Профессиональная компетентность в педагогической и психолого-педагогической деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие «компетентность» уже, чем понятие «профессионализм», поскольку человек может быть профессионалом в своей области, но не обязательно компетентным во всех вопросах конкретной профессии.

Компетентность определяют:

  • как сочетание психических свойств;
  • как психическое состояние, которое дает возможность чело­веку действовать самостоятельно и ответственно;
  • как способность и умение человека выполнять определенные трудовые функции.

Наличие компетентности можно определить по результатам профессиональной деятельности. Здесь, видимо, необходим науч­ный подход к ее оценке.

По мнению А. К. Марковой, можно выделить такие виды про­фессиональной компетентности:

специальную компетентность— владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие;

социальную компетентность— владение коллективной профес­сиональной деятельностью и принятыми приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

личностную компетентность— владение приемами личностного самовыражения и саморазвития;

индивидуальную компетентность— владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках своей профессии; готовность к постоянному профессиональному росту; спо­собность к самосохранению, неподверженность профессиональному старению; умение рационально организовать свой труд (без перегрузок).

Совокупность этих видов профессиональной компетентности является показателем зрелости человека в профессиональной деятельности, в общении, становлении личности и индивидуальности профессионала.

Для рассмотрения профессионально-педагогической компетентности возможен другой подход.

Профессионально-педагогическая компетентность (ППК) - это свойство личности, базирующееся на эрудиции, авторитетности педагога и позволяющее продуктивно решать учебно-воспитатель­ные задачи, направленные на формирование личности другого человека.

В данном случае понятие «компетентность» связано непосредственно с педагогической деятельностью.

ППК — это способность педагога превращать свою специальность в средство формирования личности обучаемого.

Таким образом, ППК представляет собой совокупность умений педагога как субъекта педагогического воздействия структу­рировать научные и практические знания в целях более эффективного решения педагогических задач.

В качестве основных составляющих профессионально-педагогической компетентности можно выделить следующие.

Специально-педагогическая компетентность педагога предполагает его осведомленность и авторитетность в области конкретной науки (или нескольких наук), определяющей содержание учебного предмета, которым должны овладеть обучаемые.

Специальная компетентность педагога базируется на его научной компетентности(знания науки плюс умения и навыки приме­нять их на практике), которая позволяет ему выступать только в роли источника знаний.

Научно-педагогическая компетентность предполагает умение педагога превращать науку в средство воспитательного воздействия на личность обучаемого.

Методическая компетентность предполагает выбор оптималь­ных методов обучения для решения конкретных дидактических задач — в том числе обучения будущих педагогов методике препо­давания.

Социально-психологическая компетентность педагога предполагает его знание процессов общения, которое осуществляется внутри групп обучаемых, между педагогом и группами, между педагогом и обучаемыми, и с учетом этого успешное решение поставленных задач для достижения искомых педагогических результатов. Она может рассматриваться как совокупная характеристика субъекта общения, включающая социально-перцептивную и коммуника­тивную компетентность.

Дифференциально-психологическая компетентность предполагает знание педагогом индивидуальных особенностей каждого обучаемого, его способностей, сильных сторон его характера, достоинств и недостатков предшествующей подготовки, а также выработки продуктивной стратегии индивидуального подхода к нему в учебно-воспитательном процессе.

Аутопсихологическая компетентность состоит в осведомленности педагога о сильных и слабых сторонах собственной личности и своей педагогической деятельности, о способах профессионального самосовершенствования, которое позволит повысить эффективность его труда.

Общепедагогическая компетентность предполагает осведомленность педагога о необходимости научного подхода к проектированию и организации педагогического процесса, результатом которого могут быть технологии обучения и воспитания.

2. Профессионализм в педагогической деятельности

1. Психологическая структура педагогической деятельности

Профессионализм деятельности рассматривается как качественная характеристика субъекта этой деятельности, которая определяется уровнем решения профессиональных задач и применяемы­ми с этой целью продуктивными способами. У разных людей уровень профессионализма деятельности различается.

Профессионализм педагогической деятельности проявляется в решении педагогических и функциональных задач.

Результатом решения педагогических задач является переход обучаемого из одного состояния в другое и достижение психиче­ского новообразования в личности или деятельности.

Результатом решения функциональных задач является создание инструментария педагогического воздействия для получения психологических продуктов деятельности. Наиболее эффективной формой такого инструментария являются педагогические технологии.

Профессионализм деятельности педагога может рассматриваться с учетом следующих аспектов:

· теории совершенствования профессионально-педагогической деятельности;

  • профессионализма педагогического творчества;
  • технологий исследования;
  • технологий психолого-педагогического конструирования;
  • технологий психолого-педагогического взаимодействия.

Для успешной подготовки к профессиональной педагогической деятельности и ее выполнения необходимо знать структуру деятельности и ее объект.

