Подготовлено Учебным сектором
Земельное право РФ: понятие и система.
Земельное право представляет собой отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, связанные с предоставлением, приобретением, использованием и охраной земельных участков. Отношения, регулируемые земельным законодательством, подразделяются на три группы:
1. Отношения по предоставлению земельных участков.
2. Отношения по использованию земельных участков, в свою очередь, подразделяются на отношения по использованию земельных участков в качестве средства производства и отношения по использованию участков для строительства.
3. Охрана земельных участков предполагает защиту земельных участков от двух видов негативного воздействия: антропогенного и природного.
Согласно статье 3 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136- ФЗ (далее – ЗК РФ) земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующий территории (земельные отношения).
Земельное право как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере использования и охраны земельных участков (земель).
Земельное право – составная часть правовой системы государства, как юридическое понятие включает себя.
·Как учебная дисциплина – соответствует по структуре системе земельного права как отрасли права.
·Как юридическая наука – 1) получение информации о предмете; 2) исследование предмета, приведение к единообразной системе понятий; 3) внедрение полученных в процессе научно-исследовательской работы результатов, как правило, в форме законотворческой деятельности.
·Как отрасль права – состоит из Общей части, содержащей правовые нормы. Относящиеся ко всей отрасли земельного права в целом, и Особенной части, включающей нормы, регулирующие особенности использования отдельных категорий земель.
Система земельного права (как отрасли права):
Общая часть:
·Институт права собственности на землю.
·Институт управления в области землепользования.
·Институт возникновения прав на землю.
·Институт прекращения и ограничения прав на землю.
·Институт правовой охраны земель.
·Институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства и др.
Особенная часть:
·Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.
·Правовой режим земель населенных пунктов и др.
·Система земельного права (как науки):
·Получение информации о предмете.
·Использование предмета, приведение к единообразной системе понятий.
·Внедрение полученных в процессе научно-исследовательской работы результатов, как правило, в форме законотворческой деятельности.
Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных сним объектов.
Согласно данному принципу все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Рассматриваемый принцип повторяет общеизвестное положение: принадлежность следует судьбе главной вещи. В данном случае земельный участок рассматривается как главная вещь, а все, что прочно связано с ним (здания, сооружения и т.д.), является его принадлежностью. Этим принципом земельный участок фактически объединяется в одну сложную вещь (земельно-имущественный комплекс) с другими объектами недвижимости, которые прочно связаны сземельным участком. Тем самым устанавливается, что в таком качестве эти объекты, составляющие единый земельно-имущественный комплекс, и должны участвовать в гражданском обороте. В целях реализации данного принципа в п. 4 ст. 35 ЗК РФ были включены специальные правовые нормы, меняющие содержание ст. 273 ГК РФ.
СМ. Ст. 10 ЗК
Полномочия субъектов РФ по регулированию земельных отношения:
·Установление предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков, предоставляемых для осуществления КФХ его деятельности.
·Установление минимальных размеров образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
·Установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица.
·Установление случаев предоставления отдельным категориям граждан в собственность бесплатно земельных участков.
·Определение муниципальных образований, в которых могут быть предоставлены в безвозмездное пользование земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления КФХ его деятельности.
·Определение муниципальных образований и установление специальностей для граждан, по которым граждане работают по основному месту работу в таких муниципальных образованиях, для предоставления в безвозмездное пользование земельных участков.
·Определение категорий граждан, имеющих право на первоочередное и внеочередное приобретение земельных участков.
·Иные полномочия в соответствии с законодательством.
Нормативные правовые акты субъектов РФ:
·ЗСО от 30.09.2014 N 122-ЗСО «О земле».
·ЗСО от 29.06.2010 N 106-ЗСО «О порядке отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального назначения» и др.
