Воспитание ребенка — всегда двусторонний процесс, в котором взрослые, воспитывающие ребенка, и сами открывают в себе новые личностные ресурсы, а дети выбирают свой собственный путь, ориентируясь в многообразии воспитательных воздействий. Чтобы научить ребенка тому или иному виду общения, педагог сам должен уметь общаться.
Мы рассмотрим некоторые приемы, позволяющие повысить эффективность педагогического общения. Обучение таким приемам проводит педагог-психолог. Оно может проходить в различных формах: консультации, семинары, групповые дискуссии, тренинги и т. д.
Широкие возможности для формирования коммуникативной культуры воспитателей открывают тренинговые формы работы. Такой практический опыт позволяет педагогу взглянуть на особенности взаимоотношений с детьми как бы со стороны, повышает психологическую компетентность, учит применять полученные знания на практике. Тренинг позволяет за короткий промежуток времени решить многие задачи формирования и развития профессиональных качеств, а также скорректировать неадекватное профессиональное поведение.
Существуют различные формы тренингов, но все их можно объединить в две основные группы: 1) направленные на развитие определенных умений (вести беседу, разрешать конфликты) и 2) ориентированные на углубление опыта анализа различных ситуаций общения — способность адекватно воспринимать себя, партнеров по общению, ситуацию в целом.
В социально-психологическом тренинге акцент делается на активные методы, в частности, групповые дискуссии и игры. Метод групповой дискуссии используется, в основном, в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа (групповые дискуссии, разбор проблемных ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и т.д.). Среди игровых методов социально-психологического тренинга (ролевые игры, невербальная психогимнастика, поведенческий тренинг и т.д.) наиболее широкое распространение получил метод ролевых игр.
Проведение психолого-педагогического тренинга всегда основывается на общих правилах работы в группе, таких, как:
♦ персонификация обращения и высказывания. Предполагает высказывания только от своего имени, а также обращения к конкретному человеку, и по имени, а не ко всей группе в целом;
♦ активность на занятиях;
♦ добровольность;
♦ правило «здесь и теперь». Актуализируются события, чувства, проблемы, которые имеют значение в настоящем времени, даже если они происходили раньше. Кроме того, обсуждаются процессы, происходящие непосредственно в группе;
♦ правило открытой обратной связи. Оно позволяет дать почувствовать говорящему отношение участников группы к его сообщению;
♦ безоценочность личности (можно говорить о своем отношении к тому или иному поступку). Вместо оценок по адресу другого человека, высказываются чувства, которые он (или его действия) вызывают;
♦ конфиденциальность. Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы;
♦ правило «стоп». Если человек не хочет говорить что-либо, он может воспользоваться этим правилом [4].
Чтобы обучение педагогов развивающему общению с детьми было эффективным, нужно наличие мотивации самого воспитателя в изменении своего стиля общения. Зачастую прямое указание человеку на несоответствие каких-либо его действии ситуации или поставленным задачам не имеет выраженного эффекта. В процессе тренинга каждый его участник может самостоятельно оценивать свои возможности и трудности в конкретных коммуникативных ситуациях. Такая активная позиция — необходимое условие для возможных позитивных изменений в сфере общения.
Главная задача активного социально-психологического обучения — это не столько овладение техникой общения, сколько развитие определенных личностных качеств педагога, в частности, умения принимать и уважать чувства и интересы другого человека. Тренинговые занятия в самом общем виде должны включать в себя диагностические приемы (преимущественно самоанализа), теоретические основы педагогического общения и практическую часть, направленную на формирование профессиональных умений и навыков.
Проведение тренингов предъявляет определенные квалификационные требования к ведущему. В развивающей работе с педагогическим коллективом эффективным будет использование и отдельных элементов тренинга. Какая форма работа окажется для вас более приемлемой — зависит, прежде всего, от ваших целей и возможностей. Далее речь пойдет о некоторых приемах эффективной коммуникации, которые могут быть полезны при планировании групповой работы с педагогами.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 269.