В. Д. Щадриков на основе анализа теоретических работ и эмпирического анализа различных видов деятельности сделал обобщающий вывод о структуре деятельности, выделяя в ней следующие функциональные блоки:

  • мотивы деятельности;
  • цели деятельности;
  • программа деятельности;
  • информационная основа деятельности;
  • принятие решений;
  • деятельностно важные качества.

Принимая в целом предлагаемую структуру, мы считаем, что подсистема профессионально важных качеств должна быть включена в личностный аспект, что и сделано нами при рассмотрении вопроса о профессионализме личности.

Психологическая структура педагогической деятельности — это последовательная взаимосвязь и система действий педагога, направленных на достижение поставленных целей посредством решения педагогических задач, В ней выделяются проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический компоненты.

Проектировочный компонент включает: I) цель и стратегию деятельности; 2) определение форм, методов и средств достижения результата в соответствии с поставленной целью.

Конструктивный компонент включает: 1) отбор и структуру содержания информации, которая должна стать достоянием обучаемых; 2) проектирование деятельности обучаемых, в которой необходимая информация может быть усвоена; 3) проектирование собственных деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с обучаемыми.

Организаторский компонент включает организацию: 1) информации в процессе ее сообщения обучаемым; 2) различных видов деятельности обучаемых таким образом, чтобы результаты соответствовали поставленным целям; 3) собственных деятельности и поведения в процессе взаимодействия с обучаемыми. Основной функцией организаторской деятельности является интеграция. Она, в свою очередь, достигается при использовании разнообразных средств, форм и методов организаторской деятельности. К ним относятся: учет, контроль, проверка исполнения, индивидуальная ответственность за результат своей деятельности.

Коммуникативный компонент включает установление правильных взаимоотношений между: I) педагогом и коллективом обучаемых; 2) обучаемыми в микрогруппах; 3) педагогом и педагогическим коллективом; 4) педагогом и администрацией.

Гностический компонент является своеобразным стержнем всех вышеназванных. Он включает изучение: 1) содержания и спосо­бов воздействия на других людей; 2) возрастных и индивидуаль­но-типологических особенностей этих людей; 3) особенностей педагогического процесса и результатов собственной деятельно­сти, ее достоинств и недостатков.

2. Структура обучающей деятельности педагога в соответствии со звеньями учебного процесса

Для обеспечения замкнутости и цикличности учебного процесса деятельность педагога должна включать следующие виды: планирование; организацию учебно-познавательной деятельности; предъявление информации; формирование умений и навыков; систематизацию знаний, умений и навыков; стимулирование и мотивацию личности обучаемого в процессе обучения; педагогическое диагностирование; контроль за ходом обучения, проверку и оценку усвоения содержания учебного материала; корректировку учебного процесса; анализ обучающей деятельности и ее результатов. Каждый из этих видов деятельности необходим, и все они взаимосвязаны.

Для более полного представления о структуре обучающей деятельности педагога (ОДП) важно выявить иерархию ее видов. Можно предположить, что один из них является основным, доминирующим, т. е. обеспечивает взаимосвязь деятельности педагога и обучаемых и всех компонентов процесса обучения.

Для того чтобы выполнять такую функцию, этот вид деятельности должен удовлетворять следующим требованиям:

1. находиться в сфере совместной деятельности педагога и обучаемых (обучающей и учебно-познавательной);

2. находиться во взаимосвязи с другими видами обучающей деятельности педагога и осуществляться непосредственно в про­цессе обучения (возможно, на любом из его этапов);

3. находиться во взаимосвязи со всеми элементами объекта обучающей деятельности педагога и иметь на них непосредственный выход.

Таким видом ОДП в предложенной системе является организация учебно-познавательной деятельности обучаемых. Она удовлетворяет всем сформулированным требованиям к видам ОДП, применяемым в дидактической системе, и может рассматриваться в качестве доминирующего вида. В то же время диалектический подход не исключает возможность признания какого-либо другого вида ОДП в качестве основного на определенном этапе сложного педагогического процесса.

По отношению к каждому виду обучающей деятельности пе­дагога совершенно справедливы слова А.Н. Леонтьева: «Реально же мы всегда имеем дело с особенными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стре­мится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь — может быть, уже в совсем иных, изменившихся условиях. Главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную на­правленность».

3. Педагогическое творчество

Творчество— это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Психологический аспект творчества проявляется в личностном и процессу­альном аспектах. Творческая деятельность осуществляется на ос­нове способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Однако творчество человека — лишь одна из форм творчества. В самом широком понимании творчество свойственно и живой, и неживой природе. Оно является необходимым условием развития материи, образования ее новых форм, с возникновением которых происходит и изменение форм творчества. По мнению Я. А. Пономарева, творчество в самом широком смысле есть взаимодействие, ведущее к развитию.

