Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Л.С. Выготский разработал теорию психического развития ребенка, которое понимается как форма присвоения социально-исторического опыта. Л.С. Выготский сделал вывод о том, что психика человека как отражение его бытия также является опосредствованной, т.е. человек отражает окружающий мир и управляет своим поведением при помощи особых средств – «психологических орудий». Примером таких орудий являются различные системы знаков (символов, эталонов и т.п.), самой важной из которых является естественный язык. С изменением и развитием общества изменяются и знаковые системы, что, в свою очередь, влечет изменения в структуре и содержании высших психических функций. Поэтому теория называется культурно-исторической. Л.С. Выготский утверждал, что существует два вида психических функций – низшие и высшие. Высшие психические функции являются основным предметом изучения и воздействия в психологии. К ним относятся память, мышление, речь, чтение, письмо, и др. Высшие психические функции (ВПФ) не являются врожденными, они приобретаются в процессе взаимодействия ребенка с другими людьми, носителями культурно-исторического опыта, то есть ВПФ являются социальными по происхождению. Высшие психические функции являются опосредованными по строению, так как осуществляются с помощью знаков – заместителей реальных предметов. К знакам относится жест, слово, цифра, схема, картинка, план, карта и др., они служат заместителями реально существующих предметов. Ребенок вначале усваивает знаки, а затем начинает пользоваться ими. Высшие психические функции по функционированию являются произвольными, то есть ребенок может сам управлять своими функциями, может их усовершенствовать. Это означает, что развитие психики ребенка осуществляется в процессе интериоризации социальной (совместной, внешней, практической) деятельности в деятельность индивидуальную (внутреннюю, психическую). Усвоение ребенком «психологических орудий» преобразует его психику: она становится произвольной и осознанной. закон развития высших психических функций. Л.С. Выготский считал, что каждая высшая психическая функция «появляется на сцене» дважды – первый раз как функция интерпсихическая, то есть в общении со взрослыми, а второй раз как функция интрапсихическая, то есть собственная функция самого ребенка. следствием закона развития высших психических функций является сформулированное Выготским понятие «зона ближайшего развития». Зона ближайшего развития – это разница между тем, что ребенок может делать с помощью взрослого и тем, что он может делать самостоятельно.То, что ребенок может делать самостоятельно, называется уровнем его актуального развития, а то, что он может делать с помощью взрослого – уровнем ближайшего развития. Разница между уровнем актуального развития и уровнем ближайшего развития и называется зоной ближайшего развития.

13. Теория развития личности ребенка в деятельности Д.Б. Эльконина.

Каждый период развития имеет свои особенности и границы, которые можно заметить, наблюдая за ребенком. В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания, строить общение с ребенком, учитывая его возрастные особенности. Возрастные периоды сопровождаются развитием межличностного общения, направленного в основном на личностное и интеллектуальное развитие, характеризующееся формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционно-технических возможностей ребенка. Переход от одного этапа развития к другому происходит в ситуациях, напоминающих возрастной кризис, т. е. при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционно-техническими возможностями ребенка. Личностное развитие детей осуществляется через воспроизведение и моделирование межличностных отношений взрослых людей и проявляемых в них качеств личности, а также в процессе общения ребенка с другими детьми во время сюжетно-ролевых игр. Здесь он сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых трудно быть понятым сверстниками и выглядеть более взрослым. Процесс развития начинается в младенческом возрасте с того, что ребенок начинает узнавать родителей и оживляться при их появлении. Таким образом происходит общение ребенка с взрослым.В начале раннего возраста происходит манипулирование предметами и начинает формироваться практический, сенсомоторный интеллект. Одновременно идет интенсивное развитие вербального (речевого) общения. Ребенок пользуется речью для установления контакта и сотрудничества с окружающими, но не как инструментом мышления. Предметные действия служат способом налаживания межличностных контактов. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой ребенок моделирует отношения между людьми, как бы выполняя их социальные роли, копируя поведение взрослых. В процессе ролевой игры идет личностное развитие ребенка, он овладевает предметной деятельностью и начальными навыками общения.В младшем школьном возрасте основной деятельностью становится учение, в результате которого формируются интеллектуальные и познавательные способности. Через учение строится вся система отношений ребенка с взрослыми людьми. В подростковом возрасте возникают и развиваются трудовая деятельность и интимно-личностная форма общения. Трудовая деятельность заключается в появлении совместного увлечения каким-либо делом. Подростки начинают задумываться о будущей профессии. Общение в этом возрасте выходит на первый план и строится на основе так называемого «кодекса товарищества». «Кодекс товарищества» включает в себя деловые и личностные взаимоотношения, похожие на те, которые имеются у взрослых.В старшем школьном возрасте продолжают развиваться процессы подросткового возраста, но ведущим становится интимно-личностное общение. Старшеклассники начинают размышлять о смысле жизни, своем положении в обществе, профессиональном и личностном самоопределении. Таковы основные положения концепции развития Д.Б. Эльконина.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 221.