1. Размер зрачков (сужение и расширение) контролировать невозможно. При дневном свете зрачки могут сужаться и расширяться в зависимости от того, как меняется отношении и настроение человека. Когда человека возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза («глаза-омуты»), а сердитое и мрачное настроение заставляет зрачки сокращаться («глазки-бусинки», «змеиные глаза»).
2. Долгота и частота взгляда:
1) если человека нечестен или скрывает что-то, то он встречается с вашими глазами менее, чем 1/3 часть времени общения; если более 2/3 времени – он считает вас или интересным собеседником, или привлекательным (добавляется расширение рачков), или посылает вам вызов (добавляется сужение зрачков);
2) долгота и частота взгляда зависит от национальной принадлежности (жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда (это может показаться оскорбительным северянам), а японцы – смотрят скорее в шею, чем в лицо)
3. Направление взгляда - часть тела (географическая площадь лица и тела), на которую направлен взгляд:
- деловой взгляд (треугольник - от глаза к глазу с вершиной на лбу, т.е. выше глаз),
- социальный взгляд (треугольник - от глаза к глазу и вниз к губам, т.е. ниже глаз),
- интимный взгляд (через линию глаз опускается ниже подбородка на другие части тела),
- взгляд скоса используется, во-первых, для передачи интереса (сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой), во-вторых, для передачи враждебности, подозрительности или критического отношения (сопровождается опущенными уголками рта).
Функции взгляда в общении:
- информационный поиск (поиск обратно связи в общении, информации об эффекте сообщения;
- оповещение об освобождении канала связи (закончил говорить и ждет обратной связи);
- стремление скрывать или выставлять свое «я»;
- установление и поддержание первоначального контакта (быстрые короткие повторяющиеся взгляды);
- поддержание стабильного уровня психологической близости.
Варианты зрительных контактов, используемых педагогом . Приведите пример-ситуации.
1. «Глаза в глаза».
2. Прищуренный взгляд
3. Взгляд глаз, параллельно направленных на небольшое рас стояние,
4. Прямой взгляд
5. Взгляд сверху вниз
6. Взгляд снизу
7. Косой взгляд
8. Блуждающий взгляд
9. Фиксированный взгляд
Рекомендации:
- не одевайте темные очки, т.к. у собеседника может появиться ощущение, что вы что-то скрываете иди разглядываете его в упор;
- если вы хотите построить хорошие отношения с другим человеком, то ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70 % всего времени общения;
- даже если вы очень скромный (скованный) человек, следует смотреть на собеседника не менее 1/3 времени, иначе вы не сможете добиться доверия.
Ситуация: педагог осуществляет дисциплинарную беседу с ребенком 7 лет. Вопрос: Как осуществить оптимально зрительный контакт на разных этапах беседы?
Пантомимика, т. е. движения тела, рук, ног. Она влияет на отношение слушателей к внешней информации.
Одним из проявлений пантомимики являются жесты. Они чаще всего предупреждают ход мыслей, нежели следуют за ними.
Жесты условно подразделяются на 3 класса:
1) конвенциональные (условные) – движения рук и лета, за которыми в определенной культуре закреплено определенное значение,
2) иллюстративные (описательно-изобразительные) – жесты сообщения, которые подчеркивают, поясняют речь (н-р, руками показывается размер «вот такой высоты»),
3) собственно психологические:
- коммуникативные - для сообщения информации собеседнику (приветствие, прощание, утвердительные или отвергающие, жесты угрозы и благодарности и пр.),
- выразительные (модальные) – жесты, выражающие определенные эмоции посредством движений тела и мышц лица.
Н-р, универсальные коммуникативные жесты: пожимание плечами, качание головы из стороны в сторону
Выделяют пять типов жестов тела
1. жесты - символы считаются языком знаков, эквивалентны словам или фразам (движение пальца из стороны в сторону – осуждение, угроза).
2. жесты - иллюстраторы связаны непосредственно с вербальным языком, эти жесты поясняют слова (нет – качание головой из стороны в сторону).
3. жесты - регуляторы управляют устными коммуникациями (частое подглядывание на часы).
4. проявление аффекта указывает на эмоциональное состояние (покраснение лица при злости).
5. жесты - адаптеры (зевота, закрывание лица руками от страха)
Следующим средством пантомимики является поза – положение человеческого тела. Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Эта форма невербального поведения наименее подконтрольна сознанию. С помощью позы можно продемонстрировать интерес к другому человеку. Изменение позы или синхронизация ее с собеседником может указывать на изменение отношений между ними.
Классификация поз, выражающих отношение к партнеру:
1) открытые (поворот корпуса и головы к собеседнику, раскрытые ладони, нескрещенные руки и ноги);
2) закрытые (скрещенные руки и ноги, упертые в колени локти, опущенная голова, сплетенные в замок пальцы и др.) – закрытость в контакте;
Наиболее информативным является изменение позы их открытой в закрытую и наоборот.
Прикосновения – жест, предполагающий тактильный контакт. Это самый первый и самый важный в жизни знак, выражающий чувства к партнеру по ощущению. Мать показывает ребенку физическое благополучие, выражает свою любовь и нежность. Мягкие неболевые контакты сигнализируют о доверии и симпатии и наоборот. Прикосновении может усиливать или заменить просьбу, извинение, благодарность.
