Для установления с ребенком контакта и достижения взаимопонимания необходимо уметь правильно оценивать по невербальным признакам (выражению лица, жестам), интонации и содержанию речи, а также по поведению ребенка его эмоциональное состояние. Умение слушать также является одним из важных составляющих в эффективном взаимодействии людей. Различают несколько видов слушания, суть которых можно свести к нескольким целям: желанию понять другого человека, поддержать с ним контакт, продемонстрировать внимание и, по-возможности, разделить его чувства.
Активное слушание — это уточнение информации, которую хочет донести собеседник. Активно слушать ребенка значит «возвращать» ему в беседе то, чем он поделился, при этом обозначая его чувства. Активное слушание включает в себя:
♦ перефразирование (эхотехника). Часть высказывания собеседника формулируется своими словами и возвращается ему с уточняющими вопросами, без какой-либо интерпретации высказывания. Например: «Правильно ли я Вас поняла...», «Вы считаете, что...» и т. д. Эхотехника позволяет дать собеседнику представление о том, как вы его поняли.
♦ резюмирование. Предполагает подытоживание сказанного собеседником в самом сокращенном виде.
♦ развитие идеи. Из сказанного собеседником делается логическое заключение, предположение о причинах услышанного, что позволяет уточнить смысл сказанного и дает возможность получить информацию без прямых вопросов.
Активное слушание может применяться, когда ребенок расстроен, обижен, ведет себя агрессивно, переживает боль или страх. В таких случаях важно дать ему знать, что вы чувствуете его переживания. «Проговаривание» чувств ребенка помогает снять напряжение.
Активное слушание неэффективно, когда ребенок находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В такой ситуации нужно просто дать ему возможность «выговориться» и успокоиться. И здесь оптимальным будет прием пассивного слушания.
Пассивное слушание — выражение собеседнику понимания и поддержки, подтверждение того, что ему глубоко и искренне внимают. Используются речевые обороты типа: «да-да», «угу», «ну, конечно» и кивание головой. Не стоит отрицать чувства партнера высказываниями: «Не волнуйся», «Все будет хорошо» — поскольку если чувства есть, на них нужно отреагировать.
Эмпатическое слушание — позволяет понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. Методика эмпатического слушания применима только при наличии у человека потребности поделиться своими переживаниями. При эмпатическом слушании не дают советов и оценок, не критикуют собеседника, не пытаются озвучить истинные причины его переживаний и поведения. Основные моменты: искреннее внимание, принятие и отражение чувств («Ты очень расстроен», «Ты злишься...», «В твоих словах я слышу обиду...»). Эмпатическое слушание помогает наладить контакт между педагогом и ребенком, установить доверительные отношения и избавиться от коммуникативных барьеров (в частности, недоверия, жесткого оценивания) [38].
ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СЛУШАНИЯ
«Слушание»
Участники делятся на две группы. Первая остается в комнате, в которой проводится тренинг, участники второй выходят вместе с тренером для получения инструкций (инструкцию можно дать и в письменном виде).
Инструкция для второй группы: «По моему сигналу вы начинаете общение со своим партнером, основная ваша задача — внимательно его слушать, примерно через пять минут я подам вам другой условный сигнал, означающий изменение вашего задания. После него вы попытаетесь партнера не слушать. Ваш партнер не должен ничего знать о полученной вами инструкции».
Инструкция для первой группы: «Вы, в течение отведенного вам времени, рассказываете своему собеседнику что-либо (делитесь впечатлениями о фильме, о планах на отпуск и др.). По моему сигналу вы прекращаете общение».
Затем участники обеих групп делятся на пары (один человек из 1-й группы, другой из 2-й) и по сигналу ведущего начинают общение в соответствии с полученными инструкциями.
По окончании упражнения участники делятся своими впечатлениями от общения. Сначала те, кто рассказывал: как их слушал собеседник, удалось ли ему быть внимательным на всем протяжении беседы, что мешало, что помогало в беседе, какие поведенческие проявления способствовали (не способствовали) общению. Затем высказывается второй собеседник: удалось ли ему выполнить инструкцию, были какие-либо трудности, какие чувства он испытывал и т. д.
«Активное слушание»
Участники делятся на тройки. Двое беседуют, третий контролирует использование приемов активного слушания. Затем функции меняются. После работы в тройках — групповое обсуждение задания. Если кто-то из участников испытывает затруднения при отработке тех или иных навыков, задание отрабатывается в общем круге с организующей помощью тренера (психолога).
«Внимательный слушатель»
Участники разбиваются по парам. Первый партнер будет говорящим, второй — слушателем. Первый повествует слушателю о своих трудностях в отношениях с людьми, о своих сомнениях, ожиданиях. Слушатель старается помочь говорящему максимально полно изложить свои мысли. Через три минуты ведущий дает знак: говорящий высказывает свои впечатления по поводу поведения слушателя, подчеркивает то, что ему помогало и что затрудняло возможность открыто рассказывать о себе. Затем слушатель своими словами повторяет то, что услышал и понял из слов говорящего. Первый партнер движениями головы подтверждает или опровергает слова второго, в зависимости от того, насколько верно поняты и переданы его собственные слова. Затем участники меняются ролями. В заключение все участники возвращаются в круг и обсуждают впечатления каждого о том, что происходило во время упражнения [38].
«Двойной сигнал»
Все участники получают записанную на листе эмоционально окрашенную фразу, которая должна непосредственно относиться к педагогическому общению и быть значимой. Некоторые из фраз должны быть противоречивыми по смыслу, например: «Я так рада, что ты разбил аквариум!». Далее каждый участник, по кругу, зачитывает свою фразу, стараясь передать эмоциональный контекст. Обсуждение проводится сразу после прочтения фразы, акцентируется внимание на интонации, чувствах, искренности и ощущении доверия (в каких случаях оно возникает, в каких — нет).
Упражнение дает представление о том, как воспринимают сказанное нами окружающие, независимо от содержания (дети также прекрасно чувствуют эмоциональный подтекст: искренность — неискренность, доброжелательность — раздражение).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 292.