Процесс психического развития: виды, сферы, механизмы, движущие силы.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по учебной дисциплине «Возрастная и педагогическая психология»

для студентов ЗФПО специальности 1-03 03 01 Логопедия

(ст. преподаватель Н.А. Окулич)

 

1. Категория «развитие» в психологии: определение, признаки, закономерности.

«развитие» определяется как необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Движущие силы развития – те причины, которые непосредственно определяют развитие. В философии принято различать метафизический и диалектический подходы к пониманию развития. Метафизический подход рассматривает внешнюю силу по отношению к развивающемуся объекту как причину происходящих в нем изменений. В диалектическом же подходе подчеркивается значение внутренних процессов обострения и разрешения противоречий, происходящих в самом развивающемся объекте. Это обозначает, что никакая внешняя сила не может однозначно определять развитие. Развитие не может произойти до тех пор, пока в самом объекте не накопятся такие изменения, которые вызовут обострение противоречий (закон единства и борьбы противоположностей) и качественные преобразования (закон перехода количественных изменения в качественные), что, в свою очередь, приведет к переходу на новую стадию (закон отрицания отрицания). Таким образом, «отправной точкой» развития, т.е. его движущей силой являются внутренние противоречия, возникающие в самом объекте. Основным признаком развития являются изменения объекта. только изменения, выражающие качественные видоизменения объекта, являются необратимыми, потому что качественные изменения означают переход объекта на новую ступень развития. основные законы развития.Закон единства и борьбы противоположностей Закон перехода количественных изменений в качественные Закон отрицания отрицания –характеризующий направление процесса развития Этот закон выражает направленность и результат развития. развитие психики рассматривалось в следующих вариантах:развитие как рост, под которым понимали процесс количественного изменения (накопления) внешних физических признаков;развитие как созревание, под которым понимаются структурные и функциональные изменения организма, возникающие вследствие реализации генетических законов под управлением наследственного аппарата;развитие как совершенствование в основном рассматривается в педагогике, где развитие психики понимается как стремление к какой-то цели, к идеальному состоянию; в этом случае возникает проблема, а что же считать идеальным состоянием и кто его определяет;развитие как количественно-качественное изменение психики во времени, развитие как возникновение новых качеств и свойств. Психическое развитие – это процесс необратимых, направленных, закономерных изменений во времени психики человека в процессе его жизни. Психическое развитие характеризуется своим темпом, ритмом, имеет количественные и качественные характеристики. Закономерности психического развития – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между отдельными сторонами психики ребенка, между психическими функциями Основные закономерности психического развития. А) психическое развитие неравномерно и скачкообразно. В развитии человека выделяют 2 группы периодов: 1. литический, т.е. стабильные периоды развития, в рамках которого происходят мельчайшие изменения в психике человека. 2. критический - период бурного развития, в рамках которого идут качественные переломы в психике человека. б). Дифференциация (отделение друг от друга, превращение в самостоятельные виды деятельности - выделение памяти из восприятия и становление самостоятельной мнемической деятельности) и интеграция (установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики) психических процессов. В) Пластичность психических процессов - возможность для ее изменения под влиянием, каких - либо условий, усвоения различного опыта. Компенсации психических и физических функций в случае их отсутствия или недоразвития. Г). Наличие сензитивных периодов, - периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям и те или иные функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Д). Комулятивность - нарастание одних психических функций над другими, при этом уже имеющиеся функции не исчезают. Е) Стадиальность - каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом времени и изменяющимися в разные годы жизни. В целом развитие организма у разных детей протекает неодинаково и зависит от факторов психического развития: наследственности, среды, обучения и воспитания.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по учебной дисциплине «Возрастная и педагогическая психология»

для студентов ЗФПО специальности 1-03 03 01 Логопедия

(ст. преподаватель Н.А. Окулич)

 

1. Категория «развитие» в психологии: определение, признаки, закономерности.

