Объективное наличие или отсутствие экономических ресурсов определяет особенности национальных моделей экономики во многом, но далеко не во всем. Не менее важную роль играет субъективный фактор — выбранные способы использования имеющихся ресурсов. При эффективном выборе этих методов можно добиться высоких успехов с низкими ресурсами.
Методы использования экономических ресурсов определяются текущей политикой, т.е. решениями, принятыми по конкретным вопросам, и долгосрочными правилами, определяющими, как надо принимать решения. «"Правила игры" в обществе, или ... созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми»' в хозяйственной жизни, называют экономическими институтами.
По поводу того, что важнее — политика или институты, экономисты давно пришли к выводу, что эффективные правила гораздо важнее мудрого правителя. Формальным доказательством этого является, например, исследование американских экономистов Ф. Кифера и М. Ширли, показывающее, что в странах с отличной экономической политикой, но с плохими институтами средние темпы экономического прироста вдвое ниже, чем в странах с плохой политикой, но с отличными институтами (табл. 1).
Таблица 1. Темпы прироста на выборке из 84 стран по данным за 1982-1994 гг. (%)
Среднегодовые темпы экономического прирост | Качество институтов | ||
высокое | низкое | ||
Качество экономической политики | Высокое | 2,4 | 0,9 |
Низкое | 1,8 | 0,4 |
Составлено по: Kee/er Ph., Shirley М formal Versus Informal Institutions in Economic Development, Institutions, Contracts and Organizations // Perspectives from New Institutional I oonomics. Edward Elgar, 2000.
Экономисты выделяют два вида институтов (табл. 2):
- неформальные институты — традиции и нормы поведения, которые считаются общепринятыми, хотя их официально никто не закрепляет;
- формальные институты — законы и правила, которые официально закреплены как обязательные для выполнения.
Таблица 2. Виды институтов
Формальные | Неформальные |
Существуют в форме официальных шкекш (конституция, законы, инструкции! | Существуют в сознании людей (мораль, традиции, стереотипы, «понятия») |
Гарантом выступают специальны!! организн ции | Гарантом выступает любой член той социальной группы, где приняты эти институты |
Санкция должна следовать за каждое нару шение | Санкция следует за систематическое нарушение |
Продолжаются дискуссии о том, какие из этих институтов важнее для хозяйственного развития. Неоинституционалисты (последователи Р. Коуза) полагают, что наиболее важную роль играют формальные институты, поскольку они более пластичны и их выполнение более жестко контролируется. Сторонники же традиционного институционализма (последователи Т. Веблена) утверждают, что формальные правила будут реально действовать только тогда, когда они соответствуют неформальным традициям и нормам, выполнение которых никто специально не контролирует, однако все осуждают
Различия формальных и неформальных институтов разных стран мира являются одними из главных критериев типологизации национальных моделей экономики.
Неформальные экономические институты называют также хозяйственной культурой. Хозяйственная культура — это совокупность традиционных стереотипов и ценностей, влияющих на хозяйственное поведение. Эти стереотипы и ценности являются общими для крупных социальных общностей. Неформальные нормы хозяйственной жизнедеятельности, характерные для определенной нации (цивилизации, культурного региона), формируют национальную хозяйственную культуру — своего рода социально-экономический генотип.
Национальная хозяйственная культура нематериальна и часто трудноуловима, но именно она во многом определяет форму развития экономических систем в той или иной стране. Ее изменения очень медленны. Поэтому, например, экономика переживающей НТР Японии имеет множество особенностей, роднящих ее скорее с хозяйственным строем доиндустриальной Японии, чем современной Америки.
Основными элементами хозяйственной культуры (рис. 2) являются стереотипы потребления, нормы и образцы социального взаимодействия, организационные формы хозяйственной жизнедеятельности, ценностно-мотивационное отношение к труду и богатству, степень восприимчивости к зарубежному опыту.
