджеры и политики.

 Однако слишком замедленная речь, задержка на отдельных словах, заикание раздражают слушателей.

С другой стороны, если темп слишком велик, результаты будут очень похожими. Слишком много информации, слишком большая продолжительность по времени — и разум прекращает попытки разгре­сти массивы данных и просто выключается.

Путь - поддерживать баланс — значит думать о сообщаемой информации.

Новые или сложные идеи следует излагать в медленном, равномер­ном темпе, чтобы члены группы могли регистрировать информацию и успевать понимать, что вы говорите.

Когда сообщаемая информация является базовой либо содержит уже известные факты и установоч­ные вопросы, можно говорить в более быстром темпе.

Одной из опасностей, кроющихся в медленном темпе, является тенден­ция к появлению назидательных интонаций. Не позволяйте своим сло­вам превращаться в поучения.

Другие факторы, влияющие на темп речи и рекомендации:

Количество участников. Чем больше участников, тем больше вре­мени продлится продвижение ваших замечаний и регистрация ре­акций участников. Отсюда правило: «Чем больше пространства, тем медленнее темп». По мере увеличения количества членов группы вы будете бессознательно замедлять темп преподнесения информации для проверки реакции аудитории на ваши сообщения.

 Нервы. Эмоциональное напряжение приводит к возникновению стремления завершить все это как можно быстрее. Чем больше на­пряжение, тем быстрее становится речь.

 Интерес. В зависимости от того, какой интерес вы испытываете к той теме, о которой говорите, ваша речь замедлится или соответ­ственно ускорится. Чем больше вы испытываете энтузиазма, тем быстрее становится ваша речь (хотя эта скорость часто компенси­руется большей продолжительностью времени, посвящаемого этой теме).

Время. При наличии достаточного времени может появиться стрем­ление к бесцельному блужданию по всему вашему материалу. В боль­шинстве случаев, однако, вы будете соревноваться со временем и мчаться вперед.

Если времени для изложения всей информации не хватает, урежьте ее. Структурируйте свои заметки, чтобы позволить легко проскочить несущественную информацию (или информацию, которую группа «мо­жет знать», согласно нашей классификации — см. главу 3). Если вы пы­таетесь дать всю информацию с удвоенной скоростью, все, чего вы добь­етесь, это уменьшение в два раза степени понимания участников.

Интонация

Многие ораторы грешат тем, что говорят слишком монотонно, то есть с одной интонацией. На самом деле, никто не может общаться, исполь­зуя только один тон, и даже в простейшей беседе будет задействовано от десяти до двадцати различных нот.

Причины монотонности речи и рекомендации

Может случить­ся, что из-за постоянного пересказывания одного и того же и использо­вания речевых штампов педагог (инструктор в тренинге) потерял те высокие и низкие нот­ки, которые совершенно естественны, когда слова льются непроизволь­но.

В некоторых случаях это умышленный стиль рассказчиков, которые чувствуют, что, слишком выразительно говоря на серьезную тему, они могут сделать ее чересчур драматичной. Какой бы ни была логика, по­следствия могут быть не самыми лучшими. Варьирование интонации помогает удерживать интерес.

Во многих случаях эти изменения не преднамеренны, а являются результатом стресса. Напряжение в теле проявляется в напряжении голосовых связок. Они сокращаются, и «натянутые» связки вызывают такие знакомые явления, как «задушенный» голос или его смущенное дрожание. Когда вы устаете, происходит обратное явление: связки удлиняются и слабеют. Решить проблему можно, осознав причины, ле­жащие в основе этих изменений интонации, и то, как такие изменения влияют на группу.

Умение выбрать адекватный эмоциональный тон речи

Выбор интонации, тональности изложения — вещь не­простая и тонкая. Критерием оценки должен выступать контекст: необходимо проверить, органично ли вписываются эмоциональный и рациональный моменты при выражении мысли.

Голосовые интонациидолжны быть адекватными цели коммуникации, особенностям слушателей и обстановке раз­говора.

Самооценка инициатора общения воз­действует на выбранную тональность.

Учитывая вышепе­речисленные факторы, поясним, как происходит выбор того или иного тона:

• менторский тон годится для поучений, подчеркива­ния разницы в социальном, служебном положении собеседников;

• одухотворяющий тон призван вселять веру в успех дела, подбадривать партнера;

• конфронтационный тон провоцирует на возражение, включение психологической защиты в различных формах;

• информационный тон считается вентральным носи­телем определенных сведений, восстановителем не­обходимого материала, 'упущенного, забытого в ходе общения.

В зависимости от ситуации тон мо­жет быть вопросительным, повелительным, просительным, но, прежде всего, соответствовать содержанию информации.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Паузы

Очень эффективна бывает пауза — в нужный момент и в нужном месте. Паузы прерывают поток речи. Они же выполняют психологиче­ские функции: усиливают внимание, подчеркивают сказанное и помо­гают сделать передышку.

