Глава 2. Принципы и условия исполнения обязательств по государственному контракту
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общие положения о принципах исполнения обязательств

Волевые действия (бездействия) обязанной стороны любого соглашения невозможно представить без основополагающих идей, обеспечивающих взаимодействие всех составных частей обязательства, единство его правовой материи. Указанные идеи материализованы в виде принципов исполнения обязательств. Принципы выражают сущность обязательства, характеризуют его предназначение, роль в регулировании отношений. Сам термин «принцип» происходит от латинского principium - начало, основа - и используется в русском языке для обозначения основного, исходного положения какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д., научного или нравственного начала, основания, правила, основы, от которой не отступают[14]. В этой связи в литературе гражданского права сформировался различный подход к пониманию состава, содержания и наименования принципов исполнения обязательства. Попытки дать определение принципам исполнения обязательства так или иначе связаны с источниками принципов права. Ряд учёных подходят к формулировке принципов, исходя из их нормативного закрепления, так называемые нормы-принципы. Например, цивилистами советского периода выделялось четыре основных принципа исполнения обязательств, вытекающих из норм действующего на тот момент Гражданского кодекса РСФСР 1964 года: 1. принцип надлежащего исполнения; 2 принцип реального исполнения; 3. принцип экономичности; 4 принцип сотрудничества сторон[15]. Здесь, правда, следует оговориться, что среди учёных того периода были и такие, кто ставил под сомнение существование принципа надлежащего исполнения обязательств, полагая, что принципы реального исполнения, экономичности и сотрудничества неотделимы от требования надлежащего исполнения обязательств; что обязательство можно считать исполненным надлежащим образом, лишь когда соблюдены не только конкретные условия, но и определяющие порядок исполнения общие правила[16].

Рассмотрение принципов с позиции их правового закрепления имеет как свои преимущества, так и недостатки, к числу первых можно отнести правовую аргументацию на основе прописанных в законе правил, чёткое и последовательное описание свойств и порядка применения того или иного принципа. Как отмечает С.С. Алексеев, «большинство положений права имеет ценность и практическую значимость именно в своём конкретизированном, более того - формально конкретизированном виде»[17]. Действительно, трудно не согласится с указанной точкой зрения, однако, на наш взгляд, это ведёт к чрезмерной формализации правовых принципов, когда принцип права перестаёт существовать без его материализации в норме права, при этом доктринальный подход становится чем-то вроде идеи идеального права, отчасти оторванного от его истинного вида. Признав необходимость формального закрепления правовых принципов, мы вынуждены были бы отрицать существование каких-либо принципов исполнения обязательств, потому как в российском законодательстве не содержится норм, которые бы прямо закрепляли принципы исполнения обязательств, поэтому в противовес вышеуказанной позиции существует иная точка зрения основанная на всеобщей идеи, согласно которой принципы не существуют и не могут существовать только в виде отдельных норм, их источниками могут являться не только нормы права, но и обычаи, религиозные нормы, нормы морали и другие источники. Возьмём, к примеру,принцип экономичности, ни в положениях современного Гражданского кодекса Российской Федерации, ни в положениях Закона 44-ФЗ указанный принцип исполнения обязательств в виде правовой нормы не закреплён, однако это не умаляет его значения, так как необходимость исполнения обязательств с наименьшими финансовыми затратами явствует из положений ч.2 ст.424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ч.ч.2, 13 ст.34 Закона 44-ФЗ, из которых следует, что цена контракта должна включать все расходы исполнителя, включая уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей, связанных с исполнением обязательств по государственному контракту. В пользу принципа экономичности говорят требования ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации
(далее –БК РФ), согласно которой государственные заказчики при расходовании бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). О необходимости подрядчика подходить к исполнению своих обязательств экономно и расчётливо следует из содержания
 ст. 713 ГК РФ. 

Другой, достаточно редко упоминаемый в современной доктрине гражданского права, принцип сотрудничества сторон[18], законодательно в виде нормы права не представлен, однако достаточно определенно следует из положения отдельных взятых норм, как Гражданского кодекса Российской Федерации (ч.3 ст. 307 ГК РФ), так и положений Закона 44-ФЗ (ч.1,2 ст.94 Закона 44-ФЗ).

