Особенности психического развития ребенка в младенчестве. Кризис одного года.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Младенчество хронологически охватывает первый год жизни ребенка: после рождения ребенок переживает кризис новорожденности, до 4-6 недель – период новорожденности, от 4-6 недель до 6 месяцев – раннее младенчество, от 6 месяцев до 1 года – позднее младенчество. Этот период характеризуется высоким темпом развития. Связь ребенка с окружающим миром осуществляется через взрослого, особенно в первые месяцы жизни. Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность. Средства общения – экспрессивные действия (улыбка, двигательные реакции).Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельностиПамять. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба Кризис. Серьезные достижения ребенка в младенчестве свидетельствуют, что он поднялся на новый уровень своего развития, у него образовалась первичная упорядоченная картина мира, он может самостоятельно передвигаться, осваивая пространство вокруг себя, он овладел действиями с предметами, то есть стал более самостоятельным. Эти новые возможности ребенка вступают в противоречия с прежним отношением к нему взрослых, считающих ребенка беспомощным и маленьким. Обострение этого противоречия приводит к возникновению кризиса одного года. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).

15. Социальная ситуация развития и становление разных видов деятельности в раннем возрасте.

Социальная ситуация. Стремление самостоятельному выполнению действий с предметами. Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. Способ действия с предметом, образец принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие.Социальная ситуация развития в раннем возрасте характеризуется наличием системы «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям: через усвоение правил взаимодействия людей друг с другом и через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей. Осуществляется через посредника (старшего) и соучастника усвоения социальной роли (ровесника).Внутренняя сторона: новое содержание потребности в общении со взрослым, направленное на освоение действий с предметами, появление деловых, познавательных и личностных мотивов общения со взрослыми, появление автономности в передвижении и ориентации в пространстве, самостоятельности в деятельности, интерес к миру предметов и вещей, подчиненность поведения внешнему миру, наличной конкретной ситуации и аффекту. Внешняя сторона: взрослые начинают предъявлять требования к поведению ребенка, его соответствия нормам, взрослые начинают оценивать детские достижения, приучают ребенка к опрятности и обучают навыкам самообслуживания; у взрослых появляются представления о ребенке как способном понять требования, усвоить нормы поведения и управлять собой на элементарном уровне. Ведущая деятельность: предметно-манипулятивная деятельность является ответом на обострение противоречий в конце предыдущего возрастного периода – младенчества. Ребенок овладевает действиями с предметами в соответствии с их общественно выработанным назначением, их употреблением. В отличие от маипулятивных действий, которые выполняются одинаково со всеми предметные действия выполняются с разными предметами по-разному, в соответствии с их назначением. К предметным относятся действия с предметами быта и действия с игрушками. Виды предметных действий: а) собственно предметные действия; б) соотносящие действия, при выполнении которых необходимо соотнести предметы между собой (пирамидка, крышки с коробками); в) орудийные действия – один предмет используется в качестве орудия для воздействия на другой предмет (лопатка, ложка). В раннем возрасте ребенка активно обучают навыкам самообслуживания, Направления в развитии предметной деятельности: 1) расширение круга предметных действий; 2) многократное повторение предметного действия до полного его освоения; 3) переход от ручных к орудийным действиям с предметами; 4) эмансипация ребенка от взрослых при выполнении предметных действий; 5) переход от овладения общим способом (схемой) выполнения предметного действия к овладению его операционально-технической стороной; 6) осознание собственных предметных действий.Г. Олехнович считает, что усвоение детьми новых умений проходит в три этапа:1 этап – «этап прорастания» - на этом этапе ребенок целиком сосредоточен на выполнении нового для него действия, 2 этап – «этап расцвета» - на этом этапе ребенок много раз повторяет то, чего он достиг, 3 этап – этап рутины (навыка) – хорошо освоенное действие уже перестает забавлять ребенка, он начинает искать новое поле деятельности, обучаться новым умениям, которые осваиваются на этапе «прорастания». Предпосылки сюжетно-ролевой игры. Игра зарождается внутри предметной деятельности. Вначале ребенок многократно повторяет отдельные действия с предметами, Затем он выполняет несколько игровых действий подряд, Позднее действия ребенка с игрушками отражают цепочку жизненных ситуаций.В процессе предметной деятельности ребенок начинает переносить действие с одного предмета на другой, распространяя их на широкий круг предметов, На этой основе у ребенка складывается функция замещения, когда он использует один предмет вместо другого – брусок вместо машины, палочку вместо карандаша. Позже он начинает предмет-заместитель называть уже игровым именем, например, брусок называет машиной.Становление продуктивных видов деятельности. Продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка) также зарождаются внутри предметной деятельности. На первых этапах развития продуктивной деятельности ребенок осваивает действия с карандашом, бумагой, строительным материалом, пластилином так же, как и с другими предметами. Вначале ребенок узнает свойства этих предметов, затем усваивает их назначениеВ продуктивных видах деятельности уже в раннем возрасте развивается умение ребенка ставить цели и достигать их. В 2,5 года большинство детей уже способны осознавать цели собственных действий. Являясь ведущей деятельностью предметная деятельность в наибольшей степени способствует развитию познавательных процессов..

17.Развитие психических процессов и предпосылки развития личности в раннем возрасте.

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. Между 14 и 16 месяцами и 2 годами происходит резкое повышение цветоощущения, а после 20-24 мес. цветоощущение нарастает медленнее. Восприятие является доминирующим в развитии других психических функций. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Наблюдается выделение пространственных отношений между предметами. При восприятии ребенок фиксируется на одном качестве, и впоследствии ориентируется на него при узнавании. Восприятие тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Восприятие развивается на основе внешнего ориентировочного действия (подбор предметов по форме, величине, цвету).Внимание. Развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик объем. Сознательный контроль за выполнением действия отсутствует. Под влиянием речи складываются предпосылки для развития произвольного внимания..Память. Память включается в процесс активного восприятия ‑ узнавания. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная. Возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение.Мышление. Развитие мышления зависит от деятельности самого ребенка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия предметов. Основная форма мышления – наглядно-действенное. Начинают формироваться элементы наглядно-образного мышления. Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности. Большое значение в решении интеллектуальных задач имеет речь, Мышление активно развивается благодаря овладению ребенком значений предметов. Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также замещение реального предмета знаком. Появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение. На 3 году жизни формируется знаковая (символическая) функция сознания, которая имеет большое значение при овладении более сложными формами мышления и новыми видами деятельности.Воображение. Предпосылками воображения выступают представления. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка – сказки, рассказы.Речь. Бурное развитие речи в преддошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. У ребенка возрастает интерес к окружающему, но имеющихся средств общения (жесты, мимика) не хватает, чтобы удовлетворить свои возросшие потребности в общении. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения активной самостоятельной речи. (от 1,5 лет до 2 лет ). Пассивная речь опережает активную. Запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря. В начале возраста в речи наблюдается феномен однословного предложения  На границе 2-3 года жизни ребенок начинает понимать, что слова в предложении связаны между собой (второе языковое «открытие»). На 3 году жизни понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ.Происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи. Появляется ситуативная речь. Развиваются не только коммуникативная, но и обобщающая и регулирующая функции речи. Дети начинают распространять правило словоизменения (флексии) на слова, которые им уже знакомы.Происходит формирование черт характера в ходе предметно-манипулятивной деятельности и в процессе общения с близкими родственниками. Отсутствует соподчинение мотивов (все мотивы имеют одинаковую побудительную силу) желания неустойчивы, неконтролируемы и несдерживаемы. Появляются потребности в самостоятельности и в достижении успехов. Поведение начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, но и отношениями с другими людьми. Наблюдая за поведением, можно увидеть первые признаки темперамента.Ребенок начинает овладевать правилами поведения, учиться подчинять свои желания необходимости, контролировать свои и чужие поступки. Происходит переход от «полевого» к волевому поведению (По К. Левину).Формируются важные предпосылки для формирования личности. К 3 годам малыш начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я», т.е. у него начинают возникать начальные формы самосознания. Возникает личное действие и личное желание, сознание «Я сам». Развитие самосознания связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности.Формируется ситуативно-деловое и внеситуативно-познавательное общение. Изменяется отношение ребенка ко взрослому выражается в стремлении к автономии и противопоставление своих желаний желаниям, требованиям взрослых.

