7.1.Национальная экономика как система региональных экономики
Целое всегда состоит из частей. Национальная экономика как целое состоит из отраслевых (части по продуктовому признаку) и региональных экономик (части по территориальному признаку). Точно так же, как есть ведущие (нефтяная, газовая) и отстающие (машиностроение) отрасли производства, существуют ведущие (полюса роста, такие как Москва и Санкт-Петербург) и отстающие (проблемные территории, например некоторые области Центральной России) регионы страны. В идеале, все региональные экономики (как и все отрасли национальной экономики) должны быть полюсами роста, но в реальной жизни какие-то из региональных экономик растут, а какие-то находятся в состоянии депрессии. Поэтому в каждый конкретный момент времени состояние национальной экономики будет определяться соотношением трех групп региональных экономик — растущих экономик, стабильных экономик и депрессивных экономик. Знания об этом соотношении, а также о том, как депрессивную региональную экономику перевести в стабильную, и тем более растущую, крайне важны для региональных управленцев, экономических аналитиков, крупных инвесторов.
Регионы — крупные части территории страны, границы которых, как правило, имеют природное, этническое, историческое (сложившаяся традиция), юридическое (конституционный акт) или современное научное обоснование.
Региональный комплекс (система) — часть территории страны (национального комплекса), включающая четыре обязательные отраслевые подсистемы (природную, социальную, экономическую, управленческую) и несколько территориальных (муниципальных или локальных) подсистем.
Региональная экономика — экономическая подсистема (отрасль) регионального комплекса, включающая региональные факторы производства (экономический потенциал), региональное производство и региональное потребление.
Таким образом, все страны состоят из регионов. Регион, рассматриваемый как система, может быть назван региональным комплексом, что подразумевает наличие отраслевых и территориальных подсистем, а также некоторую общую функцию (специализацию) данного региона в национальной системе.
территории отрасли | Муниципа- литет 1 | Муниципа- литет 2 | Муниципа- литет 3 |
Управление | |||
Экономика | |||
Социум | |||
Природа |
Одной из подсистем регионального комплекса является региональная экономика, включающая три основные подсистемы — региональный экономический потенциал, региональное производство и региональное потребление и, в свою очередь, делящаяся на локальные (муниципальные) экономики.
Региональное производство включает примитивное, аграрное, индустриальное (производство искусственного продукта), сервисное (производство услуг) и информационное (создание информации) производство.
Региональное потребление включает социальное (домохозяйствами), экономическое (производством), управленческое (властными органами) и экологическое (природовосстановление, природоулучшение и природоохрана) потребление.
Между региональными экономиками возникают три типа обмена — обмен факторами производства, обмен товарами и услугами, обмен потреблением. Обмен факторами производства возникает в силу неравномерности их пространственного размещения. Обмен товарами и услугами связан с неравномерностью размещения производителей. Обмен потреблением связан с неравномерностью распределения потребителей.
Таким образом, упрощенно национальная экономика может быть представлена как совокупность региональных экономик и межрегиональных связей. Чем больше территория государства и чем больше регионов, тем выше затраты на установление межрегиональных связей (в частности — на создание сквозной инфраструктуры) и тем меньше очевидность выгоды межрегиональных сообщений, рассчитываемых для удаленных друг от друга регионов. Поэтому в больших государствах неизбежно возникает надрегиональный уровень управления, концентрирующий ресурсы, производство и потребление общенационального пользования. В связи с этим описание национальной экономики лишь как системы региональных экономик становится недостаточным и требует дополнительной макроэкономической характеристики. Если к этим описаниям добавить международную экономическую составляющую национальной экономики, то характеристика получается достаточно полной. Таким образом, более полно национальную экономику надо представить как систему региональных экономик, а также надрегиональной и международной составляющей (макроэкономической составляющей).
Альтернативой региональному описанию является отраслевое описание национальной экономики. Поскольку основные единицы статистической отчетности — предприятия, имеющие четкую отраслевую принадлежность и не всегда четкую привязку к территории (пространственно распределенные, сетевые предприятия, транснациональные корпорации), отраслевое описание национальной экономики оказывается менее трудоемким и более точным.
Тем не менее, понимание состояния региональных экономик крайне важно для понимания общих и частных проблем национальной экономики. Поэтому необходима теоретическая модель, связывающая региональное и отраслевое описание национальной экономики.
Опыт развития цивилизации показывает, что территория может быть освоена пятью основными способами:
с помощью примитивного (присваивающего) хозяйства (присвоение продукта, подготовленного живой природой);
с помощью аграрного хозяйства (селекция природных продуктов и их выращивание);
с помощью индустриального хозяйства (присвоение продуктов неживой природы, технологическое выращивание продуктов живой природы, создание особых искусственных продуктов, отсутствующих в природе);
с помощью сервисного хозяйства (создание услуг);
с помощью информационного хозяйства (создание виртуальных продуктов и услуг).
Каждый последующий способ все больше снижает зависимость общества от естественных экологических систем и все больше увеличивает зависимость от искусственных технических систем. Кроме того, технические системы позволяют резко увеличить плотность населения территорий, что в условиях постоянного роста населения Земли является единственным способом обеспечения выживаемости мирового населения. По расчетам, при примитивном хозяйстве на поверхности планеты может проживать лишь 7 млн человек, при аграрном освоении всей поверхности планеты на Земле может проживать 8—9 млрд человек, а при индустриальном — до 1 трлн человек. Поэтому уровень развития территорий определяется ведущим способом освоения и плотностью (численностью) населения. Территории, где ведущим способом освоения является информационное и сервисное хозяйство, становятся центрами развития цивилизации. Территории с индустриальным и аграрным хозяйством являются полупериферией, а территории с примитивным хозяйством — периферией мировой цивилизации. Применяя эту модель к стране, можно видеть аналогичное распределение территорий, где столичный город выполняет информационные и сервисные функции, индустриальные города и аграрные районы развивают промышленность и сельское хозяйство, а удаленные районы существуют за счет примитивного хозяйства. Таким образом, страна (национальный комплекс) может быть представлена как совокупность регионов, имеющих разные уровни развития в связи с разными способами освоения территорий. Все регионы связаны друг с другом потоками вещества, энергии, информации, в том числе в виде произведенной продукции.
