Деятельность – целостная единица бытия человека, основная форма взаимодействия человека с миром, имеющая социально опосредствованный характер. Деятельность выражается в целенаправленном преобразовании материальных и идеальных объектов, что ведет к достижению мотивов и удовлетворению потребностей. Деятельность всегда побуждается потребностью, опредмеченной в некотором мотиве. Мотив как предмет потребности задает деятельность, направляет ее. В этом выражается предметность деятельности. Деятельность состоит из последовательности действий, направленных на достижение промежуточных и конечной целей. Всякое действие осуществляется посредством операций. Состав операций определяется условиями, в которых осуществляется действие.В психологии выделаются три основных (базовых) вида деятельности: игра, учение и труд. Труд – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов (материальных или идеальных), необходимых для удовлетворения чьих-то или своих собственных потребностей. Игра – деятельность в воображаемой ситуации, человек играет ради удовольствия от процесса игры, игра не имеет завершенного результата. Учение – деятельность, направленная на самосовершенствование, на овладение знаниями, умениями и навыками; в результате учения преобразуется сам субъект.Деятельность как основа психического развития ребенка. Любая деятельность объективно «содержит» в себе возможность развития определенных качеств, и ребенок, занимаясь этой деятельность, обязательно разовьет в себе эти качества. Усвоение конкретного содержания деятельности влечет за собой изменения в психике и в этом смысле деятельность является основой психического развития. 2) Деятельность как средство психического развития - процесс передачи деятельности как объективно существующей формы взаимодействия человека с окружающим миром взрослым ребенку. Процесс передачи деятельности ребенку взрослым включает в себя формирование всех компонентов» входящих в структуру деятельности (потребности, мотивы, процессы целеобразования, способы действий и пр.).Только в том случае, если взрослый передает ребенку все элементы структура деятельности, становится возможным полноценное психическое развитие. Говоря о деятельности как средстве психического развития ребенка, нужно иметь в виду то, как взрослый использует (организует и направляет) Деятельность с целью развития у ребенка определенных психологических свойств и качеств3) Деятельность как условие психического развития ребенка. Ребенок развивается только при условии, что он будет заниматься какой-либо деятельностью. Если он не будет активен в деятельности, сами по себе психические качества и свойства у него не появятся.
6. Психическое развитие как последовательное возникновение психических функций и понятие сензитивного периода.
Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сензитивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других - к другим.Сензитивные периоды развития - самые благоприятные для развития определенных психических функций (восприятия, речи, памяти и др.) периоды, определяющие психическое развитие ребенка и имеют решающее значение для его обучения и воспитания. Периоды максимальных возможностей и условий для развития у детей определенных свойств психики и восприимчивости к приобретению знаний и умений.1,5—3 года. Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка 3—4 года. Этот период наиболее благоприятен для ознакомления со знаковым обозначением цифр и букв, подготовке к письму. Развиваются осознанная речь и понимание собственной мысли, идет интенсивное развитие органов чувств;4—5 лет. Этот период знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие;5—6 лет. Наиболее благоприятный период для перехода от письма к чтению. Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения;8—9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования
Дата: 2019-07-24, просмотров: 356.