КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ И ИДЕНТИФИКАЦИИ ТИПОВ И НАПРАВЛЕНИЙ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ ПЕДАГОГОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Направление реакции OD Препятственно-доминантный тип ED Самозащитный тип NP Разрешающий тип
Е Е/ – реакция содержит указание на чувство досады, огорчения; активность субъекта направлена на анализ информации о препятствии, выяснение причин. Пример: "Что случилось?", "Какой ужас!", "Почему?", "Мне очень жаль" Е – в реакции выражается враждебность, порицание, упрек, прямое обвинение, сарказм. Пример: "Посмотрите на себя", "А ты чем думала?", "Садись, два!" Е – активное отрицание собственной вины. Пример: "Я в этом не виноват" е – в ответе требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то другой должен проявить активность по разрешению ситуации. Пример: "Останься, позанимайся после уроков", "Исправь ошибку сама"
I I/ – ситуация воспринимается как благоприятно-выгодно-полезная. В ситуациях "обвинения" выражается смущение или сожаление о том, что сам испытуемый стал причиной затруднения. Пример: "Молодец, что заметил ошибку", "Спасибо, что предупредили". Или: "Наверное, это все из-за меня"   I – порицание, осуждение направлено на себя; субъект признает свою вину и осознает ответственность. Пример: "Я виноват", "Извините меня", "Я не смогла найти с ними общий язык" I – испытуемый признает вину, но оправдывается, призывает на помощь смягчающие обстоятельства. Пример: "У меня были на то причины" I – субъект сам берется разрешить проблему. Пример: "Я с ним поговорю", "Давай я объясню тебе еще раз", "Я исправлю положение"  
М М/ – фрустрирующая ситуация воспринимается как малозначительная, трудности не замечаются или отрицаются. Пример: "Ну и что же", "Ладно", "Ничего страшного"   М – ответственность лица, ставшего причиной затруднения, сводится к минимуму, ситуация рассматривается как возникшая без чьей-либо вины или "злого умысла". Пример: "Это же дети", "Он не такой уж плохой ребенок" m – выражается надежда, что время и нормальный ход событий разрешат проблему, взаимопонимание приведет к устранению напряженной ситуации. Пример: "Все уладится", "Позанимаемся и наверстаем упущенное"  

 



Таблица 2

ТАБЛИЦА СРЕДНИХ ОЦЕНОК И СТАНДАРТНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ ПО ТЕСТУ СФОП

 

Реакция

Женщины

Мужчины

М

σ

М

σ

«Сырые» % «Сырые» % «Сырые» % «Сырые» %
OD 3,9 19,4 1,7 8,6 4,3 20,0 1,8 8,8
ED 8,4 42,1 2,3 11,6 7,9 39,7 2,9 14,6
NP 7,5 37,6 2,4 12,1 7,9 39,7 3,0 15,0
E 10,4 51,8 2,5 12,5 8,3 41,5 2,4 11,9
I 7,0 35,0 2,1 10,5 8,1 40,5 2,4 11,9
M 2,6 13,0 1,5 7,6 3,5 17,4 1,2 5,9
E/ 2,5 12,5 1,6 8,0 2,4 11,9 1,5 7,6
E 2,7 13,5 1,9 9,5 2,0 10,0 1,8 8,8
E 3,0 15,0 1,6 8,0 2,5 12,5 1,9 9,5
e 2,1 10,5 1,3 6,5 1,4 7,0 1,2 5,9
I/ 0,8 4,0 0,8 4,0 0,8 4,0 0,8 4,0
I 0,7 3,5 0,9 4,5 1,0 5,0 0,9 4,5
I 1,1 5,5 0,9 4,5 1,3 6,5 1,0 5,0
i 4,2 20,1 1,9 9,5 5,0 25,0 2,1 10,5
M/ 0,7 3,5 1,1 5,5 0,8 4,0 0,9 4,5
M 0,7 3,5 0,9 4,5 1,2 5,9 1,1 5,5
m 1,4 7,0 1,4 7,0 1,5 7,6 1,1 5,5

 

Третий образец отражает три наиболее часто встречающихся фактора независимо от направления и типа реакции. Символы записываются также в порядке убывания частот: например,

E/ > Е > М.

Кроме того, вычисленные в профилях суммы необходимо соотнести с показателями среднего арифметического (М) и стандартного отклонения (σ), полученными на мужской и женской выборках в процессе стандартизации методики СФОП. На основе этого соотнесения делается вывод об уровне выраженности у данного испытуемого фрустрационных реакций определенного направления и типа.

Обработка результатов по тесту СФОП предполагает также вычисление коэффициента профессиональной адаптации (КПА) педагогов, который может служить показателем их адаптированности к условиям профессиональной деятельности. КПА определяется путем сравнения реакций испытуемого на стимульные ситуации со стандартными ответами, полученными при стандартизации методики. (Стандартным считается ответ, зафиксированный не менее чем в 40% случаев в нормативной выборке.)

