МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ ПЕДАГОГОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ ПЕДАГОГОВ

 

Автор: В.Н. Чернобровкин, В.А. Чернобровкина.

Цель: исследовать фрустрационные реакции учителей сложных ситуациях педагогической деятельности.

Возраст: педагоги.

Литература: В.Н Чернобровкин, В.А. Чернобровкина. Методика диагностики фрустрационных реакций педагогов / Практична психологія та соціальна робота, № 1, 2001. – с. 5-20; № 2, 2001. – с. 17-25.

 

Общая характеристика методики СФОП

Проективный тест СФОП (Ситуации фрустрации в общении педагога) представляет собой модификацию методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга. Он предназначен для диагностики эмоциональных реакций учителей в сложных ситуациях педагогической деятельности.

В предлагаемой методике содержание рисунков изменено таким образом, что фрустрацион-ные реакции в большей степени обусловлены контекстом профессиональной педагогической деятельности. Стимульный материал методики СФОП состоит из 20 схематических контурных рисунков, воспроизводящих достаточно типичные ситуации общения учителя с коллегами, администрацией школы, учениками и их родителями. Персонажи, действующие в ситуациях, различаются по полу, возрасту и социальным ролям. 11 из 20 тестовых заданий классифицируются как ситуации «препятствия», 9 – как ситуации «обвинения». В тесте они чередуются таким образом, что каждой ситуации «обвинения» предшествует ситуация «препятствия».

Стандартизация методики осуществлена на выборке 140 учителей школ Донецкой области. Проверка ее на валидность заключалась в определении корреляционных связей между индивидуальными показателями одних и тех же испытуемых, полученными по тесту СФОП и классическому варианту методики. Результаты свидетельствуют: наличие положительных связей между идентичными факторами обеих методик. Особенно тесные связи получены по факторам Е, NP, ED и М.

Это говорит о том, что тест СФОП диагностирует те же признаки, что и оригинальный вариант методики С. Розенцвейга.

Вместе с тем обнаружены некоторые различия в результатах диагностики фрустрационных реакций учителей по обеим методикам. Это позволяет рассматривать тест СФОП как более чувствительный к нюансам эмоционального реагирования педагогов в профессионально значимых для них ситуациях.

Результаты, полученные по тесту СФОП на нормативной выборке, позволили определить нормы для женской и мужской групп.

Проверка методики на ретестовую надежность (интервал – 6 месяцев) позволяет говорить о достаточной устойчивости ее результатов.

В настоящее время работа над стандартизацией и валидизацией методики продолжается.

Процедура исследования

Исследование по методике СФОП может проводиться, как в индивидуальной, так и в групповой ферме. Индивидуальная форма тестирования имеет ряд преимуществ, так как позволяет более точно фиксировать эмоциональную окраску ответов испытуемого.

В начале тестирования испытуемому вручается брошюра с рисунками и лист для ответов, где помещена инструкция по работе с тестовыми заданиями. Время на работу не ограничивается. В среднем процедура сбора ответов требует 20-30 минут.

Стимульный материал методики может использоваться в предлагаемом формате. Бланки ответов и обработки результатов могут быть увеличены до формата А4.

Обработка результатов теста

Обработка первичных результатов теста СФОП, по аналогии с классическим вариантом методики С. Розенцвейга, осуществляется в несколько этапов.

Прежде всего, каждый ответ испытуемого оценивается с точки зрения двух критериев – направления и типа реакции.

По направлению фрустрационпые реакции делятся на:

Е экстрапунитивиые – направлены па живое или неживое окружение в форме переживания ситуации как явно досаждающей, осуждения внешней причины ее возникновения пли ожидания от других активности по ее решению и преодолению;

I иитропунитивные – направлены субъектом на самого себя и характеризуются восприятием возникшей ситуации как благоприятной для себя либо подчеркиванием своей вины, а также готовностью активно действовать с целью ее исправления, преодоления;

М импунитивиые – связаны с отношением испытуемого к ситуации как малозначительной либо легко преодолимой с течением времени, а также с отрицанием чьей-либо вины и ее возникновении.

Выделяются следующие типы фрустрационных реакций:

препятственно-доминантный («с фиксацией на препятствии»), характеризуется «застреванием» индивида на возникшей ситуации; реакция сводится лишь к ее восприятию;

самозащитный («с фиксацией на самозащите») проявляется в стремлении индивида разрешить вопрос о наличии или отсутствии вины того лица, которое является причиной возникновения ситуации (или обвиняется в этом), и в том числе – вопрос о собственной вине;

разрешающий («с фиксацией на удовлетворении потребности») выражается в готовности индивида решить возникшую проблему, поручить это другому лицу или ожидать ее естественного разрешения.

Из сочетания этих шести факторов выводится 9 основных видов фрустрационных реакций и 2 дополнительных.