Главный принцип рациональной экономической жизнедеятельности — максимизирующее поведение: принимая ответственные решения, индивид или коллектив стремится либо максимизировать свою выгоду от использования ограниченных ресурсов, либо минимизировать затраты ресурсов при достижении необходимого результата. Следует помнить, что для человека всегда важно не только быть богатым (иметь много потребительских благ), но и «сохранять свое лицо» в глазах окружающих. Поэтому максимизирующее поведение предполагает максимизацию как дохода, так и престижа. Различия в хозяйственной культуре ведут к различиям в максимизирующем поведении. Рассмотрим основные элементы хозяйственной культуры.
Рис. 2. Основные элементы хозяйственной культуры
1.Стереотипы потребления.
Представления о нормальном потребительском бюджете и о желательных тенденциях его изменения могут варьироваться в очень широких пределах. На одном полюсе — психология престижного потребления, характерная, например, для американского образа жизни, где принято обновлять потребительские блага (одежду, машины и т.д.) исключительно по мере того, как товары выходят из моды. Испытывающий постоянный «потребительский голод» средний американец стремится выглядеть богаче, чем он есть на самом деле. На противоположном полюсе - психология прожиточного минимума, характерная, в особенности, для отсталых народов Африки. В этом случае объем потребительских благ, необходимых для человека, традиционен и малоподвижен. Обеспечив свои минимальные потребности, работник теряет интерес к увеличению доходов.
Максимизирующее поведение наблюдается в обоих случаях, но результаты будут принципиально разными. Американец считает необходимым обеспечить себе максимально возможный доход, который будет использован для покупки престижных новинок; африканец сочтет полезным сокращать рабочее время, необходимое для обеспечения стандартного потребительского набора. Разные стереотипы потребления обусловливают и разные подходы к производству: либо — больше работать и больше получать, либо — работать как можно меньше, обеспечивая стандартные потребности.
2.Нормы и образцы взаимодействия хозяйствующих субъектов.
Люди по-разному относятся к своим партнерам по производственному процессу. Для человека европейской культуры естественно убеждение, что люди изначально равны, что человек ценен не тем, какой он расы, национальности, фамилии и т.д., а своими собственными деловыми качествами. Однако даже в современных развитых странах общение людей как равного с равным отнюдь еще не стало полностью общепринятым.
В доиндустриальных же экономических системах дискриминация — деление людей на «своих» и «чужих» — вообще была общим правилом. Крайним примером дискриминирующей практики является кастовая система, до сих пор отчасти сохранившаяся в южноазиатском регионе. Здесь человек от рождения принадлежал к определенной касте и был обречен всю жизнь выполнять раз и навсегда определенные профессиональные обязанности. В результате даже сейчас государственная бюрократия в Индии представлена в основном выходцами из высших (аристократических) каст, буржуазия — представителями средних (торговых) каст, а рабочий класс — лицами из низших (трудовых) каст.
Дискриминация имеет место и в современных более развитых обществах — «белый» расизм в США, гонение на иностранных рабочих в Западной Европе, землячество и мигрантофобия в современной России. Во всех подобных случаях на максимизирующее поведение и дискриминаторов, и дискриминируемых налагаются дополнительные ограничения.
3. Организационные формы.
Хозяйственное поведение людей в огромной степени зависит от того, каковы общепринятые стереотипы взаимоотношений общества и индивида. Именно организационные формы существования хозяйственной культуры задают те формы организации труда, взаимоотношений государства и бизнеса, которые считаются нормальными, которых индивид обязан придерживаться, если он не желает испытывать общественного осуждения. В любом обществе обязательно представлены одновременно и индивидуалистические, и коллективистские ценности, но их пропорции могут быть очень разными.
