Проблемы невербальной коммуникации педагогов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Среди наиболее распространенных эмоциональных состоя­ний педагогов отмечаются эмоциональная неуравновешенность, агрессивность, фрустрированность, недовольство, напряжен­ность. Если педагог имеет такие особенности, это отражается в его мимике, жестах, высказываниях, паралингвистических проявлениях (сухость, излишняя критичность, подчеркивание социальной дистанции и др.).

К сожалению, в педагогическом общении многих современ­ных воспитателей, учителей доминирует экспрессивная скованность или же­стикуляционная избыточность, неоправданность или неумес­тность телодвижений.

Неадекватное употребление невербаль­ного языка может дать нежелательный эффект в общении учителя с учениками. Такие «пустяки»: «как стоять», «как си­деть», «как повысить голос», «как улыбнуться», «как посмот­реть» — были в деятельности А.С. Макаренко решающими: «Нас этому никто не учил, а этому можно и нужно учить, и в этом есть и должно быть большое мастерство».

Одной из серьезных проблем профессиональной деятель­ности педагога является преобладание в невербальном языке жестов доминирования, агрессивности, превосходства. Стрем­ление соответствовать социальному статусу в самом начале педагогической деятельности закрепляется в «типичном учи­тельском невербальном языке».

Ø указательные жесты, направленные на ребенка (выполняет­ся указательным пальцем или указкой);

Ø взгляд поверх очков (воспринимается детьми как критичес­кий, агрессивный);

Ø жесты доминантности, превосходства, влияния, агрессив­ ности

o руки, перекрещенные перед собой с оставленными напо­каз большими пальцами;

o руки на боках или перекрещенные позади туловища;

o руки в карманах, напоказ оставлены большие пальцы;

o руки закинуты за голову, ладони лежат на затылке

Ø жесты-сигналы критичного и негативного отношения:

o указательный палец слегка подпирает щеку, большой па­лец под подбородком, остальные полусогнуты вдоль щеки;

o рот прикрывается ладонями;

o рука опирается на подбородок, указательный палец под носом;

Ø жесты неосторожности, подозрения, недоверия:

o крепко сцеплены пальцы рук;

Ø жесты-сигналы нервозности, защиты:

o покусывание дужки очков, авторучки;

o постукивание пальцами по столу;

o застегивание-расстегивание «молний» (кнопок, пуговиц, одежды); одевание-снимание кольца;

o защитные жесты - скрещенные на груди руки, перекрещивание ног.

Проблемы педагогов и рекомендации по их преодолению.

При невозможности преодолеть неуверенность, внутреннее беспокойство перед аудиторией желательно отказаться от пе­рекрещивания рук и ног. Лучше оставить «скрытые барьеры» с помощью предметов. Такими предметами могут быть указка, классный журнал, ручка.

В общении используются закрытые позы — когда прикрывается передняя часть тела и очевидно стремление занять меньше места в пространстве («наполеонов­ская» поза). Такие позы воспринимаются детьми как знак не­доверия и несогласия. Подобные пантомимические изъяны прощаются немногим педагогам, чаще всего немолодым, спо­собным своей эрудицией и обаянием, профессиональным ма­стерством в какой-то мере нейтрализовать их. Для большин­ства же недооценка телесной экспрессии оборачивается воз­никновением трудно преодолимых психологических барьеров.

Неотъемлемым элементом педагогической экспрессии яв­ляются позы учителя, связанные с осанкой, ее стройностью или сутулостью, привычками определенным образом стоять, садиться, передвигаться. Телесная расслабленность, неконтролируемость внешнего рисунка поведения - круглая спина, выпяченный живот, привычка не опускаться на стул, а грузно «плюхаться», широко расставлять ноги, беспорядочное хождение взад и вперед или топтание на месте - критически осмысливаются детьми, вызывают насмешки, отвлекают внимание от предмета разговора.

Не менее важный компонент педагогического взаимодей­ствия — визуальный контакт. Контакт глаз выполняет серьез­ную регулятивную функцию.