В отдельных национальных экономиках могут отсутствовать те или иные сектора экономики (способы освоения территорий) и, соответственно, те или иные типы регионов. В этом случае можно говорить о незавершенном или неполном комплексе производства, который дополняется мирохозяйственными связями. Исходя из предложенной схемы оценить развитие производственной составляющей региональной экономики можно с помощью двух параметров:
1) новизны способа освоения территории, обеспечивающей высокие темпы экономического роста,
2) диверсификации способов освоения, обеспечивающей устойчивость региональной экономики.
В свою очередь, новизна и диверсификация способов освоения во многом определяются всем региональным комплексом, а не только его экономической подсистемой. В частности, избыточные природные ресурсы, низкая плотность населения, устаревшая управленческая элита, низкий уровень образования, низкий уровень развития технологий и многие другие факторы будут ограничивать переход регионального производства на новый уровень развития.
СТАНОВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
В досоветский период экономика России развивалась как аграрно-сырьевая с высоким удельным весом примитивного хозяйства. В 1913 г. аграрное хозяйство создавало 48% национального дохода, промышленность — 22%. Страна испытывала нехватку топлива, энергии, сырья, металлов, машин и механизмов.
Более 70% промышленной продукции России производилось в четырех индустриальных районах — Петербургском, Московском (Центрально-промышленном), Уральском и Южном горно-промышленном (на территории современной Украины). В первых трех районах было сосредоточено 55% фабрично-заводских рабочих России, а всего на территории, относящейся к современной России, работало 70% всех фабрично-заводских рабочих Российской империи1.
Из перечисленных районов только Южный был обеспечен собственными топливно-сырьевыми ресурсами. Остальные районы ввозили топливо и сырье. Если в Южном районе в горно-заводской промышленности было занято 66% всех рабочих, то в Петербургском и Московском — лишь 5% рабочих. Таким образом, в Петербургском и Московском районах развивалась в основном обрабатывающая промышленность, а в Южном и Уральском районах — добывающая промышленность. Помимо этого, Петербургский и Московский районы были также торгово-финансовыми центрами страны. Поэтому в региональной структуре дореволюционной России было два района с обрабатывающей промышленностью и сферой услуг (Петербургский и Московский), два района с добывающей промышленностью и металлургией (Южный и Уральский) и остальные районы с аграрным и примитивным хозяйством.
Таким образом, центром экономического развития России в XIX в. были Петербургский и Московский районы, добывающей полупериферией — Южный и Уральский районы, аграрной и примитивной периферией — остальная огромная часть территории России. Соотношение территорий, занятых центром, полупериферией и периферией, по нашим расчетам, можно приблизительно оценить как 1 : 3 : 124 (133, 383 и 16 460 тыс. кв. км).
Советский период характеризуется тотальной индустриализацией всей территории страны. Новые промышленные районы появляются в Поволжье, на Северном Кавказе (Грозненский нефтяной район), на севере европейской части России, в Западной Сибири, Восточной Сибири и даже на Дальнем Востоке. В первую очередь ими решаются проблемы развития электроэнергетики и топливно-сырьевой базы промышленности, производства машиностроительной продукции, переработки сельскохозяйственной продукции. С 1928 по 1937 г. производство электроэнергии увеличилось с 3 до 24 млрд кВт-ч, добыча угля — с К) до 53 млн т, добыча нефти — с 4 до 6 млн т, выплавка стали — с 2 до 9 млн т, производство машин — с 5 до 22 млн руб. (в ценах 1932 г.), текстиля — с 4 до 10 млн руб. и т.д.1 Конечно, эти данные нуждаются в корректировке в связи с «политизацией» статистики того времени; тем не менее, высокие темпы индустриального развития экономики России в советский период общепризнанны.
Война 1941 — 1945 гг. привела к резкому сдвигу промышленности на восток из оккупированных и старопромышленных районов Центральной России. Новое дыхание обретает Уральский район, превратившийся в крупнейший центр военного машиностроения, быстро растут региональные центры Сибири и Дальнего Востока.
Послевоенное освоение богатых ресурсами районов Западной Сибири (нефть, газ, лес), Восточной Сибири (цветные металлы, уголь, лес). Дальнего Востока (золото, цветные металлы, алмазы, лес) завершило первичную индустриализацию восточных районов России (на уровне добывающей промышленности и получения полуфабрикатов). В 1990 г. было произведено 1082 млрд кВт-ч, производство угля составило 270 млн т, добыча нефти — 738 млн т, выплавка стали — 90 млн т[8]. Излишне говорить о многократном росте производства в машиностроительной, химической, пищевой, легкой и других отраслях промышленности. Во многих случаях индустриализация была проведена ценой огромных людских потерь и насилия (ГУЛАГ), искалеченных судеб, перемещения масс населения на стройки пятилеток; тем не менее, экономический результат действительно был впечатляющим. Страна с избытком обеспечивала себя топливно-сырьевыми ресурсами, создала высокотехнологичное машиностроение, начала освоение космоса, создала крупнейшую сеть научно- исследовательских институтов и вузов.
Среди регионов России максимальными объемами промышленного производства выделялись Тюменская, Иркутская, Свердловская области, Красноярский край, г. Москва, Ленинград и Ленинградская область, Республики Татарстан и Башкортостан, а также Самарская и Пермская области. Таким образом, индустриальный центр России сместился за Урал и роль старых промышленных центров (Московского, Петербургского) сократилась.