ЗК РФ ст. 39.30-39.32
1. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением некоторых земельных участков, подлежат безвозмездной передаче по заявлению лиц:
1) в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов;
2) в собственность муниципальных районов, схемы территориального планирования которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на межселенных территориях соответствующих муниципальных районов;
3) в собственность субъектов Российской Федерации, если такие земельные участки в соответствии с утвержденными документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, проектами планировки и межевания территории предназначены для размещения объектов регионального значения;
4) в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, если такие земельные участки расположены на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации:
1) земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества;
2) земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации";
3) земельные участки, зарезервированные для государственных нужд;
4) земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории;
5) земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
6) земельные участки, которые на дату поступления заявления о безвозмездной передаче земельного участка включены в перечень земельных участков, подготовленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации и поступивший в единый институт развития в жилищной сфере
7) земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий;
8) земельные участки, в отношении которых действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое федеральным органом исполнительной власти, либо на официальном сайте размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;
9) земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги";
10) земельные участки, предоставленные для размещения ограничиваемых в обороте объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы;
11) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям.
12) земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имуществ
Подробнее см ст. 39.30 ЗК
Передача находящегося в федеральной собственности земельного участка осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости).
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка или решение об отказе. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.
Не состоявшийся аукцион:
·Если никто не подал заявку
·Участвовал 1 участник
·Не пришёл никто, кто подал заявки
·Если после троекратного объявления начальной цены никто не сделал ни одного предложения
·Если победитель отказался от подписания договора (купля-продажа либо договор аренды). Сведения о таком победителе вносится в Реестр недобросовестных участников аукциона. Информация содержится там в течение 2 лет.
Если только 1 подал заявку, либо только 1 пришёл аукцион, то договор подписывается с таким лицом по начальной цене.
ЗК РФ Статья 39.18.
Заявление о предоставлении земельного участка для данных целей уполномоченный орган рассматривает в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений и совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка
В извещении указываются:
1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
3) адрес и способ подачи заявлений;
4) дата окончания приема заявлений;
5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;
6)кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утвержденный проект;
9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению, и направляет указанное решение заявителю.
В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию, срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов.
Правовая основа:
·Ст. 54 ЗК РФ – порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земельного участка;
·Ст. 54.1 ЗК РФ – порядок отчуждения земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства РФ;
·Ст. 6 ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» - принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки из земель с/х назначения.
Порядок принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования:
·Если при проведении проверки орган госземнадзора выявляет нарушения требований законодательства, указанных в пп. 1 п.2. ст. 45 ЗК РФ (например, использование участка не по целевому назначению, порча земель, не проведена рекультивация и т.д.)
·Виновное лицо привлекается к административной ответственности и получает предписание об устранении выявленного правонарушения с указанием срока для этого
·Внеплановая проверка и при неустранении нарушений, указанных в предписании, лицо привлекают к административной ответственности за неисполнение предписанияи орган госземнадзора уведомляет об этом компетентный орган, в зависимости от того, в чьей собственности находится этот участок с приложением собранных документов.
·Компетентный орган направляет требование об изъятии земельного участка в суд или в случае, предусмотренном п.2. ст. 54, принимает решение об изъятии участка самостоятельно.
Принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки из земель с/х назначения (ст. 6 ФЗ «Об обороте земель с/х назначения):
·Проводится проверка либо орган муниципального земельного контроля либо органом госземнадзора. В случае выявления при проверке нарушений, перечисленных в ст. 6, таких как:
·Участок используется с нарушением требований законодательства РФ, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв или причинение вреда окружающей среде (ПП РФ от 22.07.2011 г. «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель с/х назначения)
·В течение трёх и более лет подряд с момента выявления факта неиспользования участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства, такой участок не используется для ведения с/х (ПП РФ от 22.07.2011 г. «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель с/х назначения).
·Виновное лицо привлекается к административной ответственности по статьям КоАП. После этого орган выдает обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений в установленный срок.
·При не устранении правонарушений в установленный срок собственник участка вновь привлекается к административной ответственности, но теперь по статье 19.5 КоАП РФ.
·Орган госземнадзора направляет все материалы по делу в орган исполнительной власти субъекта РФ.
