Субъекты исполнения обязательств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важным элементом надлежащего исполнения обязательств по государственному контракту являются его субъекты – стороны контракта, которые поименованы в Законе 44-ФЗ как государственный заказчик и поставщик, подрядчик, исполнитель.

Согласно положения ст. 3 Закона 44-ФЗ под государственными заказчиком понимают государственный орган (в том числе орган государственной власти), государственные корпорации («Роскосмос», «Росатом»), орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.

В Законе 44-ФЗ понятия «государственный заказчик» и «заказчик» используются в различных значениях, а именно понятие «заказчик» используется гораздо шире, поскольку включает в себя не только учреждения государственного и муниципального заказчика, но отдельных юридических лиц, созданных государством, и осуществляющих закупки. В их число включены государственные унитарные предприятия, бюджетные учреждения, осуществляющие закупки, государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос». 

Учреждения и государственные унитарные предприятия, находящиеся в ведении ФСИН России, вступая в правоотношения, урегулированные нормами Закона 44-ФЗ, приобретают имущественные и неимущественные права от имени Российской Федерации. В этой связи в обязательствах, возникающих на основе государственного контракта, обязательным субъектом исполнения всегда будет выступать Российская Федерация, образуя множественность лиц на стороне заказчика.

Системный анализ отдельных положений гражданского законодательства Российской Федерации, в частности гл.5 и 10 ГК РФ и Бюджетного кодекса Российской Федерации, позволяет прийти к выводу, что Российская Федерация, как особый субъект гражданского права, в силу специфики своего участия в гражданском обороте выступает участником сделок всякий раз, когда они совершаются уполномоченными лицами от её имени.

В литературе гражданского права в основе деления обязательств на лиц, представленных в единственном числе – кредитор и должник, и множественностью лиц, лежит право требования от должника со­вершения действия, предусмотренного обязательством. Множественность лиц может иметь место как на одной стороне, так и на каждой из сторон обязательств. Соответственно, принято различать активную, пассивную и смешенную множественность лиц в обязательстве. Обозначив множественность лиц на стороне государственного заказчика, нам следует определить, какая из возможных её видов применима к исполнению обязательств по государственному контракту. Как известно, государство вступает в оборот через свои органы государственной власти, которые одновременно могут выступать и как юридические лица, и как субъекты, наделённые в силу закона властно-распорядительными полномочиями, в последнем случае правоотношения государства с субъектами гражданского оборота, как правило, основаны на нормах публичного права. Особенностью законодательства о контрактной системеявляется тот факт, что государство, как неизменный участник сделки, оставляет за собой право кредитора требовать не только надлежащего исполнения обязательств по государственному контракту, но и соответствие действий должника требованиям законодательства о контрактной системе. Реализуется данное право посредством осуществления контроля в сфере закупок уполномоченными органами государственной власти. Так, согласно ч. 22 ст. 99 Закона 44-ФЗ помимо иных функций уполномоченный орган исполнительной власти наделён полномочиями выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе; обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государство, являясь участником сделки, при исполнении обязательств по государственному контракту может выступать не только в качестве кредитора, но и исполнять обязанности должника. Согласно ст.123.21. ГК РФ государство, как собственник имущества казённого учреждения, несёт субсидиарную ответственность по его обязательствам, при этом важно отметить, что размер ответственности казённого учреждения ограничен находящимися в его распоряжении денежными средствами. Положения указанной нормы корреспондируют с требованиями ч. 5 ст. 161 БК РФ, согласно которой казенное учреждение вправе принимать обязательства в рамках государственного контракта в пределах доведённым ему лимитов бюджетных обязательств, но это требование по большей части касается оплаты стоимости товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственного контракта, однако возникает вопрос: за счёт каких средств учреждение будет оплачивать неустойку, если будет иметь место нарушение обязательств со стороны заказчика? Ответ на данный вопрос, полагаем, можно найти в ч. 5 ст. 242.3 БК РФ, согласно которой при недостаточности соответствующих лимитов финансирования должник направляет органу государственной власти (государственному органу), осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, очевидно, что на стороне заказчика имеет место быть как активная, так и пассивная множественность лиц, представленная государством. Отметим, что диспозицией нормы ч.5 ст. 26 Закона 44-ФЗ установлено, что федеральный орган исполнительной власти обязан принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений). ФСИН России приказом от 26.02.2018 N 160 «Об осуществлении ФСИН России, территориальными органами ФСИН России, учреждениями и иными организациями уголовно-исполнительной системы полномочий заказчика», передал полномочия заказчика подведомственным учреждениям, входящим в уголовно-исполнительную систему в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Проводя исследования субъектов исполнения обязательств по государственному контракту, мы пришли к выводу о наличии множественности лиц в обязательстве на стороне заказчика, которая может быть представлена как активной, так и пассивной множественностью, в этой связи видится необходимым исследовать вопрос о допустимости участия нескольких лиц на стороне поставщика (подрядчика, исполнителя).   