Сила паузы, в целом, недооценивается рассказчиками. Некоторые из величайших ораторов научились искусству молчания, а у актеров от этого умения зависит заработок.

Паузы перед кульминационным пунк­том — изюминка любого анекдота, и такую же роль она играет в разго­воре с любой группой людей.

Многие инструкторы, однако, чувствуют себя неловко при использовании пауз, потому что считают, что пауза может способствовать созданию впечатления нервозности или нере­шительности. В большинстве случаев эти страхи необоснованны, при условии, что паузы не являются без надобности затянутыми.

Своевременное использование пауз позволяет группе оценить важность сказан­ного, а также бывает очень полезным в целом ряде случаев:

Перед тем, как начать говорить. Пауза позволяет вам выиграть время и собраться с мыслями, а груп­пе — подготовиться к восприятию жемчужин мудрости

Вместо знака препинания.

Используйте паузу для структурирования речи или увеличения степени понимания: «Итак, есть два типа вопросов, которые мы можем задать (пауза). Это (пауза) вопросы для обучения (пауза) и вопросы для проверки (пауза)».

Для усиления эффекта.

Когда вопрос имеет чрезвычайную важность, но его легко можно прослушать или понять неправильно, применение паузы в нужный момент может подчеркнуть значение. Например, больший эффект будет достигнут, если сказать: «В любом случае (пауза) вы не долж­ны (пауза)„>, чем «В любом случае вы не должны...».

 После спора.

Если был задан некий вопрос или ваша речь была прервана, пауза после ответа на вопрос символизирует, что сейчас вопрос закрыт и вы возвращаетесь к исходной дискуссии.

Уменьшение громкости

Голос затихает в фразах которые настолько длинны, что к тому време­ни, когда говорящий добирается до их финала, у него редко хватает сил на то, чтобы сохранить дыхание. Результатом является «проглатыва­ние» последней части предложения.

Решение: не ослабляйте ваш голос к концу предложений и делайте их не слишком длинными.

Бормотание

Бормотание по большей части возникает, когда инструктор не уверен в том, что он говорит, и поэтому хочет, чтобы его услышало как можно меньшее число людей.

 Решение: или проверяйте ваши факты, или из­бегайте сомнительных тем.

Нечленораздельная речь

Нечленораздельной речь становится, когда говорящий:

- опускает слова и/или звуки,

- выстраивает все слова в одно длинное пред­ложение.

- когда инструктор чувствует себя неуютно и стремится по­скорее очутиться в более комфортных условиях,

- когда изложение информа­ции становится совершенно невразумительным, но это все же лучше, чем обрывать его на полуслове.

Решение: сознательно замедлить темп речи и сконцентрироваться на своей дикции. Правда, это на несколько минут продлит ваши мучения, но эта небольшая жертва приведет к вполне приемлемому качеству сообщения.

Таким образом, чтобы преодолеть фонетический барьер непо­нимания речи, педагогам необходимо работать над собой, не только осваивая способы эффективной вербализации, но и постоянно задумываясь над тем, как произнести слова и фразы, как грамот­но расставить акценты, ударения, выбрать необходимый темп и тембр речи.

Теперь рассмотрим языковые средства, применяемым для описания собственно языка. Поговорим о приемах и словах, позволяющих оказы­вать влияние на других людей, убеждать их, склонять к своей точке зрения.

 

 

Упражнение «Приветствие»

Обсудить с участниками важность приветствия при встрече, вспомнить, различные способы приветствия, возможность отражения своего отношения к человеку в способе приветствия.

Инструкция: перемещаясь свободно по помещению подойти поочередно ко всем участникам и поприветствовать, выразить свое отношение в нему, используя возможности мимики, жестов, пантоми­мы (движения тела).

Вопросы для рефлексии:

Что вы узнали о себе?

Почему сделали такой вывод?

Упражнение 2. «Сообщение»

Инструкция: попарно разыграйте следующую ситуацию.

Ситуация: во время ответа ученика в класс заглядывает учитель, кото­рому необходимо срочно сообщить некоторую информацию своему коллеге, не прерывая урока и не заходя в класс (не показываясь детям).

С помощью жестов и мимики выразите:

1. просьбу выйти в коридор на минуту;

2. свою готовность подождать его в учительской до перемены;

1. требование директора зайти к нему после урока;

2. желание родителей учащегося переговорить с ним и т. д.

Исполняющий роль учителя на уроке должен показать, что понял партнера, попросить подождать, пока ученик не закон­чит ответ, сообщить, что готов выполнить просьбу, или объяс­нить отказ.

Вопросы для рефлексии:

1. Объясните свой выбор.

2. Какие трудности испытывали?

Тема «Невербальная коммуникация в профессионально-педагогическом общении»

Кол-во часов: 2 часа.

