Смысловые ударения (акценты)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Если просто выделять каждое слово в своей речи, вы добьетесь этим не больше, чем, если бы вы стали подчеркивать все слова, которые пишете. Главное, сделать основные моменты обучения или ключевые сообщения настолько отличными от остальных и запоминающимися, насколько это возмож­но.

Сделать акцент, выделить голосом можно практически любое слово в предложении, и, казалось бы, недвусмыс­ленная фраза приобретает иное значение. Если вам пред­стоит важный разговор, желательно заранее продумать, как вы расставите акценты в вашей речи, чтобы быть полнос­тью уверенным в том, что ваши слова будут поняты именно так, как вы того хотели.

Смысловые ударения можно вводить следующими способами:

1. Подчеркивание особых моментов: «Тренинг посвящен тому, как говорить с людьми, а не тому, как говорить для людей».

2. Нумерация: «Есть три причины для того, чтобы носить защитные очки. Первая.... Вторая.... Третья...».

3. Уверение:« Вы не сможете приготовить омлет, не разбив яиц». Го­ворить это нужно так, чтобы голос не прерывался до конца фразы.

Выделение голосом играет большую роль в понимании контек­ста.

Делая те или иные ударения, расставляя разные акценты, мы можем изменить содержание мысли.

Таким образом, логическое ударение позволяет собеседнику более точно услышать речь, понять мысль, без этого смысл рече­вой конструкции может быть воспринят неадекватно. Кроме этого для эффективного общения важны правильные частотные харак­теристики голоса и тональности речи. Каждый знает, как утоми­тельно слушать человека, говорящего слишком высоким или слиш­ком низким голосом.

Педагогическое общение немыслимо без воздействия педагога на детей, поэтому выделяется еще одна важная харак­теристика голоса — его способность к внушению, т. е. суггестив­ность .

Различается три уровня суггестивности голоса.

На первом, низком уровне с помощью голоса привлекается к себе внимание путем выделения из множества других голосов. Слушатель обра­щает внимание непроизвольно, поэтому именно на первом уров­не устанавливается первичный контакт, который влияет в после­дующем на осознанность восприятия учебного материала.

Второй уровень отличается от первого более сильной эмоциональной ре­акцией. Говорящий вызывает сопереживание, настраивает слуша­телей на восприятие эмоционально-смысловых акцентов.

Третий уровень выражается в том, что реакции слушателей приобретают поведенческий характер. Этот уровень еще называют императив­но-оценочным. Он важен при предъявлении педагогического тре­бования и оценки.

Выделяют несколько параметров, которые со­ставляют специфическую характеристику профессионального голоса преподавателя.

Потенциально высокий уровень громкости дает возможность работать с большим составом слушателей и в боль­шей по площади аудитории. Большой динамический и высотный диапазон придает голосу множество оттенков звучания и мелоди­ки, а тембровый — выразительность. Чистота и ясность тембра позволяют голосу быть благозвучным. Для преподавателя важна также способность голоса «перекрыть» посторонние шумы, т. е. по­мехоустойчивость, и обеспечить хорошую слышимость, комфорт­ное восприятие речи в любых акустических условиях, т. е. адап­тивность.

Основу всех характеристик голоса педагога составляет так на­зываемая интонационная выразительность голоса. Под интонаци­ей понимаются все явления, возникающие во время произнесения фразы, но не относящиеся к содержанию сказанного. Слагаемы­ми интонационной выразительности можно считать мелодию ре­чи, паузы, громкость и отчетливость, а также скорость.

Мелодия речи определяется высотой голоса. Мелодические из­менения фраз позволяют воспринимать информацию на уровне со­держания и отношения.

Паузы по своему содержанию ничего собой не представляют, но тем не менее именно они позволяют воспринимать информа­цию на логическом, психологическом, содержательном уровнях.

Нам часто приходится слышать: «Говорите громче, вас плохо слышно» — или наоборот: «Что вы на меня кричите? Нельзя ли потише?»

 Громкое произнесение может иметь две причины.

 Во-первых, воинственно-агрессивные интонации предназначены для непременного достижения цели.

 Во-вторых, они появляются, ког­да человеку надо убедить, настоять. Чем больше наша заинтересо­ванность, тем сильнее энергетическая напряженность и тем гром­че голос.

Внятное, четкое произнесение слов тоже важный показатель интонационной выразительности. Отчетливость произнесения сви­детельствует об уверенности педагога, хорошей ориентировке в со­держании учебного материала.

Скорость речи определяет способ произнесения слов как «бы­стрый» или «медленный». Скорость зависит от индивидуальных особенностей говорящего и от автоматизма воспроизводимой ин­формации. Вот почему преподавателю рекомендуется проговорить содержание предстоящей лекции неоднократно.

Перечисленные аспекты речи педагога помогают практической реализации всех сторон общения.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 342.