В литературе гражданского права вопрос о предмете исполнения обязательства имеет весьма дискуссионный характер, так, одни учёные цивилисты в качестве предмета исполнения обязательств называют предусмотренные обязательством действия (бездействия), которые обязан совершить должник[28], другие, напротив, в качестве предмета исполнения предлагают рассматривать вещь, по поводу которой возникает обязательство, так, С.В. Занковская, отождествляя термины «предмет обязательства» и «исполнение обязательства», рассматривает последнее как «имущество (или результат интеллектуального творчества) в отношении или по поводу которого совершается действие»[29], В.А. Мусин отмечает, что «под понятием «предмет исполнения» обозначается всё, что должник обязан предоставить кредитору»[30], Н.И. Коваленко в качестве предмета исполнения называет «благо, которое должник обязан предоставить кредитору или третьему лицу в результате совершения (или воздержания от совершения) действия, составляющего объект обязательства»[31], М.В. Кротов и ряд других авторов современного периода предметом исполнения обязательства называют «ту вещь или услугу, которую в силу обязательства должник обязан передать, выполнить или оказать кредитору»[32].
Изучив и проанализировав различные подходы, приходим к выводу, что предметом исполнения могут являться как конкретные блага, представленные материализованными и нематериализованнымирезультатами исполнения обязательства, так и непосредственно действия (бездействия), образуемые в результате исполнения обязательств, например, в случае исполнения обязательства о неразглашении условий государственного контракта третьим лицам предметом исполнения будет не только информация, но и само правомерное бездействие по передачи информации.
Обязательства должны исполняется надлежащим образом в соответствии с его условиями, в том числе касающиеся предмета обязательства, который, в свою очередь, представлен неким благом, по поводу которого стороны вступают в правоотношения. Законодательством о контрактной системе указанные блага именуются как товары, работы, услуги, необходимые для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Традиционно в литературе гражданского права исполнение альтернативных и факультативных обязательств рассматривается посредством предмета исполнения обязательств. В основе альтернативных и факультативных обязательств лежит право выбора предмета исполнения обязательства, отличие их состоит в том, что в альтернативных обязательствах предметов исполнения изначально может несколько, причём каждый из предметов имеет самостоятельное значение и определён существом обязательства.Исполнение альтернативного обязательства производится посредством выбора одного из предметов исполнения, в то время как в факультативных обязательствах предмет исполнения один, и он основной, однако существом обязательства допускается его замена, при этом согласие кредитора на замену обязательства не требуется, поскольку предмет, которым может быть заменено основное обязательство, оговорен заранее.
Рассмотрим примеры исполнения альтернативных и факультативных обязательств по государственному контракту. В качестве примера альтернативных обязательств можно рассмотреть обязательства, связанные с возможностью одностороннего отказа от исполнения государственного контракта. Заказчик, равно как и поставщик (подрядчик, исполнитель), вправе в любое время принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, при условии, что указанное право определено условиями государственного контракта, однако следует отметить, что выбор не носит абсолютного характера, поскольку, принятое решение заказчик или поставщик обязаны отменить, если противоположной стороной в сроки, указанные в Законе 44-ФЗ, устранены нарушения, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе.
Исходя из специфики заключения государственного контракта и исполнения его обязательств, достаточно редко встречаются случаи замены основного обязательства факультативным, однако они имеют место быть, например, факультативным является установленное ст. 706 ГК РФ право подрядчика привлекать к исполнению своих обязательств субподрядчиков, если из закона или договора не вытекает обязанность выполнить предусмотренную в контракте работу лично. Положения Закона 44-ФЗ содержат нормы, предусматривающие одновременно и право выбора поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предмета исполнения и возможность замены основного предмета исполнения факультативным, так, в силу ч.7 ст. 96 Закона 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить не только размер обеспечения пропорционально исполненного по обязательству, но и способ обеспечения исполнения обязательства.
Условиями государственного контракта могут быть предусмотрены императивно-факультативные[33] обязательства, например, когда поставщик по согласованию с заказчиком может произвести поставку товара с улучшенными характеристиками, в данном случае Законом 44-ФЗ закреплено право поставщика на замену предмета исполнения, однако это право ограничено требованием к предмету исполнения и наличием согласия государственного заказчика, данные обстоятельства определяют императивный характер указанных обязательств.