Мы будем рассматривать только творчество человека, а еще конкретнее — творчество педагога. В связи с этим необходимо сказать о методах исследования творчества, которые делятся на две группы. В первую группу входят традиционные методы психологии творчества (существенный признак — использование непосред­ственного опыта). Во вторую группу входят нетрадиционные методы (существенный признак — проникновение в область непосредственно не отображаемых явлений). В данном случае интерес представляют методы исследования творчества, относящиеся к первой группе:

1. наблюдение за процессом собственного творчества;

2. изучение биографических данных других творцов, непосредственно связанных с творческим процессом;

3. анкетирование;

4. интервьюирование;

5. экспериментальные методы изучения процесса творчества;

6. тестирование, позволяющее изучить творческие способно­сти и качества личности творца.

Профессиональное творчество проявляется в нестандартных способах решения задач, анализа ситуаций и принятия профессио­нальных решений. Результаты профессионального творчества мо­гут быть в виде новых идей, закономерностей, законов, концепций, принципов, правил, теорий, моделей, технологий и т.д.

Одни и те же способности функционируют в различных сочетаниях и проявляются в разнообразных видах творчества. В педагоги­ческой деятельности образуется особая структура взаимодействую­щих способностей, приобретающих педагогическую направленность.

Далее при рассмотрении данного вопроса будут использованы материалы В. А. Кан-Калика.

Творческий процесс педагога рассматривается как деятельность, направленная на решение учебно-воспитательных задач в изме­няющихся обстоятельствах.

Творческий характер носит также реализация этого решения на практике в процессе общения с обучаемыми.

Творческий процесс педагога включает умение применять уже сложившиеся приемы и навыки деятельности в новой ситуации и умение создавать новые приемы и методы.

Мастерство педагога, будучи синтезом теоретических знаний и практических умений, воплощает в себе технологические, опера­ционные и нравственные аспекты его деятельности и выступает как компонент творческого процесса.

Понятие «педагогическое творчество» шире понятия «творческий процесс педагога», так как включает еще творчество обучаемого и коллектива обучаемых во взаимодействии с педагогом.

Творческий процесс педагога как система включает две подсистемы:

  • научно-поисковую (логико-педагогическую);
  • субъективно-эмоциональную (эмоционально-творческую).

Но такое разделение возможно только в абстракции — на практике обе подсистемы активно взаимодействуют и представ­ляют собой единое целое.

Субъективно-эмоциональная сфера творческого процесса педагога включает:

1. Творческое самочувствие (ТС).

2. Искусство общения (ИО).

3. Педагогическую импровизацию (ПИ).

1. Творческое самочувствие —это результат подъема душевных сил педагога, совокупность ряда продуктивных психических состояний, обеспечивающих активную творческую деятельность.

Можно выделить следующие ступени ТС:

1. педагогическое вдохновение как предпосылка творческой деятельности;

2. педагогическое вдохновение как условие осуществления творческой деятельности;

3. педагогическое вдохновение как результат творческой деятельности, реализующийся в двух направлениях:

  • удовлетворенность сегодняшней деятельностью;
  • предпосылка творческого подъема в дальнейшей педагогической деятельности.

2. Искусство общения в коммуникативной деятельности — это приемы и навыки органичного социально-психологического взаимодействия педагога и обучаемого, содержанием которого являются обмен информацией, воспитательное воздействие с помо­щью различных коммуникативных средств, а также организация взаимоотношений между обучаемыми. Причем педагог активизирует этот процесс, организует его, управляет им, прогнозирует и обеспечивает коммуникативность педагогической деятельности.

3. Педагогическая импровизация — это способность педагога опе­ративно и правильно оценивать ситуации и поступки обучаемых, принимать решение сразу, порой без предварительного логичес­кого рассуждения — на основе предшествующего опыта, педаго­гических и специальных знаний, эрудиции и интуитивного поис­ка и органично действовать в изменяющихся обстоятельствах, чутко реагируя на все изменения и корректируя в этой связи собственную деятельность. Учитывая важность всех перечисленных составляющих творческого процесса педагога, необходимо научиться управлять ими. С этой целью, по мнению В. А. Кан-Калика, могут быть выделены соответствующие уровни управления

 

Вывод по лекции

Понятие педагогического мастерства. А.С. Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение. "Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации" (А.С. Макаренко).

Вопросы для самопроверки

1.Пути формирования и реализация педагогического мастерства.

2. Основные компоненты педагогического мастерства.

3. Сущность и основные компоненты педагогического искусства.

4. Сущность и сферы проявления педагогического мастерства.

5. Эстетические чувства – важнейший компонент педагогического мастерства.

6. Мастерство педагога и опыт обучающего.

 

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме

Основная:

1. Введение в педагогическую деятельность. Учебник [Электронный ресурс] / А. Г. Бермус. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 112 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242

Дополнительная:

1. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства : [учебник для студ. сред. проф. образования] / Якушева Светлана Дмитриевна. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2011. - 256 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-8526-5 : 353-54.(2011)

2. Технологии обучения средствами высокотехнологической образовательной среды: учебно-методический комплекс/под ред. проф. Т.Н. Носковой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.

3. Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие / Л.А. Турик, Н.А. Осипова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. – 281 [1]с.: ил. – (Сердце отдаю детям).

Дата: 2019-07-24, просмотров: 239.