Например, американский образ жизни в высшей степени индивидуалистичен, человек здесь нацелен на максимальную самореализацию. Всюду (в том числе и в бизнесе) царит культ «звезд» — выдающихся личностей, которые поднялись на вершину общественной пирамиды из самых низов. Общество признает право талантливого индивида «идти по жизни, расталкивая окружающих». Главным регулятором хозяйственной деятельности считается поэтому не прямое государственное вмешательство в экономику, а судебно-законодательный механизм.
В Западной Европе, напротив, индивидуалистические и коллективистские ценности более взаимоуравновешены. Широкой популярностью пользуются идеи о социально ответственном бизнесе и о социальном рыночном хозяйстве. В регламентации хозяйственной деятельности велика роль государственной бюрократии, выступающей от имени общества в целом. За индивидом в принципе признается право на самостоятельное и независимое поведение, но в более узких рамках, чем в Америке.
Наконец, в японской хозяйственной культуре ясно видно преобладание коллективистских ценностей. Личность здесь подчинена группе, противопоставление коллективу строго осуждается. Поэтому японцы лидируют в тех видах экономической деятельности, где необходим слаженный, кооперированный труд, но проигрывают, когда речь идет о принципиально новых разработках. Доминирование коллективистских ценностей создает атмосферу неформального поиска компромиссов, характерную и для взаимоотношений государственных чиновников с бизнесменами.
4.Трудовая этика.
Важнейшим и одновременно наиболее легко фиксируемым компонентом хозяйственной культуры является ценностно-мотивационное отношение к труду и богатству (как к результату груда). Труд может трактоваться и как унижающее занятие, и как единственно возможный путь самореализации человека. Соответственно, в одном случае труд выступает лишь как средство достижения цели, в другом же — как одна из целей жизнедеятельности нормального человека. Поэтому и желание «отсиживаться» на рабочем месте, и «трудоголизм» могут рассматриваться как разные варианты максимизирующего поведения.
Заработанное трудом богатство также может и приветствоваться, и осуждаться. В США, например, богатство есть своего рода национальный идол. При знакомстве с неизвестным человеком здесь интересуются, «сколько он стоит", делая отсюда выводы о его ценности как личности. Если в Америке богатство фетишизируется, то в России оно всегда морально осуждалось. Поэтому великая русская литература XIX в. не знает ни одного положительного образа предпринимателя и богатого человека, поэтому в XX в. такой широкой популярностью пользовался в нашей стране лозунг «экспроприации экспроприаторов». Естественно, что преклонение перед богатством или его осуждение не может не влиять на максимизирующее поведение индивида, подстегивая его или ограничивая.
5.Степень восприимчивости к зарубежному опыту.
Успех или провал национального экономического развития во многом зависит от того, как национальная хозяйственная культура реагирует на передовой зарубежный опыт — отторгает его, творчески воспринимает или механически копирует.
«Японское чудо» во многом обусловлено именно открытостью японцев перед зарубежными новшествами, умением сочетать «западную технику и японский дух». Малоизвестно, что такие характерные особенности современного японского бизнеса, как «кружки качества» и система пожизненного найма, утвердились совсем недавно: они были внедрены вскоре после Второй мировой войны по рекомендациям экономических советников — «левых» экономистов из США. Однако эти новшества быстро стали органическим элементом экономики Японии, и сейчас уже предприниматели других стран (в том числе и США) внимательно изучают японский опыт, желая его заимствовать.
В экономической истории России лучше прослеживается чередование попыток копировать западный опыт и его отторгать. Только в XX в. наша страна пережила столыпинский опыт насаждения фермерства при ущемлении общины, затем большевистскую попытку построить тотально огосударствленную экономику и, наконец, эксперименты 1990-х гг. по созданию капитализма на американский манер. Характерно, что и акцентирование национальной самобытности, и желание стать такими же, «как все цивилизованные страны», не приводили к устойчивым экономическим успехам.
Таковы основные слагаемые системы экономической ментальности, обыденного экономического мышления. Сочетание различных стереотипов и норм экономического поведения создает разные системы хозяйственной культуры и тем самым детерминирует формирование различных национальных моделей экономики.