У многих регионов появилась общероссийская (и даже общесоюзная) промышленная специализация, связанная с концентрацией предприятий одной отрасли.
Так, в производстве электроэнергии резко выделялись Тюменская область (вместе с ХМАО и ЯН АО), Иркутская область, Красноярский край, Свердловская область, г. Москва, Ленинградская область, производившие соответственно от 73 млрд до 38 млрд кВт-ч в год, при среднем уровне производства электроэнергии на один регион (субъект РФ) — 14 млрд кВт-ч1.
В общероссийской добыче угля доля одной только Кемеровской области составила 38% (150 млн т), и еще 49% производили другие восемь регионов России — Красноярский край, Республика Коми, Ростовская, Иркутская области, Республика Саха, Приморский край, Тульская и Челябинская области (от 52 млн до 12 млн т каждый, а суммарно — 191 млн т).
В выплавке стали на шесть регионов — Челябинскую (25 млн т), Кемеровскую (12 млн т), Вологодскую (12 млн т), Свердловскую (10,5 млн т), Липецкую (10 млн т) и Оренбургскую (4,4 млн т) области суммарно приходилось 83% общероссийского производства.
Крайне высокая концентрация производства была в добыче нефти и, особенно, газа, в производстве высокотехнологичной машиностроительной продукции, в текстильной промышленности и даже в производстве отдельных видов пищевой продукции и строительных материалов, сырье для которых есть повсеместно.
Таким образом, резкое пространственное расширение индустриального хозяйства, создание крупных концентрированных производств и отраслевая специализация регионов, наряду с развитием местной промышленности и индустриализацией сельского хозяйства, стали главным результатом развития региональных комплексов в советский период. Соотношение территорий сервисных, индустриальных и слаборазвитых аграрно-примитивных районов России составило в 1990 г., по нашим расчетам, 1 : 7 : 66 (233, 1547 и 15 295 тыс. кв. км). Практически во всех субъектах РФ появились индустриальная и сервисная надстройки, что обеспечивало быстрый экономический рост до 1980-х гг.
Сохранение экстенсивного расширения индустриального хозяйства в 1980-е гг. требовало все большего объема капиталовложений в связи с постоянным удалением сырьевой базы в районы с экстремальными природно-климатическими условиями от обрабатывающих центров. К этой проблеме добавились низкие цены на мировых рынках сырья (особенно нефти), не обеспечивавшие достаточное поступление валютных ресурсов, огромные затраты на ведение военной кампании в Афганистане, решение «польской» проблемы и поддержание высоких темпов гонки вооружений. Индустриальный сектор не обеспечивал больше высоких темпов экономического роста в связи с очень большими сырьевыми, коррупционными и политическими издержками. В отличие от Запада, переживавшего в 1960-80-е г. потиндустриальную революцию, экономика России «буксовала» все сильнее, пока во второй половине 1980-х гг. ее не стали «добивать» реформы Горбачева. В результате к началу 1990-х гг. были созданы все условия для широкомасштабного кризиса.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИКИ В «ШОКОВЫЙ ПЕРИОД» (1991-2000)
За период с I991 по 1998 г. индустриальный сектор российской экономики претерпел следующие основные изменения.
Произошла резкая деконцентрация производства — количество предприятий увеличилось с 28 тыс. до 159 тыс., при этом численность промышленно-производственного персонала сократилась с 21 млн до 13,2 млн человек, в том числе рабочих — с 17 млн до 10,4 млн человек. Средний возраст производственного оборудования в промышленности увеличился с 11 до 16 лет. Глубокое разведочное бурение сократилось с 5300 тыс. м в 1990 г. до 1255 тыс. м в 1998 г. Производство электроэнергии составило 827 млрд кВт-ч (сократилось на 255 млрд кВт-ч по сравнению с 1990 г.), добыча нефти снизилась на 304 млн т (с 738 млн до 434 млн т), добыча угля снизилась с 270 млн до 154 млн т, производство стали сократилось с 89,6 млн до 43,7 млн т, производство машин и оборудования сократилось на 80%, а по отдельным видам — в десятки и сотни раз1. Таким образом, можно говорить о кризисе индустриального сектора России в 1990-е гг.
В аграрном секторе ситуация выглядела не намного лучше. Площадь сельскохозяйственных угодий сократилась с 202,4 млн до 163,5 млн га, численность занятых — с 8,3 млн до 5,3 млн человек, поголовье крупного рогатого скота уменьшилось с 45,3 млн до 17,4 млн голов, овец и коз — с 41,5 млн до 5,2 млн голов, производство зерна — со 113,5 млн до 41,9 млн т1.
Сокращение объемов производства коснулось и сервисного сектора (транспорт, торговля, средства массовой информации, финансовый сектор и др.), а также примитивного хозяйства — добычи рыбы и морепродуктов, лесного хозяйства, пушного хозяйства и др.
Таким образом, вся экономическая подсистема национального комплекса деградировала вместе с деградацией социальной и управленческой подсистем. Среди региональных комплексов остался лишь один — г. Москва, где сокращение индустриального сектора было компенсировано развитием постиндустриального сектора экономики и где экономические последствия такой компенсации оказались крайне благоприятными.
Это было связано и с наличием в Москве самого крупного в России ареала концентрации социальных, экономических и управленческих потребителей услуг, и с созданием в советский период серьезного задела для развития сферы услуг и информационной сферы (общепит, СМИ, учреждения культуры, науки и образования), и с наличием ресурсов для развития постиндустриальной экономики (информация, инновации, институты, инфраструктура, финансовый капитал), и с совершенно особыми условиями для развития бизнеса, приближенного к власти. Однако, несмотря на очевидные преимущества развития постиндустриальной экономики, даже в Москве были предприняты попытки сохранения индустриального сектора экономики (например, автозаводы), экстенсивно использовавшего огромные территории внутри городской черты.
