Практика применения условно-досрочного освобождения к заключенным пожизненно
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

3.1 Опыт условно-досрочного освобождения за рубежом

 

Изучение зарубежного опыта применения института условно-досрочного освобождения (далее - УДО) от отбывания наказания имеет для российского законодателя и правоприменителя значительную прикладную ценность. Прежде всего с точки зрения поиска оптимальных законодательных решений, что позволяет обнаружить и осмыслить существенно отличающиеся друг от друга юридико-технические решения одной и той же проблемы, лучше понять достоинства и недостатки национального законодательства[53].

Нормы об освобождении от наказания были известны законодательству ряда стран Европы, Северной Америки уже в XIX веке. В последующем этот институт подвергался существенным изменениям.

Общие черты в правовой регламентации освобождения от наказания присущи Уголовным кодексам (далее - УК) ряда стран. Например, много общего в этом отношении в УК Австралии, Испании, ФРГ, Швейцарии и др., уголовном законодательстве Англии, Канады и США. Несмотря на существенные различия, во всех УК зарубежных стран реализуется линия на ограничение сферы применения карательного воздействия на лиц, совершивших преступление.

Во многих странах Восточной и Западной Европы наиболее распространена такая форма УДО, как освобождение под надзор. Эта форма предполагает отбор заключенных для досрочного освобождения и осуществление надзора за ними после освобождения. Кроме того, например, в Канаде и Англии осужденные, отбывающие короткий срок наказания (до 1 года), освобождаются в обязательном порядке по отбытии части срока (например, 1/2) и к этой категории осужденных не применяется освобождение под надзор.

В соответствии с п. 5 раздела II «Общие принципы» рекомендаций Комитета министров Совета Европы, утвержденных Комитетом министров 24 сентября 2003 г. на 853 заседании постоянных представителей министров, существуют критерии, применяемые при принятии решения о возможности УДО («система дискреционного УДО») либо когда у осужденного появляется право на УДО в связи с отбытием строго определенного или установленного в пропорциональном отношении к общему сроку наказания периода («система обязательного УДО»)[54].

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.[55] предусматривает целый перечень мер постпенитенциарной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Наряду с перспективой проведения специальных тренингов для осужденных в целом решение данной социально значимой задачи предполагается возложить на службу пробации, создание которой предусматривается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.[56]

Трактовка понятия «пробация» различается в зависимости от национальной системы уголовной юстиции. В одной из статей Юрген Мутц, член Совета по вопросам условно-досрочного освобождения Германии, эксперт Совета Европы, отдает предпочтение термину, который употреблял профессор Антон Ван Кальмтут о пробационной деятельности в международном контексте: «Пробацию и пробационную деятельность не следует ограничивать только наблюдением или организацией и исполнением наказаний без изоляции от общества. Пробация в самом широком смысле охватывает любую деятельность, служащую реабилитации и реинтеграции преступника в общество. В этом смысле пробация рассматривается как элемент социальной и уголовной политики, которая должна способствовать сокращению преступности, рецидивизма и созданию более безопасного общества. Пробация - это не дополнение к системе уголовной юстиции, а ее необходимая и неотъемлемая часть»[57].

Пробация (от лат. probatio - испытание) - это юридический термин, который используется в международном праве для определения названия и деятельности службы, которая исторически создавалась для организации работы с людьми, столкнувшимися с законом, осужденными, но не лишенными свободы или освобожденными из-под стражи[58].

Вместе с тем указанный положительный опыт работы в данном направлении позволяет работать только в сфере поиска подходящей для осужденных работы. К сожалению, вопросы квотирования рабочих мест в Российской Федерации для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, на федеральном уровне не нашли своего решения, в то время как опыт зарубежных стран свидетельствует о решении вопроса о предоставлении освобождающимся рабочих мест в рамках службы пробации.

Если пробация - это надзор за объектом пробации и коррекция его социального поведения с целью предотвращения повторного совершения правонарушения, то надзор - мероприятия, проводимые с целью интегрирования объекта пробации в общество и обеспечение соблюдения им требований правовых норм[59].

