Общая характеристика методики СФОП
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проективный тест СФОП (Ситуации фрустрации в общении педагога) представляет собой модификацию методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга. Он предназначен для диагностики эмоциональных реакций учителей в сложных ситуациях педагогической деятельности.

В предлагаемой методике содержание рисунков изменено таким образом, что фрустрацион-ные реакции в большей степени обусловлены контекстом профессиональной педагогической деятельности. Стимульный материал методики СФОП состоит из 20 схематических контурных рисунков, воспроизводящих достаточно типичные ситуации общения учителя с коллегами, администрацией школы, учениками и их родителями. Персонажи, действующие в ситуациях, различаются по полу, возрасту и социальным ролям. 11 из 20 тестовых заданий классифицируются как ситуации «препятствия», 9 – как ситуации «обвинения». В тесте они чередуются таким образом, что каждой ситуации «обвинения» предшествует ситуация «препятствия».

Стандартизация методики осуществлена на выборке 140 учителей школ Донецкой области. Проверка ее на валидность заключалась в определении корреляционных связей между индивидуальными показателями одних и тех же испытуемых, полученными по тесту СФОП и классическому варианту методики. Результаты свидетельствуют: наличие положительных связей между идентичными факторами обеих методик. Особенно тесные связи получены по факторам Е, NP, ED и М.

Это говорит о том, что тест СФОП диагностирует те же признаки, что и оригинальный вариант методики С. Розенцвейга.

Вместе с тем обнаружены некоторые различия в результатах диагностики фрустрационных реакций учителей по обеим методикам. Это позволяет рассматривать тест СФОП как более чувствительный к нюансам эмоционального реагирования педагогов в профессионально значимых для них ситуациях.

Результаты, полученные по тесту СФОП на нормативной выборке, позволили определить нормы для женской и мужской групп.

Проверка методики на ретестовую надежность (интервал – 6 месяцев) позволяет говорить о достаточной устойчивости ее результатов.

В настоящее время работа над стандартизацией и валидизацией методики продолжается.

Процедура исследования

Исследование по методике СФОП может проводиться, как в индивидуальной, так и в групповой ферме. Индивидуальная форма тестирования имеет ряд преимуществ, так как позволяет более точно фиксировать эмоциональную окраску ответов испытуемого.

В начале тестирования испытуемому вручается брошюра с рисунками и лист для ответов, где помещена инструкция по работе с тестовыми заданиями. Время на работу не ограничивается. В среднем процедура сбора ответов требует 20-30 минут.

Стимульный материал методики может использоваться в предлагаемом формате. Бланки ответов и обработки результатов могут быть увеличены до формата А4.

Обработка результатов теста

Обработка первичных результатов теста СФОП, по аналогии с классическим вариантом методики С. Розенцвейга, осуществляется в несколько этапов.

Прежде всего, каждый ответ испытуемого оценивается с точки зрения двух критериев – направления и типа реакции.

По направлению фрустрационпые реакции делятся на:

Е экстрапунитивиые – направлены па живое или неживое окружение в форме переживания ситуации как явно досаждающей, осуждения внешней причины ее возникновения пли ожидания от других активности по ее решению и преодолению;

I иитропунитивные – направлены субъектом на самого себя и характеризуются восприятием возникшей ситуации как благоприятной для себя либо подчеркиванием своей вины, а также готовностью активно действовать с целью ее исправления, преодоления;

М импунитивиые – связаны с отношением испытуемого к ситуации как малозначительной либо легко преодолимой с течением времени, а также с отрицанием чьей-либо вины и ее возникновении.

Выделяются следующие типы фрустрационных реакций:

препятственно-доминантный («с фиксацией на препятствии»), характеризуется «застреванием» индивида на возникшей ситуации; реакция сводится лишь к ее восприятию;

самозащитный («с фиксацией на самозащите») проявляется в стремлении индивида разрешить вопрос о наличии или отсутствии вины того лица, которое является причиной возникновения ситуации (или обвиняется в этом), и в том числе – вопрос о собственной вине;

разрешающий («с фиксацией на удовлетворении потребности») выражается в готовности индивида решить возникшую проблему, поручить это другому лицу или ожидать ее естественного разрешения.

Из сочетания этих шести факторов выводится 9 основных видов фрустрационных реакций и 2 дополнительных.

При обработке результатов каждому ответу испытуемого присваивается буквенный символ. Символьные обозначения заимствованы из оригинального варианта методики, что, значительно упрощает работу с тестом СФОП.

Направления реакций обозначаются буквами: Е – экстрапунитивные реакции, I – интропунитивные и М – импунитивные.

Типам фрустрационных реакций присвоены следующие символы: OD – препятственно-доминантный тип, ED – самозащитный, NP – разрешающий.

Для обозначения реакций препятственно-доминантного типа к буквам Е, I, M добавляется штрих: Е', I', M'. Реакции самозащитного типа обозначаются прописными буквами без значка: Е, Е, I I, М. Тип реакций с фиксацией на удовлетворении потребности обозначается строчными буквами: е, i, m.

При оценке каждого ответа испытуемого можно воспользоваться специальной таблицей, в которой приведены критерии классификации и идентификации типов и направлений фрустрационных реакций педагогов (табл. 1). После присвоения каждому ответу испытуемого буквенных обозначений они заносятся в таблицу на бланке для обработки результатов. При этом допускается присвоение одному ответу двух буквенных символов, если он содержит не один, а два вида реакций. Запись символов в таблицу осуществляется с отнесенностью ответа к типу реакции – OD, ED, NP.

Затем производится подсчет «сырых» баллов по каждому виду реакции. При этом простые ответы, которым присвоен один буквенный символ, оцениваются 1 баллом. В комбинированных ответах, обозначенных двумя буквами, за каждую входящую в них реакцию начисляется 0,5 балла.

Полученные суммы вносятся в таблицу профилей на бланке для обработки результатов. В свою очередь, они также суммируются по типам (OD, ED и NP) и направлениям (Е, I и М) и переводятся в процентные показатели с помощью специальной таблицы. Поскольку число ситуаций равно, 20, то максимально возможная сумма баллов также равна 20. Исходя из этого, определяется процентное содержание каждого типа и направления реакций (табл. 2).

На основании полученных профилей составляются три образца.

Первый образец отражает соотношение частот направлений фрустрационных реакций независимо от их типов. Обозначения направлений реакций записываются в порядке убывания их частот. Например, если получены частоты Е – 4, I – 5, М – 11, то первый образец записывается так:

М > I > Е.

Второй образец отражает соотношение частот типов реакций независимо от их направлений. Его запись осуществляется по аналогии с первым образцом. Например, если получены частоты OD – 7, ED – 5, NP – 8, то записывают: NP > OD > ED.

 



Таблица 1

Дата: 2019-07-24, просмотров: 233.