В настоящее время промышленность Москвы производит около 20% валового регионального продукта и дает 20% доходов в региональный бюджет2. Здесь функционирует около 1000 крупных и средних промышленных предприятий и почти 15 тыс. малых предприятий с общей численностью занятых 0,6 млн человек (12% от обшей численности занятых в экономике Москвы). В отраслевой структуре промышленности по объемам производства лидируют пищевая промышленность (31,7%), машиностроение и металлообработка (28,6%) и электроэнергетика (11,2%), дающие вместе 71,5% объема промышленного производства в Москве. В 2005 г. рост промышленного производства в Москве составил 22,4%. Однако на первое место выходят постиндустриальные сектора экономики. Если в 1990 г. в сервисно-информационных секторах экономики города было занято 65,3% работающих, то в 1997 г. их доля возросла до 77% при среднероссийском показателе — 54,6%. Особенно быстро росла занятость в финансовом секторе — с 4% в 1990 г. до 17% в 2003 г. Доля занятых на транспорте и в связи, в торговле и общественном питании удвоилась до 14 и 15% соответственно. Занятость в жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении и социальном обеспечении, образовании, культуре, науке и искусстве несколько сократилась. По доле занятых в постиндустриальных секторах Москва достигла уровня высокоразвитых стран. Таким образом, Москва стала развиваться как постиндустриальный центр экономики России и в этом качестве стала абсолютным лидером среди субъектов Федерации по привлечению инвестиций. В 2005 г. привлеченные иностранные инвестиции достигли 25,2 млрд долл (46% от общего объема иностранных инвестиций в Россию). Кроме того, была реализована инвестиционная программа правительства Москвы на 186,3 млрд руб. Доходы городского бюджета в 2006 г. составили 504,6 млрд руб., расходы — 561,2 млрл руб., втом числе на экономику — 139 млрд руб., ЖКХ — 126 млрд руб., образование — 76,8 млрд руб., здравоохранение — 71,4 млрд руб., социальную политику — 69,3 млрд руб.
В Москве резко изменился баланс занятости в государственном и негосударственном секторах экономики. Если в начале 1990-х гг. занятость в негосударственном секторе составляла несколько процентов, то в 2005 г. в госсекторе работало 1,7 млн человек, а в негосударственном секторе — 4,4 млн человек (72%).
Что касается управленческой элиты других регионов России, то в подавляющем большинстве главы исполнительной и законодательной власти были представителями «индустриальной» элиты и рассматривали постиндустриальную экономику лишь как малозначимую часть региональной экономики, как сферу деятельности малого бизнеса и «частников». Вместо того чтобы создавать условия для развития этого сектора экономики, который мог бы поглотить существенную часть безработных, высвобождающихся на крупных промышленных предприятиях, малый бизнес подвергался максимальному притеснению и со стороны официальной власти, и со стороны криминала.
До сих пор значение постиндустриальной экономики во многих регионах России недооценивается, что сдерживает темпы роста национальной экономики и создание новых полюсов экономического роста территорий.
Помимо Москвы, постиндустриальная экономика стала развиваться в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, других городах-миллионерах, а также в центрах нефтегазодобывающих регионов. Быстрыми темпами развивалась сфера услуг в причерноморской зоне, где сформировалась сезонная экономика с ведущей ролью малого и семейного бизнеса в строительстве и отдыхе. Однако проблемы статистического учета предприятий сферы услуг, уход в «тень» и ряд других проблем не позволяют четко оценить и проследить тенденции развития этого сектора. До сих пор он остается слабоисследованной частью национальной и региональных экономик, хотя потенциал его развития огромен. Благодаря этому сектору «патриархальная» индустриальная экономика России будет заменяться «матриархальной» постиндустриальной, увеличится занятость женщин, что приведет к росту доходов домохозяйств, повысится объем выпуска продукции за счет замены ресурсоемкой индустриальной продукции услугами и информацией, вырастут инновационность и креативность экономики, поскольку услуги и информация быстро устаревают, и произойдут другие прогрессивные изменения.
Таким образом, в подавляющем большинстве региональных комплексов России в 1990-е гг. происходили негативные изменения. Сокращение внутреннего спроса на продукцию обрабатывающей промышленности и низкая конкурентоспособность на внешних рынках привели к обвалу индустриального сектора. В крайне сложной ситуации оказался аграрный сектор, лишившийся государственной поддержки и столкнувшийся с дефицитом оборотных средств и диспаритетом цен на горюче-смазочные материалы и сельскохозяйственную продукцию. Резко сократилось производство в примитивном хозяйстве (звероводство, рыболовство, собирательство). В результате национальная экономика как система региональных экономик претерпела неоднозначную трансформацию, состоящую в том, что доходы постиндустриальных регионов увеличились, в то время как доходы индустриальных и аграрных регионов резко сократились. Москва стала не только основным центром потребления, как это было и в советское время, но в первую очередь центром производства услуг и информации, в то время как большинство регионов России выступали в качестве ресурсной и потребительской базы для экономики Москвы.
Итак, экономическое положение Москвы в 1990-е гг. резко улучшилось, положение полупериферийных индустриально-аграрных регионов (за немногими исключениями — Липецкая, Белгородская области, Татарстан и некоторые другие) — ухудшилось, положение аграрных регионов (перенаселенные республики Северого Кавказа) — резко ухудшилось, положение ряда сырьевых регионов оставалось стабильным (нефтегазовые регионы).
Для получения более детализированной картины по регионам России нами было проведено многофакторное ранжирование, показывающее состояние региона по сумме факторов в 1999 г. (табл. 16.1). Учитывались четыре основные группы факторов — социальные, социально-экономические, экономические и инфраструктурно-инновационные. Распределение регионов оказалось следующим (чем выше регион в табл. , тем хуже ситуация).
