Методология ист-ии: теория ист-ии эпохи Просв-я.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Историч. предпосылки становл. просв. рац-ма в культурной, соц. и истор. перспективе.

2. Философская антропология пр-ва: а. человек как мера всех вещей и способности чел. разума; b. разум и природа: прогресс и неизменность.

3. Вариации просветит. историзма: а. задачи ист-ии: Дж. Вико и Г.Б. Мабли – идея об ист. как учительнице жизни и идея о самоценности истор. эпох; b. от ист-ии королей к ист-ии народов, нравов, эк-ки – Вольтер; с. Природно-климат., геогр. условия и божеств. замысел – Гердер.

4. Историч. ретроспектива просветит. идеологии: а. «темные века» и «царство разума». Пер-я ист. процесса; b. проблема соотнош. личности и обществ. традиции. Традиция и предрассудки; c. естественное право; d. смысл прогресса.

5. Итоги Просв.: «Идея ист-ии во всемирно-гражд. плане» И. Кант.

С к. XVII в. Евр. вступ. в эпоху просв-я, прод. до нач. Вел. Фр. рев. Евр. просв. зарод. в Англ. и предш. фр-му. Оно сосущ. с ним в дальнейшем и развив. ||. Энгельс: 1й формой бурж. пр-я была эпоха гуманизма – эп. раннего просв., а Просв. – эпоха зрелого пр. Зародивш. идеи не были соверш. нов. для Европ-в. Ей предш. система идей, теор., появ. в к. XV – XVI вв. в эп. Гумм-ма и Ренессанса + античная к-ра как идейный исток + импульсы от преобразоват. опыта пер. Реформации, преобр. пер. Англ. рев. (антимонарх. движ., устан. республ., соц. опыт б-бы рев. периода). Источн. просв. также была интенс. развив. во 2й пол. XVII в. наука (Левенгуком откр. клетка, Гарвей – сист. кровообр., Ньютон, Гук, Паскаль) – идет развит. гл. обр. матем., астроном., механики. Просв. во многом – отрицание Реф-ии, кот. дошла до своего логич. конца и изжила себя. Рев. в Англ. и эпоха протектората – высший подъем рел. духа. Деятели увер. в своей богоизбр. В пер. диктатуры – работать, копить и молиться – высш. форма развит. протест. духа. Дух. подъем приводит к его истощении. В эпоху реставрации люди след. ему уже без прежней горячности.

Черты просв.: 1. культ разума, рац-м. Он подпит. не только развит. науки, но и глубок. убежд-ю в целесообр. всего сущего – в прир. нет ничего лишнего, все устр. разумно. Эта идея берется из гумм-ма и довод. до коленопрекл. За ч-ком призн. безусл. право на самовыр., раскр. своих спос-тей, право на счастье – антропологизм. Локк (англ., к. XVII в.) + Руссо =теор. естеств. прав - ч\с, личная свобода, безоп-ть, прао на счастье.

 2. уб-ть в возм-ти познания окруж. мира ч-ком, в познании самого себя. Лозунг Бэкона: знание – сила! 3. уб-ть в возм-ть усоверш. мира и ч-ка. Станов. общепризн., что мир управляется идеями. Чтобы переделать несоверш. мир, необх. док-ть ложность предш. предст., заменить их более соверш. идеями. 4. уб-ть в возм. прогресса. Воззр. на прогресс неск-ко: Вольтер - Прогресс – это не непрерывное линейное развитие.чел-во двиг. вперед зигзагообразно, случались провалы, застои, регресс, но чел-во пробивало себе дорогу. Тюрго – конц-я линейного прогресса. Трудности не отменяют прогресс. развития – надо подходить к предметам всесторонне и тогда станет ясно, что проигрывая в одном, чел-во выигр. в другом. Так, в эпоху Среднев. была изобр. масса замеч. вещей – порох, ветр. мельница, бум. деньги. Но его т. зр. более х-на для либералов XIX в. Встает ? – какой спос. достиж. прогр. наиб. эффективен. Англ. просв. – эв-я, рацион. напр. постеп. изм-я (отсюда идея просв. абс-ма). В политике – это реформа сверху. Просв. монарх должен пров. в жизнь более соверш. идеи. Это должно пров. загодя, до того, как противор. примут неразрешимый х-р. Для англ. просв. свойств. меньший радикалим из-за уже пережитой рев. Они подч., что страна уже разреш. осн. пробл. своего общ. разв-я, не нужд. в коренной перестройке соц-эк. и полит. отнош., а нужд. лишь в осторожной м-ии, сохраняя связь с предш. формами разв. – как бы не наруш. связь времен, не потерять того, что уже имеем (Англ. после рев. – динамично разв. страна).