18. Развитие познавательных психических процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания и воображения ) в дошкольном возрасте.

Происходит освоение сенсорных эталонов, формирование перцептивных действий. В 3 года ребенок манипулирует предметом без попытки обследования его, называют отдельные предметы. В 4 года ребенок рассматривает предмет, выделяет отдельные части и признаки предмета. В 5-6 лет ребенок планомерно и последовательно обследует предмет, описывают его, устанавливают первые связи. В 7 лет ребенок уже систематически, планомерно рассматривает предмет, объясняет содержание картины

Развивается восприятие пространства, времени и движения, ребенок воспринимает художественные произведения.Развивается социальная перцепция как способность воспринимать и оценивать отношения с другими людьми.Устойчивость внимания зависит от характера воспринимаемых объектов. Для этого возрастного периода характерно различное соотношение непроизвольного и произвольного внимания в разных видах деятельности. Происходит формирование устойчивости и сосредоточения внимания.Развиваются представлений как основы образной памяти. Происходит переход от непроизвольной памяти к произвольной. На продуктивность запоминания влияет установка и характер деятельности. У детей развивается эйдетическая память. В структуре самосознания ребенка появляется прошлое и будущее.Для мышления характерен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (4-5 лет), формирование простейших форм рассуждений (6-7 лет), в шестилетнем возрасте появляется причинное мышление. Происходит освоение приемов опосредования, схематизации, наглядного моделирования (6-7 лет). В 4 года мышление формируется в процессе предметных действий. В 5 лет мышление предваряет предметное действие. В 6-7 лет дети переносят определенный способ действия на другие ситуации, появляются элементы словесно-логического мышления.Развитие воображения зависит от опыта ребенка, воображение влияет на творчество детей. Воображение сопровождается яркой эмоциональной окраской. Игровая и изобразительная деятельность влияет на развитие воображения.Происходит освоение речи как основного механизма социализации ребенка. Развивается фонематический слух, активный и пассивный словарь, происходит освоение словарного состава и грамматического строя языка. В 5 лет происходит осознание звукового состава слова, в 6 лет дети овладевают механизмом слогового чтения.

19. Развитие личности в дошкольном возрасте. Кризис семи лет.

Происходит развитие самосознания, оно формируется благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает оценить себя. Во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки и рациональной оценки чужого поведения появляется самооценка. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. В 3 года ребенок отделяет себя от взрослого; о себе, о своих качествах еще не знает. В 4-5 лет слушает мнения других людей, оценивает себя на основе оценок старших и своего отношения к оценкам; стремится действовать в соответствии со своим полом. В 5-6 лет оценка становится меркой норм поведения, оценивает на основе принятых норм поведения, лучше оценивает других, чем себя. В 7 лет ребенок старается оценивать себя более правильно.Происходит развитие произвольности всех процессов – один из важнейших моментов психического развития. Волевое поведение дошкольника во многом обусловлено усвоением нравственных установок и этических норм. Капризы, упрямство и негативизм в кризисные периоды развития не свидетельствуют о слабом развитии воли.В этом возрасте для детей характерна изменчивость проявления темперамента, созревание свойств нервной системы, тип темперамента влияет на поведение в различных видах деятельности. Развиваются базовые качества личности, происходит формирование личностных качеств под влиянием самосознания, на развитие характера влияет подражание. В различных видах деятельности интенсивно развиваются способности, в деятельности проявляется одаренность. Формируется креативность как базисная характеристикаВ дошкольном возрасте развиваются мотивы общения. Происходит формирование соподчиненности (иерархии) мотивов. Дети ориентируются на оценку взрослых, это служит основой для развития мотивов достижения успехов.Основное влияние на развитие эмоций и чувств оказывает одно из новообразований возраста – самосознание (внутренний мир). Внутренние переживания дошкольника становятся более устойчивыми, развиваются чувства. Участие в игровой и других видах деятельности способствует развитию эстетических и нравственных чувств.Общение со взрослыми имеет различие в разных возрастах: в 3–5 лет общение внеситуативно–познавательное (познаются предметы и явления окружающего мира). В 5–7 лет – внеситуативно–личностное (осознаются особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности). Общение со сверстниками имеет характер игрового сотрудничества, дети учатся сопереживанию.Новообразованиявдошкольном возрасте. Начало развития произвольности. Способность к обобщению переживаний. Нравственное развитие. Способность к перцептивному моделированию. Социализированная речь. Развитие наглядно-образного и появление словесно–логического мышления. Появление «внутреннего мира».Кризис 7 лет ‑. период кризиса ребенок своим поведением демонстрирует протест против дошкольного («детского») образа жизни. Этот образ жизни им обесценивается, отвергается. Игровые интересы детей сменяются интересом к социально значимым формам человеческой деятельности (учебе, труду)К основным симптомам кризиса 7 лет Л.С. Выготский относил появление в поведении ребенка манерничания, кривляния, паясничания. Трудности в воспитании ребенка в период кризиса связаны с тем, что он начинает спорить со взрослым, возражать ему, делать вид, что не слышит его требований. Ребенок может вести себя нарочито по-взрослому (например, изображает какого-то члена семьи) или нарочито независимо от взрослого. Основную причину кризиса 7 лет Л.С. Выготский связывал с утерей ребенком непосредственности, которая происходит вследствие дифференциации им внутренней и внешней жизни. Ребенок начинает понимать, что его внутреннее состояние и внешнее выражение этого состояния в поведении – это не одно и то же. Основой этого является развитие у ребенка внутреннего плана действий. Переживания и действия ребенка «интеллектуализируются», т.е. опосредуются его знаниями и представлениями. Ребенок может придумывать для себя какой-то образ, стремится показать то, чего нет на самом деле.