·Орган исполнительной власти субъекта РФ по результатам рассмотрения материалов обращается в суд с требованием об изъятии участка и об его продаже с публичных торгов.
·В течение 6-и месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии участка компетентный орган организует проведение торгов.
·Если торги не состоялись – объявляются повторные торги (при этом начальная цена снижается).
·Если участок так и не будет продан, то он должен быть приобретен в публичную собственность.
Средства, вырученные от продажи участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом всех расходов на проведение публичных торгов.
38.Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
ЗК РФ Статья 56.8. Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд
1. Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд рыночная стоимость земельных участков определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами
4. В целях определения размера возмещения за изымаемый земельный участок, который подлежит образованию, рыночная стоимость такого земельного участка, находящегося в частной собственности (рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на такой земельный участок), определяется как разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка (рыночной стоимостью прекращаемых прав на исходный земельный участок) и рыночной стоимостью земельного участка, сохраняющегося у правообладателя (рыночной стоимостью сохраняющихся прав).
5. В целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.
Планируемое изъятие земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества не учитывается при определении размера возмещения.
6. В случае, если в результате изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества у правообладателей изымаемой недвижимости возникают убытки в связи с невозможностью исполнения ими обязательств перед третьими лицами
7. Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.
8. При определении размера возмещения не подлежат учету:
1) объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемом земельном участке, и неотделимые улучшения данных объектов (в том числе в результате реконструкции), произведенные вопреки его разрешенному использованию, а также вопреки условиям договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком;
2) неотделимые улучшения земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, произведенные после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, за исключением неотделимых улучшений, произведенных в целях обеспечения безопасности такого недвижимого имущества в процессе его использования (эксплуатации), предотвращения пожаров, аварий, стихийных бедствий, иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, либо в целях устранения их последствий, а также в результате реконструкции на основании выданного до указанного уведомления разрешения на строительство;
3) объекты недвижимого имущества, строительство которых осуществлено после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если это строительство осуществлялось на основании ранее выданного разрешения на строительство;
4) объекты недвижимого имущества, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство и строительство которых начато после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии;
5) сделки, заключенные правообладателем изымаемой недвижимости после его уведомления о принятом решении об изъятии, если данные сделки влекут за собой увеличение размера убытков, подлежащих включению в размер возмещения за изымаемый земельный участок.
9. Размер возмещения за принадлежащий нескольким лицам на праве общей собственности изымаемый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества определяется пропорционально долям в праве общей собственности на такое имущество
Правовая основа:
· Ст. 54 ЗК РФ – порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земельного участка;
· Ст. 54.1 ЗК РФ – порядок отчуждения земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства РФ;
· Ст. 6 ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» - принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки из земель с/х назначения.
Порядок принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования:
1. Если при проведении проверки орган госземнадзора выявляет нарушения требований законодательства, указанных в пп. 1 п.2. ст. 45 ЗК РФ (например, использование участка не по целевому назначению, порча земель, не проведена рекультивация и т.д.)
2. Виновное лицо привлекается к административной ответственности и получает предписание об устранении выявленного правонарушения с указанием срока
3. Внеплановая проверка и при неустранении нарушений, указанных в предписании, лицо привлекают к административной ответственности за неисполнение предписанияи орган госземнадзора уведомляет об этом компетентный орган, в зависимости от того, в чьей собственности находится этот участок с приложением собранных документов.
4. Компетентный орган направляет требование об изъятии земельного участка в суд или в случае, предусмотренном п.2. ст. 54, принимает решение об изъятии участка самостоятельно.
Принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки из земель с/х назначения (ст. 6 ФЗ «Об обороте земель с/х назначения):
1. Проводится проверка либо орган муниципального земельного контроля либо органом госземнадзора. В случае выявления при проверке нарушений, перечисленных в ст. 6, таких как:
· Участок используется с нарушением требований законодательства РФ, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв или причинение вреда окружающей среде (ПП РФ от 22.07.2011 г. «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель с/х назначения)
· В течение трёх и более лет подряд с момента выявления факта неиспользования участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства, такой участок не используется для ведения с/х (ПП РФ от 22.07.2011 г. «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель с/х назначения).