№ п/п | Наименование | № п/п | Наименование | ||||
1 | Чеченская Республика | 46 | Сахалинская область | ||||
2 | Агинский Бурятский автономный округ | 47 | Республика Коми | ||||
3 | Коми-Пермяцкии автономный округ | 48 | Республика Саха (Якутия) | ||||
4 | Усть-Ордынскии Бурятский автономный округ | 49 | Калужская область | ||||
5 | Корякский автономный округ | 50 | Омская область | ||||
6 | Республика Тыва | 51 | Вологодская область | ||||
7 | Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ | 52 | Волгоградская область | ||||
8 | Ненецкий автономный округ | 53 | Ханты-Мансийский автономный округ | ||||
9 | Республика Ингушетия | 54 | Республика Башкортостан | ||||
10 | Республика Калмыкия | 55 | Оренбургская область | ||||
11 | Эвенкийский автономный округ | 56 | Тульская область | ||||
12 | Читинская область | 57 | Камчатская область | ||||
13 | Чукотский автономный округ | 58 | Приморский край | ||||
14 | Республика Алтай | 59 | Мурманская область | ||||
15 | Республика Дагестан | 60 | Республика Карелия | ||||
16 | Еврейская автономная область | 61 | Пермская область | ||||
17 | Пензенская область | 62 | Воронежская область | ||||
18 | Карачаево-Черкесская Республика | 63 | Орловская область | ||||
19 | Брянская область | 64 | Красноярский край | ||||
20 | Республика Бурятия | 65 | Новосибирская область | ||||
21 | Архангельская область | 66 | Республика Северная Осетия — Алания | ||||
22 | Ивановская область | 67 | Новгородская область | ||||
23 | Республика Мордовия | 68 | Хабаровский край | ||||
24 | Курганская область | 69 | Ярославская область | ||||
25 | Чувашская Республика | 70 | Томская область | ||||
26 | Республика Марий Зл | 71 | Ставропольский край | ||||
27 | Владимирская область | 72 | Нижегородская область | ||||
28 | Магаданская область | 73 | Иркутская область | ||||
29 | Кировская область | 74 | Саратовская область | ||||
|
|
| |||||
№ п/п | Наименование | N- п/п | Наименование | ||||
30 | Республика Адыгея | 75 | Ростовская область | ||||
31 | Рязанская область | 76 | Ленинградская область | ||||
32 | Тверская область | 77 | Краснодарский край | ||||
33 | Удмуртская Республика | 78 | Свердловская область | ||||
34 | Астраханская область | 79 | Республика Татарстан | ||||
35 | Алтайский край | 80 | Челябинская область | ||||
36 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 81 | Калининградская область | ||||
37 | Костромская область | 82 | Липецкая область | ||||
38 | Кабардино-Балкарская республика | 83 | Тюменская область | ||||
39 | Псковская область | 84 | Кемеровская область | ||||
40 | Амурская область | 85 | Белгородская область | ||||
41 | Ульяновская область | 86 | Московская область | ||||
42 | Курская область | 87 | Самарская область | ||||
43 | Республика Хакасия | 88 | г. Санкт-Петербург | ||||
44 | Тамбовская область | 89 | г. Москва | ||||
45 | Смоленская область |
| |||||
Как видим, в наилучшей ситуации в 1999 г. были постиндустриальные регионы (Москва (1), Санкт-Петербург (2), Калининградская область (9), связанные с ними Московская (4) и Ленинградская области (14)); регионы с диверсифицированной экономикой (Самарская область (3), Белгородская область (5), Республика Татарстан (11), Свердловская область (12), Краснодарский край (13), Ростовская область (15) Саратовская область (16), Нижегородская область (18), Ставропольский край (19), Томская область (20); металлургические регионы (Кемеровская область (6), Липецкая область (8), Челябинская область (10)); нефтегазовый регион (Тюменская область с ХМ АО и ЯНАО (7)).
п/п | Наименование | 90-99 | № п/п | Наименование | 90-99 |
1 | Чувашская Республика | -5 | 46 | Рязанская область | 0 |
2 | Магаданская область | -4 | 47 | Астраханская область | 0 |
3 | Сахалинская область | -3 | 48 | Республика Коми | 0 |
4 | Волгоградская область | -3 | 49 | Республика Саха (Якутия) | 0 |
Что касается изменения относительного положения региона в системе регионов России за период 1990—1999 гг., то оно показано в табл.