Общетеоретический подход к принципам права сформировал в современной литературе гражданского права различное понимание принципов исполнения обязательств. Так, учёными А.В. Пчёлкиным,
Б.М. Гонгало, М.Я. Шилиновой в качестве принципов исполнения обязательств называются: принцип надлежащего исполнения; принцип реального исполнения; принцип недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства и одностороннего изменения его условия. В.С. Ем к указанным принципам добавляет принцип разумности и добросовестности, полагая, что его образуют такие гражданско-правовые понятия как «разумный срок», «разумная цена», «разумные меры» и т.д.[19] Е.А. Суханов, основываясь на принципах международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004, расширяет круг ранее указанных принципов, добавляя к ним принципы «добросовестной и честной практики», а также взаимного сотрудничества сторон[20].

Проведённые исследования различных точек относительно понятия и природы принципов исполнения обязательств, в том числе через ретроспективный подход, позволили прийти к выводу, что в основе исполнения обязательств по гражданско-правовому договору лежат два главных принципа: реального и надлежащего исполнения обязательств.

Применительно к государственному контракту отметим, что Закон
44-ФЗ не содержит особых указаний относительно принципов исполнения обязательств, основополагающие начала, лежащие в основе исполнения обязательств по любому договору, в полном объеме находят свою реализацию при исполнении обязательств по государственному контракту. Следует признать, что подхваченные идеей всеобщего характера принципов, нами предпринималась попытка выделить отдельные принципы исполнения обязательств по государственному контракту, и даже сгруппировать их по различным основаниям, например: принцип надлежащего и реального исполнения обязательств отнести к категории гражданско-правовых принципов; принципы открытости и прозрачности (ч.26 ст.95, ч.9-12 ст.94 Закона 44-ФЗ), профессионализма (ч.5,6 ст.94, ст.3, ст.41 Закона 44-ФЗ), ответственности за результативность обеспечения государственных нужд (ч.3-5 ст.94 Закона 44-ФЗ) объединить в принципы контрактной системы, реализуемые в ходе исполнения обязательств по государственному контракту; непосредственно к принципам исполнения обязательств по государственным контрактам отнести принцип взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч.1,2 ст.94 Закона 44-ФЗ), принцип приоритета первоочередных потребностей заказчика (ч.4ст.95 Закона 44-ФЗ) и т.д. Однако изучение и детальный анализ так называемых принципов заставил прийти к выводу о том, что содержащиеся в Законе 44-ФЗ требования относительно исполнения обязательств по государственному контракту не могут существовать без единой идеи, которая и называется надлежащее исполнение обязательства. Возьмём, к примеру, принцип первоочередных потребностей заказчика, полагалось, что в случае изменения объема прав в денежном выражении в сторону их уменьшения, заказчик будет отдавать приоритет исполнению финансовых обязательств по контрактам, предусматривающим поставку товара (работы, услуги),необходимого для нормального жизнеобеспечения, однако указанный приоритет не означал, что обязательства по иным контрактам следует считать надлежаще исполненными, потому как ни Закон 44-ФЗ, ни принятое в реализацию его положений Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1090«Об утверждении методики сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта» не лишают права поставщика (подрядчика, исполнителя) предъявить требования об уплате неустойки и убытков, вызванных расторжением государственного контракта.

Рассмотренные выше принципы экономичности и сотрудничества сторон тоже является частью универсального принципа надлежащего исполнения обязательств, потому как существовать без привязки к понятию надлежащее исполнение не могут.

Таким образом, исследование принципов исполнения обязательства с позиции теории права позволило прийти к выводу, что законодательство о контрактной системе содержит различного рода идеи, объединяющиеся в два всеобъемлющих принципа исполнения обязательств: принцип реального исполнения и принцип надлежащего исполнения. Данный вывод предопределил дальнейшие исследования по данному вопросу.

 





Дата: 2019-07-24, просмотров: 255.