Ситуаций, используемых для сравнения, 15. Они представлены в таблице стандартных ответов (табл. 3). Каждая реакция испытуемого соотносится со стандартным ответом на ту же ситуацию. Точное совпадение соотносимой реакции со стандартной оценивается 1 баллом. Если в качестве стандартного ответа приведены две реакции, то достаточно, чтобы ответ испытуемого совпадал хотя бы с одной из них. За такое совпадение ставится также 1 балл. В случае, если ответ испытуемого обозначен в бланке двумя буквенными символами и один из них соответствует стандартному ответу, он оценивается 0,5 баллами. После этого все баллы суммируются и вычисляется процентный показатель КПА, исходя из 15 ситуаций, принимаемых за 100%. Количественная величина КПА может служить мерой адаптированности учителя к условиям его профессиональной деятельности.



Таблица 3

ТАБЛИЦА СТАНДАРТНЫХ ОТВЕТОВ

 

№ з/п OD ED NP
1     e
2     i
3     i
4   E  
5     i
6   E  
7      
8 E/    
9      
10      
11 E/    
12   E  
13      
14   I  
15     em
16      
17     ei
18   E  
19 I/    
20 E/    

 

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов осуществляется на основе соотнесения индивидуальных показателей испытуемого со стандартными. Наиболее показательными являются случаи получения высоких баллов по определенным типам и направлениям фрустрационных реакций.

Так, педагоги, получившие высокие показатели по препятственно-доминантному типу и экстрапунитивному направлению реакций (OD и Е), могут быть охарактеризованы как фиксирующиеся на сложностях ситуаций, возникающих в деятельности. Они склонны эмоционально переживать происходящее, несколько преувеличивать трудности; могут «застревать» на выяснении причин, не переходя к активным действиям. Это выражается в отсутствии продуктивной стратегии деятельности, так как сложные ситуации переживаются, а не разрешаются.

Сочетание высоких показателей препятственно-доминантного типа и интропунитивного направления (OD и I) и импунитивного направления реакций (OD и М) свидетельствует о склонности относиться к фрустрирующим ситуациям как благоприятным или малозначительным. Это достаточно редкие варианты сочетания направления и типа реакции, так как свидетельствуют о несколько поверхностном и «легком» отношении к деятельности (особенно при соотношении OD и М). Исключение составляют случаи, когда высокие показатели импунитивного типа получены за счет реакций, выражающих переживания индивида по поводу того, что он стал причиной сложившейся ситуации (один из вариантов реакции I/). Однако этот вариант в качестве преобладающего встречается достаточно редко.

Учителя с высокими показателями самозащитного типа и экстрапунитивного направления реакции (ED и Е) могут быть охарактеризованы как достаточно агрессивные, склонные обвинять других в сложившейся ситуации, идти на открытый конфликт. Это приводит не к разрешению напряженных ситуаций, а к их усугублению. Таким педагогам присущ авторитарный стиль общения. Они стремятся к доминированию в отношениях с коллегами, учениками и их родителями. Вместе с тем активная оборонительная позиция таких учителей может выступать как одно из средств компенсации внутренней уязвимости и неустойчивости образа Я.

Соотношение высоких показателей самозащитного типа и интропунитивного направления реакций (ED и I) характеризует педагогов как доверчивых, уступчивых, самокритичных. Им присущи такие свойства, как конформность, ответственность, эмпатийность. В педагогической деятельности это выражается в либеральных установках в общении с учениками и несколько сниженными организаторскими умениями.

В случае сочетания высоких показателей самозащитного типа и импунитивного направления фрустрационных реакций (ED и М) учителя склонны проявлять толерантность в затруднительных ситуациях, они независимы в суждениях и поведении, непредвзяты в оценках. Им присуще демократический стиль общения.

Общей для педагогов, получивших высокие показатели по разрешающему типу реакций, является такая особенность, как с концентрированности на способах решения затруднительных ситуаций и проявление активности но их преодолению.

Сочетание у педагогов высоких баллов по разрешающему типу и экстрапунитивному направлению реакций (NP и Е) свидетельствует о тенденции к организации учеников, коллег и руководителей для разрешения возникающих в ходе деятельности сложных ситуаций. Такие учителя характеризуются как деятельные, инициативые, оперативные в действиях, пользующиеся авторитетом у окружающих.

При доминировании разрешающего типа и интрапунитивного направления реакций (NP и I) педагоги склонны к повышенному чувству ответственности, стремятся многое брать на себя в ущерб организации других и вовлечению их в совместную деятельность. Это может быть проявлением несколько сниженных организаторских умений.

И наконец, сочетание высоких показателей разрешающего типа и импунитивного направления реакций (NP и М) свидетельствует о наличии у педагогов оптимистических установок на разрешение затруднительных ситуаций. Им присущи такие качества, как настойчивость, справедливость в оценке событий, непредвзятость в отношении к другим людям. В деятельности они склонны к поиску продуктивных стратегий поведения и общения.

Следует отметить, что методика СФОП дает возможность с определенной степенью вероятности прогнозировать эмоциональные реакции учителей в напряженных ситуациях их деятельности, делать заключение о некоторых аспектах адаптации к условиям педагогической деятельности. Вместе с тем ее недостаточно для психологической диагностики свойств личности.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Дата: 2019-07-24, просмотров: 199.