Существует два основных подхода к типологизации неформальных институтов, которые оказывают сильное влияние на формирование и развитие национальных моделей экономики:
- идущая от М. Вебера традиция выделять и качественно характеризовать конфессиональные разновидности региональных хозяйственных культур;
- идущая от Г.Хофстеда традиция выделять и количественно характеризовать национальные хозяйственные культуры. Изучение взаимовлияния экономики и культурных традиций берет начало с работ великого немецкого социолога Макса Вебера, исследовавшего в начале XX в. влияние изменений в религиозном мировоззрении на генезис капиталистического предпринимательства. Именно Вебером была заложена научная практика анализировать хозяйственную культуру сквозь призму национально-религиозных традиций. Такой подход имеет рациональное объяснение: именно в религиозной форме в доиндустриальных обществах находят свое выражение важнейшие черты народной культуры.
По Веберу, основные типы экономической культуры считаются совпадающими с видами мировых религий. Выделяют:
протестантскую экономическую этику;
католическую;
православную;
исламскую;
индо-буддийскую и конфуцианскую.
Следует оговориться, что совпадение типов экономического мышления с типами религиозного мировоззрения не предполагает их обязательного совпадения применительно к отдельному индивиду (человек может исповедовать православие или быть атеистом, но действовать по нормам протестантской этики).
В качестве примера различий систем экономической ментальности обратим внимание на ряд особенностей paзных ветвей христианской цивилизации, которые привели к существенным различиям национальных моделей экономики разных стран западноевропейской и российской цивилизаций
Христианская доктрина признает возвышенность и ценность преобразовательного труда – и тем отличается, например, от буддизма, который видит в земной жизни одно лишь страдание. Однако сам этот труд рассматривается разными христианскими конфессиями существенно по-разному.
В православии высшей формой труда считается внутренний духовный труд, молитва, а не практическая хозяйственная жизнь. Русский праведник стесняется требовать адекватную плату за свой труд, опасаясь проявить жадность, погоню за мелкой и презренной выгодой. Подобный «сверх экономизm православной хозяйственной этики создает мощные преграды для развития рыночного хозяйства: человек, желающий жить по совести», предпочитает полунищенский труд «грязному» бизнесу, а предприниматель обречен жить в атмосфере морального вакуума, чувствовать себя чужаком в собственной стране.
Зато протестантизм - это мировоззрение, идеально подходящее для нормальной рыночной экономики. Согласно протестантской хозяйственной этики «избранником Бога» считается именно тот, кто смог честно заработать богатство, и чем более преуспевает человек в земной жизни, тем выше его заслуги перед Богом. При этом следует подчеркнуть, что моральную санкцию получает не любое богатство (добытое, например, воровством или обманом), а лишь честно нажитые деньги, заработанные производительным (полезным для общества) трудом. Поэтому отнюдь не случайно, что американская цивилизация, основанная протестантами — беженцами из Западной Европы, стала витриной рыночного хозяйства, а в России рыночная идеология до сих пор не вполне усвоена народным сознанием.
Столь же закономерна высокая популярность идей «социального рыночного хозяйства» в Западной Европе, где индивидуалистические крайности протестантской этики умеряются сильным влиянием католической хозяйственной этики. Еще в Средние века католическая традиция трактовала экономические проблемы, прежде всего, с позиций общего блага как высшего критерия деятельности людей. В XIX в. католическая церковь сознательно усилила социальную направленность своей идеологии, призывая к социальной ответственности бизнеса, социализации общественных отношений.