20. Психологическая готовность ребенка к школе.

ПГШ – это система психических особенностей ребенка (уровня развития сознания, личности), которые являются предпосылками овладения учебной деятельностью, т.е. перехода к систематическому школьному обучению. компоненты:личностная (мотивационная) готовность,эмоционально-волевая готовность,социально-психологическая готовность,интеллектуальнаяготовность.Личностная (мотивационная) готовностьЛичностная готовность к школе определяется наличием и характером мотивов, вызывающих у ребенка желание идти в школу. Среди данных мотивов выделяется две основные группы.1) социальные мотивы -стремление ребенка идти в школу связано с желанием занять новый социальный статус, высоко оцениваемый другими людьми. Ребенку хочется, чтобы его считали более взрослым, хочется владеть атрибутами школьника (портфелем, пеналом, тетрадками), получать отметки. 2) познавательные мотивыОни проявляются в форме любознательности, которая является важной предпосылкой для развития в дальнейшем учебно-познавательной мотивации, которая побуждает ребенка к целенаправленному и осознанному усвоению новых знаний и умений. Такая мотивация формируется на протяжении систематического школьного обучения в условиях сотрудничества с учителем. Сочетание данных групп мотивов в конце дошкольного возраста способствует возникновению у ребенка субъективной готовности к школьному обучению («внутренней позиции школьника») (Божович Л.И.). Она выражается в изменении отношения ребенка к школе, к учителю и самому себе и предполагает определенный уровень развития социальных и познавательных мотивов и деятельностей.Отсутствие у ребенка желания идти в школу, преобладание интересов, связанных исключительно с дошкольными видами деятельности (игрой, рисованием, конструированием) будет свидетельствовать о несформированности у ребенка мотивационной готовности к школе.2. Эмоционально-волевая готовность

Данный вид готовности определяется уровнем развития к концу дошкольного возраста произвольности поведения – способности ребенка управлять своим поведением в соответствии с определенными правилами и требованиями, следовать образцам. Способность к произвольной регуляции поведения проявляется в том, что ребенок может удержаться от сиюминутного желания, может длительное время выполнять мало привлекательное задание, слушать взрослого, не отвлекаться и выполнять множество других правил, с которыми ребенок сталкивается, приходя в школу.Важной основой произвольной регуляции ребенком своей активности является сформированность у ребенка соподчинения мотивов, благодаря чему ребенок может подчинять свое «хочу» тому, что «надо», способности осознавать свои переживания, дифференциации Образа Я. 3. Социально-психологическая готовностьДанный компонент готовности к школе в первую очередь касается сферы отношений ребенка со взрослыми и сверстниками и предполагает понимание ребенком смысла новых социальных отношений (школьных);умение общаться с разными взрослыми в зависимости от их социальной роли и ситуации общения;понимание социальной роли учителя, наличие способности слушать и слышать учителя, выполнять его требования;умение общаться со сверстниками (согласовывать с ними свои желания и интересы, координировать действия).Развитие данных показателей определяется опытом внеситуативно-личностного общения дошкольников со взрослыми и внеситуативно-делового общения и игрового сотрудничества со сверстниками.4. Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность предполагает определенный уровень развития познавательных психических процессов ребенка, сформированность представлений об окружающем мире. В ходе ее оценки учитывается развитие наглядно-образного мышления, предпосылок словесно-логического мышления, символической функции сознания, связной речи, структурности и расчлененности восприятия, сформированность действий перцептивного моделирования, ориентировки во времени и пространстве, произвольности и опосредованности памяти, умения выполнять действия по образцу, умения отличать учебную задачу от практической, осознавать способ собственных действий и др.Все компоненты ПГШ образуют систему, обеспечивающую благоприятное вхождение ребенка в школьную жизнь и овладение учебной деятельностью. Однако в реальности у конкретного ребенка разные компоненты готовности к школе могут развиваться не одновременно, что требует тщательного подхода к диагностике их сформированности и своевременной развивающей работы с ребенком.

21. Социальная ситуация развития и становление учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Социальная ситуация. Переход к учебной деятельности. Ребенок развивается в условиях сложной социальной среды, в условиях воспитания и обучения. Меняется сфера социальных отношений, появляется система «ребенок – взрослый» дифференцируется: ребенок ‑ учитель; ребенок – взрослый; ребенок – родители; ребенок – дети. Происходит смена референтной группы.Несмотря на уровень развития основных аспектов готовности ребенка к школьному обучению, поступление ребенка в школу требуется адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Этот процесс протекает индивидуально, и практически у всех проявляются те или иные стрессовые реакции. Процесс адаптации может варьироваться от одного до четырех месяцев. Если за это время приспособление не произошло, то речь идет о школьной дезадаптации. Основная причина - учитель не работает над формированием внутренней учебной мотивации. Отечественные психологи выявили закономерность - существуют этапы формирования внутренней мотивации: * интерес к процессу учебной деятельности; * интерес к результату деятельности; * интерес к содержанию учебной деятельности - это и есть внутренняя мотивация и задача учителя – формировать интерес к содержанию сложности связаны с тем, что в младшем школьном возрасте возникает новая социальная ситуация развития. Меняется содержание жизни детей, в семье у ребёнка есть теперь обязанности и права. Содержание школьной жизни, особенно в первом полугодии, очень однообразно. Ученики должны ежедневно готовиться к урокам, выполнять школьные правила, следить за чистотой тетрадей и учебников, наличием письменных принадлежностей. Очень резко изменяется и положение самого ребенка. Попав в школу, дети оказались самыми маленькими и потеряли занятую в детском саду позицию. Это осложняет приспособление учеников к новым условиям. Развитие социального поведения имеет две тенденции: расширение социальных отношений и дифференциация социальных отношений. Появляются три линии взаимоотношений: «ребенок-учитель», «ребенок-родители», «ребенок-сверстники». «Ребенок – учитель». При поступлении ребенка в школу данная система становится доминирующей. У него впервые появляются права и обязанности, которые не зависят от родителей и которые он должен реализовывать сам. Именно учитель является объективным воплощением всех норм и требований и лицом, контролирующим и оценивающим их выполнение. Ребенок находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. «Ребенок – родители». Живя среди близких, в том же пространстве, ребенок начинает чувствовать, что его жизнь принципиально изменилась, появилась ответственность. Родители конечно же помогают ребенку в этом процессе. На плечи ребенка ложатся обязательства, от осуществления которых зависят отношения в семье. «Ребенок - сверстники». На этом этапе данные взаимоотношения определяются школьным режимом. имеет место соперничество, борьба за лидерство, Именно в младшем школьном возрасте возникает дружба (как социальный феномен). В этом возрасте формируются устойчивые представления о принадлежности к полу, причем отношения между полами, как правило, не поддерживаются. При правильной организации установления новых отношений складываются следующие психологические особенности: умение удерживаться от развлечений в урочное время, умение организовывать свой рабочий день, умение брать на себя ответственность. По мнению большинства ученых, ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова и др.).