При обработке результатов каждому ответу испытуемого присваивается буквенный символ. Символьные обозначения заимствованы из оригинального варианта методики, что, значительно упрощает работу с тестом СФОП.

Направления реакций обозначаются буквами: Е – экстрапунитивные реакции, I – интропунитивные и М – импунитивные.

Типам фрустрационных реакций присвоены следующие символы: OD – препятственно-доминантный тип, ED – самозащитный, NP – разрешающий.

Для обозначения реакций препятственно-доминантного типа к буквам Е, I, M добавляется штрих: Е', I', M'. Реакции самозащитного типа обозначаются прописными буквами без значка: Е, Е, I I, М. Тип реакций с фиксацией на удовлетворении потребности обозначается строчными буквами: е, i, m.

При оценке каждого ответа испытуемого можно воспользоваться специальной таблицей, в которой приведены критерии классификации и идентификации типов и направлений фрустрационных реакций педагогов (табл. 1). После присвоения каждому ответу испытуемого буквенных обозначений они заносятся в таблицу на бланке для обработки результатов. При этом допускается присвоение одному ответу двух буквенных символов, если он содержит не один, а два вида реакций. Запись символов в таблицу осуществляется с отнесенностью ответа к типу реакции – OD, ED, NP.

Затем производится подсчет «сырых» баллов по каждому виду реакции. При этом простые ответы, которым присвоен один буквенный символ, оцениваются 1 баллом. В комбинированных ответах, обозначенных двумя буквами, за каждую входящую в них реакцию начисляется 0,5 балла.

Полученные суммы вносятся в таблицу профилей на бланке для обработки результатов. В свою очередь, они также суммируются по типам (OD, ED и NP) и направлениям (Е, I и М) и переводятся в процентные показатели с помощью специальной таблицы. Поскольку число ситуаций равно, 20, то максимально возможная сумма баллов также равна 20. Исходя из этого, определяется процентное содержание каждого типа и направления реакций (табл. 2).

На основании полученных профилей составляются три образца.

Первый образец отражает соотношение частот направлений фрустрационных реакций независимо от их типов. Обозначения направлений реакций записываются в порядке убывания их частот. Например, если получены частоты Е – 4, I – 5, М – 11, то первый образец записывается так:

М > I > Е.

Второй образец отражает соотношение частот типов реакций независимо от их направлений. Его запись осуществляется по аналогии с первым образцом. Например, если получены частоты OD – 7, ED – 5, NP – 8, то записывают: NP > OD > ED.

 



Таблица 1

Таблица 2

ТАБЛИЦА СРЕДНИХ ОЦЕНОК И СТАНДАРТНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ ПО ТЕСТУ СФОП

 

Реакция

Женщины

Мужчины

М

σ

М

σ

«Сырые» % «Сырые» % «Сырые» % «Сырые» %
OD 3,9 19,4 1,7 8,6 4,3 20,0 1,8 8,8
ED 8,4 42,1 2,3 11,6 7,9 39,7 2,9 14,6
NP 7,5 37,6 2,4 12,1 7,9 39,7 3,0 15,0
E 10,4 51,8 2,5 12,5 8,3 41,5 2,4 11,9
I 7,0 35,0 2,1 10,5 8,1 40,5 2,4 11,9
M 2,6 13,0 1,5 7,6 3,5 17,4 1,2 5,9
E/ 2,5 12,5 1,6 8,0 2,4 11,9 1,5 7,6
E 2,7 13,5 1,9 9,5 2,0 10,0 1,8 8,8
E 3,0 15,0 1,6 8,0 2,5 12,5 1,9 9,5
e 2,1 10,5 1,3 6,5 1,4 7,0 1,2 5,9
I/ 0,8 4,0 0,8 4,0 0,8 4,0 0,8 4,0
I 0,7 3,5 0,9 4,5 1,0 5,0 0,9 4,5
I 1,1 5,5 0,9 4,5 1,3 6,5 1,0 5,0
i 4,2 20,1 1,9 9,5 5,0 25,0 2,1 10,5
M/ 0,7 3,5 1,1 5,5 0,8 4,0 0,9 4,5
M 0,7 3,5 0,9 4,5 1,2 5,9 1,1 5,5
m 1,4 7,0 1,4 7,0 1,5 7,6 1,1 5,5

 

Третий образец отражает три наиболее часто встречающихся фактора независимо от направления и типа реакции. Символы записываются также в порядке убывания частот: например,

E/ > Е > М.

Кроме того, вычисленные в профилях суммы необходимо соотнести с показателями среднего арифметического (М) и стандартного отклонения (σ), полученными на мужской и женской выборках в процессе стандартизации методики СФОП. На основе этого соотнесения делается вывод об уровне выраженности у данного испытуемого фрустрационных реакций определенного направления и типа.