№п/п | Наименование | 90-99 | № п/п | Наименование | 90-99 |
5 | Камчатская область | -3 | 50 | Омская область | 0 |
6 | Приморский край | -3 | 51 | Красноярский край | 0 |
7 | Республика Калмыкия | -2 | 52 | Новгородская область | 0 |
8 | Пензенская область | -2 | 53 | Ставропольский край | 0 |
9 | Ивановская область | -2 | 54 | Иркутская область | 0 |
10 | Курганская область | -2 | 55 | Свердловская область | 0 |
11 | Удмуртская Республика | -2 | 56 | Калининградская область | 0 |
12 | Алтайский край | -2 | 57 | Кемеровская область | 0 |
13 | Амурская область | -2 | 58 | Самарская область | 0 |
14 | Ульяновская область | -2 | 59 | г. Санкт-Петербург | 0 |
15 | Тульская область | -2 | 60 | г. Москва | 0 |
1В | Мурманская область | -2 | 61 | Эвенкийский автономный округ | 1 |
17 | Республика Карелия | -2 | 62 | Республика Дагестан | 1 |
18 | Чеченская Республика | -1 | 63 | Тверская область | 1 |
19 | Корякский автономный округ | -1 | 64 | Кабардино-Балкарская Республика | 1 |
20 | Республика Ингушетия | -1 | 65 | Курская область | 1 |
21 | Читинская область | -1 | 66 | Вологодская область | 1 |
22 | Брянская область | -1 | 67 | Оренбургская область | 1 |
23 | Владимирская область | -1 | 68 | Орловская область | 1 |
24 | Кировская область | -1 | 69 | Новосибирская область | 1 |
25 | Костромская область | -1 | 70 | Томская область | 1 |
26 | Псковская область | -1 | 71 | Нижегородская область | 1 |
27 | Смоленская область | -1 | 72 | Саратовская область | 1 |
28 | Калужская область | -1 | 73 | Краснодарский край | 1 |
29 | Хабаровский край | -1 | 74 | Белгородская область | 1 |
30 | Ярославская область | -1 | 75 | Республика Адыгея | 2 |
31 | Ростовская область | -1 | 76 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 2 |
32 | Агинский Бурятский автономный округ | 0 | 77 | Республика Хакасия | 7 |
33 | Коми-Пермяцкий автономный округ | 0 | 78 | Тамбовская область | 2 |
34 | Усть-Ордынский Бурятский автономный округ | 0 | 79 | Республика Башкортостан | 2 |
35 | Республика Тыва | 0 | 80 | Воронежская область | 2 |
36 | Таймырский (Долгано-Не- нецкий) автономный округ | 0 | 81 | Ленинградская область | 2 |
37 | Ненецкий автономный округ | 0 | 82 | Московская область | 2 |
38 | Чукотский автономный округ | 0 | 83 | Пермская область | 3 |
39 | Республика Алтай | 0 | 84 | Республика Северная Осетия — Алания | 3 |
40 | Еврейская автономная область | 0 | 85 | Республика Татарстан | 3 |
41 | Карачаево-Черкесская Республика | 0 | 86 | Липецкая область | 3 |
42 | Республика Бурятия | 0 | 87 | Тюменская область | 3 |
43 | Архангельская область | 0 | 88 | Ханты-Мансийский автономный округ | 4 |
44 | Республика Мордовия | 0 | 89 | Челябинская область | 5 |
45 | Республика Марий Эл | 0 |
|
* Цифрами обозначена разница между положением региона в одной из девяти групп в 1990 и 1999 гг. Регионы, чье положение в рейтингах ухудшилось, имеют отрицательное значение величины; регионы, улучшившие свое положение, имеют положительное значение; регионы, сохранившие положение, имеют ноль.
Анализ группы регионов, ухудшивших свое положение (от —2 до -5), показывает, что большую часть этой группы составляют регионы Дальнего Востока (Магаданская, Сахалинская, Камчатская, Амурская области, Приморский край) и Европейского Севера (Мурманская область и Республика Карелия), аграрные регионы с развитым ВПК (Чувашия, Удмуртия, Пензенская, Курганская области, Алтайский край), регионы с низкоэффективными системами управления (Волгоградская, Ульяновская, Тульская область), Республика Калмыкия и текстильный регион (Ивановская область).
Среди регионов, улучшивших свое положение, — нефтегазовые (Тюменская область, ХМАО, ЯН АО), металлургические регионы (Челябинская, Липецкая области, Хакасия), регионы с нефтепереработкой и диверсифицированной экономикой (Татарстан, Башкортостан), регионы с крупными постиндустриальными и промышленными центрами (Ленинградская, Воронежская, Пермская, Московская области), стабильные республики Северного Кавказа, выгодно использовавшие свое транспортно-географическое положение (Адыгея и Северная Осетия).
Таким образом, за 1990-е гг. в России сформировалась диспропорциональная региональная и отраслевая структура национальной экономики (рис. 16.6) с усиливающимся значением двух крайних секторов экономики — постиндустриальной и сырьевой экономики
(и провалом в аграрной и индустриальной экономике), а также лидерством постиндустриальных, металлургических и нефтегазовых регионов в национальной экономике России. Лидирующие субъекты продолжают увеличивать свою долю в выпуске (за последние десять лет 12 лидирующих субъектов РФ увеличили долю ВРП в стране с 40 до 54%), при этом появились и территории, которые дотируются федеральным бюджетом более чем на 80%. Величина этих дотаций сравнима или даже превышает бюджеты некоторых субъектов Российской Федерации. Например, в Дагестан направляется ежегодно более 14 млрд руб., что в несколько раз превышает весь бюджет Псковской области. Инфраструктурная связанность территории России значительно уменьшилась, не появилось ни одного нового центра экономического и культурного развития.
В 2000—2007 гг. постиндустриальная экономика продолжает активно развиваться во все большем количестве регионов, однако и индустриальный, и аграрный сектора также получили новые возможности развития за счет роста внутреннего спроса и установления преференций (государственные программы, таможенные пошлины, санитарные требования и др.) в конкуренции с внешними производителями. Кроме того, внешнеполитические условия создали крайне благоприятные условия для сырьевых регионов. Наконец, стабилизация внутриполитической ситуации и снижение налоговой нагрузки также привели к стимулированию как внутренних, так и внешних инвестиций.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ (2001-2010)
За период с 2000 по 2005 г. положение регионов России в рейтинге изменилось следующим образом (табл. I6.3). Специфика данного рейтинга в том, что он рассчитан только по удельным экономическим показателям, для того чтобы была ясна не только современная ситуация с экономическим развитием (ВРП на душу населения в 2004 г.), но и перспективная ситуация (инвестиции в основной капитал на душу населения). Эти два показателя (и среднее значение между ними) и послужили основанием для настоящего анализа.