Конфуцианская хозяйственная этика стала первой (и пока единственной) эффективной альтернативой культуре «западного капитализма». Конфуцианство — это мировоззрение, строго подчиняющее личность интересам коллектива (государства, общины, клана, семьи), проповедующее отказ от личного в пользу общественного. Следовать указаниям старших, ведущих тебя по правильному пути; постоянно совершенствоваться; чтить высокую мораль, не ставя ее ни в какое сравнение с низменной материальной выгодой,— таковы заповеди конфуцианского образа жизни. Конфуцианство было фундаментом для доиндустриальной командной экономики (азиатского способа производства), но парадоксальным образом оно подошло и для современного общества. Санкционируемые конфуцианской (корпоративной) этикой высокая трудовая дисциплина и слаженный коллективный труд стали в странах Дальнего Востока основой постиндустриальной экономики, которая требует не столько выдающихся «звезд», сколько спаянных «коллективных работников». В наши дни дальневосточный менеджмент становится ориентиром развития и для западного предпринимательства, пытающегося отказаться от крайностей индивидуализма, развивая корпоративную этику (табл. 3).
Таким образом, с экономической точки зрения наиболее «жизнеспособными» экономическими культурами являются в настоящее время протестантская (англо-американская), протестантско-католическая (континентально-западноевропейская) и конфуцианская (дальневосточная). Среди исламских и индо-буддистских стран пока нет выдающихся примеров успешного самобытного экономического развития в условиях рыночного хозяйства. Одной из причин этого являются особенности хозяйственной культуры — и в исламской, и в индо-буддистской культурах индивид растворен в коллективе, а индивидуальная энергия, инициатива, упорство в достижении цели и вообще интерес к мирским благам отнюдь не одобряются (восточный фатализм).
У основанной М. Вебером традиции анализа хозяйственной культуры есть два существенных недостатка. С одной стороны, с XIX в. влияние религии на общественное сознание в развитых странах имеет тенденции уменьшаться, поэтому снижается конфессиональная детерминированность хозяйственных культур. С другой стороны, предложенный М. Вебером подход основан на качественных экспертных оценках, объективность которых трудно проверить.
Таблица 3. Различия протестантской и конфуцианской хозяйственной этики
Протестансткая (индивидуалистическая) этика | Конфуцианская (корпоративная) этика |
Индивидуальный труд Частная инициатива, личная ответственность Социальная стратификация | Труд в коллективе Групповая взаимоподдержка Социальная монолитность |
Поэтому в последней трети XX в. появились методики более объективного количественного анализа национальных культур, основанные на сравнении национальной ментальности какой-либо страны с другими национальными ментальностями. Речь идет о направлении этносоциальных исследований, анализирующих ментальные характеристики различных этнических групп с использованием формализованных (математических) методов.
Основоположником этого направления является нидерландский ученый Гйрт Хофстед, исследования которого начались в конце 1960-х гг. Эмпирические данные, используемые им, были получены первоначально при анкетировании работников филиалов транснациональной компании IBM в 40 странах мира. На основе полученных результатов Г. Хофстед выделил пять основных показателей, при помощи которых могут быть охарактеризованы и описаны господствующие ценностные системы представителей самых разных стран и этнических групп.
Наиболее важными этнометрическими показателями являются характеристики таких ценностей, как индивидуализм и дистанция власти.
Индивидуализм (Individualism, IDV) — характеристика (оценка) того, предпочитают ли люди заботиться только о себе и собственных семьях либо имеют склонность объединяться в некие группы, которые несут ответственность за человека в обмен на его лояльность.
Дистанция власти (Power Distance, PDI), или дистанция по отношению к власти,— это характеристика (оценка) готовности людей принимать неравномерность распределения власти (иерархию) в институтах и организациях. С некоторой долей условности склонность к высокой дистанции власти можно уподобить склонности к авторитарной культуре поведения.
Все хофстедовы показатели обычно варьируются в интервале от 0 до 100 баллов, хотя возможны и более экстремальные значения. Чтобы узнать, какова склонность представителей какой-либо социальной группы к индивидуализму, избеганию неопределенности и т.д., необходимо проанкетировать некоторое количество людей, которые представляют репрезентативную выборку исследуемой социальной группы.