2. Виновное лицо привлекается к административной ответственности по статьям КоАП. После этого орган выдает обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений в установленный срок.
3. При не устранении правонарушений в установленный срок собственник участка вновь привлекается к административной ответственности, но теперь по статье 19.5 КоАП РФ.
4. Орган госземнадзора направляет все материалы по делу в орган исполнительной власти субъекта РФ.
5. Орган исполнительной власти субъекта РФ по результатам рассмотрения материалов обращается в суд с требованием об изъятии участка и об его продаже с публичных торгов.
6. В течение 6-и месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии участка компетентный орган организует проведение торгов.
7. Если торги не состоялись – объявляются повторные торги (при этом начальная цена снижается).
8. Если участок так и не будет продан, то он должен быть приобретен в публичную собственность.
Средства, вырученные от продажи участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом всех расходов на проведение публичных торгов.
Ограничение прав на землю.
Министерство сельского хозяйства
Подчинены: федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457.
Функции:
1. Осуществляет по выработке гос политики и нормативно-правового регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая милиорации, плодородия, лесных отношений (за искл. Лесов, расположенных на особо охраняемых территориях).
2. В сфере земельных отношений в части, касающейся земель с\х назначения по гос мониторингу таких земель.
Статья 11. ЗК
1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Кадастровые работы.
ФЗ от 24.07.2007 №221 «О кадастровой деятельности»
Кадастровая деятельность – обязательный предварительный этап государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Кадастровая деятельность – выполнение кадастровым инженером кадастровых работ. Документы, подготавливаемые в результате кадастровых работ, представляются в орган кадастрового учета.
Субъекты кадастровой деятельности:
¾ Кадастровый инженер
¾ Заказчик кадастровых работ
Виды выполняемых кадастровых работ в отношении земельных участков:
В соответствии со статьей 37 ФЗ «О кадастровой деятельности» результатами кадастровых работ являются:
¾ Межевой план
¾ Технический план
¾ Акт обследования
Правовые основы:
ст. 70.1, ст. 56.1 ЗК РФ,
Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденное постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561.
Резервирование – ограничение в публичных интересах прав:
Частного владельца земельного участка на улучшения земли (застройка, мелиоративные и осушительные работы и т.д.), но резервирование не влечет прекращения права частной собственности (как это происходит при изъятии);
Государства по распоряжению свободными публичными землями, которые зарезервированы.
Резервирование может предшествовать изъятию но в тоже время изъятие может происходить и без предварительного резервирования.
На основании решения о резервировании в ЕГРН регистрируется обременение земельного участка. Резервирование не всегда заканчивается изъятием.
Основания для резервирования:
для ЗУ, находящихся в частной собственности, основания перечислены в ст. 49 ЗК РФ;
для ЗУ, находящихся в государственной или муниципальной собственности + к ст. 49 ЗК РФ также добавляются случаи, связанные с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ или иных искусственных водных объектов, объектов особой экономической зоны и для недропользования.
Сроки резервирования:
общий срок резервирования не должен превышать 3 года
исключения:
для создания особой экономической зоны – не более 2-х лет
для строительства объектов транспорта, а также автомобильных дорог публичного значения на срок до 20-и лет.
Порядок резервирования:
Компетентный орган принимает решение о резервировании, которое подлежит опубликованию и вступает в силу не ранее его опубликования. Решение должно быть основан на следующих документах:
· документах территориального планирования;
· решение об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
· государственных программ геополитического изучения недр.
Решение о резервировании должно содержать следующую информацию:
· цели и сроки резервирования;
· реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование;
· сведения о месте и времени ознакомления со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель;
· сведения о месте и времени ознакомления со схемой резервирования земель, а также перечнем кадастровых номеров ЗУ, которые частично или полностью расположены в границах резервных земель.
Действия ограничений прав, установленных решением о резервировании, прекращается при:
а. истечении срока
б. отмене решения о резервировании
в. изъятии ЗУ для государственных и муниципальных нужд
г. решении суда
д. предоставлении зарезервированного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности для целей, установленных решением о резервировании.
