Источники земельного права – это нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий, нормы которых направлены на регулирование земельно-имущественных отношений.
Иерархия земельно-правовых нормативных актов представляет собой следующие уровни:
1. Международно-правовые договоры, подписанные Российской Федерацией, содержащие земельно-правовые нормы. Например, договор СССР с Финляндской Республикой о передаче ей в аренду на 50 лет советской части Сайменского канала на Корейском перешейке и острова Малый Высоцкий.
2. Конституция РФ (стст. 1, 5, 9, 12, 36, 42, 57, 58, 65, 66, 67, 69, 71, 72, 73, 76, 77, 78, 79, 102, 130, 131, 132, 133).
3. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Например, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 07.05.2013) «О Правительстве Российской Федерации».
4. Федеральные законы.
2 группы ФЗ:
·Непосредственно регулирующие земельные отношения
·ФЗ из других отраслей права, но опосредованно регулирующие земельные отношения
Например, Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации прав),
Федеральный закон от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.
5. Указы Президента РФ. Например, Указ Президента РФ от 14.02.1996 № 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности»; Указ Президента РФ от 26.11.1997 № 1263 «О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды»; Указ от 16.05.1997 № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собст венность земельных участков под этими объектами»; Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации» и др. Начиная с 2002 года указы Президента РФ, регулирующие земельные отношения, принимаются редко и касаются, как правило, признания утратившими силу принятых ранее указов либо внесения в них изменений.
6. Постановления Правительства РФ. Например, Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре», и др.
7. Нормативные акты органов исполнительной власти Российской Федерации – это подзаконные акты, принимаемые федеральными министерствами, службами и агентствами в форме приказов, инструкций, правил и др. Например, Приказ Минэкономразвития России от 28.12.2012 № 843 «О создании межведомственной рабочей группы по вопросам подготовки предложений о совершенствовании регулирования земельных отношений и градостроительного регулирования».
8. Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Статья 72 Конституции РФ относит земельное законодательство к совместному ведению Федерации и ее субъектов. В соответствии со статьей 75 Конституции РФ, субъекты Российской Федерации вправе принимать свои законы и иные нормативно-правовые акты. Например, Законы г. Москвы: от 26.05.2004 № 35 «Об особенностях использования земельных участков в целях сохранения научно-промышленного потенциала города Москвы»; от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге»; от 21.03.2007 № 8 «О Перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы»; от 04.07.2007 № 31 «О городских почвах»; от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» и др.
9. Нормативные акты органов местного самоуправления.
Например, Распоряжение префектуры САО г. Москвы от 08.04.2010 № 1993 «О предоставлении региональной общественной организации «Московский городской союз автомобилистов» в аренду земельного участка, имеющего адресный ориентир.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 234.