«развитие» определяется как необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Движущие силы развития – те причины, которые непосредственно определяют развитие. В философии принято различать метафизический и диалектический подходы к пониманию развития. Метафизический подход рассматривает внешнюю силу по отношению к развивающемуся объекту как причину происходящих в нем изменений. В диалектическом же подходе подчеркивается значение внутренних процессов обострения и разрешения противоречий, происходящих в самом развивающемся объекте. Это обозначает, что никакая внешняя сила не может однозначно определять развитие. Развитие не может произойти до тех пор, пока в самом объекте не накопятся такие изменения, которые вызовут обострение противоречий (закон единства и борьбы противоположностей) и качественные преобразования (закон перехода количественных изменения в качественные), что, в свою очередь, приведет к переходу на новую стадию (закон отрицания отрицания). Таким образом, «отправной точкой» развития, т.е. его движущей силой являются внутренние противоречия, возникающие в самом объекте. Основным признаком развития являются изменения объекта. только изменения, выражающие качественные видоизменения объекта, являются необратимыми, потому что качественные изменения означают переход объекта на новую ступень развития. основные законы развития.Закон единства и борьбы противоположностей Закон перехода количественных изменений в качественные Закон отрицания отрицания –характеризующий направление процесса развития Этот закон выражает направленность и результат развития. развитие психики рассматривалось в следующих вариантах:развитие как рост, под которым понимали процесс количественного изменения (накопления) внешних физических признаков;развитие как созревание, под которым понимаются структурные и функциональные изменения организма, возникающие вследствие реализации генетических законов под управлением наследственного аппарата;развитие как совершенствование в основном рассматривается в педагогике, где развитие психики понимается как стремление к какой-то цели, к идеальному состоянию; в этом случае возникает проблема, а что же считать идеальным состоянием и кто его определяет;развитие как количественно-качественное изменение психики во времени, развитие как возникновение новых качеств и свойств. Психическое развитие – это процесс необратимых, направленных, закономерных изменений во времени психики человека в процессе его жизни. Психическое развитие характеризуется своим темпом, ритмом, имеет количественные и качественные характеристики. Закономерности психического развития – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между отдельными сторонами психики ребенка, между психическими функциями Основные закономерности психического развития. А) психическое развитие неравномерно и скачкообразно. В развитии человека выделяют 2 группы периодов: 1. литический, т.е. стабильные периоды развития, в рамках которого происходят мельчайшие изменения в психике человека. 2. критический - период бурного развития, в рамках которого идут качественные переломы в психике человека. б). Дифференциация (отделение друг от друга, превращение в самостоятельные виды деятельности - выделение памяти из восприятия и становление самостоятельной мнемической деятельности) и интеграция (установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики) психических процессов. В) Пластичность психических процессов - возможность для ее изменения под влиянием, каких - либо условий, усвоения различного опыта. Компенсации психических и физических функций в случае их отсутствия или недоразвития. Г). Наличие сензитивных периодов, - периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям и те или иные функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Д). Комулятивность - нарастание одних психических функций над другими, при этом уже имеющиеся функции не исчезают. Е) Стадиальность - каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом времени и изменяющимися в разные годы жизни. В целом развитие организма у разных детей протекает неодинаково и зависит от факторов психического развития: наследственности, среды, обучения и воспитания.

 

Процесс психического развития: виды, сферы, механизмы, движущие силы.

Области {сферы) психического развития указывают на то, что именно развивается. сферы (области) развития ребенка: Двигательное (психомоторное) развитие, в котором выделяются развитие общей (грубой) моторики, то есть развитие основных движений туловища и головы, и развитие тонкой моторики, то есть развитие ручных движений, движений кисти и пальцев рук, а также развитие двигательных навыков; Развитие деятельности и действий ребенка с предметами; Познавательное (умственное) развитие ребенка – развитие восприятия, мышления и воображения, а также внимания и памяти, с помощью которых ребенок познает окружающий мир и накапливает запас представлений об окружающем; Речевое развитие, или развитие речи, – традиционно разделяется на развитие понимания речи других людей (пассивная речь) и развитие активной речи, то есть говорения, или собственной речи ребенка. Социальное развитие – развитие отношений ребенка с другими людьми, со взрослыми и со сверстниками, становление общения ребенка с окружающими в его различных формах; Эмоциональное и личностное развитие – развитие эмоциональной сферы ребенка, его самосознания, а также мотивационно-потребностной и волевой сферы, то есть умения саморегуляции. Развитие данных сфер не происходит изолированно, отдельные стороны развития еще недостаточно отделены в развитии друг от друга. Так, отдельные качества ребенка, относящиеся к разным сферам, могут появляться практически одновременно, Например, существование взаимосвязи между развитием движений и другими сторонами психики ребенка, которое фиксируется термином «психомоторное развитие». Развитие у ребенка мотивации приводит к появлению новых видов деятельности, Включаясь в деятельность, ребенок совершенствует, оттачивает разнообразные ручные движения, в том числе тонкие движения пальцами. Чем младше ребенок, тем большую роль играют движения в его психическом развитии. Развитие движений, и особенно развитие хватания и ручных движений является условием развития предметно-манипулятивной деятельности, познавательного развития ребенка. Наглядно-действенное мышление осуществляется с помощью практических действий, то есть требует использования различных движений. Установление отношений с другими людьми, развитие различных форм общения является условием для развития у ребенка речи и познавательных способностей..

Дата: 2019-07-24, просмотров: 193.