Нормативно-правовая база развития малого бизнеса в Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Протокол Совета Министров СССР от 06.06.1989г. №14 Малое предприятие – юридические лица с бесцеховой структурой и численностью работающих до 100 человек. Закон СССР от 04.06.1990 № № 1529-I «О предприятиях в СССР» Предприятие относится к малым независимо от формы собственности в соответствии с численностью его работников и объемом хозяйственного оборота. Постановление Совета Министров СССР от 08.08.1990 г. № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» Малые предприятия – юридические лица любой формы собственности и отрасли экономики, которые дифференцируются по основному виду деятельности и численности от 15 до 200 человек: а) до 15 человек – в розничной торговле; б) до 25 человек – в отраслях непроизводственной сферы; в) до 50 человек – в отраслях производственной сферы; г) до 100 человек – в науке и научном обслуживании; д) до 200 человек – в промышленности. Постановление совета Министров РСФСР от 18.07.1991 № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» Показатель численности работников рассчитывается с учетом лиц, работающих по договору подряда Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 года № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» Предусматривало комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке, а также налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства, работающих на приоритетных направлениях, в том числе: - освобождение от налогообложения суммы прибыли, накопленной за определенный период времени и используемой для развития собственного производства; - установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый годы работы с момента их регистрации; - возмещение налога на добавленную стоимость, уплачиваемого малыми предприятиями поставщикам оборудования и иных основных средств; - освобождение от налога на прибыль средств негосударственных юридических лиц и от подоходного налога - физических лиц, направляемых в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и аналогичные государственные фонды, создаваемые органами государственной власти и управления субъектов Федерации и органами местного самоуправления; - предоставление льгот по налогообложению доходов коммерческих банков, предоставляющих кредиты малым предприятиям, занимающимся производственной деятельностью; - распространение на малые предприятия, образованные в результате выделения (разделения) предприятий - монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий; - сохранение налоговых льгот для малых предприятий при их приватизации; - уточнение порядка и сроков взимания налога на прибыль и налога на добавленную стоимость для малых предприятий. Приоритетные виды деятельности: а) производство и переработку сельскохозяйственной продукции; б) производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники; в) оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; г) строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения; д) инновационная деятельность. Федеральный закон от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» Законодательно определил критерии малого предпринимательства: а) по цели деятельности – коммерческие организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли; б) по составу учредителей – доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), общественных и иных фондов и доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, в т.ч. иностранным, не являющимся субъектами малого предпринимательства, в уставном капитале не должна превышать 25%; в) по средней численности работников за отчетный период – предельные значения численности установлены в зависимости от вида экономической деятельности в соответствии с общероссийским классификатором в пределах от 30 до 100 человек: а) до 30 человек – в розничной торговле и бытовом обслуживании населения; б) до 50 человек – в оптовой торговле и при осуществлении других видов деятельности; в) до 60 человек – в сельском хозяйстве и научно-технической сфере; г) до 100 человек – в промышленности, в строительстве и на транспорте. Федеральный закон от 29.12.1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» Установил возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей с предельной численностью работающих, включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско - правового характера, в т.ч. в их филиалах и подразделениях, до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставлялось право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности предусматривало замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. При этом сохранялся действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, единого социального налога, а также действующий порядок ведения кассовых операций и предоставления необходимой статистической отчетности. Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» Определил порядок установления и введения в действие единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, осуществляемых преимущественно малым предпринимательством, который предусматривал замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого на основе базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающего и понижающего коэффициентов базовой доходности для каждого вида деятельности и территории.

Критерии в Российской Федерации согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ

Зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие установленным условиям хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц или в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей

Условия отнесения

Для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования; г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»; д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев: - юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета); - юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; - юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010г. № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий». Для всех субъектов малого и среднего предпринимательства среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) до ста человек для малых предприятий; - среди малых предприятий - до пятнадцати человек для микропредприятий; б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий; доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемый по всем осуществляемым видам деятельности и по всем применяемым налоговым режимам, без учета НДС не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) 120 млн. руб. для микропредприятий; б) 800 млн. руб. для малых предприятий; в) 2 млрд. руб. для средних предприятий.