Таблица Рейтинг регионов по показателям ВРП на душу населения, инвестициям в основной капитал на душу населения и средний рейтинг по двум показателям
Российская Федерация | ВРП на душу населения в 2004 г. | Инвестиции в основной капитал на душу населения | Средний рейтинг по двум показателям |
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ | 88 | 84 | |
Чеченская Республика | 84 | 83 | |
Республика Ингушетия | 79 | 86 | 82 |
Республика Тыва | 7В | 87 | 81 |
Республика Адыгея | 77 | 83 | 80 |
Республика Северная Осетия — Алания | 73 | 81 | 79 |
Брянская область | 70 | 85 | 78 |
Кабардино-Балкарская Республика | 74 | 82 | 77 |
Республика Дагестан | 78 | 76 | 76 |
Алтайский край | 68 | 78 | 75 |
Курганская область | 65 | 80 | 74 |
Республика Марий Эл | 69 | 73 | 73 |
Ивановская область | 72 | 71 | 72 |
Псковская область | 62 | 79 | 71 |
Республика Калмыкия | 71 | 68 | 70 |
Кировская область | 59 | 75 | 69 |
Ставропольский край | 63 | 67 | 68 |
Пензенская область | 67 | 66 | 67 |
Владимирская область | 60 | 70 | 66 |
Воронежская область | 61 | 64 | 65 |
Ульяновская область | 58 | 74 | 64 |
Республика Алтай | 66 | 57 | 63 |
Республика Бурятия | 40 | 77 | 62 |
Чувашская Республика | 64 | 52 | 61 |
Тамбовская область | 56 | 59 | 60 |
Ростовская область | 57 | 58 | 59 |
Саратовская область | 51 | 56 | 58 |
Калужская область | 43 | 62 | 57 |
Смоленская область | 52 | 53 | 56 |
Читинская область | 53 | 50 | 55 |
Приморский край | 35 | 65 | 54 |
Волгоградская область | 48 | 51 | 53 |
Республика Мордовия | 50 | 48 | 52 |
Удмуртская Республика | 38 | 60 | 51 |
Тверская область | 46 | 49 | 50 |
Курская область | 39 | 55 | 49 |
Новосибирская область | 32 | 61 | 48 |
Рязанская область | 41 | 47 | 47 |
Иркутская область | 28 | 63 | 46 |
Костромская область | 55 | 33 | 45 |
Астраханская область | 45 | 42 | 44 |
Республика Хакасия | 44 | 39 | 43 |
Оренбургская область | 29 | 45 | 42 |
Новгородская область | 36 | 41 | 41 |
Краснодарский край | 42 | 32 | 40 |
Нижегородская область | 31 | 43 | 39 |
Еврейская автономная область | 49 | 17 | 38 |
Омская область | 18 | 46 | 37 |
Агинский Бурятский автономный округ | 36 | 36 | |
Республика Карелия | 30 | 34 | 35 |
Республика Башкортостан | 27 | 37 | 34 |
Челябинская область | 24 | 38 | 33 |
Пермский край | 19 | 40 | 32 |
Калининградская область | 37 | 23 | 31 |
Белгородская область | 33 | 28 | 30 |
Свердловская область | 26 | 29 | 29 |
Амурская область | 34 | 20 | 28 |
Камчатская область | 21 | 30 | 27 |
Эвенкийский автономный округ | 26 | 26 | |
Самарская область | 16 | 35 | 25 |
Московская область | 25 | 25 | 24 |
Томская область | 6 | 44 | 23 |
Ярославская область | 22 | 21 | 22 |
Кемеровская область | 23 | 18 | 21 |
Хабаровский край | 20 | 19 | 20 |
Мурманская область | 8 | 31 | 19 |
Магаданская область | 9 | 27 | 18 |
Липецкая область | 12 | 24 | 17 |
Красноярский край | 11 | 22 | 16 |
г. Санкт-Петербург | 14 | 16 | 15 |
Республика Татарстан | 15 | 14 | 14 |
Архангельская область | 13 | 15 | 13 |
Ленинградская область | 17 | 10 '' | 12 |
Корякский автономный округ | 12 | 11 | |
Вологодская область | 10 | 9 | 10 |
г. Москва | 3 | 13 | 9 |
Республика Коми | 7 | 8 | 8 |
Таймырский [Долгано-Ненецкий) автономный округ | 7 | 7 | |
Республика Саха (Якутия) | 4 | 11 | 6 |
Сахалинская область | 5 | 4 | 5 |
Чукотский автономный округ | 2 | 5 | 4 |
Тюменская область | 1 | 6 | 3 |
Ханты-Мансийский автономный | 3 | 2 | |
округ | |||
Ямало-Ненецкий автономный округ | 2 | 1 |
Как видим, первую восьмерку составляют нефтегазовые регионы (ЯНАО, ХМАО, Тюменская, Сахалинская области, Республика Коми), а также регионы с цветной металлургией (Таймырский автономный округ), алмазами (Якутия) и «экономическое чудо» — Чукотка. Во второй девятке — традиционные лидеры — Москва, Санкт- Петербург, Ленинградская область, Татарстан, Липецкая область. Причем характерно, что если по первому показателю Москва находится на 3-м месте, то по второму — лишь на 13-м месте, что свидетельствует о замедлении темпов инвестиций в экономику Москвы по сравнению с сырьевыми регионами России. В таком же положении Липецкая область (12-е и 24-е места). Кроме того, в девятку входят Вологодская область (металлургия) и сырьевые регионы (Архангельская область, Корякский автономный округ, Красноярский край). Таким образом, из первых 17 регионов — 10 сырьевых, 3 металлургических региона и 4 региона с диверсифицированной экономикой.
В числе следующих 11 регионов — 6 сырьевых, 1 угольно-металлургический и 4 региона с диверсифицированной экономикой (Самарская, Московская, Томская, Ярославская области).
В следующей группе из 11 регионов большинство наконец-то у регионов с диверсифицированной экономикой — 7, в эту группу входят также 3 сырьевых и 1 постиндустриальный регион (Калининградская область).