Походка – манера (стиль) передвижения человека в пространстве, позволяет распознать эмоциональное состояние человека. О горе, гневе, радости можно узнать по тому, как идет человек. Самая тяжелая походка при гневе, а самая легкая — при радости, вялая походка означает горе, а длинный шаг — при испытывании гордости.
Жесты и телодвижения.
Существует прямая зависимость между социальным положением человека, его престижем и количеством жестов и телодвижений, которыми он пользует: жестикуляция и телодвижения становятся беднее.
Исследования в области лингвистики показали, что существует прямая зависимость между социальным статусом, властью и престижем человека и его словарным запасом. Чем выше социальное или профессиональное положение человека, тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз.
С возрастом может меняться быстрота некоторых жестов и их очевидность. Например, жест прикрывания рта рукой при обмане: ребенок сразу прикрывает рот одной или двумя ладошками (попытка задержать слова обмана), подросток слегка обводит пальцами линию губ, у взрослого жест видоизменяется (уклоняется ото рта), завуалированный жест – жест-прикосновение в области рта и носа.
Комплексный характер жестов. Н-р, непонимание: развернутые ладони, поднятые плечи, подняты брови.
Для распознавания правдивости информации важно установление конгруэнтности (соответствия) сказанного словами и невербальными сигналами организма.
Суженные зрачки, поднятая бровь или искривление уголка губ, испарина на лбу, румянец на щеках, учащенное моргание и др. – будут свидетельствовать об обмане. Человек, скрывающий правду, будет более эффективен, заняв положение, чтобы не было обзора его позы.
Для правильной интерпретации жестов важны совокупность жестов, их соответствие с другими проявлениями, а также контекст (учет ситуации)
Интерпретация жестов – См. Н.И. Шелихова Техника педагогического общения, С.29-32:
- прикрывание рта рукой - обман;
- прищуренные глаза – подозрение,
- почесывание шеи - несогласие (сомнение, неуверенность),
- оттягивание воротничка - ложь, разгневанность, расстройство (попросите повторить сказанное и обманщик может отказаться от продолжения хитрости);
- пальцы во рту – состояние сильного угнетения, потребность в одобрении и поддержки;
- подпирание ладонью щеки или подбородка – скука,
- постукивание пальцем по столу - нетерпение
Интерпретация положений головы:
- прямо – человек нейтрально относится к тому, что слышит;
- наклонена в сторону – пробудился интерес к информации (тому, что слышит или видит);
- опущенный подбородок – критическая иди враждебна поза (в сочетании со скрещенными руками).
Н-р, человек сидит со скрещенными ногами, крепко скрещенными на груди руками опущенной вниз головой – это может означать критическое (негативное) отношение к чему-либо в ситуации переговоров, но в холодный зимний день - означает то, что человек замерз.
Ситуация: ребенок что-то чертил на листочке, голова чуть наклонена, но в какой-то момент он поднимает голову и устремляет взгляд на вас. Что это значит? (он заинтересовался тем, что услышал)
Ситуация: во время вашего разговора, объяснения, ребенок сидит подпирая ладонью щеку, периодически постукивает пальцем по столу – ему скучно, он с нетерпением ждет конца.
Проксемика – расположение людей по отношению друг к другу во время общения; пространственная близость к партнеру.
Включает: дистанцию между партнерами и ориентацию в пространстве.
Основное правило в общении с людьми, если вы хотите, чтобы им было уютно: «Держи дистанцию!»
Проксемикой выделено несколько видов возможных дистанций между партнерами: интимная, личная, социальная и публичная.
1. Интимная (от 15 до 40-46 см), - из всех зон самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет, будто свою собственность. Человек разрешает проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, куда можно проникнуть посредством физического контакта, - это сверхинтимная зона.
2. Личная дистанция (45- 1,5 м), - это расстояние, которое обычно разделяет людей, находящихся в гостях, на официальных приемах и дружеских вечеринках. В этой зоне, в отличие от интимной, вербальное общение преобладает над невербальным. Именно здесь происходит обмен информацией, опытом и т.д.
3. Социальная зона (1,5 м – 4 м) - на таком расстоянии человек держится от посторонних людей.
В данной зоне общение носит формальный или официальный характер. В социальной зоне общается лектор с аудиторией, учитель на уроке (не зря нарушители дисциплины чаще всего сидят на последних партах).
4. Общественная (публичная зона (от 3,7 м - 4м) — если человек обращается к большой группе людей и не нуждается в непосредственном контакте с ней (оратор, артист на сцене), удобнее всего стоять именно а этом расстоянии от аудитории. В этой зоне как такового общения нет. Ведущая роль принадлежит средствам невербального общения — выразительности поз, жестов, интонации и пр.
Ситуация. Определите оптимальность пространственной зоны в ситуации: вы дружелюбно прикоснулись к руке (обняли) ребенка, с которым только что познакомились; ребенок улыбается, но чуть втянул голову в плечи и скосил взгляд в сторону.
Строгое соблюдение пространственной дистанции, в ситуациях, опасных для жизни ребенка (переход через дорогу).
Ситуация: педагог в ходе дисциплинарной беседы, желая смягчить резкость слов, делает шаг в сторону ребенка и кладет руку на его плечо, ребенок резко напряг тело и втягивает голову в плечи, взгляд направлен вниз. Вопрос: Что означает такое поведение? Как поступить педагогу?
Дата: 2019-07-24, просмотров: 209.