Так, в Австрии условно-досрочное освобождение от отбывания наказания предусмотрено специальным разделом УК. В параграфе 43 УК Австрии говорится об общих основаниях УДО. В случае если осужденный отбыл 1/2 срока наказания в виде лишения свободы или срока, установленного для помилования, но не менее 3 месяцев, то ему может быть предоставлено УДО от отбывания оставшейся части наказания с установлением испытательного срока[60].

Назначенный судом помощник, который является работником службы пробации, при условно-досрочном освобождении должен способствовать профилактике постпенитенциарных правонарушений, а также обеспечению основных жизненных потребностей. Прежде всего это вопросы поиска места проживания и оказание помощи в трудоустройстве. Помощник обязан сообщать о своей деятельности суду.

В Германии с учетом федеративного устройства не существует единых правил организации службы пробации или социальных служб в рамках системы уголовной юстиции. Федеральные земли применяют федеральные законы посредством законов земель, положений и инструкций, каждая из которых выбирает свою концепцию.

Представляют интерес основания УДО от наказания, закрепленные в УК ФРГ. В ч. 2 ст. 57 УК РФ указывается, что при решении вопроса об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания следует принимать во внимание, в частности, личность осужденного, ценность правового блага, находящегося под угрозой при совершении преступного деяния вновь, его прежнюю жизнь, обстоятельства совершенного деяния, поведение осужденного при отбывании наказания, условия его жизни и последствия, которые можно ожидать от него в случае УДО. Учет данных критериев, взятых в совокупности, позволяет суду принимать правильное решение по каждому конкретному делу об УДО от отбывания наказания.

Во всех случаях суд обязан изучить возможные последствия освобождения. Освобождение не должно противоречить интересам общественной безопасности. Суд принимает решение, выслушав как осужденного, так и мнение администрации исправительного учреждения, как правило, основанное на заключении ответственной группы, в которую входит и сотрудник службы пробации[61].

Согласно ч. 3 ст. 57 УК Германии наблюдение со стороны службы пробации устанавливается, если осужденный отбыл не менее 1 года срока наказания. Назначенный сотрудник осуществляет контроль за условно-досрочно освобожденными лицами, а также оказывает им помощь и содействие.

Служба пробации сотрудничает с институтами, которые не относятся к судебной системе: это органы по делам несовершеннолетних, консультации для наркоманов, должников, а также организации, которые предлагают осужденным финансовую помощь, жилье, коллективный труд, досуг, предоставляют возможность заниматься спортом.

Контроль за условно-досрочно освобожденными от наказания с помощью электронного мониторинга применяется в Германии только в одной земле - Гессен. Эта мера также осуществляется службой пробации.

Особенностью УК Швейцарии является то, что он содержит нормы не только материального, но и процессуального, а также уголовно-исполнительного права. В частности, в нем предусмотрены нормы о жалобах потерпевших, об отбывании наказания, о реабилитации, условно-досрочном освобождении и др. Особенностью УК Швейцарии является и то, что он допускает широкие пределы судейского усмотрения, особенно при назначении наказания, при УДО от отбывания наказания.

УДО от отбывания наказания в виде каторжной тюрьмы или в виде тюремного заключения предусмотрено в ст. 38 УК Швейцарии[62]. Суд в официальном порядке проверяет, может ли быть осужденный освобожден условно. Для этого он получает отчет руководства исправительного учреждения о поведении осужденного. При решении этого вопроса суд заслушивает заключенного. УДО не предоставляется, если осужденный не подает прошения об освобождении и если суд не находит оснований для освобождения. Применение УДО по законодательству Швейцарии является одним из важных этапов исполнения наказания после отбытия не менее 2/3 срока наказания. На испытательный срок может также назначаться надзор, в котором предписываются определенные правила поведения[63].