Методика Г. Хофстеда — далеко не единственная. После пионерных работ этого голландского психолога появилось много других методик количественного анализа межнациональных различий (Ш. Шварца, Р. Инглхарта, Ф. Тромпенаарса и др.). Однако наиболее известной и авторитетной остается именно хофстедова методология.
На рисунке ясно видно, что если мысленно поделить весь график на четыре квадранта, то в правом нижнем углу не будет ни одной восточной страны, а плевом верхнем — почти ни одной западной (кроме Португалии и Греции). Есть страны, которые сочетают «восточные» и «западные» признаки (например, у Франции — типично восточный уровень дистанции власти и типично западный уровень индивидуализма), но они являются скорее исключением.
Четкая поляризация стран мира именно по показателям индивидуализма и дистанции власти в основном соответствует их делению на страны первого эшелона развития капитализма (Запад) и страны догоняющего развития, второго и третьего эшелонов (Восток). Ведь для развития капитализма наиболее благоприятны такие ценности хозяйственной культуры, как личная ответственность (индивидуализм) и равенство возможностей (отрицание иерархии). Именно те страны, для национальной хозяйственной культуры которых типичны высокий индивидуализм и низкая дистанция власти, смогли первыми сформирован, эффективные капиталистические системы национальной экономики.
Связь предложенных Г. Хофстедом индикаторов национальной культуры с развитием экономики демонстрируют показатели корреляции, ряд которых показан в табл. 4. Согласно этим данным в странах с высокой дистанцией власти и низким индивидуализмом наблюдаются более низкий уровень благосостояния, более высокий прирост населения и более сильное неравенство доходов.
Таблица 4. Корреляции индикаторов Г.Хофстеда с социально-экономическими показателями (по Пирсону)
Индикатор | Дистанция власти | Индивидуализм |
Уровень благосостояния | -0,65 | 0,82 |
Рост населения | 0,51 | -0,63 |
Неравенство доходов | 0,86 | -0,60 |
Составлено по: Hofstede G. Culture's consequences: Comparingvalues, behaviors, institutions and organizations across nations. 2 ed. Sage Publications, 2001.
Сводная классификация национальных моделей экономики, построенная по критерию особенностей неформальных институтов, отражена в табл. 5.
Среди формальных институтов, детерминирующих развитие национальных моделей экономики, наиболее важную роль играют конституционные нормы (правила выработки правил) и правовые системы
Конституционные нормы — это формальные правила высшего уровня, которые определяют, кто и каким образом будет вырабатывать правовые нормы, устанавливающие общие рамки хозяйственной деятельности, а также решать конкретные проблемы, имеющие существенное значение для национальной экономики. Различия конституционных норм задают типологию политических систем.
Основными формами политических систем являются демократическая и деспотическая формы правления. При их выделении используют следующие критерии: расположение власти, ее границы, формы разделения, способы рекрутирования элит, ответственность перед народом, распределение ценностей (способствует ли росту благосостояния или только эксплуатирует народ) и возможность критики правительственных решений (или отсутствие такой возможности).
Рыночное хозяйство, считают обществоведы, наиболее эффективно развивается при демократических режимах, когда власть осуществляется с максимальной ответственностью перед нацией, решения не являются абсолютными и могут быть оспорены, а польза от процесса управления распределяется между всеми элементами политической структуры.
Правовые системы это комплексы исторически обусловленных юридических норм, регулирующих нее сферы жизни общества, включая и экономическую. На протяжении длительной истории развития человечества возникло несколько ведущих правовых систем, под влиянием которых развивались: римское право, мусульманское право (шариат), каноническое право, китайское право и т.д. В современном мире есть две доминирующие правовые системы1:
гражданское право — civil law (его называют также романо-германским или континентальным);
общее право — common law (его называют также англосаксонским).