 

22. Развитие психических процессов и личности в младшем школьном возрасте.

Ощущение, восприятие. Восприятие младшего школьника определяется особенностями самого предмета: замечают не главное, а то, что бросается в глаза, часто восприятие ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета.

Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному наблюдению за объектом. К концу возраста появляется синтезирующее восприятие. Дети в 1-2 классе путают предметы, сходные в том или ином отношении, их восприятие отличается малой дифференцированностью (слитность).Внимание. Учебная деятельность требует длительной концентрации внимания, переключения с одного вида работы на другой – развитие произвольности внимания, возникает на пике волевого усилия (специально организовывает себя под воздействием требований).Преобладает непроизвольное внимание. Удерживание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. Внимание активизируется, но еще не стабильно.Направление развития внимания: от концентрации внимания к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня. Младшие школьники могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10 – 20 минут. Память. Младшиешкольники начинают выделять и осознавать мнемическую задачу. Развивается произвольная память, дети уже способны запоминать материал, который обязательно представляет для них интерес. Процессы памяти характеризуются осмысленностью (связь памяти и мышления). Восприимчивость к освоению различных мнемонических приемов. Обладают хорошей механической памятью. Совершенствование смысловой памяти. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Воспроизведением начинает пользоваться при заучивании наизусть. Показателем произвольности служат приемы запоминания. Воспроизводят с опорой на текст, к припоминанию прибегают реже, т.к. оно связано с напряжением.Память носит конкретно-образный характер. Мышление приобретает доминирующее значение, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Логически верные рассуждения школьника базируются на конкретном наглядном материале (стадия развития конкретных операций по Пиаже). Благодаря учебной деятельности и усвоению научных понятий у детей развивается теоретическое мышление.К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении. Выделяются: «мыслители», «практики» и «художники».В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления), способность идти от конкретного к более общему, а также в обратном направлении.Воображение. Основные направления в развитии – это переход к более правильному и полному отражению действительности на основе соответствующих знаний. Воображение проходит 2 стадии: воссоздающее (репродуктивное), продуктивное.Проявляются продуктивные образы-представления (результат новой комбинации некоторых элементов).Воображение (в 1 классе) опирается на конкретные предметы, но со временем доминирует слово. От 1 ко 2-му классу реализм детского воображения увеличивается. Это обусловливает увеличение запаса знаний и развитие критического мышления.С возрастом воображение становится более управляемым процессом и образы возникают в связи с задачами деятельности ребенка.Речь опосредует развитие мышления и других познавательных процессов.Речь играет важную роль в решении задач учебной деятельности (обучение детей вести рассуждения вслух способствует успеху). При научении ребенок легко овладевает звуковым анализом слов. Словарный запас увеличивается до 7 тысяч слов. Потребность в общении определяет развитие речи.Личностное развитие. С поступлением в школу изменяется весь строй личности. Направленность личности выражается в его потребностях и мотивах.Переход к обучению означает накопление, переход к систематическому накоплению знаний, расширению кругозора, развитие мышления, психические процессы становятся сознательными и управляемыми. И главное формирует основы мировоззрения.Возникают новые взаимоотношения с окружающими, появление новых обязанностей и прав. Переход к новому положению создает предпосылку для формирования личности.Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности.Происходит интенсивное формирование моральных чувств ребенка, что вместе с тем означает и формирование моральной стороны его личности. Укрепляется новая внутренняя позиция. Интенсивно развивается самосознание. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, то, что было значимо, становится второстепенным. Становление самооценки зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом.В возрасте 7 ‑ 11 лет происходит активное развитие мотивационно-потребностной сферы. Мотивы приобретают характер обобщенных намерений, начинают осознаваться.Развивается самопознание и рефлексия, внутренний план действий, произвольность и самоконтроль.Самооценка вырабатывается на основе критерия оценивания учебных работ, в оценке деятельности самим ребенком, в общении с другими.Появление самоуважения, которое во многом связано с уверенностью в учебных способностях.

23. Социальная ситуация развития и развитие общения в подростковом возрасте.

Подростковый период — период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Социальная ситуация развития человека в этом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни.Происходят изменения на физиологическом уровне, по-иному строятся отношения со взрослыми и сверстниками, претерпевают изменения уровень познавательных интересов, интеллект и способности. Духовная и физическая жизнь перемещается из дома во внешний мир, отношения со сверстниками строятся на более серьезном уровне. Подростки занимаются совместной деятельностью, обсуждают жизненно важные темы, а игры остаются в прошлом.На этом этапе у ребенка возникает специфический комплекс потребностей, что выражается в стремлении найти свое место в группе сверстников, выйти за пределы школы и присоединиться к жизни и деятельности взрослых. Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит во включении его в новую систему отношений, общения со взрослыми и ровесниками, в освоении новых социальных функций. В школе это проявляется прежде всего в необходимости налаживания в связи с предметным обучением отношений не с одним, а со многими учителями, учет личностных качеств каждого из них и их нередко противоречивых требований. Все это, как отмечала Л. Божович, предопределяет новую позицию учащихся по учителей, своеобразно емансипуе их от непосредственного влияния взрослых, делает их более самостоятельными. Самое главное изменение в социальной ситуации развития подростка, по ее мнению, рождена ролью в его жизни группы сверстников. Поэтому в учебно-воспитательной работе с подростками необходимо учитывать важность для их поведения и деятельности мнения сверстников.

Социальная ситуация развития подростка особенно зависит от семьи, отношений с родителями.Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность, смелость и др. Стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание иметь близких друзей, желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам, занять удовлетворяющее положение в группе сверстников.

 

24. Особенности развития личности подростков. Сущность подросткового кризиса.