Земельный налог
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах. Земельный налог как один из видов местных налогов регулируется НК РФ (глава 31), НПА представительных органов МО (в Москве и Санкт-Петербурге законами этих субъектов).
Одним из принципов регулирования платы за использованием земель является отсутсвие зависимости определения размера земельного налога от экономических результатов использования земель. Так, размер налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Пересмотр ставки земельного налога возможен при изменении условий хозяйствований, например, загрязнений, эрозий почв и тд, то есть по причинам, не зависящим от от лица, использующего землю.
Нормы налогового законодательства, непосредственно регулирующие данный налог, устанавливают следующее:
плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, которые признаются объектом обложения в соотв со ст. 389 НК, на праве собственности, праве постоянного бессрочного пользования, праве пожизненного наследуемого владения.
Объектами налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах МО, на территории которого введён налог.
Не признаются объектами налогообложения:
¾ земельные участки вне оборота в соотв с законодательством РФ
¾ Земельные участки ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ
¾ Объектами, включёнными в список всемирного владения
¾ Историко-культурными заповедниками
¾ Объектами археологического наследия
¾ Земельные, участки, ограниченные в обороте и предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд
¾ Земельные участки из состава земель лесного фонда
¾ Земельные участки, ограниченные в обороте и занятие находящейся в гос собственности водными объектами в составе водного фонда.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. НК также установлен подробный порядок определения налоговой базы, в том числе установлена льгота по её определению.
Например, налоговая база может уменьшаться на необлагаемую налогом сумму в определенном размере в отношении земельных участков, находящихся в собственности героев СССР, героев России, полных кавалеров орденов славы, ветеранов и инвалидов ВОВ, ветеранов и инвалидов боевых действий, также некоторых других категорий инвалидов и некоторых категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате техногенных катастроф или участии в обслуживании промышленной или военной техники.
В части налоговых льгот НК установлено, что от налогообложения освобождаются:
¾ Организации учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ
¾ Организации в отношении земельных участков, занятых гос автомобильными дорогами общего пользования
¾ Религиозные организации в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания/строения/сооружения религиозного и благотворительного назначения
¾ Общероссийские общественные организации инвалидов, среди челнов которых не менее 80%
¾ Организации, уставные капиталы которых полностью состоят из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов с определенной численностью, установленной налоговым кодексом
¾ Организации народных художественных промыслов в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов
¾ Физические лица, относящиеся к Коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общин таких народов
¾ Резиденты особой экономической зоны в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны сроком на 5 лет, с момента возникновения права собственности на каждый участок
¾ Организации, признаваемые управляющими компаниями в соотв с ФЗ «Об инновационном центре Сколково», в отношении земельных участков, предоставленного для непосредственного выполнения заложенных на эти организации функций в соотв с указанным ФЗ.
Арендная плата
Размер арендной платы определяется договором аренды и входит в число сущесивенных условий договора. Это означает если сторон не определили условия замены арендной платы, то договор аренды считается не заключенным. При этом если земельный участок сдаётся в аренду из земель, находящихся в собственности РФ ее субъектов или МО, то общие принципы определения арендной платы регулируются Постановлением Правительства от 16.07.2009 №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государствнной и муниципальной собственности».
Общие положения об арендной плате установлены ст. 614 ГК - условия и сроки внесения арендной платы определяются договором, если земельные участки создаются из состава частной собственности, то стороны могут предусмотреть сочетание смешанных форм.
Виды оценки земель.
Нормативно-правовая база:
·ФЗ от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» - гл. III.1 «Государственая кадастровая оценка»
·ФЗ от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»
Виды оценки земельных участков:
·Рыночная
·Кадастровая
Рыночная - иаиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Рыночная стоимость земельного участка учитывает следующие его характеристикам:
Целевое назначение и разрешённое использование земельного участка
Местоположение, перспективы развития района, в котором расположен земельный участок
Ожидаемые изменения на рынке земли и иной деятельности
Текущее использование земельного участка
Преобладающие способы землепользования в ближайшие окрестности оцениваемого земельного участка
Основанием для проведения оценки рыночной стоимости является договор на проведение оценки объекта (ст. 9 ФЗ «Об оценочной деятельности»).