Таблица 5. Классификация национальных моделей по особенностям неформальных институтов
Критерий классификации | Типы национальных моделей экономики | |
Конфессиональная хозяйственная этика | Основанные на ценностях хозяйственной этики | протестантской (США, Великобритания) |
католической (Франция, Испания) | ||
православной (Россия, Украина, Белоруссия) | ||
конфуцианской (Китай, Япония, Южная Корея) | ||
исламской (Иран, Пакистан) | ||
индо-буддийской (Индия) | ||
Национальная экономическая ментальность, измеренная по индексам индивидуализма, и дистанции власти | Мегацивилизация Запада (страны западноевропейской цивилизации) | |
Мегацивилизация Востока (незападноевропейские страны, включая Ибероамерику) |
Различия между традициями романно-германского и англосаксонского права существенны и сильно влияют на особенности социально-экономического развития стран с той или иной правовой системой. Причины этих различий предопределены, прежде всего, разными историческими путями развития этих правовых традиций.
Традиция общего права происходит от законов средневековой Англии и имплантирована во время завоеваний и колонизации в английские колонии — Соединенные Штаты, Австралию, Канаду, многие страны Африки и Азии. Общее право называется так, потому что оно, во-первых, действовало на территории всей Англии в виде судебных обычаев, возникавших помимо официального законодательства, и, во-вторых, потому что оно распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали свои юридические принципы. Совокупность этих решений, точнее, принципов, на которых они основывались (прецедентов), была обязательной для всех судов и составила систему общего права.
Традиция гражданского права имеет корни в позднеантичном римском праве. Эта традиция была почти забыта в эпоху раннего Средневековья, но затем возрождена католической церковью и принята всеми континентальными государствами, в том числе Францией. Экспортированное французское гражданское право Наполеона покорило Европу, в том числе Испанию. Позже оно было трансплантировано в бывшие испанские колонии, прежде всего в Лйтинскую.
В данном разделе использованы материалы из статьи: Ульянова Н.П.
Зависимость от предшествующего развития в конкуренции common law и civil law // Экономика преступлений и наказаний. Вып. 9—10. М.: РГГУ, 2006.
Америку. Правовая традиция civil law является самой старой, самой влиятельной и наиболее распространенной во всем мире.
Гражданское право зависит от государства, кодексов и правил, а общее право — от судей, более широких правовых принципов и выступлений в суде. Кроме того, есть существенные отличия между странами общего права и странами гражданского права в разнообразии политических и экономических условий развития. Страны гражданского права сильнее страдают от жестокой регламентации, слабо защищенных прав собственности, коррупции, неэффективных правительств и даже от ограничений политической свободы, чем страны общего права.
Можно сказать, что система общего права (англосаксонская правовая система) защищает слабого от сильного, а система гражданского права (романо-германская правовая система) защищает прерогативы государства (табл. 6).
Таблица 6. Классификация национальных моделей по особенностям правовых институтов
Характеристики | Страны с системой civil law | Страны с системой common law |
Историческое происхождение | Римское право, кодифицированное в Средние века | Традиции обычного права средневековой Англии |
Источники права | Кодексы законов | Прецеденты (ранее принятые решения) |
Механизм совершенствования правовых норм | Принятие через некоторые промежутки времени новых кодексов | Непрерывное изменение предпочтений в выборе прецедентов и создание новых прецедентов |
Цель правовых норм | Защита прерогатив государств | Защита слабых членов общества |
Защита прав собственности | Более слабая | Более сильная |
Страны гражданского права (включая Россию) тяготеют к использованию более грубых форм государственного регулирования. Согласно исследованиям экономистов-компаративистов страны с civil law в сравнении со странами общего права имеют хуже защищенные права собственности, более жесткое регулирование, большие бюрократические проволочки и большие затраты на оплату госчиновников.
Таким образом, сформировавшиеся несколько веков назад правовые системы сильно влияют на современные национальные модели экономики.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 269.