Какие сигналы посылает взгляд?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Размер зрачков (сужение и расширение) контролировать невозможно. При дневном свете зрачки могут сужаться и расширяться в зависимости от того, как меняется отношении и настроение человека. Когда человека возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза («глаза-омуты»), а сердитое и мрачное настроение заставляет зрачки сокращаться («глазки-бусинки», «змеиные глаза»).

2. Долгота и частота взгляда:

1) если человека нечестен или скрывает что-то, то он встречается с вашими глазами менее, чем 1/3 часть времени общения; если более 2/3 времени – он считает вас или интересным собеседником, или привлекательным (добавляется расширение рачков), или посылает вам вызов (добавляется сужение зрачков);

2) долгота и частота взгляда зависит от национальной принадлежности (жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда (это может показаться оскорбительным северянам), а японцы – смотрят скорее в шею, чем в лицо)

3. Направление взгляда - часть тела (географическая площадь лица и тела), на которую направлен взгляд:

- деловой взгляд (треугольник - от глаза к глазу с вершиной на лбу, т.е. выше глаз),

- социальный взгляд (треугольник - от глаза к глазу и вниз к губам, т.е. ниже глаз),

- интимный взгляд (через линию глаз опускается ниже подбородка на другие части тела),

- взгляд скоса используется, во-первых, для передачи интереса (сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой), во-вторых, для передачи враждебности, подозрительности или критического отношения (сопровождается опущенными уголками рта).

Функции взгляда в общении:

- информационный поиск (поиск обратно связи в общении, информации об эффекте сообщения;

- оповещение об освобождении канала связи (закончил говорить и ждет обратной связи);

- стремление скрывать или выставлять свое «я»;

- установление и поддержание первоначального контакта (быстрые короткие повторяющиеся взгляды);

- поддержание стабильного уровня психологической близости.

Варианты зрительных контактов, используемых педагогом . Приведите пример-ситуации.

1. «Глаза в глаза».

2. Прищуренный взгляд

3. Взгляд глаз, параллельно направленных на небольшое рас­ стояние,

4. Прямой взгляд

5. Взгляд сверху вниз

6. Взгляд снизу

7. Косой взгляд

8. Блуждающий взгляд

9. Фиксированный взгляд

Рекомендации:

- не одевайте темные очки, т.к. у собеседника может появиться ощущение, что вы что-то скрываете иди разглядываете его в упор;

- если вы хотите построить хорошие отношения с другим человеком, то ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70 % всего времени общения;

- даже если вы очень скромный (скованный) человек, следует смотреть на собеседника не менее 1/3 времени, иначе вы не сможете добиться доверия.

Ситуация: педагог осуществляет дисциплинарную беседу с ребенком 7 лет. Вопрос: Как осуществить оптимально зрительный контакт на разных этапах беседы?

Пантомимика, т. е. движения тела, рук, ног. Она влияет на отношение слушателей к внешней информации.

Одним из проявлений пантомимики являются жесты. Они чаще всего предупреждают ход мыслей, нежели следуют за ними.

Жесты условно подразделяются на 3 класса:

1) конвенциональные (условные) – движения рук и лета, за которыми в определенной культуре закреплено определенное значение,

2) иллюстративные (описательно-изобразительные) – жесты сообщения, которые подчеркивают, поясняют речь (н-р, руками показывается размер «вот такой высоты»),

3) собственно психологические:

- коммуникативные - для сообщения информации собеседнику (приветствие, прощание, утвердительные или отвергающие, жесты угрозы и благодарности и пр.),

- выразительные (модальные) – жесты, выражающие определенные эмоции посредством движений тела и мышц лица.

Н-р, универсальные коммуникативные жесты: пожимание плечами, качание головы из стороны в сторону

Выделяют пять типов жестов тела

1. жесты - символы считаются языком знаков, эквивалентны словам или фразам (движение пальца из стороны в сторону – осуждение, угроза).

2. жесты - иллюстраторы связаны непосредственно с вербальным языком, эти жесты поясняют слова (нет – качание головой из стороны в сторону).

3. жесты - регуляторы управляют устными коммуникациями (частое подглядывание на часы).

4. проявление аффекта указывает на эмоциональное состояние (покраснение лица при злости).

5. жесты - адаптеры (зевота, закрывание лица руками от страха)

Следующим средством пантомимики является поза – положение человеческого тела. Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Эта форма невербального поведения наименее подконтрольна сознанию. С помощью позы можно продемонстрировать интерес к другому человеку. Изменение позы или синхронизация ее с собеседником может указывать на изменение отношений между ними.

Классификация поз, выражающих отношение к партнеру:

1) открытые (поворот корпуса и головы к собеседнику, раскрытые ладони, нескрещенные руки и ноги);

2) закрытые (скрещенные руки и ноги, упертые в колени локти, опущенная голова, сплетенные в замок пальцы и др.) – закрытость в контакте;

Наиболее информативным является изменение позы их открытой в закрытую и наоборот.

Прикосновения – жест, предполагающий тактильный контакт. Это самый первый и самый важный в жизни знак, выражающий чувства к партнеру по ощущению. Мать показывает ребенку физическое благополучие, выражает свою любовь и нежность. Мягкие неболевые контакты сигнализируют о доверии и симпатии и наоборот. Прикосновении может усиливать или заменить просьбу, извинение, благодарность.

