Понятие о возрасте, виды возрастов и их характеристика.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Возраст – ограниченный во времени отрезок жизни человека. Хронологический, биологический и психологический возраст могут не совпадать. Это бывает тогда, когда уровень развития ребенка выше или ниже хронологического возраста, а это значит, что ребенок развивается хуже или лучше большинства своих сверстников. Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и результаты развития.Основания развития включают в себя:• социальную ситуацию развития;• круг отношений;• ведущий тип деятельности;• сензитивность.Результаты развития включают в себя:• новообразования личности;• формы общения;• эмоционально-волевую сферу;• способности общения;• новый вид деятельности.Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить полную характеристику ее возраста. Возраст: 1.Абсолютный: 1)хронологический и 2.Условный: 1)биологич, 2)Ψ-чес, 3)социал, 4)субъективный. Абсолютный возр–возр с мом рожд-я до наст вр. Условный возр–возр, опред-ся путем устан-я местополож-я объекта в опредэволюцион ряду. Биологический возр–опред-сясост-ем обмена в-в и ф-цийорг-ма по сравн-ю со статистически средним ур-нем разв-я. Ψ-ческийвозр–опред-ся путем соотнесения ур-ня Ψ-ческогоразв-я индивида с соответствующ нормальным среднестатистическим симптомокомплексом. Социальный возр–измер-ся путем соотнесения ур-нясоцрав-я чел с тем, что статистически нормально для его сверстников. Субъективный возр–имеет внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании.

10. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования личности и сознания как критерии возрастной периодизации.

Возрастная периодизация – разделение целостного периода детства на периоды (этапы, стадии, фазы и т.п.). В современной детской психологии рассматривается три критерия возрастной периодизации: 1) социальная ситуация развития; 2) ведущая деятельность; 3) новообразования возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Главным критерием является социальная ситуация развития, характеризующая положение ребенка в обществе, его взаимоотношения с другими людьми. Ведущая деятельность определенного этапа вытекает из особенностей социальной ситуации развития, последняя конкретизируется в ней. Например, из особенностей социальной ситуации развития младенчества (беспомощность ребенка, удовлетворение взрослым всех его потребностей) следует, что в этом возрасте общение со взрослыми должно быть ведущим видом деятельности. Основные изменения в развитии (новообразования) совершаются в основном внутри ведущей деятельности, а также внутри других видов деятельности, характерных для данного возраста. Новообразования возникают к концу каждого возрастного периода и создают основу для возникновения новой социальной ситуации развития в следующем возрастном периоде. Переход от одного возрастного этапа к другому связан с разрушением старой и построением новой социальной ситуации развития, и формированием новой ведущей деятельности.По Л. С. Выготскому, социальная ситуация развития – особое сочетание внутренних процессов развития (тех, которые относятся к самому ребенку) и внешних условий (того, что характеризует окружающую ребенка действительность), которое является типичным для каждого возрастного этапа. Оно означает специфическую для каждого возраста систему отношений субъекта к социальной действительности, отраженную в его переживаниях и реализуемую им в совместной деятельности с другими людьми. Социальная ситуация развития, оформляясь в начале возрастного этапа, обусловливает образ жизни ребенка конкретного возраста, его «социальное бытие». Это «социальное бытие» развертывается как система (совместных) деятельностей, среди которых особое место занимает ведущая деятельность. Возникающие в ходе активности противоречия, разрешаясь, вызывают появление новообразований. Новообразование – предложенный Л. С. Выготским критерий возрастной периодизации, фиксирующий результаты возрастного развития на определенном этапе. Под возрастным новообразованием следует понимать «тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастном этапе и которые в самом главном и основном определяют знания ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход eгo развития» (Л. С. Выготский). Развитие новообразований обусловлено специфической для данного возраста социальной ситуацией развития, а также системой деятельностей (ведущей и др.). В своей законченной форме новообразования оформляются к концу возрастного периода и выражаются в наиболее важных, глобальных качественных перестройках всей структуры сознания ребенка и в появлении нового типа строения личности. Эти изменения влекут за собой перестройку системы отношений ребенка к миру, к другим людям, самому себе, т.е. смену прежней социальной ситуации развития и переход на новый возрастной этап, происходит возрастное развитие (А. В.Запорожец). В начале каждого возрастного периода складывается типичная для данного возраста социальная ситуация развития, которая определяет типичные для данного возраста виды деятельности, в том числе и ведущую деятельность, а также соответствующие формы общения. Освоение и осуществление ребенком этих форм активности приводит к появлению в конце литического периода психических новообразований в сознании и личности ребенка. Ведущая деятельность – это такая деятельность, которая оказывает наибольшее влияние на психическое развитие ребенка на данном возрастном этапе.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 223.