Согласно ст. 322 ГК РФ солидарные обязанности (ответственности) или солидарные требования возникают на основании договора, закона, в случае неделимости предмета обязательства. Например, в случае, если предметом контракта являются произведения литературы, искусства, созданные совместным творческим трудом (в соавторстве), либо объект недвижимого имущества, выделение долей в котором невозможно ввиду того, что это приведёт к его разрушению, повреждению или изменения его назначения (ст. 133 ГК РФ). Порядок заключения и исполнения государственного контракта с солидарными соисполнителями аналогичен порядку указанному выше.

Особенность исполнения субсидиарных обязательств состоит в характере и последовательности предъявления требований кредитором, так, субсидиарный должник привлекается к исполнению обязательств только в случае неисполнения либо невозможности исполнения обязательств основным должником, при этом требования кредитора об исполнении обязательства должны быть, в первую очередь, предъявлены к основному должнику. В этой связи полагаем, что субсидиарные обязательства по государственному контракту могут возникнуть не в результате заранее достигнутого соглашения сторон контракта, а в силу закона в случае невозможности исполнить обязательство поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, проведённые исследования множественности лиц в исполнении обязательств по государственному контракту позволяют сделать следующие выводы:

- на стороне государственного (муниципального) заказчика всегда присутствует активная и пассивная множественность лиц, основанная на субсидиарном исполнении государством обязанностей, возникающих в рамках обязательств по государственному контракту;

 - на стороне поставщика (подрядчика, исполнителя) множественность лиц в обязательствах не исключается, это может и активная и пассивная множественность лиц, основанная на долевом и солидарном исполнении обязанностей, возникающих в рамках обязательств по государственному контракту. 

Рассматривая субъектный состав исполнения обязательств по государственному контракту, нельзя обойти стороной вопрос участия третьих лиц в исполнении обязательств по государственному контракту.

Согласно ст. 313 ГК РФ кредитор обязан принять исполнение обязательства третьим лицом, за исключением случаев, когда из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично.

Министерство экономического развития Российской Федерации, будучи регулятором контрактной системы в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в письме от 21 мая 2015 г. N Д28и-1278, отметило, что нормы Закона 44-ФЗ и ГК РФ не содержат ограничений в возможности привлечения к исполнению контракта соисполнителей, при этом привлечение третьих лиц к исполнению контракта на поставку товаров не повлечёт перемены поставщика по государственному контракту.

В диспозиции отдельных норм Закона 44-ФЗ прямо предусмотрена возможность привлечения к исполнению контракта третьих лиц (ст. ст. 30, 34, 100 Закона 44-ФЗ). По общим правилам привлечение третьих лиц к исполнению обязательств по государственному контракту является правом должника, не требующего дополнительного согласия государственного заказчика, однако законодательством о контрактной системе предусмотрен ряд особенностей, связанных с привлечением третьих лиц, в частностич.23 ст. 34 и ч. 5-6 ст. 30 Закона 44-ФЗ.