Работники надзора оказывают моральную и материальную помощь освобожденному лицу при устройстве жизни на свободе, участвуя в его размещении и устройстве на работу. Сотрудники надзора должны учитывать то обстоятельство, что лица, склонные к рецидиву вследствие алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств, а также в связи с их психическим состоянием, должны при необходимости находиться под наблюдением врача[64].

Условно-досрочное освобождение представляет собой последнюю степень изменения режима исполнения наказания. Это означает, что осужденный, который хорошо себя зарекомендовал в рамках предыдущего режима (этапа), не отбывает весь срок наказания, а условно-досрочно отпускается на свободу. Отказы в условно-досрочном освобождении отмечаются в редких случаях.

В Англии и Уэльсе действуют Служба тюрем и Национальная служба работы с осужденными. Служба тюрем относится к Министерству внутренних дел, Национальная служба работы с осужденными, созданная в 2004 г., является исполнительным органом Министерства юстиции. Целью ее создания была оптимизация баланса между количеством заключенных в Англии и Уэльсе и средств, затрачиваемых на их содержание[65].

Весь срок заключения распределяется на пробный период (одиночное заключение), исправительный период (общее заключение с привлечением к труду) и условно-досрочное освобождение (по отбытии не менее 3/4 срока наказания). В исправительном периоде режим отбывания наказания распадается на три ступени. Движение по этим ступеням с приобретением соответствующих льгот зависит от поведения осужденного.

Принципиальным отличием является то, что право принятия решения об условно-досрочном освобождении заключенного по всем категориям дел принадлежит министру внутренних дел.

Согласно УК Испании основанием для досрочного освобождения осужденного является составленный экспертами Суда по надзору положительный прогноз социальной реабилитации осужденного.

Уголовный кодекс Испании допускает возможность сокращения обязательной части срока наказания, подлежащей отбыванию перед условно-досрочным освобождением с 3/4 до 2/3 назначенного судом наказания, если осужденный заслужил подобной привилегии тем, что постоянно способствовал развитию своей трудовой, культурной и другой деятельности (ст. 91)[66].

Законодательство большинства стран связывает условно-досрочное освобождение с двумя обстоятельствами: достижение целей наказания (материальный критерий) и отбытие осужденным определенной части назначенного срока наказания (формальный критерий). Следует отметить, что первоначальная редакция ст. 79 УК РФ, определявшая требования, соблюдение которых необходимо для применения условно-досрочного освобождения, сохраняла возможность ходатайствовать об условно-досрочном освобождении при той же фактически отбытой осужденным части срока наказания, что и в ранее действовавшем УК РСФСР[67]. Однако позже Федеральным законом от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ были изменены требования для условно-досрочного освобождения путем снижения минимального срока, который должно отбыть лицо, - с 3/4 до 2/3 срока наказания; с 2/3 до 1/2 срока наказания; с 1/2 до 1/3 срока наказания, что в условиях существовавшего тогда состояния и структуры преступности представлялось необоснованным.

Введение условно-досрочного освобождения в 20-х годах XIX века в практику исполнения английской ссылки способствовало, во-первых, заселению колонизируемых территорий, во-вторых, повышению производительности труда ссыльных и стимулированию законопослушного поведения указанной категории осужденных.

Особый интерес представляет ирландская прогрессивная система, отличающаяся режимом переходных тюрем, которая привела к снижению уровня рецидива и положила начало развитию института патроната. Постепенное изменение условий содержания (режима) в зависимости от поведения заключенного имело большое воспитательное значение. В силу универсального характера института условно-досрочного освобождения, оно сделалось необходимым условием тюремного режима почти по всей Европе.

Условно-досрочном освобождении осужденных к тюремному заключению рассматривался в качестве права на то самого осужденного, а условно-досрочное освобождение могло применяться только с согласия заключенного.

На основе проведенного исследования, а также изучения зарубежного передового опыта можно проводить дальнейшие научные исследования по проблемам исполнения уголовных наказаний, вопросов профилактики преступлений, социальной адаптации лиц, отбывших уголовные наказания, организации контроля за их поведением со стороны государственных органов, применяющих условно-досрочное освобождение, и т.д.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 166.