Дидактические единицы: невербальная коммуникация (особенности, функции, каналы), паралингвистика, проксемика, кинесика

Вопросы для обсуждения.

1. Каковы особенности и функции невербальной коммуникации? (При ответе приведите примеры-иллюстрации).

2. Каковы основные каналы невербальной коммуникации и их возможности в построении эффективного общения (дайте характеристику и приведите примеры):

– паралингвистика (звуковая характеристика, не связанная со смыслом слов): темп, тембр, высота, громкость, интонация;

– кинесика (выразительные движения): визуальный контакт (направление движения, дли  на паузы, частота контакта); экспрессивно-выразительные движения (жесты, мимика, поза, походка);

– проксемика (пространственная близость к партнеру): ориентация в пространстве, дистанция.

3. Каковы возможности интерпретации невербального поведения при построении эффективного общения? (при ответе осуществить демонстрацию примеров).

4. Каковы проблемы построения невербальной коммуникации педагога и руководителя тренингового занятия и способы их преодоления?

Темы докладов (сообщения при ответе на вопрос 2):

1. Паралингвистика и ее возможности в построении эффективного общения

2. Кинесика и ее возможности в построении эффективного общения

3. Проксемика и ее возможности в построении эффективного общения.

4. Проблемы построения невербальной коммуникации педагога и руководителя тренингового занятия и способы их преодоления

Собеседование 1.

Код контролируемой компетенции – ПК-27.

Тема практического занятия «Невербальная коммуникация в профессионально-педагогическом общении».

Вопросы для обсуждения.

1.  Каковы особенности и функции невербальной коммуникации?

2. Каковы основные каналы невербальной коммуникации, их специфика и взаимосвязь?

3. Каковы возможности средств паралингвистики в построении эффективного общения?

4. Каковы возможности средств кинесики в построении эффективного общения?

5. Каковы возможности средств проксемики в построении эффективного общения?

6. Каковы возможности интерпретации невербального поведения для установления успешного общения субъектов образовательной среды?

7. Каковы проблемы построения невербальной коммуникации педагога и руководителя тренингового занятия и способы их преодоления?

Критерии оценки:

3 балла – выставляются студенту, если он принимает активное участие в обсуждении большинства вопросов, свободно ориентируется в теоретическом материале с учетом предложенных источников, владеет научной терминологией ясно, четко излагает свое мнение; дает самостоятельный, полный, точный, логичный аргументированный ответ с включением примеров из практики;

2 балла – выставляются студенту, если он принимает участие в обсуждении 2-3 вопросов, достаточно свободно ориентируется в теоретическом материале, владеет научной терминологией; ясно, четко, аргументированно излагает свое мнение;

1 балл – выставляются студенту, если он принимает однократное участие в обсуждении одного из вопросов темы с полной опорой на подготовленный материал; характерны неточности в использовании научной терминологии; подменяет научное обоснование рассуждениями практически-бытового характера;

0 баллов – выставляется студенту, если он не участвует в обсуждении вопросов.

Основная литература

1. Панфилова, А.П. (Альвина Павловна) Тренинг педагогического общения М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 336с.

2. Аллан Пиз. Язык телодвижений. – М. : Ай-Кью, 1995. – 258с.

3. Смирнова Е.Е. Психологи общения С.147-180.

Дополнительная литература

Гонранчук, В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий – СПб.: Издательский дом «Нева»: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2003. – 288с. С.61-91.

Девид Ли. Практика группового тренинга. – СРб.: Питер, 2002. – 224с. 125 – 133.

Куницина, В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов /В.Н. Куницина, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. – СПб.: «Питер», 2001.

Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения / Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с.

Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. /В.Ю.Питюков. – М.: «Гном и Д», 2001.

Рай Л. Развитие навыков эффективного общения. – СПб.: Питер, 2002. – 288с.31 – 36.

Рогов, Е.И. Психология общения /Е.Н.Рогов. – М. ВЛАДОС, 2003.- 336с.; С.80-138.

Сидоренко, Е.В, Тренинг коммуникативной компетентности /Е.В.Сидоренко.- СПб.: Речь, 2002.

Л.Д.Столяренко. Основы психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 672с.; С..400-403.

Учебно-исследовательские задания при подготовке к занятию

Задание 1. Таблица «Интерпретация невербального поведения»

Определите характеристики невербального поведения с использованием различных паралингвистических и оптических средств и их интерпретации.

1.1 Заполните таблицу по предложенному образцу.

Ка-нал Описание Интерпретация

Контакт глазами

Прищуренные глаза Подозрение
   
   
   
   

Телодвижения

Почесывание шеи Несогласие, сомнение, неуверенность
 
 
 
 

Жесты

Потирание рта Ложь
   
   
   
   
   

паралингвистика

Ускорение темпа речи Волнение
   
   
   
   
   

 

Материал для самоподготовки

Дата: 2019-07-24, просмотров: 286.