В отчете указываются:
Дата проведения оценки
Используемые стандарты оценки
Цели и задачи проведения оценки
Иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов оценки
Итоговая величина рыночной стоимости признаётся достоверной и рекомендуемой.
Кадастровая – стоимость объекта недвижимости, определённая для целей, предусмотренных законом, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной и иной информации в соответствии с методическими указаниями.
Процедуры государственной кадастровой оценки:
Принятие решения о государственной кадастровой оценке.
Определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценке.
Утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
Частое расхождение кадастровой стоимости земельного участка с рыночной является серьезной проблемой. Кадастровая стоимость определяется как публичный эквивалент реальной стоимости участка. По сути, кадастровая стоимость должна хотя бы примерно соответствовать его рыночной стоимости; однако пока это чаще всего было не так, поскольку кадастровая оценка земельных участков производится массово, без учета каких-либо индивидуальных особенностей конкретного участка.
Проблемы с недостоверной завышенной кадастровой оценкой могут быть решены в порядке ст. 66 ЗК РФ следующим образом: в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Новый ФЗ «О государственной кадастровой оценке» внес существенные изменения в порядок проведения государственной кадастровой оценки земельных участков. Он установил переходный период с 01.01.2017 до 01.01.2020, когда оценка может проводиться как по старым, так и по новым правилам. Однако фактически установлен мораторий на проведения оценки: в этот период будет применяться кадастровая стоимость, действующая на 01.01.2014.
Наиболее существенные изменения (ФЗ «О государственной кадастровой оценке»):
Государственную кадастровую оценку могут осуществлять только государственные бюджетные учреждения в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 07.06.2016 N 358).
Появилась возможность предоставления декларации о характеристиках объекта недвижимого имущества с необходимыми сведениями для сбора и обработки информации в целях определения кадастровой стоимости конкретного земельного участка.
При определении новой кадастровой стоимости установлена обязанность учитывать кадастровую стоимость, которая ранее была оспорена.
Изменен порядок рассмотрения споров об определении результатов кадастровой оценки: в отличие от ранее действовавшего порядка, для обращения в суд предварительное обращение в комиссию для юридических лиц не является обязательным.
Статья 13. Содержание охраны земель
1. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
3. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
4. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
5. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
6. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
7. В случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормативная база:
ЗК РФ
ГК РФ — 23, 257
ФЗ от 11 июля 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хоз-ве».
КФХ – объединения граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию с/х продукции), основанную на их личном участии.
Членами КФХ могут быть:
1) Супруги, их родители, дети, братья, сёстры и т.д., но не более чем из 3-ёх семей. Дети, внуки, братья и сёстры членов КФХ могут быть приняты в члены по достижении ими возраста 16 лет
2) Граждане, не состоящие в родстве с главой КФХ
Максимальное количество таких граждан не может превышать 5 человек.
Особенности предоставления ЗУ из государственной и муниципальной собственности гражданам для ведения ЛПХ, садоводства, а также гражданам или КФХ для осуществления КФХ его деятельности в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ. Заключается без проведения торгов.
Особенность: при поступлении заявления от гражданина о предоставлении участка для перечисленных вдов деятельности уполномоченный орган в срок не более 30 дней обеспечивает опубликование извещения о предоставлении этого ЗУ. Граждане, которые заинтересованы в приобретение прав на этот ЗУ, могут подавать свои заявления о намерении участвовать в аукционе. Если по истечении 30 дней со дня опубликования извещения никто другой заявление не подал, то соответствующий договор заключается с заявителем либо принимается решение о предварительном согласовании предоставления ЗУ.
Если заявления поступили, то компетентный орган должен принять решение о проведении аукциона.