Происходит качественный сдвиг в развитии самосознания.Последовательно проявляются 2 особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция» (система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»). По содержанию самосознание является социальным сознанием, перенесенным внутрь. Это происходит благодаря новым отношениям с окружающими, и с миром ценностей. Самосознание выполняет социально-регуляторную функцию. Желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей.Взрослый выступает труднодосягаемым образцом, а сверстник – меркой, позволяющей подростку оценить себя. Самооценка оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой. Для подросткового возраста характерно явление «воображаемой аудитории» ‑ представляют, что другие люди постоянно наблюдают за ними, оценивают их.Открывает для себя свой внутренний мир. Появляются склонность к уединению, чувства одиночества, непонятности и тоски.Центральную роль в формировании самосознания и становлении личности играет так называемый образ тела. У девочек образ тела гораздо аффективно окрашен и распространяется на весь образ «Я», чем у мальчиков.Отрочество характеризуется знаменитыми изменениями в представлении о самом себе. Психологи связывают это со становлением «Я» – идентичности.Мотивация в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы. Учение для многих приобретает личностный смысл.В эмоциональной сфере происходят существенные изменения. Подростковый период – это период бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Для подростка характерны социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Самосознание ребенка выполняет важную функцию – социально-регуляторную. Понимая и изучая себя, подросток в первую очередь выявляет свои недостатки. У него появляется желание их устранить. По прошествии времени ребенок начинает осознавать все свои индивидуальные особенности (как отрицательные, так и положительные). С этого момента он старается реально оценивать свои возможности и достоинства.Подростковый кризис - это резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. Становление человека как субъекта собственного развития. Снижение продуктивности и способности к учебной деятельности. Негативизм – отталкивается от среды, враждебен, склонен к спорам. Одновременно испытывает внутренне беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, самоизоляции.Кризис подросткового возраста проходит три фазы:- негативную (предкритическую) - фазу ломки старых привычек, стереотипов;- кульминационную (как правило, это 13 лет, хотя возможны значительные индивидуальные варианты);- посткритическую - фазу формирования новых структур, построения новых отношений.Два пути протекания возрастных кризисов (Л.С. Выготский):- кризис независимости (наиболее распространенный), симптомами которого являются упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, протест-бунт, ревность к собственности (требование не входить в комнату, не трогать ничего на столе, "не лезть в душу"); вариант самоопределения "Я уже не ребенок";- кризис зависимости, симптомы которого противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших, регресс к старым интересам, формам поведения (если развитие осуществляется по этому пути, то в дальнейшем может проявиться запоздалый кризис 17-18 лет); вариант самоопределения "Я ребенок и хочу оставаться им".

25. Особенности психического развития в юношеском возрасте.

Социальная ситуация. Существует зависимость от взрослых и, прежде всего, от родителей и в этом плане юноша еще ребенок. У личности актуализируются потребности, связанные с тем, каким быть и кем быть (задачи самоопределения).Ведущая деятельность ‑ учебно-профессиональная деятельность – деятельность, в ходе которой помимо усвоения знаний решаются задачи профориентации и профессионального самоопределения.Психическое развитие. Преобладает произвольное внимание. Юноша владеет приемами переключения внимания, умением самостоятельно и правильно организовать свое внимание. Развитие внимания способствует формированию наблюдательности, которая становится целенаправленной и устойчивой.В юношеском возрасте память становится произвольной, управляемой, владеет приемами запоминания, может выделить в материале существенное, систематизировать его, сформулировать то, что запомнилось, значительно увеличивается объем осмысленного запоминания.Развитие мышления позволяет юноше выделить в предмете существенное, приходить к пониманию причин того или иного явления. Мышление характеризуется большей систематичностью. Юноша может точно классифицировать более частные и более общие понятия.Воображение характеризуется большим развитием самоконтроля; фантазия, ранее бесконтрольно уводившая ребенка в сторону от реальности, в этом возрасте критически осмысливается. Юноша фантазирует также достаточно часто, и особенно это проявляется в мечтах о будущем.Речь юноши более богата по лексике, более гибкая по интонации, иногда письменная речь развита лучше, чем устная, опосредует мышление и развитие самосознания.Развитие абстрактно-логического мышлениязнаменует появление только нового интеллектуального качества и соответствующей потребности в познании. В юношеском возрасте отмечается философская направленность мышления, которая обусловлена развитием формально-логических операций и эмоциональными особенностями. Развиваются творческие способности. Умственное развитие старшеклассника заключается как в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, так и в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение.Ранняя юность — это период формирования жизненных планов.Центральный психологический процесс в юношеском самосознании — формирование личной идентичности.Главное психологическое приобретение ранней юности — обнаружение ценности своего внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя.Развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе..ВзаимоотношенияНаряду с развитием приятельских отношений со сверстниками в этом возрасте особую ценность приобретаем понятие дружбы. Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности.Более того, дружба выступает как своеобразная форма психотерапии, эмоциональная поддержка, в результате которой укрепляются жизненные позиции.Сложно складываются отношения со взрослыми. Старшеклассники считают важным для себя общение со взрослыми, с родителями.

.

26. Психическое развитие человека в ранней и средней взрослости.

этот период познавательные психические процессы развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие, человека, достигшего ранней взрослости, проходит во взаимодействии с формированием или трансформацией его личности Взрослый человек может самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться больших результатов, связанных с трудом или творчеством. Успешность человека зависит от степени его одаренности, уровня образованности и правильно выбранного рода деятельности. Социальная ситуация на разных этапах этого возрастного периода различна. характеризуется в реализации себя, полного раскрытия потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях. 23 – 30 лет 1. Осознание себя в статусе, принятие социальной ответственности, прав и обязанност2. Овладение профессией и начало профессиональной деятельности.3. Поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции.4. Воспитание детей.5. Формирование образа, стиля жизни и круга общения. 30 – 40 лет 1. Личностно-смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни.2. Передача опыта другим, наставничество.3. Реализация потребности в достижениях и социальном признании.4. Самореализация в професиональной.деятельности, построение карьеры40 – 50 (55) лет 1. Развитие и сохранение супружеских отношений.2. Воспитание детей3. Достижения в карьере.4. Развитие форм и хобби.5. Принятие и приспособление к изменениям организма.6. Принятие ответственности за стареющих родителей.Ведущая деятельность: Профессиональная деятельность; становление и развитие семейных отношений. Познавательное развитие18 – 25 лет 1. Усиленное развитие психических функций.2. Характерны «оптимумы» внимания, памяти, мышления.3. До 35 лет продолжается становление целостной функциональной основы интеллектуальной деятельности.Наблюдается наибольшая восприимчивость социального и профессионального опыта.В 26 - 29 лет внимание по своему развитию опережает память и мышление. 30 – 40 лет 1. Высокое развитие внимания, памяти, мышления, которое снижается к 40 годам.2. После 35 уменьшается возможность новообразований.3. Наблюдается максимум творческой активности.В 30-33 года наступает высокое развитие памяти, мышления и внимания. 41 – 50 лет 1. Снижение уровневой оценки мышления.2. Снижение уровня памяти и внимани 51 – 55 лет 1. Особое влияние на уровень развития мышления, качества внимания и памяти, особенно смысловой, влияют активные познавательные устремления в профессиональной сфере.Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации. происходит качественное преобразование структуры интеллекта. Возможна новая стадия развития интеллекта – способность самому ставить проблемы. Объем вербального запечатления долговременной памяти во многом остается неизменным до старости, но ослабляется способность запечатления, кратковременная память, скорость реакции.Психическое развитие личности обусловливает семья. Личностное развитие, по мнению Э. Эриксона, может проходить по 2 линиям развития:Нормальный ход развития – генеративность – развитие потребности и чувства сохранения рода.Неблагоприятное развитие – застой – существование для самого себя, обеднение межличностных отношений.В период между 18 ‑ 50 годами максимально раскрываются возможности человека. При благополучном прохождении кризиса – самоутверждение в этическом и моральном плане и независимость от стандартов и мнений других людей.Новообразования: Творческая продуктивность, понимаемая как интегральное образование: профессиональная продуктивность и вклад в развитие и утверждение жизни будущего поколения.При появлении кризиса 40 лет можно говорить еще об одном новообразовании – Коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях «Я - концепции».Феномен «акме»; материнство/отцовство; новый уровень интеллектуального развития.Кризисы данного периода:По Р. Пекку существует 4 кризиса, которые человеку необходимо разрешить: развитие уважения и мудрости, которое должно сменить примат физической храбрости. Социализация социальных отношений должна сменить сексуализацию отношений. Сохранение эмоциональной гибкости, которая должна противостоять аффективному обеднению, связанная со смертью близких или с обособлением детей. Сохранение душевной гибкости и поиск новых форм поведения вместо старых привычек и психической ригидности.Переход к средней Взрослости как нормативный кризис (около 30 лет) – вызван расхождением между идеальной моделью «мечты» образа жизни и реальностью.В средней взрослости переход к зрелости как нормативный кризис (около 40 лет) ‑ связан с осознанием утраты молодости, началом снижения физических сил, переживанием «символической смерти» молодости. Помимо проблем с профессиональной деятельностью нередко возникает обострение семейных отношений.Э. Эриксон описал 3 ступени зрелости, на которых определил центральные вопросы развития: интимность (близость), альтернатива – уединение; производительность, при котором индивидуум становится творческой личностью; Цельность (объединение).К 35-45 годам человек начинает всерьез задумываться о том, что время проходит, начинают посещать мысли о смерти.Решение кризиса состоит в анализе своих целей и переоценке своих ресурсов; поиске нового смысла жизни.Кризис середины жизни – кризис 40-летия.– изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значительным, или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным. Решение возможно на основе самоанализа необходимости найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и деятельности.Выход из кризиса: переформулировка целей на более реалистичную точку зрения; осознание ограниченности времени любого человека; довольствоваться тем, что есть; ограничиваться в планах на будущее; выработка новой Я – концепции; осознание ограниченности времени любого человека; довольствоваться тем, что есть; ограничиваться в планах на будущее; выработка новой Я – концепции.

