Предпосылки психического развития и их характеристика.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предпосылки психического развития – совокупность биологических особенностей человека, которые необходимы, но еще не достаточны для психического развития. относятся: свойственные человеку нервная система и головной мозг, строение туловища и его отдельных частей; наследственные признаки (свойства, передающиеся по наследству); врожденные ненаследственные особенности; приобретенные особенности; биологический пол. Мозг человека отличается от мозга высших животных хорошо развитыми лобными и теменными долями, которые дают человеку способности управлять собой и развитое абстрактное мышление. Наследственность Ребенку при рождении не передаются по наследству готовые психологические особенности (способности, черты характера, интеллект, волевые качества и т.д.). Передаются по наследству биологические задатки, к которым относятся особенности строения и функционирования головного мозга и нервной системы, строения органов чувств, тип нервной системы, В зависимости от своей генетической предрасположенностью дети «подстраивают» под себя окружающую среду или «подстраиваются» к среде, и эта закономерность получила в название «генотип-средовых отношений». Генотип и среда взаимодействуют тремя различными спососбами:1) пассивное взаимодействие: родители передают, а дети принимают от них и гены, и условия среды (как благоприятные, так и неблагоприятные). 2) реактивное взаимодействие: ребенок генетически обусловленным поведением вызывает ответную реакцию со стороны родителей и других взрослых, то есть окружающие строят свои отношения с носителями генотипа в соответствии с их генетически заданной индивидуальностью. 3) активное взаимодействие: носители генотипа находят или создают средовые условия, оптимально соответствующие их генотипам, то есть ребенок сам стремится стать частью конкретной среды, напр.- искать и находить друзей,. К биологическим предпосылкам развития относятся врожденные и приобретенные особенности внешности человека, которые отличают его от других людей. Биологический пол ребенка (мужской или женский) определенным образом также «задает» траекторию его развития.

4. Среда как источник психического развития, понятие социализации.

В некоторых теориях развития среда понимается как нечто, противостоящее ребенку, или как комплекс конкретных жизненных ситуаций, обстоятельств, влияющих на развитие ребенка. роль окружающих людей сводится к воздействию извне на поведение ребенка(социализация). Противоположный взгляд предполагает, что социальная среда понимается как источник психического развития. между ребенком и окружающими людьми возникают отношения сотрудничества. Социальная среда имеет конкретно-исторический характер и может быть разделена на микросреду (ближайшее социальное окружение) и макросреду (народ, государство, человечество в целом). макросреду (среда в широком смысле) и микросреду (в узком смысле). Социальная среда включает в себя всю совокупность опыта, достигнутого человечеством к определенному этапу исторического развития. Опыт человечества воплощен в предметах материальной и духовной культуры, а также в соответствующих этим предметам формах деятельности и общения, носителями которых являются конкретные люди.По мнению У. Бронфенбреннера, среда содержит два основных измерения: это виды деятельности, в которые вовлечен человек, и характеристики наставников (учителей), которых он выбирает для себя в течение всей жизни. Ученый представил модель среды,: Микросистема – структура деятельностей, ролей и межличностных взаимодействий, включает также требования и ожидания окружающих по отношению к ребенку. Мезосистема – структура взаимоотношений двух и более сред (семья и работа, дом и группа сверстников) Экзосистема – среда, в пространстве которой происходят значимые события (круг общения, значимая референтная группа). Макросистема – субкультура (ценности, законы и традиции, которым следует человек), играющая решающую роль в образе жизни человека, подчиняющая себе все «внутренние» системы. Еще одна структура среды предложена B.C. Мухиной. В понятие среды она включает предметный мир, образно-знаковые системы, социальное пространство и природную реальность. В детской психологии используются также такие понятия как «языковая среда», «образовательная среда», которые представляют собой источник тех или иных достижений человека. В настоящее время актуальным является использование понятия «виртуальная среда», включающее окружающие ребенка компьютеры, мобильные устройства. Таким образом, среда как источник развития ребенка определяет, таким образом, какую роль играют в его развитии географические условия – ландшафт, климат, содержание культуры и субкультуры, необходимые и ценные для ребенка вещи, а также значимые и важные люди.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 210.