Для создания фермерского хозяйства и осуществления ᴇᴦο деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
В состав имущества КФХ входят:
·земельные участки;
·хозяйственные и иные постройки;
·мелиоративные и другие сооружения;
·скот, птица;
·найтехника и др.
Для осуществления КФХ его деятельности могут приобретаться и предоставляться земельные участки из земель с/х назначения — без проведения торгов: в собственность (39.3 ЗК); в аренду (39.6 ЗК).
ГрК РФ:
1. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
ЗК РФ Статья 87.
Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
2. Земли промышленности и иного специального назначения подразделяются на:
1) земли промышленности;
2) земли энергетики;
3) земли транспорта;
4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
5) земли для обеспечения космической деятельности;
6) земли обороны и безопасности;
7) земли иного специального назначения.
Земли промышленности и иного специального назначения, являются федеральной собственностью.
6. Земли промышленности и иного специального назначения могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.
Об особенностях перевода земель промышленности и иного спе циального назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию регулируются статьей 9 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Особенности правового режима земель данной категории устанавливаются статьями 88-93 ЗК РФ и учитываются при проведения зонирования территорий, а также специальными нормативными правовыми актами.
В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Служебные наделы.
Служебные земельные наделы предоставляются для сельскохозяйственного использования отдельным категориям работников организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков (п. 2 ст. 24 Земельного кодекса РФ).
Основанием выделения работникам служебного земельного надела служит решение соответствующей организации о выделении работнику служебного земельного надела при наличии заявления работника.
Служебные земельные наделы предоставляются на время работы, в связи с которой они выделены.
Субъектами прав на служебные наделы являются работники отдельных отраслей экономики, категории которых, а также условия предоставления которым служебных наделов устанавливаются законодательством РФ и субъектов РФ.
В соответствии с п. 24 Положения о государственной лесной охране должностным лицам государственной лесной охраны РФ на время работы в лесной охране предоставляются служебные земельные наделы (пахотная земля и сенокосы) в порядке, на условиях и в размерах, устанавливаемых законодательством соответствующего субъекта РФ.
Особенности прекращения права на служебный надел вытекают из служебных отношений работников и организаций отдельных отраслей экономики.
Обладание служебным земельным наделом напрямую связано с трудовыми отношениями служащих. Увольнение работника из штата организации влечет за собой изъятие предоставленного земельного участка. Единственным основанием отсрочки изъятия служит необходимость окончания сельскохозяйственных работ.
В случае, когда на служебном наделе произведен посев сельскохозяйственных культур, право пользования уволенного работника служебным наделом прекращается после снятия урожая.
В случае выхода на пенсию право пользования служебным наделом прекращается после смерти правообладателя, за исключением перехода служебного надела на праве безвозмездного срочного пользования несовершеннолетним детям или престарелым членам семьи работника.
В этих случаях право безвозмездного срочного пользования прекращается с момента достижения совершеннолетия детьми работника или смерти престарелых членов его семьи.
Сохранение служебного надела за временно отсутствующим работником возможно лишь при условии возвращения его на прежнее место работы после прохождения срочной военной или альтернативной службы либо окончания обучения.
Трудоустройство временно отсутствующего работника после учебы или армии в другую организацию служит основанием для изъятия служебного надела администрацией предприятия.
Перевод земель водного фонда в другую категорию возможен только в том случае, если водные объекты на этих землях утрачивают свой статус «водных» и только в рамках действующих нормативно-правовых актов.
Основные особенности охраны земель водного фонда находятся в юрисдикции действующего водного законодательства, которое включает в себя как отдельные части Земельного кодекса России, так и Водный кодекс РФ, а также любые другие нормативно-правовые акты федерального и местного значения, где прописаны правила использования водных земель и объектов. Охрана водных земель осуществляется исключительно на основании действующего законодательства.
Земельный кодекс рФ
Лесной кодекс РФ
Постановление Правительства РФ № 48, где прописаны все аспекты и особенности документов, касающихся перевода земель из категории лесного фонда в любую другую и наоборот.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Земли лесного фонда включают в себя следующие типы земельных участков и лесов:
·защитные территории;
·эксплуатационные территории;
·резервные территории;
·иные земельные участки, предназначенные для лесов, которые определяются как защитные территории;
·земли лесного фонда;
·другие категории любых земель, которые могут быть использованы для лесного фонда.
