ИГРА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. В контексте сюжетно-ролевой игры возникают и совершенствуются другие виды игр: дидактические, игры с правилами, игры-драматизации, результативные игры [14]. Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте определяет всестороннее развитие личности ребенка и создает зону ближайшего развития (Л. С. Выготский).

Д. Б. Эльконин выделяет четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка.

Развитие мотивационно-потребностной сферы

Возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы делаются более значимыми для ребенка, нежели личностные (происходит соподчинение мотивов). Важнейшими для ребенка мотивами становятся стремление к социально значимой и социально оцениваемой деятельности, а также мотив занять новую социальную позицию (Л. И. Божович, 1968).

Преодоление познавательного и эмоционального эгоцентризма

Ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т. п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Ребенку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа, а также с позицией партнера по игре. Это помогает ориентироваться во взаимо­отношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольника.

Развитие произвольности поведения

Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения, соотносить с ними свое поведение, контролировать выполнение игровых ролей другими участниками игры. Таким образом развивается произвольная регуляция поведения.

4. Развитие умственных действий

Формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка.

В игре ребенок получает огромные возможности для самовыражения, исследования собственных чувств и переживаний. Игра позволяет ребенку освободиться от эмоциональной напряженности и является оптимальным средством для решения как развивающих, так и коррекционных задач.

Содержание, сюжеты игры, предпочитаемые ребенком, особенности его речи позволяют предположить характер общения дошкольника в семье, внутрисемейные ценности и отношения.

В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребенок вынужден применять на практике социальные нормы поведения, использовать их в различных ситуациях. Игровое сотрудничество требует от детей согласованности действий, умения договариваться, проявлять симпатию и сочувствие. Конечно, далеко не всегда детям это удается. Поиск ответов на возникающие игровые проблемы повышает социальную компетентность, познавательную активность детей и в реальной жизни. Достигнутый в игре прогресс психического развития ребенка существенно влияет на возможности его обучения на занятиях, способствует совершенствованию реальной позиции в среде сверстников и взрослых.

Обучение детей осознанию и выражению своих чувств, создание проблемных ситуаций и, конечно, предоставление творческой инициативы позволяют детям чувствовать себя более уверенными, успешно адаптироваться и демонстрировать адекватное поведение. Далее мы рассмотрим конкретные игры, направленные на развитие коммуникативных навыков у детей. Эти игры многофункциональны по назначению и позволяют решать одновременно несколько развивающих задач.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ИГРОВЫХ

ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

Приступая к планированию, сформулируйте свои цели: каких результатов вы планируете достигнуть в определенный отрезок времени. Следующий шаг состоит в подборе игр, заданий и упражнений, соответствующих вашим целям.

При этом необходимо также учитывать:

♦ взаимосвязь и последовательность выбранного материала (связаны ли занятия одно с другим, и являются ли последовательным продолжением предыдущих);

♦ постепенное усложнение (начинать всегда лучше с более легких упражнений);

♦ разнообразие, чередование различных видов активности (необходимо перемежать речевую активность с двигательной, спокойные игры с подвижными, а также активность взрослого с детской активностью);

♦ занятия для маленьких и больших групп — педагог должен решить, когда использовать малочисленные (от 6 до 8 человек), а когда крупные группы. Существует много способов разделить группу на подгруппы. Их можно планировать заранее, можно использовать процедуру случайного отбора — вытаскивание из шляпы бумажек с фруктами — или разрешить детям формировать группы по своему усмотрению. В последнем варианте позаботьтесь о том, чтобы избежать возникновения замкнутых группировок. Выбирайте тот метод, который считаете оптимальным для конкретной группы;

♦ временные рамки (определите, в какое время вы будете заниматься с детьми, продолжительность занятий).

План обязательно должен быть гибким. Эта гибкость предполагает уникальную возможность для участников взаимодействия и исключает стандартность и соответствие обязательным правилам. Когда дети имеют возможность высказать свое мнение, возрастает их заинтересованность и формируется атмосфера доверия. Изменения в план мо­гут вноситься как в начале, так и в процессе групповой работы.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 189.