Меры государственной поддержки в соответствии со ст. 7 Федерального закона

 от 24.07.2007 № 209-ФЗ

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31ю07ю1998 г. № 146-ФЗ, ст. 18 Специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий. Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных Налоговым кодексом. К специальным налоговым режимам относятся: 1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (Глава 26.1 НК РФ); 2) упрощенная система налогообложения (Глава 26.2НК РФ); 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (Глава 26.3НК РФ); 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (Глава 26.4НК РФ); 5) патентная система налогообложения (Глава 26.5НК РФ). Приказ Министерства Финансов РФ от 21.12.98г. № 64н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета малого предпринимательства» Протокол Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25.04.2013 г. № 4/13 «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий. Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников, или самостоятельно приспосабливает применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении: - единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи; - взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета; - сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов; - накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 79 «Правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства» Упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности

 

Тестовые задания

1. Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он (указать исключение):

а) обладает экономической свободой и достаточной гибкостью;

б) обеспечивает значительное количество новых рабочих мест;

в) насыщает рынок новыми товарами и услугами, способствует наличию конкуренции в экономике

г) удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий.

2. Малый бизнес – это:

а) предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных государством  условиях;

б) составной элемент крупного бизнеса;

в) неотъемлемый элемент современной рыночной экономики;

г) противовес крупному бизнесу.

3. В мировой практике основным критерием малого бизнеса выступает:

а) отраслевая принадлежность;

б) величина уставного капитала;

в) величина активов;

г) средняя численность работников.

4. В РФ критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса устанавливаются:

а) федеральным законодательством;

б) законодательными актами субъектов Федерации;

в) законодательными актами представительных органом мастной власти;

г) законодательно не регламентируются.

5. В соответствии с действующим российским законодательством к субъектам малого предпринимательства относятся:

а) только индивидуальные предприниматели;

б) индивидуальные предприниматели и юридические лица, удовлетворяющие установленным критериям;

в) только юридические лица, удовлетворяющие установленным критериям;

г) индивидуальные предприниматели, юридические лица, потребительские кооперативы и коммерческие организации, удовлетворяющие установленным критериям.

6. Что из перечисленного не является критерием отнесения к малому предпринимательству:

а) отраслевая принадлежность;

б) структура уставного капитала;

в) средняя численность работников;

г) размер выручки или стоимость активов.

7. В уставном капитале субъектов малого предпринимательства Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования принимать участие:

а) не могут;

б) могут в неограниченном объеме;

в) могут при соблюдении установленных критериев по доле участия каждого;

г) могут при соблюдении установленных критериев по суммарной доле участия.

8. Иностранные юридические лица и граждане в уставном капитале субъектов малого предпринимательства принимать участие:

а) не могут;

б) могут неограниченно;

в) могут при соблюдении установленных критериев по доле участия каждого;

г) могут при соблюдении установленных критериев по суммарной доле участия.

9. Для малых предприятий предельные значения средней численности работников установлены в размере:

а) 250 человек; б) 100 человек; в) 50 человек;   г) 15 человек.

10. Для микропредприятий в составе малых предприятий предельные значения средней численности работников установлены в размере:

а) 100человек; б) 50 человек;   в) 15человек;   г) 5 человек.

11. Для малых предприятий предельные значения выручки от реализации установлены в размере:

а) предельный размер не установлен;   б) 2000млн. руб.;

в) 800млн. руб.;                                         г) 120млн. руб.

12. Для микропредприятий в составе малых предприятий предельные значения выручки от реализации установлены в размере:

а) предельный размер не установлен;    б) 2000млн. руб.;

в) 800млн. руб.;                                    г) 120млн. руб.

13. Остаточная стоимость активов субъектов малого предпринимательства не может превышать:

а) 100 млн. руб.;                                   б) 400 млн. руб.;

в) 60 млн. руб.;                                     г) ограничения не установлены.

14. В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами могут предусматриваться следующие меры:

а) специальные налоговые режимы;

б) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета;

в) упрощенный порядок составления статистической отчетности;

г) выбор порядка ведения кассовых операций.

15. Правовое регулирование малого предпринимательства в РФ формируется и реализуется:

а) на федеральном уровне;

б) на федеральном и региональном уровнях;

в) на федеральном, региональном и местном уровнях;

г) на региональном и местном уровнях.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 175.