Правовой режим лесного земельного фонда подразумевает использование участков только для осуществления лесохозяйственной деятельности или под леса. К примеру, эксплуатационные леса – это те лесные земельные участки, которые эксплуатируются для проведения этой самой деятельности: вырубка леса, переработка лесопродуктов и прочая деятельность.
Согласно статье 5 Лесного кодекса РФ вся деятельность, касающаяся лесных земельных участков, должна осуществляться, исходя из понятия леса как целой экологической системе, которая нуждается в защите и безопасности.
ЗК РФ Статья 57.1
Убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные ограничением прав лиц в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, подлежат возмещению в полном объеме.
Убытки возмещаются:
1) гражданам и юридическим лицам - собственникам земельных участков;
2) арендаторам земельных участков, землепользователям и землевладельцам, которым предоставлены земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
3) публично-правовым образованиям, органы государственной власти или органы местного самоуправления которых осуществляют полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в случае включения в границы зоны с особыми условиями использования территории земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности);
4) собственникам зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства;
5) гражданам - нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах в случае, если строительство таких многоквартирных домов начато до дня установления, изменения зоны с особыми условиями использования территории.
Убытки, предусмотренные настоящей статьей, возмещают:
1) собственник здания, сооружения, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории иной правообладатель таких здания, сооружения, если его обязанность по возмещению указанных убытков предусмотрена документом, на основании которого им осуществляются владение и (или) пользование такими зданием, сооружением, а в случае возмещения убытков, причиненных в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории в отношении планируемого к строительству объекта капитального строительства до ввода такого объекта в эксплуатацию, - застройщик;
2) орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, в случае отсутствия лиц, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, или установления зоны с особыми условиями использования территории по основаниям, не связанным с размещением зданий, сооружений, либо орган государственной власти или орган местного самоуправления,
3) уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в случае установления зон охраны объектов культурного наследия соответственно федерального, регионального, местного значения, установления границ защитных зон объектов культурного наследия соответственно федерального, регионального, местного значения.
В случае, если зона с особыми условиями использования территории установлена или изменена в отношении планируемых к строительству, реконструкции объектов капитального строительства, убытки возмещаются с учетом следующих особенностей:
1) лицам, указанным в подпунктах 1, 2, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, которые вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса использовать земельные участки и иные объекты недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах зоны с особыми условиями использования территории, а также публично-правовым образованиям, указанным в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, убытки в полном объеме возмещаются после ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории;
2) лицам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, которые не вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием для целей строительства зданий, сооружений, убытки в полном объеме возмещаются со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта;
3) лицам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, которые не вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием для целей строительства зданий, сооружений, в случае, если в соответствии с федеральным законом или утвержденным Правительством Российской Федерации положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида после ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, в связи с размещением которого установлена такая зона, требуется изменение такой зоны по итогам оценки фактического воздействия данного объекта:
В случаях, предусмотренных абзацем вторым подпункта 3 пункта 10 и абзацем вторым пункта 11 настоящей статьи, требование о возмещении убытков, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, может быть подано со дня соответственно выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, либо со дня установления защитной зоны объекта культурного наследия, но не позднее чем в течение пяти лет со дня соответственно ввода указанного объекта капитального строительства в эксплуатацию, установления зоны охраны такого объекта культурного наследия.
В случае выкупа земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, предоставления возмещения за прекращение прав на земельные участки возмещение убытков не осуществляется, за исключением убытков, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящей статьи.
В случае пересечения границ зон с особыми условиями использования территорий разных видов убытки возмещаются правообладателем здания, сооружения, застройщиком, органом государственной власти или органом местного самоуправления, в связи с размещением здания, сооружения, объекта капитального строительства которых или решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории которых установлены наиболее строгие ограничения использования земельных участков.
Подготовлено Учебным сектором
Дата: 2019-07-24, просмотров: 212.