Поскольку предмет исполнения обязательства всегда сопровождается определёнными действиями (бездействиями) должника, а иногда и сами действия (бездействия) становятся предметом исполнения, то особое значение приобретает порядок совершения указанный действий, в литературе гражданского права он именуется способ исполнения обязательств[34]. Способ исполнения определяется предметом исполнения и содержанием обязательства. Так, согласно ст. 311 ГК РФ, если стороны не согласовали возможность исполнения обязательства по частям, либо если исполнение таким способом не предусмотрено законом, обычаями или существом обязательства, то кредитор вправе отказаться от исполнения обязательства по частям, например, невозможно исполнение по частям, когда предметом исполнения является неделимая вещь.
Обязательство может быть образовано самостоятельными частями, например, обязательство по поставке машин и оборудования по государственному контракту в силу ст. 34 Закона 44-ФЗ должно содержать указание на гарантию поставщики и/или производителя, в этом случае, как отмечают суды, «гарантийные обязательства поставщика являются частью обязательств по договору и договор считается исполненным в случае исполнения сторонами всех своих обязательств, в том числе гарантийных»[35].
Способ исполнения финансовых обязательств по государственному контракту имеет свои особенности. Так, согласно ч. 13 ст.34 Закона 44-ФЗ контракт должен содержать условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги. Закон 44-ФЗ не определят порядок и форму расчёта по государственному контракту, в этой связи, руководствуясь ст. 2 Закона 44-ФЗ, при расчётах по государственному контракту надлежит применять общие положения гражданского и бюджетного законодательства. Действующим гражданским законодательством предусмотрено три основных способа расчётов по договорам: наличный, безналичный (ст. 140 ГК РФ) и зачёт встречного однородного требования (ст. 410 ГК РФ). Учреждения уголовно-исполнительной системы в рамках представленных им полномочий вправе осуществлять приносящую доход деятельность, при этом заключая гражданско-правовые договоры, может иметь место ситуация, когда в качестве должника и кредитора учреждения выступает одно и то же юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, в этом случае возникает вопрос о допустимости проведения взаимозачёта по государственному контракту.Единого мнения по данному вопросу не существует, одни авторы полагают, что отсутствие в тексте Закона 44-ФЗ прямого запрета даёт право заказчику произвести взаимозачёт по государственному контракту[36], другие, напротив, считают, что системное толкование положений Закона 44-ФЗ запрещает проведение взаимозачёта по государственному контракту, фактически приравнивая данную операцию к бартерным сделкам[37]. Поскольку основу контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд составляют нормы бюджетного законодательства, то вопросы исполнения финансовых обязательств по государственному контракту, в том числе касающиеся формы и способов оплаты, надлежит рассматривать с позиции положений Бюджетного кодекса Российской Федерации. Ст. 219 БК РФ предусматривает мероприятия по исполнению бюджета по расходам, в числе которых процедура санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам, включающая в себя: проверку на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учёт бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта. Если допустить в качестве способа исполнения финансовых обязательств по государственному контракту зачёт встречных однородных обязательств, то очевидно, что подобного рода действия вступят в прямое противоречие с нормами бюджетного законодательства, поскольку факт надлежащего исполнения обязательств и оплаты в силу ст. 410 ГК РФ будет подтвержден заявлением всего одной стороны. Аналогичной позиции придерживается Министерство финансов Российской Федерации в письмах от 11.03.2016 N 02-02-04/13740 и от 25.04.2016 N 02-02-14/24253, отмечая, что на любом этапе заключения и исполнения контракта прозрачность и подотчетность являются неизменным правилом, реализованным в любом инструменте бюджетного процесса. Со своей стороны добавим, что нормы бюджетного законодательства имеют предписывающий, публично-правовой характер, вследствие чего неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований указанных нормгрозит привлечением ответственных должных лиц к различным видам ответственности.
Проведённые исследования предмета и способа исполнения обязательств по государственному контракту позволили нам прийти к следующим выводам:
- предметом исполнения могут являться как конкретные блага, так и непосредственно действия сторон, этой связи правовое регулирование предмета исполнения не ограничено правилами описания объекта закупки;
- на основе предмета исполнения сделаны выводы о возможности наличия и исполнения альтернативных и факультативных обязательств в контракте с присущими им особенностями;
- наличие императивно-факультативных обязательств определяют не только особенности выбора предмета, но и способа исполнения;
- правовую основу предмета и способа исполнения, как и иных условий исполнения обязательств государственного контракта, образуют нормы Закона 44-ФЗ, а также общие положения гражданского и бюджетного законодательства.