 

27. Психическое развитие человека в пожилом и старческом возрасте

Социальная ситуация: готовность к выходу на пенсию; адаптация к новому социальному статусу; поиск новых форм занятости.Ведущая деятельность: профессиональная деятельность в адаптированных формах; структуризация и передача жизненного опыта; появляется хобби; прародительство; постепенный отказ от активности.

Психическое развитие: Снижается слуховая чувствительность, снижаются разные виды цветовой чувствительности. Претерпевает изменения вербальный и невербальный интеллект.Память. Страдает механическое запоминание, лучше всего сохраняется логическая память. Образная память ослабевает больше, чем смысловая, но сохраняется лучше, чем механическое запечатление. Нарушается кратковременная память, восприятие и запоминание не сопровождаются организующей функцией речи. Продолжает функционировать эмоциональная память. Выраженное ослабление механического компонента памяти. Сравнительно хорошая сохранность компонентов логически-смысловой памяти. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной памяти).В этом возрастном периоде характерно появление саногенного мышления – способствует оздоровлению психики, снятию в ней внутренней напряженности, устранению застарелых обид, комплексов и многого другогоЛичностное развитие. В. Генри делит старых людей на три группы, в зависимости от количества имеющейся у них психической энергии. Первая группа включает тех, кто чувствует себя достаточно бодрым и энергичным, продолжает трудиться и д.т. Вторая группа включает тех, кто занимается собственным делом – хобби. Третья группа – люди со слабой психической энергией, не занятые ничем или занятые только собой.Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости: конструктивная установка, установка зависимости, защитная установка, установка враждебности; установка враждебности, направленная на самого себя.В типологии Ф. Гизе выделяются три типа стариков и старости: старик-негативист, старик-экстравертированный (в типологии К.Г. Юнга), интровертированныйтип.классификация социально-психологических типов старости И.С.Кона, построенная на основании зависимости типа от характера деятельности, которой старость заполнена: активная, творческая старость; старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью; «женский» тип старения; старость в заботе о здоровье («мужской» тип старения).

Общение. Сужение круга общения. Отсутствие контактов с обществом вызывает у старых людей эмоциональные изменения: упадок духа, пессимизм, обеспокоенность и страх перед будущим.Старый человек быстро устает от напряженных социальных контактов. Пожилому человеку чаще хочется побыть одному, «отдохнуть от людей». Круг общения пожилого человека чаще всего бывает ограничен ближайшими родственниками и их знакомыми и немногими близко живущими друзьями. Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками становится более тесным (передается опыт, поддерживается психологическая атмосфера и т.д.).Вовлеченность в общение неизбежно убывает с возрастом, что обостряет проблему одиночества. Женщины в среднем сохраняют больше социальных контактов в силу того, что у них больше социальных ролей; чаще они имеют больше друзей, чем мужчины. Старые люди со здоровой психикой и соматически здоровые охотнее и дольше стараются сохранять и поддерживать имеющиеся социальные связи, часто придают им характер ритуала (например, ежевечерние звонки по телефону и т.д).Новообразования. К. Роджерс выделяет следующие личностные новообразования: неудержимое стремление к риску; высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за самое короткое время выполнить их; высокий уровень развития интуитивной сферы личности. Все эти личностные новообразования ‑ результат активности человека по интеграции или целостного опыта своей жизни.Чувство принадлежности к группе или группам, личностный комфорт во взаимодействии с людьми, интегрированность с ними. Чувство общности с другими людьми, вера в других, мужество быть несовершенным, оптимизм, принятие своей жизни.Жизненная мудрость – основное новообразование старости ( Э. Эриксон).Счастливая старость. Интегративность‑ цельность личности.Кризис. Кризис ухода на пенсию сказывается нарушением режима и уклада жизни, наблюдается невостребованность, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некоторых психических функций, может усложнятся утратой близких.

28. Понятия обучения, учения и научения. Виды научения.

Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) его социокультурного (общественно-исторического) опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Следовательно, учение рассматривается как разновидность научения.Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) социокультурного (общественно-исторического) опыта другому человеку в специально созданных условиях. В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося. А.К. Маркова рассматривает научение как приобретение индивидуального опыта, но прежде всего обращает внимание на автоматизированный уровень навыков. Обучение трактует с общепринятой точки зрения - как совместную деятельность учителя и ученика, обеспечивающую усвоение школьниками знаний и овладение способами приобретения знаний. Учение представляет как деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний. Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли). Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное.Характерным для ассоциативного научения является образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическим процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психической или функциональной).Разновидности ассоциативного научения:1. Ассоциативно-рефлекторное научение разделяется на сенсорное, моторное и сенсомоторное.· Сенсорное научение заключается в усвоении новых биологически значимых свойств предметов и явлений окружающего мира.· Моторное научение состоит в выработке новых биологически полезных реакций, приоцептивным, т.е. когда сенсорная информация возникает в самом процессе выполнения движения.· Сенсомоторное научение заключается в выработке новых или приспособлении имеющихся реакций к новым условиям восприятия.2. Ассоциативное когнитивное научение разделяется на научение знаниям, научение навыкам и научение действиям.· При научении знаниям человек обнаруживает у предметов новые свойства, имеющие значение для его деятельности или жизнедеятельности, и усваивает их.· Научение навыкам заключается в формировании программы действий, которая обеспечивает достижение определенной цели, а также программы регуляции и контроля этих действий.Научение действиям включает в себя научение знаниям и навыкам и соответствует сенсомоторному научению на когнитивном уровне. При интеллектуальном научении предметом отражения и усвоения являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности.Разновидности интеллектуального научения:1. Рефлекторное интеллектуальное научение разделяется на научение отношениям, научение с помощью переноса и знаковое научение.· Сущность научения отношениям состоит в выделении и отражении в психике отношений элементов в ситуации, отделении их от абсолютных свойств этих элементов.· Научение с помощью переноса заключается в "удачном использовании применительно к новой ситуации тех навыков и врожденных форм поведения, которыми уже обладает животное". В основе данного типа научения лежат способности выделять отношения и действия.· Знаковое научение связано с выработкой таких форм поведения, при которых "животное реагирует на предмет как на знак, т.е. отвечает не на свойства самого предмета, а на то, что этот предмет обозначает"

У животного интеллектуальное научение представлено в простейших формах, у человека оно является основной формой научения и протекает на когнитивном уровне.

2. Интеллектуального когнитивного научения разделяется на научение понятиям, научение мышлению и научение умениям.· Научение понятиям заключается в усвоении понятий, отражающих существенные отношения реальности и закрепленных в словах и сочетаниях слов. Через овладение понятиями человек усваивает общественно-исторический опыт предшествующих поколений.· Научение мышлению состоит в "формировании у учащихся умственных действий и их систем, отражающих основные операции, с помощью которых познаются важнейшие отношения реальности. Научение мышлению является предпосылкой для научения понятиям.. Научение умениям заключается в формировании у учащихся способов регулирования своих действий и поведения в соответствии с целью и ситуацией.

29.Проблема соотношения психического развития и обучения. Понятие «зона ближайшего развития».

Обучение – в широком смысле есть "присвоение", воспроизведение ребенком при посредстве взрослого общественно-исторически заданных способностей (В.В.Давыдов). Школьное обучение − наиболее систематизированная форма этого процесса. Роль обучения и его влияние на психическое развитие – одна из наиболее важных, и, одновременно, сложных проблем в детской психологии. Существует 3 точки зрения на проблему соотношения обучения и развития:1. Ограничивает роль обучения, считая, что знакомство с вещами и познание их ребенком происходит само собой, а обучение только приспосабливается к тому развитию, которое происходит самостоятельно автономно. Представителем данной точки зрения является Жан Пиаже. Не отрицая влияния обучения на умственное развитие, он считает, что оно не может изменить содержание и последовательность стадий развития интеллекта ребенка.Стадии развития интеллекта:Сенсорные (до 2-х лет)Дооперациональная (от 2-х до 7)Стадия конкретных операций (от 7-8 до 11-12)Стадия формальных операций (11-12 лет – 15 лет) Развитие, согласно Пиаже, создает возможности обучения. 2. Придает обучению ведущее значение. Представитель – Выготский, согласно которому обучение является необходимым моментом в процессе развития и полезна только тогда, когда оно идет впереди развития. сформулировал положение о двух уровнях психического, умственного развития: Уровень актуального развития.Уровень ближайшего развития. 3. Обучение и развитие есть одно и то же. Представитель – Уотсон. зона ближайшего развития – понятие, конкретизирующее разработанное Л.С. Выготским представление о связи обучения и психического развития. Зона ближайшего развития (ЗБР) определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может выполнить самостоятельно, но уже решает их с помощью взрослого. Зона ближайшего развития (ЗБР) определяется как разница между тем, что ребенок может сделать самостоятельно (уровень актуального развития – УАР), и тем, что он может сделать с помощью взрослого или более развитого сверстник То, что первоначально делается ребенком под руководством взрослого, затем становится его собственным достоянием (уровень актуального развития). Вместе с этим происходит и расширение прежней ЗБР: в нее попадают те задачи, которые прежде ребенок не мог осуществлять даже с помощью взрослого. Теоретическое значение понятия ЗБР заключается в том, что оно позволяет проникнуть в причинные связи обучения и развития. Обучение обнаруживает свой развивающий эффект и ведет за собой развитие только в том случае, когда оно опирается на ЗБР, т.е. на те психические процессы, которые находятся в стадии становления, которые доступны ребенку в совместной со взрослым деятельности (так называемые интерпсихические процессы). В этом случае обучение является правильно организованным, развивающим, т.к. ведет за собой развитие. Практическое значение понятия ЗБР выражается в возможностях, которые оно открывает для определения содержания обучения, ориентированного на «завтрашний день» детского развития. Это важно при создании научно обоснованных современных программ обучения и воспитания. Понятие зоны ближайшего равития может стать для педагогов эффективным показателем истинного потенциала каждого ребенка.

30. Психологическая сущность воспитания. Механизмы развития личности в процессе воспитания.