Обработка результатов по тесту СФОП предполагает также вычисление коэффициента профессиональной адаптации (КПА) педагогов, который может служить показателем их адаптированности к условиям профессиональной деятельности. КПА определяется путем сравнения реакций испытуемого на стимульные ситуации со стандартными ответами, полученными при стандартизации методики. (Стандартным считается ответ, зафиксированный не менее чем в 40% случаев в нормативной выборке.)

Ситуаций, используемых для сравнения, 15. Они представлены в таблице стандартных ответов (табл. 3). Каждая реакция испытуемого соотносится со стандартным ответом на ту же ситуацию. Точное совпадение соотносимой реакции со стандартной оценивается 1 баллом. Если в качестве стандартного ответа приведены две реакции, то достаточно, чтобы ответ испытуемого совпадал хотя бы с одной из них. За такое совпадение ставится также 1 балл. В случае, если ответ испытуемого обозначен в бланке двумя буквенными символами и один из них соответствует стандартному ответу, он оценивается 0,5 баллами. После этого все баллы суммируются и вычисляется процентный показатель КПА, исходя из 15 ситуаций, принимаемых за 100%. Количественная величина КПА может служить мерой адаптированности учителя к условиям его профессиональной деятельности.



Таблица 3

ТАБЛИЦА СТАНДАРТНЫХ ОТВЕТОВ

 

№ з/п OD ED NP
1     e
2     i
3     i
4   E  
5     i
6   E  
7      
8 E/    
9      
10      
11 E/    
12   E  
13      
14   I  
15     em
16      
17     ei
18   E  
19 I/    
20 E/    

 

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов осуществляется на основе соотнесения индивидуальных показателей испытуемого со стандартными. Наиболее показательными являются случаи получения высоких баллов по определенным типам и направлениям фрустрационных реакций.

Так, педагоги, получившие высокие показатели по препятственно-доминантному типу и экстрапунитивному направлению реакций (OD и Е), могут быть охарактеризованы как фиксирующиеся на сложностях ситуаций, возникающих в деятельности. Они склонны эмоционально переживать происходящее, несколько преувеличивать трудности; могут «застревать» на выяснении причин, не переходя к активным действиям. Это выражается в отсутствии продуктивной стратегии деятельности, так как сложные ситуации переживаются, а не разрешаются.

Сочетание высоких показателей препятственно-доминантного типа и интропунитивного направления (OD и I) и импунитивного направления реакций (OD и М) свидетельствует о склонности относиться к фрустрирующим ситуациям как благоприятным или малозначительным. Это достаточно редкие варианты сочетания направления и типа реакции, так как свидетельствуют о несколько поверхностном и «легком» отношении к деятельности (особенно при соотношении OD и М). Исключение составляют случаи, когда высокие показатели импунитивного типа получены за счет реакций, выражающих переживания индивида по поводу того, что он стал причиной сложившейся ситуации (один из вариантов реакции I/). Однако этот вариант в качестве преобладающего встречается достаточно редко.

Учителя с высокими показателями самозащитного типа и экстрапунитивного направления реакции (ED и Е) могут быть охарактеризованы как достаточно агрессивные, склонные обвинять других в сложившейся ситуации, идти на открытый конфликт. Это приводит не к разрешению напряженных ситуаций, а к их усугублению. Таким педагогам присущ авторитарный стиль общения. Они стремятся к доминированию в отношениях с коллегами, учениками и их родителями. Вместе с тем активная оборонительная позиция таких учителей может выступать как одно из средств компенсации внутренней уязвимости и неустойчивости образа Я.

Соотношение высоких показателей самозащитного типа и интропунитивного направления реакций (ED и I) характеризует педагогов как доверчивых, уступчивых, самокритичных. Им присущи такие свойства, как конформность, ответственность, эмпатийность. В педагогической деятельности это выражается в либеральных установках в общении с учениками и несколько сниженными организаторскими умениями.

В случае сочетания высоких показателей самозащитного типа и импунитивного направления фрустрационных реакций (ED и М) учителя склонны проявлять толерантность в затруднительных ситуациях, они независимы в суждениях и поведении, непредвзяты в оценках. Им присуще демократический стиль общения.

Общей для педагогов, получивших высокие показатели по разрешающему типу реакций, является такая особенность, как с концентрированности на способах решения затруднительных ситуаций и проявление активности но их преодолению.

Сочетание у педагогов высоких баллов по разрешающему типу и экстрапунитивному направлению реакций (NP и Е) свидетельствует о тенденции к организации учеников, коллег и руководителей для разрешения возникающих в ходе деятельности сложных ситуаций. Такие учителя характеризуются как деятельные, инициативые, оперативные в действиях, пользующиеся авторитетом у окружающих.