Итак, из 39 регионов с наилучшими экономическими показателями — 19 сырьевых, 15 с диверсифицированной экономикой, 4 металлургических и 1 постиндустриальный. Это свидетельствует о том, что наибольшей инвестиционной привлекательностью и перспективами экономического роста отличаются сырьевые и металлургические регионы России. Географическое распределение регионов показывает также, что среди лидеров оказались все регионы Дальнего Востока, кроме Приморского края. Таким образом, в 2000-х гг. налицо дальнейший сдвиг полюса экономического роста на восток, при постепенной трансформации обрабатывающего и постиндустриального европейского центра.
Что касается объемов выпуска, то за 2000-2005 гг. добыча нефти (включая газовый конденсат) увеличилась с 324 млн до 470 т, добыча газа увеличилась с 584 млрд до 638 млрд куб. м, угля — с 258 млн до 298 млн т, производство электроэнергии — с 878 млрд до 952 млрд кВт-ч, притом что производство машиностроительной продукции увеличивалось крайне низкими темпами.
Итак, возможно ли новое индустриальное и, тем более, постиндустриальное ускорение российской экономики в условиях фактически нарастающей «сырьевой» стратегии регионального и национального развития?
Ответ на этот вопрос будет зависеть не столько от усилий региональных органов управления, находящихся в условиях дефицитов региональных бюджетов, сколько от региональной и промышленной политики федеральных органов власти, распоряжающихся профицитным федеральным бюджетом.
В частности, федеральная региональная политика должна стимулировать создание пространственных полюсов роста, в качестве которых рассматривают особые экономические зоны, а также промышленные, аграрные и сервисные (в первую очередь — туристские и логистические) кластеры.
Помочь в определении стратегических целей регионального развития могла бы концепция или стратегия регионального развития России, однако до сих пор она не разработана и множество споров вокруг ее проекта показывают, что стратегические цели ясно не определены.
В этих условиях можно предложить следующее.
Россия должна стремиться к увеличению количества регионов, имеющих региональную экономику с высокой долей сектора услуг и высокотехнологичной индустрии.
Следует активно использовать и наличие уникальных ресурсов для стабилизации производства в сырьевом секторе и оборонно-промышленной части индустриального сектора.
Особое внимание следует обратить на развитие виртуальных факторов производства и формирование комфортной среды для ведения бизнеса в регионах.
Программы экономического развития регионов должны отдавать приоритет экспортоориентированным отраслям региональной экономики.
Необходимо в ближайшее время завершить разработку стратегии регионального развития России, концепции региональной политики и проекта Закона «О региональной политике в России» для определения возможностей федеральной поддержки регионального развития.
См.: Российский статистический ежегодник, 2006. М., 2007. Раздел «Промышленность».
К сожалению, их число относительно невелико. Дело в том, что во многих политических процессах большую роль играет элемент случайности, который нередко сводит на нет хорошо составленные прогнозы.
Поэтому закономерно возникает вопрос о том, нужны ли модели вообще. Современная наука дает на него однозначно положительный ответ — нужны. Хотя, конечно, любое моделирование имеет свои достоинства и недостатки. Остановимся сначала на достоинствах.
Во-первых, модель, значительно упрощая действительность, помогает отделит!, главные черты от второстепенных, внутренние от внешних, постоянно повторяющиеся от случайных. Во-вторых, модель помогает формализовать происходящие в обществе события. Формализации приводит к значительному уточнению первоначальных эксплицитных представлений, типичных для обыденного сознания и неформальных моделей. В-третьих, модели позволяют более точно определить существующие закономерности, о которых мы могли догадываться и до создания модели, более строго определить структуру тех или иных явлений, временные лаги и т.д. Именно эта особенность математического моделирования позволяет составлять точные прогнозы. В-четвертых, моделирование позволяет установить сущностные взаимосвязи более высокого уровня, увидеть черты общности у разнородных явлений. Это делает возможным использовать модели, созданные в теории национальной экономики, в смежных областях, а модели, созданные в других областях знания, — в теории национальной экономики. Это особенно заметно на примере эконометрических методов анализа
[1] См.: Милое Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.: РОССПЭН, 1998. С. 554 и др.
[2] См.: Милое Л. В. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 15.
См.: Милое Л.В. Великорусский пахарь... М.: РОССПЭН, 1998. С. 411.
Термин предложен О.Э. Бессоновой.
Концепция крестьянской «моральной экономики» выдвинута в 1970-е гг. английским экономистом-антропологом Дж. Скоттом. См.: Обсуждение книги Дж. Скотта «Моральная экономика крестьянства» (http://www. sociologica.ru/ruralworlds/seminar/scott-270292.html).
[6] Американский экономист Д. Филд, исследуя данные земских переписей рубежа XIX-XX вв. по Центральной России, видел эгалитарное влияние общины в том, что коэффициенты Джини распределения надельной земли (обычно порядка 0,3—0,4) почти во всех уездах были ниже коэффициентов Джини распределения лошадей (порядка 0,4—0,5). Дело в том, что различия в обеспечении тягловой силой зависели только от деятельности
[7] См.: Ячменихин К.М. Экономический потенциал военных поселений в России // Вопросы истории. 1997. № 8.
Здесь и далее по: Российский статистический ежегодник. М., 1996. С. 976— 981.
См.: Российский статистический ежегодник, 2000. М.: Госкомстат России, 2000. Раздел «Промышленность».
См.: Российский статистический ежегодник, 2000. М.: Госкомстат России, 2000. Раздел «Сельское хозяйство».
Здесь и далее рассчитано автором по данным Департамента экономической политики и развития города Москвы — сайт http://www.depir.ru/doc/ showing, shtml
[8] В отечественной литературе, описывая это исследование структуры национального богатства, используют термины не «природный капитал», «физический капитал» и «человеческий капитал», а «природные ресурсы», «произведенный капитал» и «нематериальные ресурсы».
Дата: 2019-07-24, просмотров: 183.