Воспитание (по Божович) представляет собой активное и целенаправленное руководство формирования личности. Оно предполагает привитие ребенку желательных свойств научения его общественно-выработанным нормам и способам поведения, организацию его собственной деятельности по овладению этими нормами и способами поведения.Воспитание (по Зимней) целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям и обществу в целом.В настоящий момент в пед.психологии общепризнанной является воспитательная радигма (субъект-субъект), согласно которой не только воспитатель выступает субъектом формирования личности ребенка, но и сам ребенок воспитывает себя. Чтобы учащийся воспитывал себя, мог саморазвиваться, ему необходимо иметь необходимую мотивацию, а воспитатель должен управлять формированием его личности, поведение, социальным статусом, сотрудничать с ним, создавать оптимальную воспитательную сферу.Предметом психологии в области воспитания являются закономерности и механизмы формирования личности и поведения в процессе обучения и воспитания на различных возрастных этапах.К основным механизмам формирования личности, по мнению Ю. Б. Гиппенрейтер, относят сдвиг мотива на цель, идентификацию и освоение социальных ролей. Они являются стихийными механизмами, поскольку человек, подвергаясь их воздействию, не может в полной мере их осознать, а также управлять ими. Эти механизмы играют ведущую роль в формировании личности до подросткового возраста, а затем продолжают участвовать в развитии человека вместе с сознательными формами самовоспитания.Рассмотрим функционирование механизма сдвига мотива на цель. Этот процесс подчиняется правилу: тот предмет (идея, цель), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив (т. е. говорят, что произошел сдвиг мотива на цель или цель приобрела статус мотива). Сразу заметим, что данный механизм детерминируется характером воспитания ребенка. Установлено, что в случае, если общение со взрослым приносит не радость ребенку, а лишь одни огорчения, механизм сдвига на цель не действует, и, соответственно, правильного воспитания личности не происходит.Большая роль в передаче личностного опыта принадлежит косвенным влияниям: через личный пример, подражание. Соответствующий механизм получил название механизма идентификации. Характерной особенностью процесса идентификации является то, что на первых порах он происходит независимо от сознания ребенка. Это требует особенной ответственности от воспитателей — ответственности за качество собственной личности. На более поздних возрастных этапах развития круг лиц, из которых выбирается объект идентификации, значительно расширяется (известный спортсмен, неформальный лидер в компании сверстников, литературный герой и т. д.). Недостаточное количество идентификаций в детстве ведет к возникновению целого блока социально-психологических проблем уже у взрослого человека. Механизм принятия и освоения социальных ролей описывается в психологии с помощью понятий «социальная позиция» и «социальная роль». Социальная позиция — это функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям. Она характеризуется совокупностью прав и обязанностей. Заняв данную позицию, человек должен выполнять социальную роль — осуществлять совокупность действий, которые ожидает от него социальное окружение.Рассмотренные механизмы действуют совместно, переплетаясь и усиливая друг друга.

31. Психологическая характеристика средств и условий воспитания.

В широком смысле слова под средствами воспитания понимают способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения Под психологическими средствами воздействия на личность (в узком смысле слова) мы понимаем действия, предпринимаемые воспитателем, направленные на изменение личности воспитуемого. К ним относят всевозможные виды научения (которые связаны с формированием поступков человека), убеждение, внушение, изменение социальных установок, преобразование когнитивной сферы, а также психотерапию, социально-психологический тренинг и другие виды психологической коррекции. Средствами воспитания, например, могут быть личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми. Средства воспитания по характеру воздействия на человека делятся на прямые и косвенные. Прямые средства воспитания предполагают непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, которое осуществляется в прямом общении друг с другом. Косвенные средства воспитания содержат воздействия, которые реализуются с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитанника (например, чтение книг, просмотр кинофильмов, телевизионных и видеофильмов, ссылка на мнение авторитетного человека). По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания средства делятся на осознанные и неосознанные. Осознанные средства воспитания: воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. Неосознанные средства воспитания: воспитуемый принимает воспитательное воздействие без сознательного контроля со своей стороны, а воспитатель также не производит преднамеренного воздействия на воспитуемого. По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства делят на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. На практике они чаще всего являются комплексными, т.е. включают разные стороны личности воспитуемого.Воспитательные воздействия наиболее эффективны, если они проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности (т.е. включают когнитивные, эмоциональные и поведенческие воспитательные воздействия). В последнее время широкое распространение получили различные средства и методы психотерапевтического, психо-коррекционного воздействия на личность. Это, например, социально-психологический тренинг, основной целью которого является научить человека лучше справляться с его жизненными проблемами, успешно решать деловые и личные проблемы, устанавливать нормальные, бесконфликтные и эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми.Условия: Активность и самостоятельность самих учащихся.· Принцип развития в деятельности. Деятельность ребенка - необходимое условие формирования личности. · Подкрепление. Отсутствие подкрепления, поощрения или порицания мешает ребенку правильно ориентироваться в ситуации, приводит к угасанию мотива.Воспитание школьника немыслимо без знания возрастного, гендерного и индивидуального своеобразия его личности. Индивидуальный подход в воспитании к учащимся предполагает учет их дифференциально-психологических особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, развития тех или иных способностей и т.д.), т.е. выяснение того, чем этот ученик отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует строить воспитательную работу. Индивидуальный подход в воспитании имеет педагогический и психологический аспекты. В первом случае индивидуальный подход является частью педагогического такта. Психологический аспект индивидуального подхода выражается в изучении своеобразия личности школьника с целью организации педагогически целесообразного процесса воспитания. Психологию воспитания в этом случае интересуют индивидуальные проявления общих психологических закономерностей у школьников, изучение лишь только им присущих и неповторимых сочетаний данных закономерностей и особенностей.

32. Сущность и структура педагогической деятельности.

Пед.деят-ть по Зимней представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. Цель пед.деят-ти определяется обществом, т.е. учитель не свободен в выборе конечного результата своего труда, его действия должны быть направлены на всестороннее развитие личности шк-ка. Специфика целей пед.деят-ти требует от учителя принятия соц.задачи общества, творческого понимания це6лей и задач конкретных действий, умений учитывать интересы ребенка. Объект пед.деят-ти – человек. Специфика объекта деят-тизаключ. В следующем: Человек – активное существо с неповторимыми индивидуальными качествами, собственным отношением и пониманием происходящего. Учитель имеет дело с постоянно меняющимся растущим человеком, к которому не применимы шаблонные подходы и стереотипные действия. Это требует постоянного творческого поиска. Одновременно с педагогами на ребенка действует вся окружающая его жизнь. Ф-и пед.деят-ти по Щербакову: информационная – знание педагогом своего предмета, владение речью, использование технических средств обучения контроля, умение получать обратную информацию; развивающая – управление познавательной деятельностью школьников, создание учебных ситуаций; ориентационная – выработка у уч-ся правильного отношения к обществу, природе, к самому себе; мобилизационная – связана с реализацией принципа единства теории и практики, связи обучения с жизнью; конструктивная – предполагает умение учителя отбирать материал в соответствии с целями и задачами школьного образования; организаторская – связана с умениями и навыками организации различных форм учебной и воспитательной работы с детьми; коммуникативная – определяет взаимоотношение учителя с учеником, родителями; исследовательская – овладение научным методом познания и исследования пед.процессов и явлений. Рез-м пед.деят-тиявл. личностное интеллектуальное развитие обучающегося, совершенствование, становление его как субъекта уч.деят-ти.Стр-рапед.деят-ти по Кузьминой:Конструктивный – связан с отбором композиции, проектированием учебно-воспитательного материала, созданием плана. Он строится в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями уч-ся, по мере овладения учителем пед.мастерством он меняется.Организаторский – включает в се6бя 3аспекта: организация своего изложения, своего поведения и деят-тидетей.Коммуникативный – предполагает установление правильных взаимоотношний между учителем и уч-ся, коллегами и родителями.Гностический – связан с изучением психологии отдельных уч-ся и классныхколлективов, умением анализировать собственный опыт и опыт своих коллег, заниматься самообразованием, работать творчески.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 254.