Походка – манера (стиль) передвижения человека в пространстве, позволяет распознать эмоциональное состояние чело­века. О горе, гневе, радости можно узнать по тому, как идет чело­век. Самая тяжелая походка при гневе, а самая легкая — при ра­дости, вялая походка означает горе, а длинный шаг — при испытывании гордости.

Жесты и телодвижения.

Существует прямая зависимость между социальным положением человека, его престижем и количеством жестов и телодвижений, которыми он пользует: жестикуляция и телодвижения становятся беднее.

Исследования в области лингвистики показали, что существует прямая зависимость между социальным статусом, властью и престижем человека и его словарным запасом. Чем выше социальное или профессиональное положение человека, тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз.

С возрастом может меняться быстрота некоторых жестов и их очевидность. Например, жест прикрывания рта рукой при обмане: ребенок сразу прикрывает рот одной или двумя ладошками (попытка задержать слова обмана), подросток слегка обводит пальцами линию губ, у взрослого жест видоизменяется (уклоняется ото рта), завуалированный жест – жест-прикосновение в области рта и носа.

Комплексный характер жестов. Н-р, непонимание: развернутые ладони, поднятые плечи, подняты брови.

Для распознавания правдивости информации важно установление конгруэнтности (соответствия) сказанного словами и невербальными сигналами организма.

 Суженные зрачки, поднятая бровь или искривление уголка губ, испарина на лбу, румянец на щеках, учащенное моргание и др. – будут свидетельствовать об обмане. Человек, скрывающий правду, будет более эффективен, заняв положение, чтобы не было обзора его позы.

Для правильной интерпретации жестов важны совокупность жестов, их соответствие с другими проявлениями, а также контекст (учет ситуации)

Интерпретация жестов – См. Н.И. Шелихова Техника педагогического общения, С.29-32:

- прикрывание рта рукой - обман;

- прищуренные глаза – подозрение,

- почесывание шеи - несогласие (сомнение, неуверенность),

- оттягивание воротничка - ложь, разгневанность, расстройство (попросите повторить сказанное и обманщик может отказаться от продолжения хитрости);

- пальцы во рту – состояние сильного угнетения, потребность в одобрении и поддержки;

- подпирание ладонью щеки или подбородка – скука,

- постукивание пальцем по столу - нетерпение

Интерпретация положений головы:

- прямо – человек нейтрально относится к тому, что слышит;

- наклонена в сторону – пробудился интерес к информации (тому, что слышит или видит);

- опущенный подбородок – критическая иди враждебна поза (в сочетании со скрещенными руками).

Н-р, человек сидит со скрещенными ногами, крепко скрещенными на груди руками опущенной вниз головой – это может означать критическое (негативное) отношение к чему-либо в ситуации переговоров, но в холодный зимний день - означает то, что человек замерз.

Ситуация: ребенок что-то чертил на листочке, голова чуть наклонена, но в какой-то момент он поднимает голову и устремляет взгляд на вас. Что это значит? (он заинтересовался тем, что услышал)

Ситуация: во время вашего разговора, объяснения, ребенок сидит подпирая ладонью щеку, периодически постукивает пальцем по столу – ему скучно, он с нетерпением ждет конца.

Проксемика – расположение людей по отношению друг к другу во время общения; пространственная близость к партнеру.

Включает: дистанцию между партнерами и ориентацию в пространстве.

Основное правило в общении с людьми, если вы хотите, чтобы им было уютно: «Держи дистанцию!»

Проксемикой выделено несколько видов возможных дис­танций между партнерами: интимная, личная, социальная и публичная.

1. Интимная (от 15 до 40-46 см),  - из всех зон самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет, будто свою собственность. Человек разрешает проникнуть в эту зону только тем лицам, кто нахо­дится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, ро­дители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, куда можно проникнуть посредством физического контакта, - это сверхин­тимная зона.

2. Личная дистанция (45- 1,5 м),  - это расстояние, которое обычно раз­деляет людей, находящихся в гостях, на официальных приемах и дружеских вечеринках. В этой зоне, в отличие от интимной, вербальное общение преобладает над невербальным. Именно здесь происходит обмен информацией, опытом и т.д.

3. Социальная зона (1,5 м – 4 м) - на таком расстоянии человек держит­ся от посторонних людей.

В данной зоне общение носит формальный или официаль­ный характер. В социальной зоне общается лектор с аудитори­ей, учитель на уроке (не зря нарушители дисциплины чаще всего сидят на последних партах).

4. Общественная (публичная зона (от 3,7 м - 4м) — если человек обращается к большой группе людей и не нуждается в непосредственном контакте с ней (оратор, артист на сцене), удобнее всего стоять именно а этом расстоянии от аудитории. В этой зоне как такового общения нет. Ведущая роль принадлежит средствам невер­бального общения — выразительности поз, жестов, интона­ции и пр.

Ситуация. Определите оптимальность пространственной зоны в ситуации: вы дружелюбно прикоснулись к руке (обняли) ребенка, с которым только что познакомились; ребенок улыбается, но чуть втянул голову в плечи и скосил взгляд в сторону.

Строгое соблюдение пространственной дистанции, в ситуациях, опасных для жизни ребенка (переход через дорогу).

Ситуация: педагог в ходе дисциплинарной беседы, желая смягчить резкость слов, делает шаг в сторону ребенка и кладет руку на его плечо, ребенок резко напряг тело и втягивает голову в плечи, взгляд направлен вниз. Вопрос: Что означает такое поведение? Как поступить педагогу?

Дата: 2019-07-24, просмотров: 209.