Роль социального фактора в природопользовании Китая. Экологические воины и их последствия. Связь природы и человека в древнекитайской философии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экологические воины. Китайская история изобилует истребительными войнами, в которые вовлекались массы людей. Например, во время междоусобных войн в эпоху империи Хань к середине I в. н.э. население страны сократилось втрое по сравнению с началом нового летоисчисления.

В разоренных и обезлюдевших районах надзор над защитными дамбами ослабевал. Они приходили в запустение, и тогда грозящая опасность наводнений не могла быть вовремя замечена и предупреждена.

Известно также много случаев, когда плотины разрушались преднамеренно, для затопления вражеской территории. Такие "водяные битвы" не раз развертывались в "Период воюющих царств" (403-221 гг.), приводя к многочисленным жертвам. В 225 г. н.э. Хуанхэ была направлена к Даляну - столице царства Вэй, и город был полностью затоплен. Практиковался и противоположный прием - задержка оросительных вод, их отклонение и недопущение на земли врага.

В IX-ХШ вв. при осаде городов метательные машины забрасывали через крепостные стены отрубленные головы пленных, разложившиеся трупы людей и животных. Стремление повлиять на психологическую устойчивость обороняющихся, устрашить их сочеталось с задачами "бактериологической войны", занесением инфекции в стан врага.

К тотальному разрушению культурных ландшафтов привело монгольское нашествие во второй половине ХШ в. - Кочевники открыли плотины на Хуанхэ у Кайфына. Многие местности полностью лишились населения (Шаньдун, Хэнань и др.). Завоеватели обратили возделанные поля в пастбища. Но постепенно стал возрождаться прежняя структура хозяйства с лидирующей ролью земледелия. Чянгисхан и его преемники, отчасти используя китайских чиновников, стали покровительствовать торговле, организовали почтовую связь, прокладывали из военных стратегических соображений дороги и т.п.

О эволюции эволюции Ф.Энгельс писал следующее: "Каждый раз, когда завоевателем является менее культурный народ, нарушается, как само собой понятно, ход экономического развития и подвергается уничтожению масса производительных сил. Но при длительном завоевании менее культурный завоеватель вынужден в громадном большинстве случаев приспособиться к более высокому "хозяйственному положению" завоеванной страны..."

...Случалось, что китайские правители вели реальные экологические войны с потусторонним миром. Однажды Ши-хуан (первый император династии Цинь) переправлялся через Янцзы, чтобы посетить храм на горе Сянынань. Сильный ветер затруднил переправу. В пережитых треволнениях придворные гадальщики обвинили: обитающий на горе дух дочери Яо. Император решил отомстить,. Он повелел оголить гору и тем самым опозорить женщину-дух. Три тысячи «преступников были посланы на Сяньшань с приказом вырубить деревья все до единого

Древнекитайская философия усматривала прямую связь между экологическими ненормальностями и деятельностью человека. Считалось, что обычный ход природных процессов - верный признак правильного поведения людей, а аномалии в природе проявляются вследствие дурных нравов и неправильного образа жизни. В сочинении "Цзинь-шу", относящемся к концу V в.н.э., прямо сказано о неблагоприятных экологических последствиях войн: "когда люди развязывают жестокие войны, то возникают беспорядки в природе". Беспорядки же в природе, в свою очередь, влияют на поведение человека: "Когда голод и холод приходят вместе, то даже Яо и Шунь не в состоянии сделать так, чтобы не появились разбойники и грабители

Социально-экологические циклы. В течение почти двух тысячелетий до середины XVI1B. в Китае оставались неизменными три константы: 1) верхний предел численности населения (около 60 млн), 2) неизменность территории обитания основной массы подданных Поднебесной империи, 3) строгая государственная регламентация деятельности поднадзорной рабочей силы - крестьянства.

На этом фоне, в интервале от воцарения династии Хань (206г. до н.э.) до воцарения последней династии Цин (1644г.) проявились несколько социально-экономических (социально-экологических) циклов, каждый из которых включал три фазы: роста, стагнации и упадка

Первая фаза характеризуется относительно малым населением, наличием свободных земель, пригодных к обработке, расширенным демографическим и хозяйственным воспроизводством.Полное освоение фонда пашни и снижение площади обрабатываемых земель на душу населения открывает переход ко второй фазе. Создается аграрная перенаселенность. Избыток рабочей силы приводит к росту арендной платы за землю и налогов и усилению эксплуатации. Расширенное воспроизводство сменяется простым. Растет социальная напряженность.

В фазу упадка происходит массовое разорение мелкого производителя. Пауперизм, бродяжничество. Города переполнены деклассированными элементами. Поля и ирригационные системы приходят в запустение. Голод. Стихийные восстания и крестьянские войны с большими людскими потерями и уничтожением массы производительных сил. Сокращение населения.

После всех этих утрат срабатывает "инстинкт самосохранения". Всеобщим желанием становится стабильность, воссоздание государства, способного обеспечить социальный мир. Старая власть отбрасывается. Ее место занимают основатели новой династии.

Для новой власти вопросы природопользования неизбежно выдвигались на первый план. Всякий раз она должна

была начинать с восстановления запущенного земледелия при разрушенных ирригационных сооружениях и огромном дефиците рабочей силы. Привлечь земледельца-производителя, возвратить беженцев можно было только с помощью "НЭПа" : более справедливого распределения, материальной заинтересованности, конфискации крупной земельной собственности, различных льгот и т.п. '

Подобные меры осуществлялись весьма радикально и действительно в интересах производителя, потому что в Китае бывали случаи реализации идеи "доброго царя" (например, первый император династии Мин был из крестьян). Поэтому реформы быстро приводили к подъему разрушенного хозяйства.

Итак, снова фаза роста, цикл замкнулся. В дальнейшем прогрессивная фаза начинала тормозиться, так как многие льготы земледельцам изначально имели временный характер и поэтому прекращали свое действие, площадь освоенных земель постепенно приближалась к предельной, верхи с "бедняцкими биографиями" отравлялись "ядом власти" и т.д.

Такова общая схема. Особенности циклов (продолжительность отдельных фаз и др.) зависели также от природной изменчивости (засухи, наводнения, эпидемии и др.), используемой технологии и внешнеполитических событий. Ослабление государства в фазу упадка побуждало внешнего врага к вторжениям. Любая война, даже победоносная, имела отрицательные экологические последствия, поскольку основная масса войска (пехота) набиралась из крестьян. О масштабах отвлечения рабочей силы в таких случаях говорит следующий пример. В 611г. н.э. против Кореи выступила китайская армия, которая насчитывала 1130 тыс. солдат и вдвое большее число носильщиков продовольствия.

При неоднократном приближении к критическому уровню демографического давления на землю в Древнем Китае был сформулирован взгляд на земледелие, как на главное направление природопользования. Земледелие считалось главным делом. Все остальные занятия, кроме науки и искусства управления народом, относились к второстепенным. Во многих древних текстах в близких вариантах повторяются нравоучения типа "Если хотя бы один человек не вспашет землю, то в Поднебесной кто-нибудь непременно пострадает от голода". Армия в мирное время часто занималась обычным земледельческим трудом и обеспечивала себя продовольствием. Для древнекитайской экономической мысли характерно предпочтение хлеба перед золотом в качестве идеального богатства.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 275.