Если просто выделять каждое слово в своей речи, вы добьетесь этим не больше, чем, если бы вы стали подчеркивать все слова, которые пишете. Главное, сделать основные моменты обучения или ключевые сообщения настолько отличными от остальных и запоминающимися, насколько это возможно.
Сделать акцент, выделить голосом можно практически любое слово в предложении, и, казалось бы, недвусмысленная фраза приобретает иное значение. Если вам предстоит важный разговор, желательно заранее продумать, как вы расставите акценты в вашей речи, чтобы быть полностью уверенным в том, что ваши слова будут поняты именно так, как вы того хотели.
Смысловые ударения можно вводить следующими способами:
1. Подчеркивание особых моментов: «Тренинг посвящен тому, как говорить с людьми, а не тому, как говорить для людей».
2. Нумерация: «Есть три причины для того, чтобы носить защитные очки. Первая.... Вторая.... Третья...».
3. Уверение:« Вы не сможете приготовить омлет, не разбив яиц». Говорить это нужно так, чтобы голос не прерывался до конца фразы.
Выделение голосом играет большую роль в понимании контекста.
Делая те или иные ударения, расставляя разные акценты, мы можем изменить содержание мысли.
Таким образом, логическое ударение позволяет собеседнику более точно услышать речь, понять мысль, без этого смысл речевой конструкции может быть воспринят неадекватно. Кроме этого для эффективного общения важны правильные частотные характеристики голоса и тональности речи. Каждый знает, как утомительно слушать человека, говорящего слишком высоким или слишком низким голосом.
Педагогическое общение немыслимо без воздействия педагога на детей, поэтому выделяется еще одна важная характеристика голоса — его способность к внушению, т. е. суггестивность .
Различается три уровня суггестивности голоса.
На первом, низком уровне с помощью голоса привлекается к себе внимание путем выделения из множества других голосов. Слушатель обращает внимание непроизвольно, поэтому именно на первом уровне устанавливается первичный контакт, который влияет в последующем на осознанность восприятия учебного материала.
Второй уровень отличается от первого более сильной эмоциональной реакцией. Говорящий вызывает сопереживание, настраивает слушателей на восприятие эмоционально-смысловых акцентов.
Третий уровень выражается в том, что реакции слушателей приобретают поведенческий характер. Этот уровень еще называют императивно-оценочным. Он важен при предъявлении педагогического требования и оценки.
Выделяют несколько параметров, которые составляют специфическую характеристику профессионального голоса преподавателя.
Потенциально высокий уровень громкости дает возможность работать с большим составом слушателей и в большей по площади аудитории. Большой динамический и высотный диапазон придает голосу множество оттенков звучания и мелодики, а тембровый — выразительность. Чистота и ясность тембра позволяют голосу быть благозвучным. Для преподавателя важна также способность голоса «перекрыть» посторонние шумы, т. е. помехоустойчивость, и обеспечить хорошую слышимость, комфортное восприятие речи в любых акустических условиях, т. е. адаптивность.
Основу всех характеристик голоса педагога составляет так называемая интонационная выразительность голоса. Под интонацией понимаются все явления, возникающие во время произнесения фразы, но не относящиеся к содержанию сказанного. Слагаемыми интонационной выразительности можно считать мелодию речи, паузы, громкость и отчетливость, а также скорость.
Мелодия речи определяется высотой голоса. Мелодические изменения фраз позволяют воспринимать информацию на уровне содержания и отношения.
Паузы по своему содержанию ничего собой не представляют, но тем не менее именно они позволяют воспринимать информацию на логическом, психологическом, содержательном уровнях.
Нам часто приходится слышать: «Говорите громче, вас плохо слышно» — или наоборот: «Что вы на меня кричите? Нельзя ли потише?»
Громкое произнесение может иметь две причины.
Во-первых, воинственно-агрессивные интонации предназначены для непременного достижения цели.
Во-вторых, они появляются, когда человеку надо убедить, настоять. Чем больше наша заинтересованность, тем сильнее энергетическая напряженность и тем громче голос.
Внятное, четкое произнесение слов тоже важный показатель интонационной выразительности. Отчетливость произнесения свидетельствует об уверенности педагога, хорошей ориентировке в содержании учебного материала.
Скорость речи определяет способ произнесения слов как «быстрый» или «медленный». Скорость зависит от индивидуальных особенностей говорящего и от автоматизма воспроизводимой информации. Вот почему преподавателю рекомендуется проговорить содержание предстоящей лекции неоднократно.
Перечисленные аспекты речи педагога помогают практической реализации всех сторон общения.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 342.