Каким ребенок станет в будущем, когда вырастет, зависит от семьи. Именно семья и взаимоотношения в ней оказывают решающее влияние на формирование личности ребенка и его отношение к миру. Специалисты детского сада, сопровождающие ребенка на протяжении дошкольного детства, только дополняют семейное воспитание. Такая взаимная направленность педагогов и семьи требует согласованности действий. Это обеспечивает необходимое для нормального развития ребенка единство ценностей, требований и интересов и позволяет реально влиять на методику семейного воспитания детей.
Дети очень рано начинают понимать, какое поведение уместно в одной ситуации и неуместно в другой: в садике малыш может вести себя так, как того требуют сложившиеся условия, а дома — прямо противоположным образом. Ребенок живет как бы двойной жизнью, по двойным моральным стандартам, приспосабливаясь к предъявляемым условиям. Разница ценностей и требований к воспитанию может быть источником внутреннего конфликта ребенка. Например, в детском саду учат играть дружно, не ссориться, разрешать конфликты мирным путем, а дома папа учит ребенка отстаивать свои права кулаками. И малыш испытывает растерянность: «Кто же из взрослых прав? Как мне себя вести?»
Работа с семьей, ее привлечение к жизни детских групп — одно из самых приоритетных направлений в работе педагогического коллектива. Родители в большинстве случаев любят и принимают своего ребенка, но в то же время им часто не хватает психологических и педагогических знаний и умений. Носителями этих знаний и умений выступают психологи и педагоги детского учреждения, которое посещает ребенок.
Для того чтобы советы педагога, его рекомендации и пожелания имели для родителей значимость, необходимо установить с ними доверительные отношения. Родителям важно видеть искреннюю заинтересованность педагогов жизнью их ребенка, доброжелательность, радость малыша от посещения детского сада. Только в этом случае может возникнуть желание посоветоваться с воспитателем, получить профессиональный совет, поделиться переживаниями по поводу тех или иных трудностей. Общение педагогов с родителями детей требует от первых настоящего профессионализма и гибкости: нужно учесть целый комплекс внутрисемейных и личностных факторов и выбрать оптимальную позицию для общения.
При общении с родителями ребенка основной и определяющей весь характер взаимодействия является равноправная партнерская позиция («рядом»). Педагог всегда находится рядом, вместе с родителями в их отношении к ребенку, к его развитию, со всеми радостями и трудностями. Такая исходная позиция предотвращает появление возможных противоречий между педагогами и родителями.
Нередко возникают ситуации, когда оптимальным средством общения с мамой или папой ребенка становится позиция педагога «сверху». Педагог профессионально оценивает ситуацию развития ребенка и видит способы разрешения имеющихся трудностей. Обладая при этом в глазах родителей определенным авторитетом, он может в процессе беседы с ними тактично разъяснить их ошибки, предложить альтернативные методы воздействия на ребенка, привести конкретные примеры и способы взаимодействия с ним. Но совершенно ясно, для того чтобы родители приняли эти советы и указания, согласились с ними, захотели им следовать, нужно обязательно сохранять в качестве основного тона личностного взаимодействия позицию «рядом», «вместе».
Иногда педагогу в общении с родителями необходимо занять позицию «снизу» — внимательно выслушать, расспросить, ни в коем случае не оценивая. Возможно, тогда удастся понять причины сложившейся ситуации, мотивы поведения родителей, а вместе с этим, найти общее решение [18].
Обучать родителей навыкам эффективного взаимодействия педагоги могут не только прямым (например, если мама приходит к кому-то из педагогов детского сада за советом по конкретному поводу), но и косвенным образом. В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию: мама пятилетнего мальчугана приходит за ребенком в детский сад, интересуется у воспитателя его поведением в течение дня. Ребенок весь день капризничал, упрямился, подрался с другим мальчиком и сломал его игрушку. В данном случае воспитатель может по-разному сообщить об этом маме мальчика. Первый вариант: «Сегодня он был неуправляемый — капризничал, упрямился, подрался с Колей и сломал его игрушку. Думаю, вам стоит серьезно поговорить с ним». Второй вариант: «Я встревожена сегодняшним поведением Илюши — он капризничал, не хотел заниматься, подрался с Колей и нечаянно сломал его игрушку. Мы с ним поговорили и он, расплакавшись, признался, что вчера очень хотел остаться с вами дома, а не ехать к бабушке». Во втором случае педагог, рассказывая о ребенке, демонстрирует личностное отношение к нему — называет по имени, не оценивает, стремится понять его и прийти на помощь. Техника «Я-высказывания» позволяет не только передать фактическое содержание ситуации, но и выразить эмоциональное отношение к ней.
Другой вариант трансляции позитивного педагогического опыта общения возможен при непосредственном взаимодействии педагога с ребенком в присутствии родителя.
Приобретая навыки конструктивного общения, взрослые начинают транслировать их в общении с другими людьми (как взрослыми, так и детьми), и, соответственно, могут сами целенаправленно передавать им эти навыки.
Все формы работы педагога с семьей в той или другой мере направлены на привлечение родителей к совместной деятельности, создание особой, «семейной» атмосферы в каждой детской группе. Это и празднования дней рождения и именин, и еженедельные чаепития в каждой группе, на которых родителям рассказывают и показывают все, что произошло в группе за неделю, и участие родителей во всяких событиях и праздниках, которые проходят в группе, и их помощь в подготовке и проведении таких событий. Педагог может давать родителям с детьми совместные тематические задания: придумать сказку, сделать коллаж из природных материалов (соответственно сезону), визитную карточку семьи. Все работы затем размещаются на выставке в групповой комнате.
При каждом из вариантов у родителей есть возможность быть в курсе всех событий, происходящих с ребенком, и принимать в них активное участие, Что благоприятно сказывается на внутрисемейных взаимоотношениях. Немаловажным аспектом групповых встреч выступает взаимный обмен родителей опытом, что позволяет расширить границы воспитательных воздействий, получить поддержку от более опытного родителя.
Кроме описанных форм взаимодействия детского сада и семьи, используются и другие методы работы: тематические беседы, консультации, лекции, собрания. Их проводят как педагоги дошкольного учреждения, так и специалисты (психолог, логопед). Важным условием для установления партнерских отношений между педагогами и родителями является открытость детских групп для родителей, которые могут в любое удобное для них время приходить сюда, участвовать в жизни детсада, общаться с детьми и педагогами.
Глава 3. РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дата: 2019-07-24, просмотров: 259.