Заключение
Работая с имеющимися условными данными, основываясь на научных исследованиях в области цивилистики, административного и финансового права, сложившейся правоприменительной практики, сформулируем общие выводы по результатам проведённых исследований в рамках учебного пособия:
- через такие неравнозначные понятия, как исполнение обязательств и исполнение обязанности, проявляется такая важная и необходимая деталь исполнения обязательств, как принятие его результатов кредитором, и в положениях Закона 44-ФЗ этому уделено особое внимание, в частности, ст. 94 Закона 44-ФЗ посвящена особенностям исполнения контракта;
- в свою очередь, под исполнением контракта, в отличие от общих положений гражданского права, понимается комплекс мероприятий, направленных на достижение результатов закупки;
- примечательно, что государственный контракт - это разновидность гражданско-правового договора, усложненный особым субъектным составом и публичной составляющей цели закупки;
– исполнение обязательств по государственным контрактам основано на двух всеобъемлющих принципах: принцип реального исполнения и принцип надлежащего исполнения, значение первого сосредоточено в процессе и результата этих действий, второй принцип отражает качественную сторону указанных действий и результата этих действий, возникших на основе обязательства, а если быть точнее, условиях этого обязательства, к которым относятся требования к субъекту и предмету исполнения обязательств, сроку, месту и способу исполнения, а также цене товаров (работ, услуг). Большое значение имеет тот факт, что условия исполнения обязательств по государственному контракту определяются, исходя из общих положений гражданского законодательства с присущими им особенностями контрактной системы, в числе которых законодательная определённость и обязательный характер соблюдения.
Таким образом, в учебном пособиисформулированы два основных принципа исполнения обязательств по государственному контракту, обозначены и раскрыты основные условия исполнения, выяснены особенности исполнения обязательств и определено их место, и значение в общей системе законодательства, регулирующего порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (ред. 03.08.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации Ч.1,2,3,4 (ред. от 03.08.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ред. от 03.08.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5.Налоговый кодекс Российской Федерации Ч.1,2 (ред. от 03.08.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. Уголовный кодекс Российской Федерации (ред. от 29.07.2018).Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: фед. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в ред. от 03.08.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. О бухгалтерском учете:фед. закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 29.07.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
9. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц:фед. закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. Об электронной подписи Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
11. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации:фед. закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 03.08.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
12. О защите конкуренции:фед. закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
13. О техническом регулировании:фед. закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
14. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях:фед. закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ.Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
15. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 (в ред. от 19.07.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
16. Гражданский кодекс РСФСР утв. ВС РСФСР 11.06.1964 (ред. от 26.11.2001). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (утратил силу).
17. Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта: утв. пост. Правительства Рос. Федерации от 13.01.2014 № 19. СПС КонсультантПлюс.
18. Об утверждении методики сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта: утв. пост. Правительства Рос. Федерации от 28.11.2013 г. № 1090. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
19. О порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками: приказ Минфина России от 24.11.2014 № 136н. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
20. Об осуществлении наличных расчетов:указание Банка России от 07.10.2013 № 3073-У. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Судебная практика
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Определение Верховного Суда РФ от 09.01.2018 N 308-ЭС17-19570 по делу N А63-4745/2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2017 № 303-ЭС16-19977 по делу N А37-499/2016. ДоступизСПС «КонсультантПлюс».
4. Определение Верховного Суда РФ от 27.03.2017 № 309-КГ16-19135. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009. СПС КонсультантПлюс.
6. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2017 г. по делу N 09АП-25455/2017. Далее по этому делу: определение Верховного Суда РФ от 24.01.2018 N 305-ЭС17-21010 по делу N А40-28046/2017. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2018 по делу № А11-5883/2017.Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. Постановление арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.10.2017 N Ф08-7534/2017 по делу N А15-2868/2014.Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
9. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12.07.2017 N Ф10-2651/2017 по делу N А14-13804/2015. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16.02.2017 № Ф10-5655/2016 по делу № А83-2378/2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
11. Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Дата: 2019-07-24, просмотров: 220.