При доминировании разрешающего типа и интрапунитивного направления реакций (NP и I) педагоги склонны к повышенному чувству ответственности, стремятся многое брать на себя в ущерб организации других и вовлечению их в совместную деятельность. Это может быть проявлением несколько сниженных организаторских умений.

И наконец, сочетание высоких показателей разрешающего типа и импунитивного направления реакций (NP и М) свидетельствует о наличии у педагогов оптимистических установок на разрешение затруднительных ситуаций. Им присущи такие качества, как настойчивость, справедливость в оценке событий, непредвзятость в отношении к другим людям. В деятельности они склонны к поиску продуктивных стратегий поведения и общения.

Следует отметить, что методика СФОП дает возможность с определенной степенью вероятности прогнозировать эмоциональные реакции учителей в напряженных ситуациях их деятельности, делать заключение о некоторых аспектах адаптации к условиям педагогической деятельности. Вместе с тем ее недостаточно для психологической диагностики свойств личности.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Образцы

1. ___________________________________________________________________________________

 

2. ___________________________________________________________________________________

 

3. ___________________________________________________________________________________

 

Таблица профилей

 

  OD ED NP Сумма %
E          
I          
M          
Сумма          
%          

 


Таблица перевода серых баллов в %

 

0,5 = 2,5% 10,5 52,5
1,0 5,0 11,0 55,0
1,5 7,5 11,5 57,5
2,0 10,0 12,0 60,0
2,5 12,5 12,5 62,5
3,0 15,0 13,0 65,0
3,5 17,5 13,5 67,5
4,0 20,0 14,0 70,0
4,5 22,0 14,5 72,5
5,0 25,0 15,0 75,0
5,5 27,5 15,5 77,5
6,0 30,0 16,0 80,0
6,5 32,5 16,5 82,5
7,0 35,0 17,0 85,0
7,5 37,5 17,5 87,5
8,0 40,0 18,0 90,0
8,5 42,5 18,5 92,5
9,0 45,0 19,0 95,0
9,5 47,5 19,5 97,5
10,0 50,0 20,0 100,0

 


Приложение 2

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 





ОЦЕНОЧНЫЕ ТАБЛИЦЫ

Приведенные ниже варианты ответов были получены при тестировании испытуемых педагогов по методике СФОП на нормативной выборке. Они публикуются в той же редакции, в которой были сформулированы испытуемым, и практически не подвергались стилистической обработке.

1. Я не выполнил домашнего задания.

– Почему? –E/
– Садись «два»! –E
– На следующий раз выполнишь два задания. –e
– Задержишься после урока. –e
– Хорошо, что сказал сразу. Сделаешь его на следующий урок. –I/ e
– Сколько это будет продолжаться? –E/ E
– Спрошу тебя на следующем уроке. –m
– О чем ты думал, когда собирался в школу? –E
– Будешь работать индивидуально. –e
– У тебя есть на это уважительная причина? Тогда ладно. –M
– Это не первый раз. Ставлю «два». –E
– Садись, разберемся потом. –m
– Подойдешь ко мне на перемене. А сейчас внимательно слушай, как отвечают другие. –e
– Наверное, у тебя была уважительная причина. –M
– Если тебе что-то непонятно, подойди ко мне послу уроков, я еще раз тебе объясню. –e i
– Хорошо, я проверю это задание на следующем уроке. –m
– У тебя есть время до следующего урока. –m
– Об этом надо предупреждать перед уроком. –E

Вы не сдержали свое слово.

– Не горячись, ты не совсем владеешь ситуацией. –M
– Я его сдержу. –i
– Я всегда держу свое слово. E
– Давай вместе исправим ситуацию. –m
– Извини, у меня не получилось. I
– Дай мне еще время. –i
– У меня были на это причины. I
– Я знаю, что виновата. –I
– А я его разве тебе давала? E
– Я вынуждена была сделать это. I
– Ты меня не так поняла. Слово я свое сдержала. E
– Прости, я забыла. I
– Я вчера не смогла, но завтра обязательно выполню. I i
– У каждого человека есть свои недостатки. –M
– Какое? –E/
– Но ты сделала это первой и подвела меня. –E
– Да, ты права. –I
– Это очень сложная ситуация. I
– Извини, я была очень занята. I
– Ты тоже обещала мне учиться лучше. –E
– Не может такого быть. E
– Я слов на ветер не бросаю. E

 

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ ПЕДАГОГОВ

 

Автор: В.Н. Чернобровкин, В.А. Чернобровкина.

Цель: исследовать фрустрационные реакции учителей сложных ситуациях педагогической деятельности.

Возраст: педагоги.

Литература: В.Н Чернобровкин, В.А. Чернобровкина. Методика диагностики фрустрационных реакций педагогов / Практична психологія та соціальна робота, № 1, 2001. – с. 5-20; № 2, 2001. – с. 17-25.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 325.