Таким образом, привлечение третьих лиц в качестве соисполнителей по государственному контракту в случаях, прямо предусмотренных законодательством о контрактной системе, рассматриваются как обязательное условие государственного контракта, в свою очередь, в документации о закупке и (или) в проекте государственного контракта государственный заказчик может предусмотреть обязанность должника исполнить обязательство лично, в этой части требования государственного заказчика не будут противоречить ни положениям Закона 44-ФЗ, ни антимонопольному законодательству[24].

Место исполнения

В литературе гражданского права особое внимание уделено такому условию, как место исполнения обязательств, поскольку именно с ним связывают распределение расходов, связанных с доставкой исполнения, место и способ приёмки, выбор закона, подлежащего применению и т.п.[25]В действующем законодательстве о контрактной системе отсутствует указание на место исполнения обязательств по государственному контракту, однако принципы эффективного и результативного осуществления закупок товаров (работ, услуг), в основе которых лежит идея наименьших затрат, связанных с достижением цели закупки, предполагают, что местом исполнения обязательств по государственному контракту будет место, в котором расходы государственного заказчика минимальны, как правило, если речь идёт о поставке товара – это место нахождения фактического государственного заказчика либо место нахождения уполномоченного лица заказчика. Как правило, место исполнения обязательства определяется в условиях государственного контракта либо вытекает из существа обязательств по государственному контракту, например, место проведения выставки определяется в пригласительном письме или билете на участие или посещение выставки, место проведение капитального ремонта здания невозможно представить вне места нахождения здания, однако место нахождения самого здания в условиях государственного контракта должно быть определено.

По общему правилу, государственный контракт должен содержать сведения о месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта (далее – место доставки товара (работы, услуги)).[26]Однако отметим, что место исполнения обязательств и место доставки товара (работы, услуги), являющихся предметом государственного контракта – далеко не равнозначные понятия, например, для того чтобы осуществить поставку крупногабаритного оборудования заказчику, поставщику требуется совершить ряд подготовительных мероприятий в виде аренды транспорта, крепление груза, привлечение машин и устройств, необходимых для проведения погрузо-разгрузочных работ, выгрузка товара на складе государственного заказчика, причём совершаться указанные действия могут в абсолютно различных местах, всё это и будет считаться местом исполнения обязательств. С точки зрения Закона 44-ФЗ из всех, если условно их назвать, «мест исполнения обязательств», существенным условием будет считаться именно место доставки товара (работы, услуги), являющихся предметом государственного контракта (выделено мной М.Ч.). В этой связи приходим к выводу, место исполнения обязательств по государственному контакту, за исключением места доставки товара (работы, услуги), являющихся предметом государственного контракта, будет определяться, исходя из общих положений ст. 316 ГК РФ.  

Следует отметить, что поставка товара, выполнение работ либо оказание услуг, являющихся предметом государственного контракта по месту нахождения учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеет свои особенности, связанные с характером функционирования этих учреждений, что создаёт и для заказчика, и для поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные обязанности, связанные с выполнением требований уголовно-исполнительного законодательства и ведомственных приказов, в частности, заказчик обязуется организовать допуск представителей поставщика (подрядчика, исполнителя), их безопасность, обеспечить возможность проезда транспорта, проноса инструментов и оборудования исполнителя на территорию учреждения, в свою очередь,представители поставщика (подрядчика, исполнителя) при заходе на территорию должны иметь при себе документы, удостоверяющие личность, не проносить на территорию исправительного учреждения запрещенные к использованию осужденными предметы, не вступать с осуждёнными в отношения, не регламентированные уголовно-исполнительным законодательством и т.д. Неисполнение указанных требований лицами из числа работников и иных представителей поставщика (подрядчика, исполнителя) является основанием для недопуска указанных лиц на территорию учреждения, к месту исполнения обязательств, в этом случае все риски, связанные с ненадлежащим исполнением, ложатся на исполнителя.           

Таким образом, место исполнения обязательств по государственному контракту определяется, исходя из общих положений гражданского законодательства, при этом по общему правилуусловие о месте поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, является существенным и определяется, исходя из минимальных затрат заказчика, связанных с обеспечением государственных нужд.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 239.