Фр. просв. еще только готовило рев.=> радикализм (Мелье, Морелли, Мабли приз. к рев.) + антиклерикализм. В осн. это – критика церк. орг-ии. Саму религию никто не отрицал. Для рел. взгл. просветит. был свойственен деизм – творец создал все сущее на земле, но после этого удалился от мира и мир разв. по собств. з-нам. Просв. – враги провиденциализма. Гердер – нем. просв. В раб. «Идеи к философии истории чел-ва» он предпр. попытку осмыслить ист. развития ч-ва как продолжение ист. природы. В ист. событиях следует искать не тайные бож. предначертания, а породившие их земные причины. Прир.-клим. и геогр. усл. обусл. сист. хоз-ва народов, их х-р. Все просв. критик. соц. язвы – бедность, повед. госп. класса (XVIII в. – время фривольн. нравов). Но к к. XVIII в. – крах просв. оптимизма – не смотря на все усил. люди не улучш., процвет. алчность, стремл. к наживе, моральн. нечистопл., заметно осл. культ рац-ма, вспом. о челов. чувствах.

Ист-я к. XVII – нач. XVIII в. еще до конца не отдел. от философии и филологии. Это произ. во 2й пол. века.

Вико Джамбатисто – ит. мыслитель. 1725 «Основание новой науки об общей природе наций». В его взглядах причудл. сочет. рац. и теолог. начала. В истории он усм. промысел Провидения, но при этом его идеям присущ историзм. Он критик. идею о неизменности челов. прир. Историю В. пыт. рассм. как живой органический процесс и пыт. обнаруж. присущие ему закономерности. Каждая эпоха – уникальна. В чел. ист. он выделял три последов. сменявшие др. др. стадии – божественную (догос., когда возн. семья, религия, письм-ть), героическую и человеческую (госп-во развитого чел. ума). В дальнейшем наступ. упадок, возвр. к варварству и истор. процесс нач. новый цикл, кот., однако, нач. с более выс. ступени. Т.о. – отход от идеи цикличности в ист.

Мабли – фр. просветитель. Ч-к прямого и независ. х-ра, суровый моралист с аскетическим настроем. Свое поним. содержания и задач ист. науки он излож. в раб. 1775г. «О способе написания истории» и 1778 «Об изучении истории». В его конц. сильны морализат. начало и прагм. понимание конц. ист-ии: ист. д\б школой морали и политики. Ист-к обязан изучать «естественную политику», кот. основана на з-нах, устан. самой природой. Люди были ба счастливы, если бы неизменно следовали им. Руководствуясь этой путеодной нитью и-к должен выносить моральные и полит. оценки прошлым и сущ. порядкам. Задача ист-ии – просвещать умы, направлять сердца, побуждая их любить добро.

Вольтер – властитель интересующихся историей. Он хотел писать не о королях и полководцах, а о народах. Объектом ист-ии с его точки зрения явл. все, что явл. рез-том жизнед-ти ч-ка. Он треб. от ист. больше вним. к обычаям, з-нам, нравам, торг., финансам, землед. и др. Вольтер расш. и объект ист-ии – он пиш. труды не только по своей стране («Ист. Карла XII», «Ист. Людовика XIV»), но проявл. интерес ко всемирн. ист-ии («О нравах и духе народов и главных истор. событиях) – ист. Амер., Евр., Афр., Азии. В ней – поиск общего, а не индивид.

Кант – концентр-я просв. идей. В жизни общ-ва действ. опр. з-ны. Только в общем ходе ист-ии можно разглядеть единую для всего чел-ва разумную цель. Она – в устан. правового гражд. состояния, при кот. каждый обл. полной своб., совместимой со своб. других. Для устан. правильных з-нов необх. почерпн. из ист. опыт. Гос-во – регулирующий орган порядка, кот. д\б постр. по рац. принципу. Всемирная ист-я – опр. система, ступенями разв. кот. явл. Др. Греция, Рим, немецкие народы. Каждое гос-во имеет право на самост. развитие. Вершина прогресса – вечный мир. Для эт. должна развив. культура – то, что служит благу чел-ва.

Т.о. в эпоху Просв. резко расшир. предст. о предмете и объекте ист., расш. круг источн., кот. ввод. в научн. оборот (устн., письм., материальн., док-ты и др.). Критич. подх. к анализу источн. Окончат. изжив. воспр. источников на веру. Для их критики исп-ся сравнит. метод и филолог. анализ. Прочно утв. многофакт. и сравнит.-истор. метод познания ист.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 206.