Взглядом, направленным на со­беседника, привлекают внимание к себе и предмету разговора, демонстрируют расположение (ласковый взгляд) и отчуждение (холодный взгляд), выражают недоумение (вопросительный взгляд), иронию (насмешливый взгляд), осуждение (строгий взгляд), поддерживают психологический контакт. Присталь­ный взгляд усиливает внушающий эффект слова. Блуждаю­щий, бегающий, ускользающий, тяжелый, злобный, испепе­ляющий взгляд настораживает, раздражает, отталкивает.

Каждый ребенок нуждается в визуальном контакте с на­ставником, его внимательном, личностно заинтересованном взгляде. Однако взгляд, длящийся более десяти секунд, вызы­вает у собеседника чувство дискомфорта. Сопровождение учи­телем своего замечания пристальным взглядом может оказаться «чересчур» для ребенка. Скользящий безразличный взгляд тоже неприятен — непонятно, видит тебя учитель или смотрит «сквозь тебя».

Роль взгляда велика при выслушивании ответа ученика. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа позволяет поддерживать обратную связь. Учитель, взгля­дывая на отвечающего, дает понять, что он слышит ответ.

Если педагогу трудно достигнуть установления контакта глазами можно использовать следующие техники (методы):

1) техника маяка – вы регулярно обводите группу глазами, как сигнальным огнем маяка; если прямой контакт глазами с членами группы вас смущает, можно фокусировать его в области лба над бровями;

2) трехшаговая фиксация – выбрать 3 отдельные точки на уровне чуть-чуть выше голов участников и бросать взгляды на группу, не устанавливая настоящий контакт глазами.

Воздействие взгляда учителя зависит от дистанции общения. Воздействие взгляда тем сильнее, чем ближе к учителю находится ребенок. Дистанция способна как сближать, так и разъединять собеседников.

С педагогической точки зрения межличностное простран­ство можно рассматривать как средство повышения продук­тивности речевого общения, ибо оно связано со снятием за­щитных барьеров между учителем и учащимися. Дистанции являются основными чертами социальных связей наряду с же­стами, мимикой и языком.

Доминантой пространственного поведения учителя являет­ся бережное, осторожное отношение к личностному простран­ ству каждого ребенка, уважение его права на территориальную автономию. Педагог, игнорирующий проксемические законо­мерности, может провоцировать у ребят переживание стресса.

Немаловажное значение в невербальном общении имеет тактильная коммуникация. Использование прикосновения очень важно при работе с детьми. С помощью прикосновения можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ребенку. Свободное передвижение учителя на уроке по классу облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может вернуть к работе отвлекшегося уче­ника, коснувшись его руки, плеча; успокоить возбужденного; отметить удачный ответ.

Однако у многих людей прикосновение зачастую вызывает настороженность. Чаще всего у тех, для кого всякое сокраще­ние психологической дистанции создает неудобства и окраше­но тревогой. Особенно внимательно следует отнестись к от­тенкам всевозможных реакций в педагогическом общении. Ребенок всегда моложе учителя, к тому же находится в зависи­мой ситуации и, следовательно, не может позволить себе ук­лониться от прикосновения, даже если оно неприятно. К чис­лу неприятных могут относиться и «внеурочные» прикоснове­ния. Они оставляют у ребенка неприятный осадок и в дальнейшем заставляют избегать учителя. Неприятно для ребят прикосновение, несущее оттенок давления, силы. Прикосно­вения, способствующие контакту, обычно мягкие, спокойные, как бы случайные и необязательные.

Достижение оптимального жестикулирования реализуется через расширение знаний будущего педагога о жестикуляции как знаковом средстве общения (о системе жестов обыденного общения, о роли и функциях жеста как компонента педагоги­ческой техники, о влиянии жеста педагога на результаты учеб­ной деятельности); изучение и совершенствование собствен­ной жестикуляции (осознание типичных особенностей своей жестикуляции, отбор и закрепление удачных жестов, выявле­ние «жестов-паразитов» и отказ от них, снятие педагогически неоправданной жестикуляции). Такого рода упражнения нельзя превращать в механическое закрепление отдельных жестов, поз. «В жестах учителя должна проявляться сущность его индиви­дуального характера, мягкости и душевной теплоты в сочета­нии с должной организованностью и подтянутостью».

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 195.